Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение




Скачать 126.57 Kb.
НазваниеМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение
Дата публикации08.12.2013
Размер126.57 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий.

1/ Определение концепции и формата торгового подразделения

Гипермаркет

Супермаркет

Дискаунт

Эконом класса

Например, АМ торгового подразделения, занимающегося реализацией драгметаллов, и торгового подразделения, занимающегося реализацией продуктов питания, будут однозначно содержать различные товарные категории и иметь разное количество артикулов. Точно также будут различны (в первую очередь по количеству артикулов) АМ торговых подразделений формата «гипермаркет» и формата «магазин у дома», даже при условии, что торговые подразделения работают в одной области.

^ 2/ Определение целевого клиента/целевого сегмента

Это маркетинговое исследование должно дать понять, на кого должен быть ориентирован ассортимент, кто является потенциальным покупателем, дать понять алгоритм принятия решения потребителем при выборе продукта. Исходя из этой информации определяется, будет ли ассортимент отечественного или зарубежного производства, должны ли быть в ассортименте только последние модели товаров, товары с каким сочетанием показателей цена/качество должны доминировать в АМ, какой вспомогательный ассортимент товаров должен обязательно присутствовать и т.д.

^ 3/ Определение ценовых диапазонов

Как правило, ассортимент можно разделить на три ценовых коридора: эконом, массмаркет, премиум. Разница между интервалами ценовых коридоров должна быть значима. Опять же не существует стандартов такового деления ни для одной категории. Однако при делении ассортимента необходимо учитывать не только саму стоимость продукта, но также стоимость пуско-наладочных работ, дополнительных услуг, эксплуатации товара.

Итогом данной стадии должен стать документ, в котором будет указано, в каких ценовых диапазонах работает торговое подразделение, а также соотношение этих диапазонов для каждой товарной категории. Например, для элитного бутика в целом это соотношение может составить 0/20/80 (эконом/масс/премиум), для гипермаркета, позиционирующего себя как «постоянно низкие цены», данное соотношение может быть 50/40/10.

^ 4/ Формирование классификатора ассортимента

В основе классификатора для ассортиментной матрицы лежит деление товарного ассортимента на товарные категории по функционально-потребительскому принципу (концепция категорийного менеджмента), хотя зависимости от целей управления могут применяться классификации соответствующие другим подходам к управлению товарным ассортиментом.

Названия категорий (а также всех других уровней классификации) должны давать потребителю полное представление об ассортименте на каждом уровне.

В общем случае структура каждой категории формируется в соответствии с номенклатурой свойств и показателей, существенных для данной категории товаров, как с точки зрения продавца, так и покупателя. Структура категории является картой принятия потребителем решения о покупке продукта.

Наиболее распространенными критериями формирования структуры являются «простота управления» (маршрутизация процесса, свойства продукции, компоновка товара, поставщики, условия реализации) и «логичность для потребителя».

Определение широты и глубины ассортимента по товарным категориям

Широта ассортимента – это общее количество однородных и разнородных товаров предлагаемых торговым подразделением в определенном промежутке времени. Глубина ассортимента – это количество видов товаров с учетом всех особенностей внутри однородной или разнородной группы.

Определениее количества представленных брендов/поставщиков

Принцип выбора брендов.

Бренды должны быть разведены по ценовым коридорам.

Присутствие брендов-аналогов должно быть минимизировано.

Бренд-поставщик должен максимально полностью закрывать ассортиментную линейку в своем ценовом коридоре. Поставщик может закрывать линейку несколькими брендами.

Идеальный вариант – один бренд в каждом из выбранных ценовых коридоров. При выборе бренда следует учитывать его историю на местном рынке.

Существующие на рынке бренды: плюсы – известность; высокая информированность клиента о бренде; минусы – высокая конкуренция.

Новые бренды: плюсы – эксклюзивность; высокая прибыльность при грамотном позиционировании; минусы – необходимость в затратах на продвижение.

^ 5/ Определение роли товарным категориям/артикулам

Роль – определенное состояние товара относительно других позиций ассортимента, характеризующееся уровнем и характером спроса на него, ценой, известностью, функциями, возложенными на него продавцом. Присвоение товарам различных ролей есть ни что иное, как создание инструмента для формирования (на оперативном уровне) политики продвижения ассортимента и ценообразования в соответствии с ожиданиями клиентов. Товары, обладающие разными ролями требуют специальных маркетинговых подходов, методов и программ.

6/ Определение артикулов, которые будут входить в АМ

Это самый длительный этап, т.к. необходимо на основании принципов, установленных на предыдущих этапах, сформировать ассортимент, состоящий в некоторых случаях из десятков тысяч артикулов. В системе категорийного управления, как уже отмечалось, этим занимаются категорийные менеджеры. Каждый менеджер в итоге составляет АМ своей категории, которые вместе составят АМ торгового подразделения (всей компании).

В результате данного шага получается матрица с заполненными значениями на пересечении строй и столбцов. В таблице 1 приведены далеко не все основные столбцы (показатели), которые должны присутствовать в АМ. Цель этой таблицы наглядно продемонстрировать примерную структуру АМ.

Ассортиментная матрица

Ассортимент

Наименование артикула

Код внутренней классификации

характеристика

Производитель поставщик

Страна производства

себестоимость

^ Цена продажи

Цена конкурента

Наличие в торговом подразделении

Состояние

Роль

Маржа

Экономический показатель оборачиваемости

Уделный вес в товарообороте

Гр А


















































































































































































Гр Б


















































































































































































7. себестоимость

Покупная стоимость товаров +ИО

  1.  Анализ взаимосвязи реализации товара (товарной группы) и общего объёма товарооборота предприятия.

  2. Анализ влияния на товарооборот изменения объёма поступления товаров и величины товарных запасов.

  3. Прогноз общего объёма товарооборота по продаже отдельного товара и оценки реалистичности их выполнения.



  4. ^ ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ

  5. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах. Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности его деятельности.
    В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов (рис. 5.2).
    Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимент товаров, соответствующему параметрам этой рыночной ниши, отводится первостепенная роль.
    Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению “импульсивных покупок

  6. Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Широта и глубина ассортимента товаров в магазине зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма его товарной специализации, размер торговой площади, а также состояние предложения на потребительском рынке.
    Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции и организовать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
    И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий рентабельной его деятельности. В условиях рыночной экономики рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость ( удельный вес издержекообращения в составе розничной цены отдельных товаров или всего объёма их реализации в определённом периоде) и налогоёмкость ( удельный вес всех видов налоговых платежей в составе розничной цены конкретных товаров или всего объёма их реализации в определённом периоде) реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

  7. Процесс формирования ассортимента товаров в магазине с учетом рассмотренных принципов осуществляется по следующим четырем этапам:

  8. 1) определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине;

  9. 2) осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;

  10. З) определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов (в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров);
    4) разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингентам покупателей.
    Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. Связь между этими показателями была рассмотрена ранее в процессе обеспечения рационального размещения отдельных групп товаров на площади торгового зала.
    В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.
    Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, является размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся (ИЛИ планируемую) структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.
    Результаты проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для универмагов:
    — товары для детей;
    —товары для женщин;
    — товары для мужчин
    — товары для дома;
    — культура в быту и организация досуга
    — товары для шитья и вязания.

  11. Приведенная номенклатура потребительских комплексов является примерной - ее можно уточнять с учетом конкретных условий.
    В рамках потребительских комплексов выделяются микрокомплексы, которые могут быть организованы как постоянные, так и сезонные, Особое внимание следует уделять организации постоянных микрокомплексов. Ниже приводится примерная номенклатура постоянных микрокомплексов в рамках организации отдельных потребительских комплексов:
    1. Товары для детей
    Товары для новорожденных и детей ясельного возраста

  12. Товары для девочек
    Товары для мальчиков
    детская мебель и коляски
    Игрушки
    Юный умелец

  13. 2. Товары для женщин
    Верхняя демисезонная и зимняя одежда
    Блузы и кофты
    Костюмы и юбки
    Платья
    домашняя и спортивная одежда
    Обувь
    Предметы женского туалета
    Товары для невесты
    Подарочные комплекты для женщин

  14. 3. ^ Товары для мужчин
    Верхняя демисезонная и зимняя одежда
    Костюмы и брюки
    Сорочки и пуловеры
    Домашняя и спортивная одежда
    Обувь
    Предметы мужского туалета
    Подарочные комплекты для мужчин

  15. ^ 4 Товары для дома
    Товары для приготовления и хранения пищи и сервировки стола
    Предметы убранства квартиры.

  16. Предметы для ухода за квартирой и стирки
    умелые руки
    Столовое и постельное белье
    Подарочные наборы к свадьбе и новоселью
    ^ 5. Культура в быту и организация досуга
    Музыкально развлекательные товары, фототовары
    Компьютерная техника
    Личные украшения подарки, сувениры
    Товары для работы и учебы
    Предметы личной гигиены
    Товары для спорта и туризма
    ^ 6. Товары для шитья и вязания
    Ткани для верхней одежды
    Ткани на платья и блузы
    Бельевые ткани
    Шерсть и синтетика для вязания пуговицы, отделочная фурнитура
    Принадлежности для шитья и вязания
    Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются как правило в канун праздников или в период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов. в отдельных случаях в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных комплексов.
    Комплексный принцип построения ассортимента товаров применяется не только в универсальных непродовольственных магазинах. в магазинах типа «для женщин», «для мужщин» «Товары для детей» «Товары для дома» «хозтовары» «Культура в быту», и «туризм» ассортимент товаров может быть сгруппирован по полной номенклатуре микрокомплексов, соответствующих специализации магазина. В специализированных магазинах типа «Одежда», «Обувь», и других ассортимент товаров может быть скомплектован в виде отдельных микрокомплексов.
    Следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в табл. 5.3.

  17. Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутригруппового анализа оборачиваемости товарных запасов. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается по форме, приведенной в табл. 5.4.





  18. Наряду с правильным формированием ассортимента товаров важной задачей является обеспечение его устойчивости Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине (используемых при оценке уровня обслуживания покупателей), является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:



  19. где Ку, - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
    О12 Оп - количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
    а — количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;
    п - количество проверок.
    При расчете коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключать товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.
    Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:
    — для универсамов и гастрономов — 0,90;
    — для универмагов 0,80;
    — для магазинов обуви и одежды — 0,75;
    — для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров — 0,85.
    Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconЗадание и методические указания на курсовой проект
Методические указания предназначены для выполнения курсового проекта по дисциплине «Экономика эксплуатационной работы» для студентов,...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы предприятий»
Дополнительные темы курсовых работ по дисциплине «Финансы предприятий» для студентов специальности «Финансы и кредит» 35

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconЭкономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой...
Написание курсовой работы по дисциплине Экономика предприятия важнейший элемент учебного процесса. Подготовка и защита курсовой работы...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconМетодические указания к выполнению курсовой работы рекомендовано...
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Строительная физика» для студентов специальности...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы компьютерного дизайна»
Основы 3d-моделирования. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 261400. 62 / Сост. Конягина...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по учебной дисциплине...
Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Финансы и кредит» для студентов заочного образования по специальности...

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconМетодические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Юридическая психология»
Выполнение курсовой работы является определенным этапом подготовки специалистов – юристов в высшем учебном заведении

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине Управление ассортиментом торговых предприятий. 1/ Определение iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика недвижимости»
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика недвижимости» для студентов дневной формы обучения специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов