1. Предмет и методология экономической теории




Название1. Предмет и методология экономической теории
страница1/8
Дата публикации09.12.2013
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Тема 1. Предмет и методология экономической теории.
1. Экономика как сфера хозяйственной жизни.

Экономика – это хозяйство страны, отдельной ее части, группы стран или всего мира в целом, т.е. сфера жизни общества, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Блага – это полезные вещи, услуги – полезные действия, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Некоторые блага человек может получить непосредственно из природы путем прямого присвоения ее вещества (воздух, солнечный свет, лесные ягоды и т.п.), но это лишь малая часть того, что необходимо ему для жизни. Все остальное, в чем нуждаются люди, они должны произвести, преобразовав определенным образом вещество природы. Производство – это процесс создания благ и услуг. Его целевая функция - удовлетворение потребностей людей. Производство состоит из двух сфер: а) материальное производство, в котором создаются материальные блага (промышленность, с/х) и оказываются материальные услуги (транспорт, коммунальные услуги, торговля); б) нематериальное производство (непроизводственная сфера) включает нематериальные блага (создание духовных ценностей) и нематериальные услуги (образование, здравоохранение). Особенностью современного этапа развития экономики является преобладание непроизводственной сферы, в которой в разных странах занято от 50 до70% населения.

Производство является основой жизни общества и важнейшим процессом, происходящим в экономике. Благополучие людей зависит, степень удовлетворения их потребностей зависит, прежде всего, от развития производства. но также и от других экономических процессов – распределения, обмена и потребления.

Распределение – это выделение доли произведенного продукта и производственных ресурсов каждому участнику экономики. Возможны различные виды распределения: по труду, по потребностям, по вложенному капиталу, по силе, уравнительное. На разных этапах развития общества преобладали те или иные виды распределения и их сочетания, что влияло на возможности развития производства – стимулировало или, наоборот, сдерживало экономический прогресс.

Обмен – это взаимная передача благ или услуг, которая может иметь разные формы: эквивалентный и неэквивалентный обмен, натуральный и товарно-денежный обмен.

Потребление – это процесс использования благ. Оно может быть личным (использование людьми различных вещей для удовлетворения их личных потребностей) и производительным (использование в производстве сырья, станков, электроэнергии и т.п. для создания новых благ и услуг. Производительное потребление это и есть производство.) Потребление может быть также индивидуальным, когда человек или семья индивидуально используют свои личные вещи, и общественным, когда какие-то блага используются коллективно многими людьми, например, общественный транспорт, кинотеатр, музей и т.п.

Поскольку в процессе потребления блага перестают существовать, необходимо, чтобы процесс производства был непрерывным, постоянно возобновлялся, т.е. чтобы происходило воспроизводство.

Воспроизводство – это постоянное возобновление производства, в котором выделяются четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление. Оно происходит как на отдельных предприятиях (индивидуальное воспроизводство), так и на уровне всей страны (общественное воспроизводство).

Различают простое, расширенное и суженное воспроизводство. Простое воспроизводство – это возобновление производства в прежнем размере, когда количество производимой продукции не изменяется от одного периода времени к другому. Расширенное воспроизводство – это возобновление производства в увеличивающемся размере, когда количество произведенной продукции возрастает из года в год, оно является основой экономического роста. Суженное воспроизводство – это возобновление производства в уменьшающихся размерах, что является свидетельством процессов деградации производства или его перехода на другие виды деятельности.

Различают два типа экономического роста. Экстенсивный рост – увеличение производства преимущественно за счет использования большего количества сырья, рабочей силы и других факторов производства. Интенсивный рост – увеличение производства за счет внедрения новых технологий, повышения квалификации работников, т.е. за счет качественного совершенствования факторов производства.

^ 2. Виды экономических субъектов (микро, мезо, макро и мировой уровни экономики).
Различают малые, средние и большие экономические субъекты в зависимости от функций, которые они выполняют.

К малым хозяйственным субъектам (микроуровень экономики) относятся предприятия и домохозяйства, т.е. семьи или одиноко живущие граждане, ведущее свое домашнее хозяйство. Предприятия производят блага и услуги, а домохозяйства потребляют их, поставляя взамен рабочую силу.

Средние хозяйственные субъекты (мезоуровень экономики) – отрасли экономики (машиностроение, сельское хозяйство, здравоохранение и другие) и экономические районы (например, Тверская область, Кашинский район, город Тверь и т.п.). Каждая отрасль состоит из многих предприятий, и ее задача – удовлетворить потребности страны во всем многообразии продукции этих предприятий, обеспечить их комплексное развитие. Например, здравоохранения как отрасль экономики должно обеспечить не только лечение заболевших людей, но и профилактику заболеваемости, развитие медицинской науки, подготовку медицинских работников, материально- техническое обеспечение медицинских учреждений и т.д. Также и экономические районы, включающие в себя множество предприятий и домохозяйств, должны обеспечить их гармоничное взаимодействие и развитие, создать условия их успешной работы и жизнеобеспечения (дороги, общественный транспорт, коммунальное хозяйство, учреждения инфраструктуры и т.п.). Таким образом, функции средних субъектов гораздо шире и разнообразнее, чем малых хозяйственных субъектов.

Большой хозяйственный субъект (макроуровень экономики) – это экономика страны в целом. Ее задачами являются обеспечение сбалансированного развития всех средних и малых субъектов, формирование денежного обращения, банковской системы, комплекса отраслей материального и нематериального производства, транспортного сообщения, обороны, полиции и т.д.

Четвертым видом хозяйственных субъектов является мировая экономика – экономика всего мира как единое целое, основанная на международном разделении труда, мировом рынке и других формах международного сотрудничества.

^ 3. Проблема выбора как центральная проблема экономики.
Хозяйственные субъекты существуют в условиях двух обстоятельств – безграничности потребностей и ограниченности ресурсов для их удовлетворения. Все потребности невозможно удовлетворить в полном объеме. Поэтому постоянно приходится выбирать, как и на какие потребности истратить ресурсы, чтобы с минимумом затрат достигнуть наилучшего результата.

Проблема выбора является центральной проблемой экономики и включает в себя триаду вопросов:

1. что производить (и в каком количестве)

2. как производить (с какими затратами)

3. для кого производить

Критерием правильности выбора является показатель эффективности производства, отражающей соотношение результатов производства и затрат на его осуществление.

Эффективность = результат : затраты
^ 4. Предмет экономики как науки.
Экономика как наука изучает поведение людей и выбор, который они делают, в мире безграничных потребностей и ограниченных ресурсов.

На выбор хозяйственного субъекта влияют как субъективные, так и объективные факторы. Например, покупая товар в магазине, человек руководствуется своими вкусами, пристрастиями, эмоциями (это субъективный фактор). Но нередко бывает, что человеку нравится один товар, а он покупает другой, потому что он стоит дешевле. Это объективный фактор, влияние экономических законов, в частности в данном случае закона спроса, который говорит, что чем выше цена, тем меньше спрос на товар.

Предметом изучения экономики являются объективные экономические законы, которые влияют на поведение людей, заставляют их делать определенный выбор и тем самым регулируют всю экономическую жизнь.

Экономические законы – постоянно повторяющиеся, объективные, существенные взаимосвязи между экономическими процессами или явлениями (например, закон спроса выражает связь между ценой и спросом).

Они не зависят от воли и сознания людей и действуют даже если общество не знает о них. Люди не в состоянии их отменить, но могут по незнанию поступать вопреки экономическим законам. В таком случае они наносят ущерб своему хозяйству, замедляя его развитие или даже приводя к разорению.

Функции экономической теории:

1. теоретическая - познание сущности экономических процессов, причинно-следственных связей, движущих сил экономического прогресса, выявление экономических законов

2. практическая – поиск путей повышения эффективности хозяйственной деятельности на всех уровнях – от предприятия до экономики всей страны и мира

3. методологическая – экономическая теория является базой развития прикладных экономических дисциплин, в том числе экономики здравоохранения, фармации, менеджмента, маркетинга и других, одновременно обогащаясь достижениями этих наук и обобщая их.

Разделы экономической теории:

1. микроэкономика, изучающая проблемы функционирования и развития малых хозяйственных субъектов

2. макроэкономика, изучающая проблемы и пути их решения больших хозяйственных субъектов

3. мировая экономика, изучающая проблемы и противоречия мирового хозяйства.

^ 5. Потребности как результат и как стимул развития производства.
Потребность – это необходимость в чем –либо, желание иметь определенное благо или услугу. Существует много классификаций потребностей с точки зрения различных критериев. Приведем некоторые из них, наиболее значимые для курса экономики.

В зависимости от субъекта выделяют личные, коллективные и общественные потребности.

Личные потребности с точки зрения их содержания делятся на материальные, духовные и социальные.

В зависимости от возможности удовлетворения на данном этапе развития производства потребности делятся на абсолютные (они могут быть удовлетворены лишь у небольшой части населения, например, потребность иметь собственный самолет или совершить кругосветное путешествие), действительные (они могут быть удовлетворены у большей части населения, например, иметь автомобиль или поехать в отпуск в другую страну) и платежеспособные, зависящие от дохода человека (например, воспользоваться услугами общественного транспорта или провести отпуск в своем городе на берегу реки).

С точки зрения влияния на человека и окружающий мир потребности можно разделить на разумные, удовлетворение которых благотворно влияет на человека, и неразумные, удовлетворяя которые человек теряет здоровье, разрушает собственную жизнь или окружающий мир (курение, наркотики, переедание, злоупотребление алкоголем и т.п.)

Факторы, влияющие на потребности, многообразны. Это образование, воспитание, доход, профессия, должность, место жительства, семейное положение человека и другие. Но главным фактором, под воздействием которого формируются потребности, является уровень развития производства. Производство, развиваясь, создает новые товары и услуги, а значит и потребности в них, дает людям больше свободного времени, требует все более высокого уровня образования работников. Об этом говорит закон возвышения потребностей – потребностей становится больше, они изменяются качественно, возрастает удельный вес духовных и социальных потребностей.

Создавая новые потребности, производство не может сразу полностью их удовлетворить, и таким образом у него всегда остается стимул к дальнейшему развитию

^ 6. Производственные ресурсы. Факторы производства.
Производственные ресурсы – это возможности, которыми обладает общество для создания товаров и услуг (материальные, природные, трудовые, финансовые, информационные и т.п.).

Факторы производства – это ресурсы, непосредственно вовлеченные в процесс производства и используемые в нем.

Согласно современной трактовке выделяют следующие факторы производства:

1) труд – целесообразная деятельность человека, имеющая общественно-полезный характер и направленная на создание благ;

2) земля – это природные блага, используемые в процессе производства (земная поверхность, полезные ископаемые, лес, реки и т.п.),

3) капитал (в широком смысле) – все то, что способно приносить доход (деньги, ценные бумаги, имущество, драгоценные камни …). Условно выделяют: денежный (финансовый) и реальный (станки, здания…) капитал.

4) предпринимательская способность – совокупность знаний, навыков, психологических качеств, необходимых для соединения в едином производственном процессе факторы 1), 2), 3) с целью получения прибыли.

5) информация.

Классификация факторов производства по К. Марксу:

1) рабочая сила – работники, обладающие необходимыми знаниями, навыками, здоровьем для выполнения трудовых операций

2) средства производства – все материальные факторы, которые используют работники в своем труде, без которых процесс производства невозможен. К ним относятся:

1. предметы труда - сырье, материалы, полуфабрикаты, из которых создается готовый продукт;

2.средства труда – то, с помощью чего создается готовый продукт - инструменты, оборудование с помощью которых обрабатываются предметы труда, а также здания, сооружения в которых происходит производственный процесс.
^ 7. Виды экономических систем (этапы развития экономики)
Экономика представляет собой единую систему, т.е. комплекс взаимосвязанных элементов (отраслей, районов, предприятий, домашних хозяйств). Каждый элемент выполняет свою функцию и зависит от других элементов. Поэтому все элементы должны находиться в соответствии друг с другом.

Например, чтобы здравоохранение могло нормально выполнять свою функцию – возвращать здоровье населению – необходимо достаточное количество квалифицированных врачей и другого медицинского персонала, медицинское оборудование, медикаменты, необходимо отопление, освещение, коммунальные услуги в зданиях, где расположены медицинские учреждения, и многое другое. Поэтому необходимо достаточное количество вузов, колледжей для подготовки медицинских работников, заводы для производства оборудования, электростанции и т.д. Необходимо производство продуктов питания, чтобы все занятые в этих отраслях работники и их семьи могли нормально питаться, и очень многое другое. Тоже самое касается абсолютно любой сферы деятельности и каждого человека. Никто не существует изолировано, все зависят друг от друга и должны соответствовать друг другу.

Как достигается соответствие между частями экономики? Что является главным регулятором производства, управляющей силой, приводящей элементы в соответствие друг другу и потребностям общества?

В истории существовало три основных регулятора экономики: традиции, рынок и государство. В зависимости от того, какой из них является основным, выделяется четыре вида экономических систем:

^ 1. традиционная экономика, в которой главным регулятором, заставляющим производителей выбирать то или иное направление деятельности, были традиции, т.е. определенные правила поведения, закрепленные в сознании людей и передающиеся из поколения в поколение. Основным хозяйственным укладом являлось натуральное хозяйство со свойственными ему примитивными орудиями труда, замкнутостью хозяйственных единиц, неразвитостью отношений обмена и медленными темпами развития. Если семья занималась, например, сельским хозяйством, то и дети, и внуки становились по традиции тоже крестьянами, а в семье купца дети становились купцами, и выйти за пределы традиций было очень трудно. Семья была не только ячейкой общества, но также основной производственной единицей.

^ 2. рыночная экономика, где главным регулятором производства является рынок, его стихийные экономические законы, такие как закон спроса или закон предложения. Именно они диктуют производителям ответ на триаду вопросов: что производить, как и для кого. Все ориентируются на спрос, меняют направление деятельности, стремясь получить максимальную прибыль от продажи товара. Получение прибыль является главной целью производства. Рыночная экономика основана на товарном производстве, частной собственности и экономической свободе. Она разрушает традиции, замкнутость производственных единиц, втягивает всех в процесс обмена и способствует быстрому развитию производства.

^ 3. плановая экономика, в которой основным регулятором производства становится государство. Частная собственность заменяется государственной, экономическая свобода отсутствует. Все предприятия являются собственностью государства, которое составляет планы развития как для всей национальной экономики в целом, так и для отдельных отраслей и предприятий. Система материального и морального стимулирования заинтересовывает предприятия в выполнении планов. Рыночные отношения играют незначительную роль. Целью производства является удовлетворение растущих потребностей людей, формируется система социальной защиты.

^ 4. смешанная экономика, когда действуют два основных регулятора производства – рынок и государство. Наряду с различными формами частной собственности существует обширный сектор государственной собственности. Государство осуществляет разработку общенациональных планов и программ, заинтересовывая материально частные предприятия к участию в их осуществлении. Целью частных собственников остается прибыль, целью государства – обеспечение общенародных интересов. С помощью планирования и других методов государство активно регулирует экономику и обеспечивает социальную защиту населения.
^ 8. Этапы развития экономической науки

Античность (Ксенофонт, Аристотель, Платон): появились отдельные элементы экономических знаний. Экономические проблемы рассматривались в рамках философии. В трудах античных философов анализировались проблемы эквивалентности обмена товаров и услуг, соответствие существующих цен принципу справедливости, были сделаны попытки разобраться в свойствах товара, сущности и функциях денег.

Средние века (Фома Аквинский, Августин) – экономические процессы находились под значительным влиянием религии и трактовались с позиций Священного писания.

Меркантилизм - первая самостоятельная экономическая школа – (16-17 вв.) (А. Монкретьен, Т. Манн). Меркантилизм возник в период Великих географических открытий и бурного развития международной торговли. Взгляды меркантилистов отражали интересы купцов, торгового капитала. Источником богатства общества меркантилисты считали торговлю (главным образом, внешнюю) и золото.

Физиократы (Ф. Кене, А.Р.Ж. Тюрго). Источником богатства общества считали землю, а основной сферой экономики – сельское хозяйство.

Классическая политическая экономия (У. Петти, А.Смит, Д. Риккардо, 18 в.). Источником благосостояния общества считался труд человека во всех отраслях производства. А. Смит является основателем либерализма – свободы в экономических отношениях и минимального вмешательства в экономику, которому Смит отводил роль «ночного сторожа».

Марксизм (19 в.) (К. Маркс, Ф. Энгельс) – изучали законы функционирования капитализма как существующей экономической системы и социализма как будущей экономической системы. В их трудах капитализм впервые предстал как единая система категорий и законов, основными элементами их учения были: учение о прибавочной стоимости, изучение сущности товара, наемного труда и капиталистической эксплуатации, рассмотрение исторического процесса как объективной смене общественно-экономических формаций и др.

Маржинализм (К. Менгер, Ф. Визер, Дж. Кларк) – внесли в предмет экономики элементы психологии (изучали поведение потребителя на рынке) и усилили математический аппарат.

Современная экономика (с 20-го века) включает в себя ряд направлений:

а) неоклассическое направление (Альфред Маршалл), сторонники которого выступают за невмешательство государства в экономику, полагая, что капитализм с помощью рыночного механизма способен сам, без вмешательства извне (т.е. без государства) регулировать экономические процессы, обеспечивать равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением. Неоклассики – сторонники свободного предпринимательства, свободы рыночных сил, саморегулирования экономики.

б) кейнсианство (Джон Мейнард Кейнс; США, годы Великой Депрессии) сторонники которого выступали за максимально активное вмешательство государства в экономические процессы, в частности проведение государством активной денежно-кредитной, бюджетно-налоговой политики, прямые государственные инвестиции в экономику.

в) монетаризм (Милтон Фридмен, в России – Е. Гайдар) рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно с точки зрения процессов, происходящих в сфере денежного обращения, а управление экономикой сводят к контролю государства за денежной массой, находящейся в обращении, за эмиссией денег. Для них деньги – ключевой регулятор рыночной экономики.

г) теория человеческого капитала (60-е гг. 20 в., Т. Минцер, Шульц). Считали капиталом накопленные человеком знания, умения, навыки, опыт, профессионализм.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет и методология экономической теории iconКонтрольные вопросы для текущего контроля и промежуточной аттестации...
Предмет и метод экономической теории. Исторический процесс ее становления экономической теории. Научные взгляды на предмет экономической...

1. Предмет и методология экономической теории iconЧасть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки

1. Предмет и методология экономической теории iconЧасть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки

1. Предмет и методология экономической теории iconЛекция Предмет и метод экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

1. Предмет и методология экономической теории iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Основы экономической теории»
Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория в системе других наук

1. Предмет и методология экономической теории iconДополнительные вопросы
Понятие экономической теории. Предмет экономической теории и ее основные функции

1. Предмет и методология экономической теории iconПредмет и метод экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук
Потребности и ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и основные характеристики

1. Предмет и методология экономической теории icon1: Предмет и метод экономической теории. Направления и школы экономической теории
Тема 1: Предмет и метод экономической теории. Направления и школы экономической теории

1. Предмет и методология экономической теории icon1. Предмет и метод экономической теории
Макконель и Брю, учебник "Экономикс" –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире...

1. Предмет и методология экономической теории iconПредмет экономической теории и его эволюция
Представления о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов