Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года




Скачать 93.16 Kb.
НазваниеКонцепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года
Дата публикации31.01.2014
Размер93.16 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
Тема 8. Государственное регулирование, планирование и экономическое программирование национальной экономики

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Основные разделы:

    1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

    2. Этапы инновационного развития

    3. Развитие человеческого потенциала

    4. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности

    5. Повышение национальной конкурентоспособности

    6. Внешнеэкономическая политика

    7. VII. Региональное развитие

Введение

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

^ Целевые ориентиры

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

^ Высокие стандарты благосостояния человека: Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов).

Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60 - 70 процентов (2007 год - около 50 процентов), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью).

Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году.

Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.

 ^ Экономика лидерства и инноваций

 Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний.

Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.

Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50 процентов (2007 год - 8,5 процента), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 - 35 процентов (2007 год - 5,5 процента).

В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).

Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11 процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,8 процента), на здравоохранение - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доли расходов на образование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте составят около 13 - 14 процентов, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран.

^ Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития

 

Первое направление - развитие человеческого потенциала России. Спреодоление негативных демографических тенденций, формирование условий для устойчивого повышения заработной платы,повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, побеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства,создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;

улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;

снижение уровня преступности;

^ Этапы инновационного развития 

Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

На первом этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году):

увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;

рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 процентов;

рост производительности труда - 140 - 141 процент;

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 81 - 83 процента;

рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 процента;

рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 процентов;

расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 1,4 - 1,6 процента валового внутреннего продукта;

расходы на образование (частные и государственные расходы) - 5,5 - 5,7 процента валового внутреннего продукта;

расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 5,2 - 5,4 процента валового внутреннего продукта.

Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

На втором этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году):

увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;

рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 процентов;

рост производительности труда - 171 - 178 процентов;

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 70 - 75 процентов;

рост реальных располагаемых доходов населения - 164 - 172 процента;

рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223 процента;

расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3 процента валового внутреннего продукта;

расходы на образование (частные и государственные расходы) - 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта;

Основные направления модернизации российской экономики

  • увеличение объемов вводимого в эксплуатацию жилья;

  • снижение бедности и социального расслоения населения;

  • строительство автомобильных и железных дорог;

  • увеличение производительности труда в промышленности, и сокращение издержек добыче металлов, нефти и нефтепродуктов, электроэнергии;

  • увеличение производства сельскохозяйственной продукции;

  • обеспечение прироста населения;

  • обеспечить увеличение рождаемости и средней продолжительности жизни россиян;

  • снижение уровня инфляции;

  • уменьшение коррупции;

  • снижение кредитных ставок;

  • борьба с безработицей и др.


Федеральные целевые программы

  • жилье

  • развитие высоких технологий

  • транспортная инфраструктура

  • Дальний Восток

  • село

  • социальная инфраструктура

  • безопасность

  • развитие регионов

  • развитие государственных институтов


Программа "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)"

Программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы

- Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

- Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"

- Подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации"

- Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"



  • Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы

Программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"

Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"

Программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы"

Программа "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы"

- Подпрограмма "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" (проект)

Расходы общепрограммного характера по программе "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы"

Программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы

Программа "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы

Программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы

- Подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 - 2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения" (проект)

- Подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 -2016 годы

Программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

Программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"

Программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" на 2012 - 2020 годы (проект)
^ ФЦП «Село»

Программа "Социальное развитие села до 2013 года"
Программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года"
Программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах"

^ ФЦП «Социальная инфраструктура»

Программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы

Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"

- подпрограмма "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы"

Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)"

  • подпрограмма "Сахарный диабет"

  • подпрограмма "Туберкулез"

  • подпрограмма "Вакцинопрофилактика"

  • подпрограмма "ВИЧ-инфекция"

  • подпрограмма "Инфекции, передаваемые половым путем"

  • подпрограмма "Вирусные гепатиты"

  • подпрограмма "Психические расстройства"

  • подпрограмма "Артериальная гипертония"

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы

Программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы

Программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы" (проект)

Программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"

Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы

Программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы

Программа "Культура России (2012-2016 годы)" (проект)

Программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" (проект)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р стратеги...
Федерации на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического...

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период...

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconРаспоряжение
Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconРаспоряжение
Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconСтратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года
Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции...

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconПояснительная записка о прогнозе долгосрочного социально-экономического...
Рганизаций по развитию мировой экономики, тенденций и состояния конъюнктуры мировых рынков, а также с учетом макроэкономических параметров...

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconИнновационная россия 2020
Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – кдр) в соответствии с поручением Председателя...

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconКонцепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления...
Одобрить прилагаемую Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и...

Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года iconРекомендации Мурманской рбоо «улица» в рамках проекта актуализированной...
Рекомендации Мурманской рбоо «улица» в рамках проекта актуализированной Стратегии социально-экономического развития Мурманской области...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов