Скачать 192.15 Kb.
|
Шалда Е. А.1 Модификация внешнеэкономической политики КНДР в конце XX - начале XXI вв. Экономические трудности, с которыми столкнулась Северная Корея в последние два десятилетия, порождены концептуальным подходом руководства страны к развитию народного хозяйства. В основе экономической политики северокорейского руководства лежит тезис о том, что экономическая независимость является базой политической самостоятельности. Исходя из этого, КНДР никогда не принимала участие в интеграционных и кооперационных мероприятиях с другими странами, а создавала замкнутое многоотраслевое хозяйство. Внешнеэкономическая деятельность КНДР рассматривалась руководством республики как второстепенная хозяйственная сфера, предназначенная осуществлять только взаимодополняющий обмен. Обобществление средств производства, концентрация в руках государства всех рычагов воздействия на экономику позволили на начальном этапе развития - когда необходимо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство - добиться определённых успехов. В процессе индустриализации, которая шла форсированными темпами на протяжении 14 лет (1957-1970 гг.), удалось заложить фундамент материально-технической базы народного хозяйства, создать костяк тяжёлой и лёгкой промышленности. Вместе с тем уже на заключительном этапе индустриализации возникли серьёзные диспропорции в общественном производстве. В то время как отрасли тяжёлой и обрабатывающей промышленности демонстрировали рост, наметилось серьёзное отставание в развитии топливно-энергетической и сырьевой базы страны. Произошли существенные изменения в структуре занятости и ВВП Северной Кореи (Таблица 1). Таблица 1. ^
Источник: Jong-Woon Lee. North Korea’s trade expantion with Western countries in early 1970’s and its implication on North Korea’s current attempts at economic rehabilitation. Journal of international economic studies, № 2, 2002. P. 101. После достижения определённого экономического прогресса КНДР вынуждена была вступить в новую фазу индустриализации, но для этого требовались передовые технологии и новые капиталовложения. При незначительных географических размерах и малочисленности населения трудно удовлетворить запросы дальнейшей индустриализации путём мобилизации внутренних ресурсов. В связи с разрывом в уровне внутренних инвестиций и действительным уровнем потребности в технологиях стратегия строительства экономики с опорой только на собственные силы стала испытывать трудности. Поэтому в начале 70-х гг. руководство Северной Кореи пошло на изменение внешнеэкономической стратегии, которое выразилось в резком росте торгового оборота с несоциалистическими странами, прежде всего - с Японией и странами Западной Европы, в то время как доля торговли со странами социалистического блока резко снизилась. ^ Торговый оборот с Японией вырос с $31 млн. в 1965 г. до $361 млн. в 1974 г. – в двенадцать раз за десять лет. Северокорейская торговля со странами Западной Европы также резко выросла с $18 млн. в 1965 г. до $378 млн. в 1974 г. По мере того как торговля с западными странами росла, торговый оборот с социалистическими странами постепенно снижался. Если в 1955 г. торговля с социалистическими странами занимала 99,8 % от всей внешней торговли КНДР, то к 1975 году - всего 45,5 %. Напротив, доля торговли с несоциалистическими странами увеличилась к 1975 г. до 54,5 %. Импорт из несоциалистических стран, который составлял 60 % от всего импорта КНДР, превысил объём импорта из социалистических стран1. В начале 1970-х гг. Северная Корея импортировала из Японии и Западной Европы оборудование для тяжёлой промышленности, транспортные средства, электрооборудование и продукцию химической промышленности, а экспортировала минеральное сырьё, изделия из металла, сельскохозяйственную продукцию. В СССР и Китае в начале 70-х гг. Северная Корея закупала нефтепродукты и зерно. Расширение внешнеэкономических связей со странами Западной Европы объясняется острой необходимостью КНДР приобрести передовые технологии, которых не было в соцстранах. Импорт оборудования из Японии и западноевропейских стран позитивно отразился на производительности в северокорейской промышленности в первой половине 1970-х гг., однако, породил серьезную проблему дефицита платёжного баланса. В результате массированных закупок западноевропейских промышленных товаров без соответствующего увеличения экспорта собственной продукции КНДР столкнулась с большим торговым дефицитом. Большое отрицательное сальдо торгового баланса сделало невозможным возврат займов западным кредиторам, и Северная Корея столкнулась с проблемой выплаты внешнего долга. По мере увеличения торгового дефицита Северная Корея закупала оборудование из Японии и Европы за валюту, полученную в кредит у этих стран. Таким образом, возрастающий торговый дефицит, который в 1974 г. достиг максимума в $583,3 млн., финансировался в большей степени западноевропейскими банками. К 1975 г. северокорейский долг западноевропейским странам составлял $1,2 млрд. В 1976 г. Северная Корея не справилась с долговыми обязательствами в срок и стала задерживать платежи, что в дальнейшем заставило западноевропейских кредиторов заявить о неспособности КНДР выплачивать долги. Из-за задержки выплаты кредитов и последующего дефолта по платежам кредитный рейтинг Северной Кореи оказался на низшем уровне, что не позволило КНДР делать новые заимствования у западноевропейских банков. Отсутствие доступа к капиталам сделало невозможным продолжение торговли с Европой. Таким образом, быстрое расширение торговых отношений с западноевропейскими странами в начале 1970-х гг. оказало большой негативный эффект на экономическое развитие КНДР в долгосрочной перспективе из-за возрастающего торгового дефицита и внешнего долга. В КНДР недооценили важность сбалансированного развития внешней торговли и экспортоориентированной промышленности на основе сравнительных преимуществ, поэтому в конце 1970-х в северокорейской экономике наступила стагнация. Северокорейское руководство вступило в торговлю с западноевропейскими странами с целью получения новых технологий и промышленного оборудования, недоступного внутри страны или у соцстран, а не с целью ускорения экономического роста посредством расширения экспорта, как поступили восточноазиатские новые индустриальные страны. Нехватка валюты стала основным препятствием в приобретении современного технологичного оборудования в западноевропейских странах. В ответ на дефицит торгового баланса северокорейское руководство ещё больше стало тяготеть к принципу экономической самодостаточности и независимости и сконцентрировалось на использовании внутренних ресурсов и технологий, чтобы не допустить технологического отставания и замедления темпов экономического роста. Второй семилетний план, который начался в 1978 г., был принят с целью достижения самодостаточности и технической модернизации. Однако, уже в начале 80-х гг. стало очевидным, что командно-административная система не способна самостоятельно решить вопрос модернизации экономики за счёт внутренних ресурсов, и высшее партийное руководство выдвинуло требование резко активизировать внешнеэкономическую деятельность КНДР, рассматривая её как один из важнейших факторов дальнейшего подъёма экономики. В связи с этим ставилась задача не только расширить торгово-экономические отношения со всеми странами мира, но и активно развивать с ними производственные и научно-технические связи, используя для этого новые, более эффективные формы сотрудничества, в частности - совместное предпринимательство с привлечением иностранных инвестиций. 8 сентября 1984 г. был принят специальный Закон о совместном предпринимательстве, согласно которому как на территории республики, так и за её пределами разрешалось создание акционерных обществ и совместных предприятий с участием иностранного капитала. На первой стадии реализации Закона особую заинтересованность в создании совместных предприятий с КНДР проявили фирмы «Чхонрён» – Ассоциации корейцев, проживающих в Японии. В 1986 г. для координации деятельности совместных предприятий (СП), созданных с фирмами «Чхонрён», было образовано Корейское генеральное общество международных смешанных предприятий. В первый год его работы было подписано 20 контрактов и заключены соглашения о создании СП с 15 фирмами «“Чхонрён» . К 1989 г. число таких СП превысило 70. Процесс создания СП с другими государствами и фирмами не получил достаточного развития из-за неуверенности зарубежных инвесторов в надёжности КНДР как партнёра и отсутствия у неё необходимой правовой базы для нормального функционирования СП и гарантий для иностранных капиталовложений. Экономическая система Северной Кореи оказалась неприемлемой для иностранных инвесторов ввиду отсутствия внутри страны промышленной инфраструктуры и законодательной базы, необходимых для развития бизнеса и привлечения инвестиций. ^ Перестроечные процессы, начавшиеся в Советском Союзе и восточноевропейских социалистических странах, крайне негативно отразились на экономике Северной Кореи. Руководство СССР и других соцстран стало переводить экономические связи с КНДР в русло прямых рыночных отношений и переходить на новую систему международных расчётов в свободно конвертируемой валюте с учётом мировых цен, что привело к резкому сокращению взаимного товарооборота и свёртыванию других форм экономического, производственного и научно-технического сотрудничества. Взаимные расчёты значительно осложнились из-за дефицитности инвалютных накоплений у КНДР и заметно выросшей внешней задолженности Советскому Союзу, которая к началу 90-х гг. достигла 2234,1 млн. рублей. С распадом Советского Союза КНДР потеряла не только главного, самого надёжного торгово-экономического партнёра, но и лишилась наиболее ёмкого рынка сбыта своей экспортной продукции, источника получения льготных кредитов и займов, большой материально-технической помощи и научно-технического обеспечения, игравших исключительно важную роль в укреплении и развитии экономического и производственного потенциала республики. Решающее значение советской помощи видно из того, что прекращение скрытых советских субсидий в 1990-1991 гг. вызвало в Северной Корее острейший экономический кризис. За период с 1980 по 1990 гг. ВВП Северной Кореи вырос с $13,5 млрд. до $23,1 млрд. На протяжении 1990-1998 гг. ВВП КНДР сокращался и в итоге уменьшился почти в 2 раза, составив $12,6 млрд.2 Изменение общественно-политического и экономического строя России неизбежно привело к ломке традиционно сложившихся форм и принципов межгосударственных отношений между Москвой и Пхеньяном. Руководство России в первые годы становления новой власти фактически приняло курс на свёртывание всех форм сотрудничества с КНДР. В 1990 г. объём товарооборота между двумя странами составлял $2,4 млрд., а в 1992 г. он уменьшился более чем в 8 раз и составил всего $0,3 млрд. В последующие годы товарооборот продолжал резко сокращаться и в 1995 г. составил лишь $83,4 млн. Поставки сырой нефти из России в КНДР сократились с 855 тыс. т. в 1986 г. до 40 тыс. т. в 1991 г. В 1992 г. в республику поступило всего 25 тыс. т. нефти и 20 тыс. т. мазута, что привело к остановке крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего предприятия, построенного при техническом содействии Советского Союза и рассчитанного на переработку 2 млн. т сырой нефти, поставляемой в основном из СССР. Резкое сокращение поставок в КНДР станков, нефти и нефтепродуктов, коксующегося угля и кокса, легирующих материалов, минеральных удобрений, сырья и материалов для лёгкой промышленности негативно сказалось на экономическом развитии республики. С распадом СССР практически полностью были свёрнуты производственные и научно-технические связи в области станкостроения, энергетики и других отраслях экономики, прекратила свою деятельность Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между СССР и КНДР. Все ранее подписанные соглашения о долгосрочном экономическом сотрудничестве фактически утратили силу или были заморожены на неопределённый срок. Подобное положение сложилось и во взаимоотношениях КНДР с бывшими соцстранами Восточной Европы: её торгово-экономические связи с ними также резко сократились. ^ Внешне неблагоприятные условия, связанные с нестабильностью в мировой экономике и жёсткие экономические санкции США против Северной Кореи дополнительно осложняли процесс завязывания внешнеэкономических связей. Политическая и военная обстановка на Корейском полуострове продолжала оставаться нестабильной, что резко снижало интерес к Северной Корее со стороны потенциальных иностранных инвесторов. В связи с неослабевающей военно-политической напряжённостью на Корейском полуострове КНДР, как и ранее, вынуждена была направлять значительные силы и средства на укрепление своей обороноспособности, отвлекая их от народнохозяйственных нужд. По оценке зарубежных экспертов в период с 1987 по 1993 гг. военные расходы составили примерно $34,4 млрд. Ежегодные военные расходы выросли с $4,22 млрд. в 1987 г. до $5,62 млрд. в 1993 г.3 Таким образом, при бюджете Северной Кореи в $14 млрд. в 1987 г. и $17,7 млрд. в 1993 г. доля военных расходов в бюджете составляла около 30 %. В начале XXI в. военные расходы КНДР продолжают оставаться на высоком уровне. Оборонной промышленности отдаётся приоритет при распределении ресурсов и инвестиций и, несмотря на то, что во всех секторах экономики произошёл спад производства, военные расходы не снижаются. (Таблица 2.) Таблица 2. ^
* ( млрд. вон) Источник: SIPRI 2005г. Огромный объём военных расходов является тяжёлым бременем для северокорейской экономики. Тем не менее, руководство страны рассматривает военную силу в качестве единственного фактора, способного обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность страны. В правительственной стратегии приоритетности вооружённых сил указано, что КНДР не может и не будет сужать военный сектор, даже если его масштабы мешают восстановлению экономики4. Оборонная промышленность КНДР приносит стране иностранную валюту. Однако, несмотря на то, что продукция военной промышленности находит сбыт в ряде стран Азии и Африки, на неё нельзя опереться для поддержания экономического развития. Во-первых, развитие военной промышленности привело к дисбалансу между тяжёлой и лёгкой промышленностью. Во-вторых, оборонная промышленность поглощает большую долю валютных поступлений на новые разработки, чтобы остаться конкурентоспособной. Ведь становится всё труднее удовлетворить спрос на внешних рынках. В-третьих, военная промышленность засекречена и изолирована от остальной экономики, что мешает проникновению технологий в другие отрасли. Хотя военному сектору отдаётся приоритет при распределении ресурсов, инвестиции в него в абсолютном выражении заметно упали во второй половине 90-х гг. из-за недостатка капитала, что неизбежно приведёт к отставанию военно-промышленного комплекса в будущем. В настоящее время Северная Корея использует стратегию приоритета вооружённых сил для усиления своих позиций в переговорных процессах с соседними странами, особенно - с США и Республикой Корея. Скорее всего, Северная Корея не отойдёт от стратегии приоритетного значения вооружённых сил до тех пор, пока Ким Чен Ир не убедится в отсутствии внешней угрозы. Поэтому в ближайшем будущем военный сектор останется тяжёлым бременем для северокорейской экономики. ^ После того как Северная Корея лишилась своих бывших социалистических союзников, наибольшее влияние на неё стал оказывать Китай, для которого поддержание стабильности в КНДР важно как в целях усиления влияния на полуострове, так и для обеспечения национальных интересов в Восточной Азии. В середине 90-х гг., когда КНДР столкнулась с массовым голодом и угрозой экономического коллапса, правительство Китая предоставило Пхеньяну значительную экономическую помощь. Ежегодно Китай поставлял полмиллиона тонн нефти, продукты питания и другие товары первой необходимости. Северная Корея ежегодно получала 300- 600 тыс. тонн риса бесплатно или по льготным ценам5. Можно сказать, что альянс с Китаем сыграл важную роль в предотвращении коллапса северокорейской экономики. На протяжении 15 лет Китай является основным торговым партнёром КНДР, а с 2004 г. стал основным инвестором северокорейской экономики. В 2004 г. китайские компании инвестировали в Северную Корею $173,5 млн., тогда как в 2003 г. объём инвестиций составлял всего $1,3 млн.6 В 2005 г. товарооборот с Китаем достиг $1,580 млрд., что составляет 41 % от всей торговли КНДР7. Таблица 3.^ )
Источник: Korean statistical information system. http://kosis.nso.go.kr/ Несмотря на стремительный рост торговли с Китаем , внешнеэкономическая деятельность КНДР свидетельствует о том, что Северной Корее всё ещё не удаётся открыться внешнему миру и избавиться от существующей традиционной экономической системы, ориентированной на внутренний рынок. Увеличение товарооборота между КНДР и Китаем оказывает существенный эффект на экономический рост в Северной Корее. Увеличение торговли с Китаем на 1 % приводит к росту общего объёма внешней торговли КНДР на 0,485 %, экономическому росту на 0,112 % и росту национального дохода на 0,198 % 8. ^ Несмотря на нестабильность политической ситуации и слабость правовой базы КНДР, в последние 15 лет отмечается постепенный рост межкорейской торговли и инвестиций. Межкорейский торговый оборот вырос с нулевой отметки в 1989 году до $875 млн. в 2005г. Таблица 5. Объём торговли между КНДР и РК ($ млн.)
Источник: Министерство объединения Особенностью развития внутрикорейской торговли является процессионная торговля, которую ранее в период существования соцсистемы КНДР довольно успешно использовала в торгово-экономических отношениях с Советским Союзом, ГДР и европейскими странами. Южнокорейские компании поставляют сырье на Север для переработки и затем реимпортируют готовую продукцию. В этом виде кооперации сейчас участвуют многие компании, число которых возросло с 10 в 1990 г. до 480 в 2003 г. Также можно отметить постепенную диверсификацию торговли. Перечень товаров, поступающих по линии процессионной торговли, не ограничивается одеждой, кожгалантереей и игрушками. В последнее время в ассортимент входят цветные телевизоры, телефонные аппараты, магнитофоны и прочая электроника. В 1990 г. обмен происходил по 25 позициям, а в 2003 г. - уже по 5889. В 2005 г. объём межкорейской торговли составил 0,2 % от всего объёма внешней торговли Южной Кореи, но удельный вес межкорейской торговли во внешней торговле Северной Кореи резко увеличивается. В 1990 г. межкорейская торговля составляла только 0,2 % от всей внешней торговли КНДР, затем неуклонно росла и в 2005 г. превысила 20 %. Таким образом, Южная Корея занимает второе место после Китая среди основных торговых партнёров Северной Кореи и становится весомым игроком в её внешнеэкономической политике. В 2004 г. из всего северокорейского экспорта 25 % пришлось на Южную Корею, что свидетельствует о том, что Южная Корея, наряду с Китаем, стала основным рынком сбыта северокорейских товаров. С 1990 по 1997 гг. Южная Корея в двусторонней торговле имела дефицит торгового баланса, который за этот период составил $900 млн. После 1998 г. торговый баланс РК с КНДР стал активным, но если вычесть неторговые транзакции, то баланс по-прежнему остаётся пассивным. Если посмотреть на структуру торговли КНДР с другими торговыми партнёрами, станет очевидным, насколько важен положительный торговый баланс с РК. В торговле с Китаем в 90-е гг. и до последнего времени ежегодное отрицательное сальдо торгового баланса составляет $300-500 млн., в то время как положительное сальдо в торговле с Японией за период с 1990 по 2002 гг. составляет всего $500 млн.10 Заключение Чрезмерное увеличение импорта промышленных товаров из стран Западной Европы в 1970-х гг. без встречного расширения экспорта своих товаров привело к большому дефициту торгового баланса Северной Кореей, истощению её валютных накоплений и увеличению внешнего долга. Последующая попытка отгородиться от внешнего мира и продолжить экономическое развитие собственными силами окончательно убедила руководство КНДР в том, что только развитие внешнеэкономических связей с соседними странами, прежде всего с Китаем и РК, способно вывести страну из тупика. Изменение внешнеэкономической стратегии в 90-х гг. привело к некоторому оживлению северокорейской экономической жизни. В последние пять лет наблюдается заметный рост внешней торговли КНДР с РК и особенно с Китаем. Северокорейский экспорт впервые после 1990 г. превысил миллиард долларов. Однако для того, чтобы не оказаться в ситуации середины 1970-х гг., Пхеньяну необходимо провести структурную реформу промышленного сектора с целью развития экспортно-ориентированных производств. Необходимо повысить качество экспортируемых товаров и их ассортимент, без чего невозможно увеличить продажи на жёстко конкурентном мировом рынке. Увеличение притока прямых иностранных инвестиций посредством улучшения деловой среды также должно способствовать расширению экспорта и улучшению ситуации с валютными накоплениями. Кроме того, чтобы избежать повторения неудачной интеграции с внешним миром, Северной Корее необходимо прекратить эскалацию напряжения вокруг продвижения своей ракетной и ядерной программ. Конфронтация с США по этим вопросам тормозит развитие межкорейского сотрудничества и отпугивает от сотрудничества с КНДР другие страны, в том числе западноевропейские. Снижение военного бюджета и проведение всесторонних реформ в КНДР является залогом успешного развития отношений с международным сообществом, без поддержки которого Северной Корее невозможно рассчитывать на восстановление полуразрушенной экономики. 1 Центр азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН, Москва 1 Jong-Woon Lee. North Korea’s trade expantion with Western countries in early 1970’s and its implication on North Korea’s current attempts at economic rehabilitation. Journal of international economic studies, № 2, 2002. P. 98. 2 Korea Development Institute. The research forum of the North Korean economy. 2004.12.31. С. 6. 3 Грязнов Г. В. Актуальные проблемы экономического развития КНДР (80 –90-е гг.). Корея на рубеже веков. С. 123. 4 Lee Young-sun. The Structure of North Korea’s Political Economy: Changes and Effects. A New International Engagement Framework for North Korea? С. 54. 5 Jong-Woon Lee. North Korea’s Economic Reform Under An International Framework. KIEP. 09/2004 г. С. 65. 6 Ibidem. С. 241. 7 Myung-Chul Cho. The Increase of North Korea's Economic Dependence on China and Its Implications of South Korea. 2005 г. С. 10. 8 Myung-Chul Cho. The Increase of North Korea's Economic Dependence on China and Its Implications of South Korea. 2005 г. С. 16. 9 Jong-Woon Lee. North Korea’s Economic Reform Under An International Framework. KIEP. 09/2004 г. С. 21. 10 Dongho Jo. The Changes of the North Korean Economic Policies and the Role of Inter-Korean Economic Cooperation. 2003 г. С. 231. |
![]() | ... | ![]() | Кндр – среди тех стран мира, которые в силу идеологических, политических составляющих своей внешнеполитической и внешнеэкономической... |
![]() | Позиция кндр и ее усилия по защите и поощрению прав человека на международном уровне | ![]() | Новое в учете и налогообложении внешнеэкономической деятельности. Регулирование вэд |
![]() | Стремительные изменения в России и во всем мире в конце XX начале XXI века и связанные с ними положение граждан страны, состояние... | ![]() | Семья – главный объект семейной политики. Понятие государственной семейной политики, история её развития. Цели и принципы государственной... |
![]() | ![]() | Изучение структуры субстрата, с α-м взаим-т лс сочетание фрагментов структур двух соединений с необходим свойствамими Синтез, основанный... | |
![]() | Методические указания к самостоятельному изучению курса «методология оценки эффективности внешнеэкономической деятельности» | ![]() | Тема организация и техника внешнеэкономической деятельности: цели, задачи, особенности |