Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010




НазваниеЧетверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010
страница1/30
Дата публикации30.12.2013
Размер5.15 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет

им. Г. И. Носова»

Кеба В.И., Сказецкая Т.И.,

Щербакова Т.В., Четверикова Ю.И.
ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УЧЕНИЙ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебно-методического комплекса

Магнитогорск

2010
УДК 331.01(09) (075)
Рецензенты:

^ Зав. кафедрой экономики и предпринимательства

Магнитогорского государственного университета,

к. филос. н., профессор

Л.М. Вотчель
Кандидат экономических наук

профессор кафедры менеджмента

Магнитогорского государственного университета,

О.П. Демчук

Кеба В.И., Сказецкая Т.И.,

Четверикова Ю.И., Щербакова Т.В.

История экономических учений: Учебно-методический комплекс. –

Магнитогорск: МГТУ им Г.И. Носова, 2010. -260 с.

Пособие представляет собой учебно-методический комплекс, включающий теоретический и методический материал по истории экономических учений. В теоретической части рассмотрены основные этапы развития экономической мысли, важнейшие концепции различных школ и направлений экономической науки, развитие экономической мысли в России. Особое внимание уделено современным экономическим теориям, которые стали основой экономической политики правительств многих стран. Учебно-методический материал содержит программу дисциплины, вопросы для самоконтроля, тестовые задания, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, задания для выполнения индивидуальных (контрольных) работ для студентов заочного обучения. Рекомендуется для студентов вузов, а также для самостоятельно изучающих историю экономических учений.

УДК 331.01(09) (075)
МГТУ им. Г.И. Носова, 2009

Кеба В.И., Сказецкая Т.И.,

Щербакова Т.В., Четверикова Ю.И.,

2010



С О Д Е Р Ж А Н И Е





Предисловие……………………………………………………………………

6

Введение………………………………………………………………………...

7

^ РАЗДЕЛ 1. Экономические учения в эпоху дорыночной экономики

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.

Экономические учения древневосточных государств и античного мира…....


9

1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли……...……………………………....….……….

2. Экономическая мысль древневосточных государств………………...…...

3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима……………………..........


9

16

19

Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма………………………………...………………………………….


28

1. Экономическая мысль европейского средневековья…………………......

2. Экономическая мысль мусульманского средневековья………...………..

3. Возникновение утопического социализма……………………………..….

4. Средневековая экономическая мысль в России………...………...……....

28

33

36

39

РАЗДЕЛ 2. Экономические учения в эпоху становления рынка и развития

нерегулируемой рыночной экономики

Тема 3. Меркантилизм…………………….……………………………………...

41

1. Предпосылки возникновения и содержание концепции меркантилизма…

2. Этапы развития меркантилизма……………………...………………….....

3. Основные теоретические положения меркантилизма……………......…..

4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России………..

41

45

47

51

Тема 4. Возникновение классической политэкономии.

Экономическое учение физиократов…………………………..……………....


57

1. Предпосылки возникновения и основные черты классического направления экономической науки………………………………………………......

2. Экономические взгляды У. Петти и П. Буагильбера……………………….

3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение Ф. Кенэ……….....

4. Развитие теории физиократов во взглядах А. Тюрго…………………….


57

59

64

70

Тема 5. Английская классическая политэкономия.

Экономическое учение Адама Смита…………………………………..….…..


74

1. Условия возникновения экономического учения А. Смита……………..

2. Предмет исследования в теории А. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества……………………………...……….

3. Методология экономического учения А. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма……………………………....

4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда………………………………………..…..

5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории А. Смита…………..

6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства………………………………………………………………………….

7. Теория международной торговли и критика протекционизма…….…..….

74
76
79
82

88
91

93

Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории Давида Рикардо…….

97

1. Развитие классической политэкономии в теории Д. Рикардо. Предмет и метод исследования………………………………………………………….....

2. Основные теоретические положения. Теория стоимости Д. Рикардо……..

3. Теория распределения доходов Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента…………………………………………………………………....

4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо………………………………..………………………...


97

100
104
110

Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине ХIХ в……………………………………………………………..…..


117

1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа..

2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, Н. Сениор..

3. Классическая политическая экономия в США. Г.Ч. Кэри………………..

117

123

135

Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в……..

137

1. Экономическая теория Дж.С. Милля………………………………………

2. Экономическая теория К. Маркса……………………………………….….

137

146

Тема 9. Оппоненты классической школы. Мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм……………………………………………………

158


1. Экономическое учение С. Сисмонди……………………………………...

2. Экономическая концепция П. Прудона………………………………….

3. Утопический социализм К. Сен - Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна…………

158

156

171

Тема 10. Социально-историческое направление в экономической науке. (Историческая школа Германии)……………………………………………….


179

1. Предпосылки возникновения и особенности методологии немецкой исторической школы……………………………………………………………..

2. Экономические концепции Ф. Листа и старой исторической школы……..

3. Экономические концепции новой исторической школы…………………

4. Экономические концепции новейшей исторической школы…………….


179

181

184

185

Тема 11. Маржинализм……………………….....................................................

188

1. Методологические принципы маржинализма…………………………….

2. Австрийская школа предельной полезности………………………………

3. Лозаннская школа маржинализма.…..……………………………………..

188

192

200

Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа…………………………………………………………..….


206

1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: А. Маршалл и А. Пигу………………………………………………………

2. Американская школа: Дж.Б. Кларк…………………………………..…….


206

216

^ РАЗДЕЛ 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики

Тема 13. Институциональное направление экономической мысли…………..

222

1. Предпосылки возникновения, предмет и метод институционального направления экономической науки………………………………………….….

2. Основные течения на первом этапе институционализма - 20-30-е гг. XX в.

3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг…………….….

4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм………………………………………………………………...


222

224

230
232

Тема 14. Теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Экономические теории неокейнсианства…………………………………………………....


237

1. Предпосылки возникновения и методология кейнсианской теории……..

2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»……………..
3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению………………………………………………………………………...

4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег………………………………………………………………………………..

5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории…………………….

6. Кейнсианская теория и экономическая политика…………………………

7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез…….

237

239

241
242

244

246

248

Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине ХХ века………………………………………………………………..


254

1. Общая характеристика неолиберализма…………………………………...

2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа…………………………………………………………..

3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа……………………….

4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа…………………...

5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий……

254
256

261

264

272

Тема 16. Экономическая мысль в России в ХХ веке………………………….

277

1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа А.В. Чаянова…………………...

2. Теория «длинных волн» в экономике Н.Д. Кондратьева………………....

3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых…………………………………………………….

4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»…….

5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ………………..


277

278
281

283
284

Заключение………………………………………………………………………

286

^ Учебно-методические материалы…………………………………………….

287

1. Программа курса «История экономических учений»…………………….

287

2. Планы семинарских занятий по Истории экономических учений………

290

3. Примерная тематика контрольных работ (индивидуальных заданий)…..

292

4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «История экономичеких учений»…………………………………………………………


293

5. Тестовые вопросы для проведения итогового контроля………………….

294

6. Словарь основных терминов и понятий (Глоссарий)……………………..

297

^ Рекомендуемая основная и дополнительная литература………………….

300

Именной указатель……………………………………………………………..

301


ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение истории экономических учений - неотъемлемая часть всестороннего экономического образования, подготовки современных специалистов высшей квалификации. Этот курс предусматривает рассмотрение основных этапов развития экономической мысли, всей совокупности идей и методологических установок, которые принимались научным сообществом и на базе которых разрабатывались основы экономической теории и принципы экономической политики, в их историческом развитии. Целью курса является не только усвоение студентами идей, взглядов, концепций ученых различных эпох в области экономического и социального развития общества, но формирование на этой основе свободного творческого мышления, не связанного с какой-либо одной теоретической догмой, без чего невозможно прогрессивное развитие современного человека и общества.

Предлагаемое учебное пособие по структуре и содержанию представляет собой учебно-методический комплекс, включающий теоретический и методический материал по подготовке к практическим (семинарским) занятиям и самостоятельному изучению дисциплины. В теоретической части учебного пособия представлено систематизированное изложение экономических концепций, раскрывается их содержание, предпосылки и логика возникновения и развития. Внимание акцентируется, прежде всего, на теориях, представляющих концептуальное обоснование рыночной экономики. Значительное место отводится современным направлениям экономической мысли, в том числе институциональному направлению, которое рассматривает влияние многочисленных «институтов» - государства, права, собственности, общественной психологии на экономическое развитие общества. Отдельные темы посвящены развитию экономической науки в России, что имеет особое значение для осмысления прошлого, настоящего и будущего российского общества.

В качестве учебно-методического материала каждая тема дополнена вопросами и заданиями для размышления и обсуждения на семинарских занятиях и выполнения самостоятельной работы, тестовыми заданиями для самоконтроля и списком литературы, в том числе с указанием работ известных представителей экономической мысли по данной тематике. Вопросы и задания помогут лучше уяснить суть экономических концепций и методов экономического анализа и обеспечить полноту усвоения рассматриваемой теории.

Материал, представленный в пособии, позволит получить системное представление об этапах становления экономической науки, закономерностях и общих тенденциях развития экономической мысли, что поможет сформировать современное экономическое мировоззрение студентов.

ВВЕДЕНИЕ
История экономических учений имеет особое значение в системе экономического образования. Ее предметом является изучение исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций. История экономических учений призвана воссоздать и представить в развернутом виде картину развития экономических идей, которые сыграли определяющую роль как в формировании всех экономических наук, в том числе и экономической теории, так и в экономической практике общества.

Во все времена людей волновали проблемы своего хозяйственного быта и уклада. Первые попытки тем или иным образом описать и регламентировать хозяйственную практику наблюдаются уже в самых первых письменных источниках древних государств, дошедших до наших дней. В процессе исторического развития из аморфных идей возникли экономические учения, а на базе последних сформировалась экономическая теория и другие экономические науки. Возникновение новых экономических концепций связано с изменениями в экономической жизни, потребностью осмысления накопленного хозяйственного опыта.

Развитие рыночных отношений привело к необходимости создания соответствующих теоретических систем, способных дать обоснование рыночного способа организации экономики. Можно сказать, что история экономических учений - это история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных принципах. Однако, хотя общепринятое учение связано с анализом рыночной системы, структура этой системы со временем значительно изменялась. Чтобы пролить свет на эти изменения, каждое поколение экономистов применяло различные концепции и методы анализа, следствием чего было развитие экономической науки.

Новые теории всегда опирались на достижения предшественников. Так происходило накапливание экономических знаний, формировался язык экономической науки, ее понятийный аппарат, совершенствовался инструментарий сбора и обработки экономической информации. Создавались экономические парадигмы - совокупности наиболее общих идей и методологических установок, которые принимаются научным сообществом и на базе которых разрабатываются принципы экономической политики.

Таким образом, наиболее полное освоение основ экономической теории невозможно без знания истории ее развития. Экономист высшей квалификации просто обязан знать историю своей науки, ее выдающихся теоретиков и их идеи. Целями данного курса является изучение основных экономических течений в процессе их становления и развития; углубление и расширение знаний по экономической теории; расширение кругозора в области общих и специальных экономических наук; повышение общей, в том числе экономической культуры человека. Практическим результатом знакомства с историей экономических учений должно стать формирование собственной позиции и самостоятельной оценки экономических идей, концепций, теорий, понимание взаимосвязи между экономической теорией и экономической политикой государства и возможностью роста благосостояния общества.

Отечественная экономическая наука сегодня должна дать ответы на многие острейшие вопросы, возникшие при формировании рыночной экономической системы. Для выработки эффективной экономической политики в условиях переходной экономики необходимо как минимум, познакомиться, отобрать и серьезно оценить достижения мировой экономической теории. Таким образом, история экономических учений обращена к современности. Экономические идеи, взгляды, прошедшие историческую проверку, могут стать теоретической основой лучшего понимания истоков настоящего и выбора наиболее эффективной концепции экономического развития.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей университета. В нем представлены все главные направления и этапы развития мировой экономической мысли, тот минимум специальных систематизированных знаний по истории экономических учений, с которыми, исходя из требований сегодняшнего дня, должен быть знаком каждый современный человек и в особенности, специалисты, получающие экономическое образование.

РАЗДЕЛ 1

^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЭПОХУ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Витебская ордена «Знак...
Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconРекомендовано в качестве учебно-методического пособия Редакционно-издательским...
В. С. Баклин, В. В големгрейн., В. М. Игнатович, В. И. Попов; Национальный исследовательский Томский политехнический университет....

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconД. А. Белухин педагогическая этика: желаемое и действительное
...

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconУчебное пособие Воронеж 2011 фгбоу впо ”Воронежский государственный технический университет ”
Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconУчебно-методическое пособие /Т. П. Синютина, Л. Ю. Миколишина, Т....
Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconИнженерная графика учебное пособие
Утверждено редакционно-издательским советом спбгиэу в качестве учебного пособия для спец. 220501, 080502(1), 080502(7)

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой...
Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения...

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconКорноухов А. П., Маханько А. М. Проектирование и модернизация узлов...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальностей

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconКраткий курс лекций по грамматике английского языка Утверждено Редакционно-издательским советом
Краткий курс лекций по грамматике английского языка: Учеб. Пособие. Магнитогорск: мгту им. Г. И. Носова, 2001. — 71 с

Четверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебно-методического комплекса Магнитогорск 2010 iconПриродных ресурсов
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов