Статистика




Скачать 435.27 Kb.
НазваниеСтатистика
страница1/3
Дата публикации29.01.2014
Размер435.27 Kb.
ТипКонтрольная работа
zadocs.ru > Экономика > Контрольная работа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Лапченко Д.А.


СТАТИСТИКА

Учебно-методическое пособие

Задания к контрольной работе и методические рекомендации

для студентов заочной формы обучения

специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

и 1-26 02 02 - «Менеджмент»

Минск 2012

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Изучение дисциплины «Статистика» предполагает формирование у студентов теоретических основ и практических навыков в области познания социально-экономических явлений и процессов. В результате изучения данной дисциплины студент должен усвоить систему обобщающих статистических показателей, овладеть методами обработки экономической информации, методологией комплексного анализа социально-экономических явлений.

В соответствии с учебным планом студенты выполняют контрольную работу по дисциплине «Статистика». Целью работы является углубленное изучение важнейших научно-методологических принципов статистики, приобретение практических навыков обработки статистической информации и ее анализа, расчета важнейших статистических показателей, а также умения правильно интерпретировать и грамотно формулировать аналитические выводы по результатам расчетов.

Задание для контрольной работы состоит из двух разделов – теоретического и расчетного. При выполнении контрольной работы и ее оформлении необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  1. Контрольная работа должна быть выполнена и представлена в срок, предусмотренный учебным планом.

  2. В начале контрольной работы указывается номер выполняемого варианта задания. Работа должна быть оформлена аккуратно, иметь достаточно широкие поля для замечаний рецензента и внесения дополнений и исправлений в работу после проверки работы. В конце работы следует привести список использованной литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, глава, параграф, страница). Работа должна быть подписана слушателем с указанием даты выполнения.

  3. При написании теоретической части необходимо в краткой форме изложить содержание вопроса, используя различные информационные источники.

  4. При выполнении расчетной части перед решением каждой задачи должно быть полностью приведено ее условие. Решение задачи сопровождается описанием методологии расчета показателей и необходимыми формулами с пояснением условных обозначений. Задачи, по которым будет приведена только арифметика, без пояснений и кратких выводов, или использованы не общепринятые сокращения (без пояснений), будут считаться нерешенными. При решении задач необходимо проверять производимые расчеты, учитывая взаимосвязь вычисляемых показателей. Расчеты относительных показателей нужно производить с точностью до 0,001, а проценты – до 0,1 (с учетом округлений). По результатам произведенных расчетов должны быть сформулированы выводы. Особое внимание должно быть обращено на экономическое содержание исчисленных показателей. Полученные результаты по возможности следует оформлять в виде статистических таблиц и графиков. Обязательно приводятся единицы измерения именованных показателей.

  5. Выполненную работу студент представляет на рецензирование, после чего проводится устное собеседование. В соответствии с замечаниями рецензента студент вносит все исправления в работу, и на собеседовании в устной форме отвечает на вопросы, связанные с содержанием выполненной работы. После успешной защиты работы студент допускается к экзамену по курсу.

Студенты, не прошедшие собеседование и не получившие зачет по контрольной работе, не допускаются к экзамену.

При возникновении затруднений в ходе выполнения контрольной работы можно обратиться на кафедру за консультацией. На консультации необходимо показать преподавателю-консультанту, что сделано по каждой задаче и какие вопросы вызвали наибольшее затруднение.


  1. ^ ЗАДАНИЕ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задание (вариант) по теоретической части студент выбирает в соответствии с номером зачетной книжки.

Варианты теоретической части контрольной работы:

  1. Предмет и метод статистической науки. Задачи статистики на современном этапе.

  2. Организация статистики в Республике Беларусь. Источники и способы получения статистической информации.

  3. Формы, виды и способы статистического наблюдения.

  4. Статистическая отчетность, принципы ее организации и виды.

  5. Переписи и другие виды специально-организованных статистических наблюдений.

  6. Статистические сводки и группировки. Методологические вопросы построения группировок.

  7. Статистические таблицы, их виды и основные правила построения и оформления.

  8. Графическое изображение статистических данных. Основные элементы и правила построения статистических графиков, их виды.

  9. Абсолютные статистические величины, их виды, значение, единицы измерения и способы получения.

  10. Относительные величины и область их применения. Способы их расчета и виды.

  11. Сущность и значение средних величин. Основные научные положения теории средних.

  12. Средняя арифметическая, ее основные математические свойства и методы расчета.

  13. Виды средних величин. Обусловленность выбора средней характером исходной информации.

  14. Мода и медиана, их смысл и значение в социально-экономических исследованиях, способы вычисления.

  15. Ряды распределения, их виды и графическое изображение.

  16. Показатели центра распределения. Статистическое изучение вариации: показатели вариации и методы их расчета.

  17. Сущность выборочного наблюдения и его теоретические основы. Практика применения выборочных исследований в статистике.

  18. Виды и способы отбора единиц в выборочную совокупность. Ошибки выборки и методы их расчета Определение необходимой численности выборки.

  19. Понятие о рядах динамики, их виды, элементы и правила построения.

  20. Аналитические и средние показатели динамического ряда и методы их расчета.

  21. Понятие тенденции ряда динамики и основные методы ее выявления.

  22. Аналитическое выравнивание уровней ряда динамики.

  23. Понятие об интерполяции и экстраполяции.

  24. Сезонные колебания и методы их изучения.

  25. Сущность индексов. Задачи, решаемые индексным методом. Классификация индексов.

  26. Индивидуальные и общие (сводные) индексы. Принципы построения системы агрегатных индексов.

  27. Индексный метод анализа динамики среднего уровня (индексы переменного, постоянного состава и влияния структурных сдвигов).

  28. Ряды индексов с постоянной и переменной базами сравнения, с постоянными и переменными весами, их взаимосвязь.

  29. Использование индексов в экономическом анализе. Факторный анализ и построение многофакторных индексных моделей.

  30. Измерение связей между социально-экономическими явлениями. Формы и виды взаимосвязей.

  31. Статистические методы изучения связей.

  32. Понятие линейной корреляции. Нахождение параметров уравнения регрессии, линейный коэффициент корреляции.

  33. Понятие криволинейной зависимости, оценка тесноты связи при криволинейной зависимости. Понятие о множественной корреляции.


  1. ^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНОЙ ЧАСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Задачи представлены восемью вариантами, выбор которого зависит от начальной буквы фамилии студента:

Номер выполняемого варианта

Начальные буквы фамилии студента

Номер задач

1

А, И, Х, Э

1, 2, 3, 4

2

Б, Р, Ч

1, 2, 3, 4

3

В, П, Ц

1, 2, 3, 4

4

Г, О, Ф

1, 2, 3, 4

5

Д, Н, У

1, 2, 3, 4

6

Е, М, С, Ш

1, 2, 3, 4

7

Ж, Л, Т, Ю

1, 2, 3, 4

8

З, К, Щ, Я

1, 2, 3, 4


Решение задачи 1 предусматривает выполнение аналитической группировки статистических данных для установления зависимости между результативным признаком и факторным признаком. Исходя из максимального (xmax) и минимального (xmin) значений результативного признака и заданного числа групп (n) определяется величина интервала группировки (i):



Затем формируются группы объектов, каждая из которых, как и их совокупность в целом, характеризуется приведенными в условии задачи показателями. Результаты группировки оформляются в виде таблицы, которая должна иметь название, наименования подлежащего и сказуемого таблицы, единицы измерения, расчетные показатели. Необходимо проанализировать данные таблицы и сделать выводы.
Решение задачи 2 предусматривает исследование динамических рядов: расчет аналитических и средних показателей ряда динамики, выявление основной тенденции развития.

В зависимости от цели исследования абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста уровней ряда динамики могут быть рассчитаны цепным способом (по сравнению с предыдущим периодом) и базисным способом (по сравнению с периодом, принятым за базу сравнения).

Цепные аналитические показатели динамики определяются по формулам:

абсолютный прирост;

коэффициент роста;

темп роста;

коэффициент прироста;

темп прироста,

где yi, yi-1 – уровни ряда динамики за рассматриваемый и предшествующий периоды.

Для расчета аналогичных базисных показателей динамики используются формулы:

абсолютный прирост;

коэффициент роста;

темп роста;

коэффициент прироста;

темп прироста,

где y1 – начальный уровень ряда динамики, принятый за базу сравнения.

Абсолютное значение одного процента прироста (Ai1%) определяется цепным способом по формуле:

.

Средний уровень интервального ряда динамики () с равными интервалами рассчитывается по формуле средней арифметической:

,

где – сумма уровней ряда динамики;

n – число уровней ряда в анализируемом периоде.

Средний абсолютный прирост уровней ряда динамики () может быть исчислен как средняя арифметическая простая по цепным абсолютным приростам:

или
Средний коэффициент определяется по формуле средней геометрической двумя способами:

  1. исходя из цепных коэффициентов роста (m – число исчисленных коэффициентов, m = n – 1):

;

  1. на основе базисного коэффициента роста за весь период:

,

где n – число уровней ряда.

Средний темп прироста уровней ряда динамики исчисляется по формулам:

(в виде коэффициента);

(в процентах).

Выявление основной тенденции развития (тренда) называется в статистике выравниванием временного ряда, которое позволяет характеризовать особенность изменения во времени данного динамического ряда в общем виде как функцию времени.

Выявление основной тенденции может быть осуществлено методом скользящей средней. Для определения скользящей средней формируются укрупненные интервалы, состоящие из одинакового числа уровней. Каждый последующий интервал получается постепенным сдвижением от начального уровня ряда на один уровень. По сформированным укрупненным интервалам рассчитываются средние арифметические. Полученная средняя относится к середине укрупненного интервала. Технически удобнее укрупненные интервалы составлять из нечетного числа уровней.

При аналитическом выравнивании ряда динамики фактические уровни заменяются уровнями, вычисленными на основе определенной кривой. Предполагается, что она отражает общую тенденцию изменения во времени изучаемого показателя. Закономерно изменяющийся уровень изучаемого показателя оценивается как функция времени = . Для аналитического выравнивания наиболее часто используются линейная функция, парабола любого порядка, показательная функция, экспоненциальная функция, логистическая кривая.

При выравнивании по прямой необходимо определить параметры a и b уравнения:

= .

Параметры рассчитываются по методу наименьших квадратов в результате решения системы нормальных уравнений. Поиск параметров уравнения можно упростить, если отсчет времени производить так, чтобы сумма показателей времени ряда была равна нулю. Тогда:

= , = .

Решение задачи 3 основано на определении средних показателей.

Для определения описательных средних (моды и медианы) в интервальном ряду распределения в первую очередь необходимо определить соответствующие интервалы. Значения моды (Mo) и медианы (Me) рассчитываются по формулам:


где – нижняя граница соответственно модального и медианного интервалов;

– величина модального и медианного интервалов;

– частота соответственно модального, предмодального и послемодального интервалов;

– частота медианного интервала;

– сумма частот ряда распределения;

– сумма накопленных частот в интервалах, предшествующих медианному интервалу.

При решении задач на применение средней арифметической и средней гармонической величин способ исчисления среднего показателя выбирается исходя из экономического содержания анализируемого признака и наличия статистической информации. Например, средняя заработная плата работников предприятия определяется через отношение фонда заработной платы к численности работников. Тогда, если в условии задачи имеются данные по предприятиям о средней заработной плате и численности работников, являющейся знаменателем этого отношения, то средняя заработная работников по объединению в целом () будет исчислена по формуле средней арифметической взвешенной:

,

где – x, f – соответственно средняя заработная плата и численность работников отдельных предприятий.

В том случае, когда по предприятиям даны значения средней заработной платы работников и фонда оплаты труда, являющегося числителем указанного отношения, то средняя заработная плата работников предприятия () рассчитывается по формуле средней гармонической взвешенной:

,

где – x, w – соответственно заработная плата и фонд оплаты труда работников каждого предприятия.

В случае определения среднего уровня в моментном ряду динамики с равными промежутками времени между смежными наблюдениями используется средняя хронологическая простая:
,

где: у – уровни ряда динамики:

n – число уровней ряда в анализируемом периоде.

При неравных промежутках времени между смежными наблюдениями применяется средняя хронологическая взвешенная:
= ,

где: t – промежутки времени между смежными уровнями ряда динамики.

В тех случаях, когда в условии задачи приведены данные интервального вариационного ряда, для расчета средней арифметической взвешенной величины необходимо предварительно определить середины интервалов. При этом величины первого и последнего открытых интервалов условно принимаются равными величине соседних (смежных) интервалов.
Решение задачи 4 посвящено использованию индексов и индексного метода в экономико-статистическом анализе.

Индивидуальные индексы определяются по отдельным элементам сложного социально-экономического явления (видам продукции, группам товаров и т.д.) через соотношение величины этого явления в отчетном и базисном периодах. Например, индивидуальный индекс изменения цены какого-либо товара будет равен:

,

где – цена единицы товара соответственно в отчетном и базисном периодах.

Сводные или общие индексы рассчитываются для всей совокупности изучаемых явлений и могут быть определены в форме агрегатного или среднего индекса.

В частности, сводные агрегатные индексы товарооборота (Ipq), цен (Ip) и физического объема реализации (Iq) рассчитываются по формулам:

, , ,

где – цены товаров соответственно в отчетном и базисном периодах;

– физический объем (количество) проданных товаров в отчетном и базисном периодах соответственно.

Сводные индексы цен и физического объема реализации товаров могут быть также исчислены как средние из индивидуальных индексов (средний гармонический или средний арифметический):

, .

При этом должно выполняться равенство:

.

Аналогичная методология используется при расчете сводных индексов затрат на производство продукции, себестоимости единицы продукции и физического объема продукции, а также при анализе других взаимосвязанных социально-экономических явлений.

Использование индексных систем позволяет определить абсолютный прирост результативного показателя в целом и, в том числе, за счет изменения количественного и качественного факторов. С этой целью необходимо найти разность между числителем и знаменателем соответствующего индекса.
Для анализа динамики средних величин (средней заработной платы, средней производительности труда, средней себестоимости, средней цены) используется система индексов: индекс переменного состава, индекс постоянного состава, индекс влияния структурных сдвигов.

^ Индекс переменного состава равен соотношению средних уровней изучаемого признака. Если, например, изучается динамика средней себестоимости одноименной продукции на двух и более заводах, то индекс себестоимости переменного состава исчисляется по формуле:

= = :.

Изменение средней себестоимости единицы продукции может быть обусловлено изменением себестоимости единицы продукции на каждом заводе и изменением удельного веса производства продукции на каждом из заводов. Выявление влияния каждого из этих факторов на динамику средней себестоимости можно осуществить при помощи расчета индекса постоянного состава и индекса структурных сдвигов.

^ Индекс себестоимости постоянного (фиксированного) состава, или индекс себестоимости в постоянной структуре, исчисляется по формуле:

= = :.

Этот индекс характеризует изменение средней себестоимости единицы продукции за счет изменения только уровней себестоимости на каждом из заводов.

Индекс структурных сдвигов рассчитывается по формуле:

= = :.

Этот индекс характеризует изменение средней себестоимости единицы продукции за счет изменения только удельного веса количества произведенной продукции на отдельных заводах. Данный индекс можно исчислить, используя взаимосвязь индексов:

= .

Используя индексы средних величин, можно найти не только относительное влияние факторов, но и определить абсолютное изменение среднего уровня показателя в целом и за счет каждого из факторов: за счет непосредственного изменения уровней усредняемого признака и за счет изменения структуры. Для этого необходимо из числителя соответствующего индекса приведенной системы вычесть его знаменатель:

= ,

в том числе: = , = , + = .

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статистика iconГусаров В. М., Кузнецова Е. И. Статистика, учебн пособие 2-е изд перераб и доп
По курсу «Статистика» студент заочного отделения специальности гму-бакалавриат выполняет одну контрольную работу. Обязательными требованиями...

Статистика iconМетодические указания и рекомендации по изучению дисциплины «статистика»...
Вашему вниманию предлагается руководство по изучению дисциплины «Статистика» и подготовке к сдаче экзамена по этому предмету

Статистика iconЭкономическая статистика
«Экономическая статистика». Изложена методика написания курсовой работы, приведены теоретические положения и формулы расчета статистических...

Статистика iconУчебное пособие по дисциплине «статистика»
Учебное пособие по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление/ И....

Статистика iconСборник задач для практических занятий по дисциплине «Статистика»
Данная работа составлена в соответствии с программой курса «Статистика» для студентов специальностей 1-26 02 02 − «Менеджмент», 1-25...

Статистика iconЗадачи статистики трудовых ресурсов. Статистика численности работников....
Информационной базой трудовых ресурсов являются данные переписей населения, выборочные обследования, текущая отчетность по труду...

Статистика iconКонспект по дисци плине «статистика» (общая теория статистики)
Статистика – это важнейшая информационная система, охватывающая мир цифр. По словам Иоганна Вольфгана Гетте: «Цифры не управляют...

Статистика iconПрограмма дисциплины «Судебная статистика» Рекомендуется для направления подготовки
Учебная дисциплина «Судебная статистика» является обязательной, относится к базовой части учебного цикла, к общепрофессиональным...

Статистика iconМетодические указания и контрольные задания по курсу «Математическая статистика»
Т338 Математическая статистика: Методические указания и контрольные задания/ Сост. Н. А. Кучанская. – Вологда–Молочное: иц вгмха,...

Статистика iconМетодические указания для выполнения курсовых проектов по дисциплине «Статистика»
Методические указания предназначены для бакалавров всех форм обучения по направлениям 080100 «Экономика» и080200 «Менеджмент». Методические...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов