Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности




Скачать 249.35 Kb.
НазваниеЭкономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности
Дата публикации31.01.2014
Размер249.35 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Байкальский Государственный Университет экономики и права
Кафедра логистики и коммерции

Экономика предприятия

Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов специальности

080301 «Коммерция (торговое дело)»


Иркутск

2010

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ


    1. Написание курсовой работы по дисциплине "Экономика предприятия - важнейший элемент учебного процесса. Подготовка и защита курсовой работы служит углублению знаний студентов, содействует приобретению у них практических навыков исследования экономических проблем коммерческих предприятий.

    2. Курсовая работа по экономике предприятия выполняется студентами дневной формы обучения в У11 семестре, заочной формы обучения - в У111 семестре и должна быть сдана на кафедру за 10 дней до экзамена по дисциплине.



  1. ^ ТЕМАТИКА, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

КУРСОВЫХ РАБОТ



    1. Выбор темы осуществляется студентом в соответствии с примерным перечнем тем, разработанных кафедрой (см. раздел У Указаний)

    2. Студент, выбрав тему курсовой работы, составляет ориентировочный план работы, подбирает литературные источники и необходимый фактический материал (на основе участия в хоздоговорных, госбюджетных научно-исследовательских темах, в филиале кафедры), по месту прохождения практики, работы (для студентов заочной формы обучения).

    3. Консультации по написанию курсовых работ осуществляются преподавателем кафедры.

    4. Объем курсовой работы должен составлять порядка 25 -30 страниц машинописного текста

    5. Устанавливается следующая структура текстовой части курсовой работы:

  • титульный лист

  • задание

  • содержание

  • введение

  • основное содержание с выделением разделов (глав)

  • заключение

  • библиографический список

  • приложение

      1. Образец оформления титульного листа в приложении 1.

      2. Во введении обосновывается актуальность темы, ее значимость в условиях перехода к рыночным отношениям, цели и задачи работы

      3. В основном содержании выделяется 3 раздела:

  1. Теоретическая часть

  2. Практическая часть

  3. Эксперименты и передовой опыт по проблеме.

В теоретической части курсовой работы раскрываются политико-экономические основы и методология изучаемой проблемы, освещение темы в трудах российских и зарубежных экономистов.

Дается сжатое изложение узловых вопросов темы. Особое внимание уделяется проблемным вопросам, с которыми знакомились студенты в процессе изучения экономической литературы по теме.

Вторая часть курсовой работы может носить методический или практический характер. Использование фактических данных организаций (предприятий) позволяет сформулировать основные выводы и наметить конкретные пути совершенствования различных аспектов коммерческой деятельности (в зависимости от темы).

Обязательным является общая характеристика, сфера деятельности, рассмотрение динамики основных технико-экономических показателей за ряд лет по материалам конкретного предприятия (по месту прохождения экономической практики):

- абсолютные величины, а также темпы роста объема реализации продукции в натуральном измерении и оборота (выручка за минусом НДС и акцизов);

- доля данного предприятия в общей сумме реализации соответствующей отрасли;

- степень диверсификации производства, анализ структуры производства;

- доля экспортной продукции;

- благополучие рыночной конъюнктуры, уровень и динамика цен;

- методы конъюнктурной борьбы, используемые предприятием, рекламная политика;

- каналы сбыта, основные потребители продукции;

- подверженность производства сезонным колебаниям;

- поставщики;

- социальные аспекты деятельности предприятия (возрастной и профессиональный состав, уровень профессиональной подготовки, политика в области занятости - сокращение штатов или создание рабочих мест);

- степень соответствия производственного аппарата технологическим требованиям рынка, располагает ли предприятие резервом производственных мощностей;

- анализ оборачиваемости активов (оборот / активы ), графики динамики оборота и коэффициента оборачиваемости;

- структура затрат, доля затрат в выручке от реализации;

- всегда ли удается предприятию перекладывать инфляционные потери на цену реализации (по возможности - определить индекс возмещения затрат);

- разделение затрат на постоянные и переменные;

- точка безубыточности;

- размер маржинального дохода;

- анализ оптимальности затрат на рабочую силу (соотношение темпов изменения чистой прибыли и затрат на рабочую силу);

- анализ структуры и динамики балансовой прибыли;

- анализ рентабельности продаж;

- анализ рентабельности активов ( прибыль от реализации / активы );

- анализ рентабельности собственных средств;

- расчет операционного левириджа, оценить степень делового риска;
При методической ориентации второй главы курсовой работы студент на основе изучения экономической литературы дает характеристику методике проведения расчетов по рассматриваемой теме.

В третьей части, являющейся обязательной при написании работы, студент обобщает отечественный и зарубежный опыт по рассматриваемой теме, отражает результаты анализа и внедрение передового опыта, дает собственные предложения по проблеме.

В зависимости от темы курсовой работы порядок освещения отдельных вопросов при раскрытии ее основного содержания может видоизменяться.


      1. В заключении дается обобщение полученных в работе результатов.

      2. В библиографический список включаются только те источники, которые были проработаны студентом при выполнении данной курсовой работы.

      3. Приложения включают: дополнительный материал, технологическую и нормативно-техническую документацию, описания алгоритмов и распечатки задач, выполненных на ПЭВМ.

    1. При написании курсовой работы обязательно использование экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники

    2. В ходе подготовки курсовой работы студент руководствуется специальной экономической литературой, материалами конкретного коммерческого предприятия (организации), данными о зарубежном опыте других стран.

    3. Обязательным требованием является использование журнальных и газетных статей за последние два года по рассматриваемой проблеме.



  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ



3.1. Общие требования.

3.1.1. Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц рукописного или 25-30 страниц машинописного текста через два интервала бумаги стандартного А-4 формата (210х297 мм), на одной стороне листа и подшитых в легкую папку.

3.1.2. Перед титульным листом должно быть задание на выполнение курсовой работы, подписанное преподавателем. Без него работа к рецензированию не принимается.

3.1.3. После титульного листа приводится план работы под заголовком «Содержание» с указанием страниц начала разделов и отдельных вопросов курсовой работы.

3.1.4. Каждый раздел начинается с новой страницы и выделяется соответствующим заголовком.

3.1.5. В конце курсовой работы приводится список использованной литературы, оформленный в соответствии с действующими библиографическими правилами.

3.1.6. Использование в тексте курсовой работы цитат, идей, методов, формул, цифр, таблиц, почерпнутых из литературных и иных источников, должно сопровождаться ссылками на соответствующий источник с указанием страниц непосредственно по уходу изложения материала.

3.1.7. Оформление иллюстративно-графических материалов (таблицы, рисунки, графики и т.д.) должно соответствовать утвержденным существующим правилам.
^ 4. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

4.1. Курсовая работа должна быть сдана на кафедру не позднее чем за

15 дней до экзамена по дисциплине. Работы, представленные с нарушением этого срока без уважительных причин, рецензированию не подлежат.

4.2. При рецензировании и оценке курсовой работы учитывается полнота освещения основных вопросов темы в соответствии с планом, использование, кроме приведенной в настоящих методических указаниях, перечисленной литературы, самостоятельно найденной литературы и практических материалов, а также качество их анализа. Определенное влияние на оценку курсовой работы также оказывает литературный стиль, грамотность изложения и качество оформления работы.

4.3. Проверенную курсовую работу студент может получить не ранее семи рабочих дней с момента сдачи работы на кафедру.

4.4. Не зачтенную курсовую работу необходимо переделать в соответствии с замечаниями и представить для проверки, вложив в нее рецензию на первый вариант работы. В отдельных случаях студент может к прежней работе представить дополнительные, либо переработанные в соответствии с замечаниями материалы, не переписывая всю работу.

4.5. Защита курсовой работы производится перед комиссией из преподавателей кафедры. На защите студент в краткой форме излагает основное содержание работы, перечень использованных материалов, выводы и практическую целесообразность применения на практике предложений курсовой работы, дает ответы на замечания рецензента и на возникшие в процессе защиты вопросы.

4.6. Одной из задач защиты работы студентами является проверка самостоятельности ее выполнения. Во время защиты студент вправе пользоваться своей курсовой работой.

4.7. Студенты, получившие при защите курсовой работы неудовлетворительную оценку, должны произвести необходимую доработку для повторного рецензирования и подготовить подробный доклад к защите или выполнить новую работу.

4.8. Если курсовая работа студента по согласованию с преподавателем заменена на научный доклад, научный руководитель пишет рецензию, после чего работа защищается на собрании студенческого научного общества в группе или на потоке.


^ 5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ,

порядок их выбора и примерные направления

основного содержания


  1. Принципы и методы управления коммерческими предприятиями.

Теоретическая часть:

Задачи и построение механизма управления предприятием (фирмой). Общие принципы и методы управления коммерческой деятельностью, их зависимость от правовой и экономической самостоятельности, а также от факторов внешней и внутренней среды коммерческого предприятия. Структура и функции органов управления.

Практическая часть:

на примере конкретных предприятий проанализировать структуру, функции и деятельность отдельных подразделений, их связь с поставщиками и потребителями товарных ресурсов; определить влияние использования различных принципов и методов управления на основные показатели и результаты деятельности. Сделать выводы, определить пути повышения эффективности деятельности предприятия.


  1. ^ Направления совершенствования деятельности коммерческого предприятия (организации).

Теоретическая часть:

Определить роль, задачи и проблемы развития коммерческой работы на современном этапе, новые типы и принципы организации коммерческих отношений, использование опыта зарубежных стран.

Практическая часть:

на примере конкретного предприятия проанализировать его деятельность, основные показатели и конечные результаты. Определить проблемы функционирования, развития, направления совершенствования деятельности, а также влияние этих направлений на улучшение показателей и результатов (эффективность) деятельности предприятия, динамику его развития. Сделать выводы.


  1. ^ Использование средств вычислительной техники, экономико-математических методов, информационных технологий в коммерческой деятельности.

Теоретическая часть:

Определить роль, значение и использование информационных систем, информационных служб, программных продуктов и технических средств для обработки данных, документооборота и эффективной работы коммерческой компании.

Практическая часть:

на примере конкретного предприятия проанализировать уровень оснащенности компании или фирмы электронным оборудованием, средствами связи, вычислительной техникой; использование экономико-математических методов в коммерческой деятельности для анализа поставщиков, рынка сбыта, конкурентов, оценки финансовой деятельности, прогнозов развития и т.д. Определить влияние использования информационных систем и технологий на решение проблем и улучшение показателей, результатов, динамику развития и совершенствование деятельности предприятия. Сделать выводы.


  1. ^ Хозяйственные связи коммерческого предприятия и пути их совершенствования

Теоретическая часть:

Сущность, классификация, формирование, порядок регулирования хозяйственных связей коммерческого предприятия. Договоры поставки, их роль в коммерческой деятельности.

Практическая часть:

Практический пример формирования (этапы) хозяйственных связей; анализ выполнения договоров поставки и их влияние на конечные результаты и основные показатели деятельности конкретного предприятия с использованием количественных и качественных критериев оценки или коэффициентов; определить пути совершенствования хозяйственных связей.


  1. ^ Услуги в коммерческой деятельности

Теоретическая часть:

Сущность, понятие, классификация услуг, их значение. Виды коммерческих предприятий, их основные цели, задачи, функции по организации торговых, информационных и иных услуг.

Практическая часть:

на примере конкретных предприятий проанализировать их связь с поставщиками товарных ресурсов и потребителями, их деятельность по оказанию услуг; определить уровень услуг, сервиса, эффективность работы и влияние различных видов услуг на основные показатели и результаты деятельности, как поставщиков этих услуг, так и их потребителей. Пути улучшения деятельности.


  1. ^ Стратегия коммерции

Теоретическая часть:

Сущность, понятие стратегии коммерции. Современное состояние и направления развития коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики. Прогнозирование и планирование главных направлений развития предприятия, в т.ч. его финансово-хозяйственной деятельности.

Практическая часть:

на примере конкретных предприятий проанализировать установление связи между планируемой прибылью и источниками ее получения (потребность в финансовых, материальных, трудовых ресурсах на планируемый период), планирование деятельности с использованием маркетинговых исследований и предложений; влияние разработанных планов (количественные критерии) на основные показатели и результаты деятельности коммерческого предприятия.
7. ^ Анализ основных показателей деятельности коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Дается обоснование необходимости использования системы показателей, характеризующих деятельность коммерческого предприятия, и ее эффективность, теоретические сведения о наборе основных показателей, их взаимосвязь, сущность, количественные и качественные критерии или коэффициенты.

Практическая часть:

Проанализировать деятельность конкретного коммерческого предприятия, динамику его развития. Применить метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. Определить изменения, связь и влияние основных показателей на конечные результаты. Определить пути улучшения показателей и результатов (эффективности) деятельности. Сделать выводы.
^ 8. Основные средства (фонды) коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Материально-техническая база коммерческого предприятия. Понятие основных фондов: состав и назначение. Эффективность использования и применения, воспроизводство и оценка основных фондов, затраты на воспроизводство.

Практическая часть:

Проанализировать материально-техническую базу конкретного коммерческого предприятия; состав, состояние, воспроизводство основных фондов, эффективность капитальных вложений (количественные критерии) и влияние повышения эффективности капитальных вложений на основные показатели и улучшение результатов деятельности предприятия.
^ 9. Оборотные средства коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Сущность, состав и структура оборотных средств коммерческого предприятия. Планирование потребности в оборотных средствах, их нормирование. Показатели эффективности использования оборотных средств.

Практическая часть:

проанализировать состав, структуру, источники оборотных средств конкретного предприятия, эффективность их использования по количественным критериям и коэффициентам. Проанализировать влияние оборотных средств и запасов на стабильность и эффективность деятельности предприятия.
^ 10. Организация и нормирование труда на предприятиях сферы обращения.

Теоретическая часть:

Трудовые ресурсы и регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики на предприятиях сферы обращения, трудовые нормы. Особенности трудовых договоров, контрактов. Задачи эффективного использования кадрового потенциала.

Практическая часть:

проанализировать трудовые ресурсы, трудовые отношения, трудовые нормы конкретного предприятия. Эффективность труда по количественным критериям и коэффициентам, влияние различных факторов. Планирование, анализ производительности труда и других показателей, оценка их влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.
^ 11. Организация оплаты труда работников коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Сущность, основные положения, формы и системы оплаты труда коммерческого предприятия. Регулирование оплаты труда. Фонд заработной платы. Системы премирования и их стимулирующая роль в повышении эффективности коммерческой деятельности.

Практическая часть:

Проанализировать применительно к конкретному коммерческому предприятию вопросы организации оплаты труда; использование рабочего времени; провести анализ и количественную оценку показателей эффективности использования фонда оплаты труда; факторный анализ показателей стимулирования и их влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. Определить пути рационального использования ФЗП.
^ 12. Издержки обращения коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Понятие затрат и издержек обращения, их классификация и состав по экономическому содержанию. Современные методы исследования издержек обращения. Процесс управления издержками обращения. Основные показатели и анализ издержек обращения. Влияние внутренних и внешних факторов на величину издержек обращения. Планирование издержек обращения.

Практическая часть:

применительно к конкретному коммерческому предприятию рассмотреть состав затрат, структуру, динамику, влияние внутренних и внешних факторов на величину издержек обращения. Определить основные резервы экономии издержек обращения, влияние их на конечные результаты и эффективность коммерческой деятельности предприятия.

^ 13. Ценообразование в сфере обращения

Теоретическая часть:

Понятие, значение, классификация цен. Система цен и управление ими. Ценообразование, формирование регулируемых, свободных цен. Виды скидок, надбавок. Ценовая политика в условиях рыночной экономики. Факторы, влияющие на уровень цен, доходы, прибыль и рентабельность.

Практическая часть:

применительно к конкретному коммерческому предприятию рассмотреть формирование, состав и систему цен, динамику, влияние внутренних и внешних факторов на ее величину, применяемые системы скидок, надбавок. Анализ ценовой политики предприятия, эффективности ее применения и влияние на конечные результаты деятельности предприятия.


  1. ^ Доходы и прибыль коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Сущность валового дохода. Источники формирования, анализ уровня валового дохода. Факторы, влияющие на валовой доход. Понятие, виды прибыли, принципы ее формирования, факторы, влияющие на прибыль. Распределение и использование прибыли.

Практическая часть:

применительно к конкретному коммерческому предприятию рассмотреть формирование валового дохода, прибыли. Проанализировать уровень валового дохода и прибыльность деятельности предприятия, их динамику, влияние образующих и взаимовлияющих факторов. Применить метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Определить пути улучшения показателей и результатов деятельности. Сделать выводы.


  1. ^ Прибыль и рентабельность коммерческих предприятий

Теоретическая часть:

Экономическая характеристика прибыли и рентабельности. Формирование прибыли, факторы, влияющие на прибыль. Анализ и планирование прибыли и рентабельности. Управление прибыльностью торгового предприятия. Распределение и использование прибыли.

Практическая часть:

применительно к конкретному коммерческому предприятию рассмотреть формирование прибыли, прибыльность и управление прибыльностью, динамику, влияние образующих и взаимовлияющих факторов. Применить метод комплексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Определить пути улучшения показателей и результатов (эффективности) деятельности этого предприятия.


  1. ^ Инвестиционная деятельность в коммерции

Теоретическая часть:

Сущность и виды инвестиций. Роль государства в инвестиционном процессе. Основные принципы инвестиционной политики. Источники инвестиций. Инвестиционные проекты и оценка их эффективности. Инвестирование нововведений. Иностранные инвестиции в экономику России.

Практическая часть:

применительно к конкретному коммерческому предприятию проанализировать источники, назначение и использование инвестиций, их значение для развития, улучшения показателей и результатов деятельности этого предприятия по количественным критериям и коэффициентам. Инвестиционные проекты и оценка их эффективности по основным показателям.


  1. ^ Коммерческие риски, способы их уменьшения

Теоретическая часть:

Понятие коммерческих, финансовых рисков. Определение степени и факторов риска. Причины коммерческих рисков. Условия правомерности коммерческих рисков. Страхование, хеджирование и другие способы снижения коммерческого риска.

Практическая часть:

применительно к конкретному коммерческому предприятию проанализировать возможные риски, факторы и степень их влияния на принятие решения о рисках; используемые способы и методы уменьшения рисков. Значение рисков для развития, улучшения показателей и результатов деятельности этого предприятия (количественная оценка).


  1. ^ Договорно-правовая работа в коммерческих структура

Теоретическая часть:

Нормативная и законодательная база договоров, контрактов. Значение договоров, контрактов. Основные виды договоров, контрактов. Базисные условия, структура и содержание договоров (контрактов), заключение и исполнение договоров (контрактов). Особенности соглашений с посредниками. Формы нормативного регулирования международных торговых отношений (конвенции, соглашения и пр.)

Практическая часть:

На примере конкретного коммерческого предприятия проанализировать основные виды заключаемых договоров (контрактов), структуру и содержание договоров (контрактов), заключение и исполнение договоров, организацию и эффективность договорно-правовой работы, ее влияние на улучшение показателей и результатов деятельности этого предприятия по количественным критериям и оценкам.
^ 19.Условия и формы кредитования коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Назначение, виды кредита. Принципы и условия кредитования. Оценка кредитоспособности предприятия. Порядок предоставления кредитов предприятиям, кредитный договор. Сущность и условия товарного кредита.

Практическая часть:

Для обоснования использования заемного капитала проводится анализ финансового состояния, основных показателей деятельности торгового предприятия, оценка его кредитоспособности (расчет коэффициентов ликвидности, автономии, задолженности; обеспеченность собственными оборотными капиталами, оборачиваемость запасов, прибыльности собственного капитала), расчеты плановой потребности в кредите на планируемый период, эффективность использования заемного капитала.

^ 20. Характеристика основных видов коммерческо-посреднических предприятий.

Теоретическая часть:

Сущность и роль посреднической деятельности. Задачи и функции коммерческо-посреднических предприятий. Виды, правовая и экономическая самостоятельность коммерческо-посреднических предприятий, их краткая характеристика. Экономическая оценка и содержание коммерческой деятельности.

Практическая часть:

Проанализировать деятельность одного из видов коммерческо-посреднического предприятия:

вид, район деятельности, специализация, организационная структура правовая и экономическая самостоятельность, наличие материально-технической базы, взаимодействие с внешней средой.

Анализ экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Определить пути улучшения показателей и результатов деятельности этого предприятия.
^ 21.Система налогообложения коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Система налогообложения: объекты, субъекты, источники и формы налогообложения; виды и структура налогов. Порядок налогообложения коммерческого предприятия, основные виды налогов, их влияние на результаты экономической деятельности предприятия.

Практическая часть:

На примере бизнеса конкретного коммерческого предприятия произвести исчисление основных видов налогов с учетом финансовых результатов хозяйственной деятельности этого предприятия, предоставляемых государством льгот и установленных процентных ставок. Определить влияние налогообложения на результаты экономической деятельности предприятия.
^ 22. Государственное регулирование деятельности коммерческого предприятия.

Теоретическая часть:

Сущность и необходимость государственного регулирования деятельности коммерческого предприятия. Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании и контроле коммерческой деятельности. Нормативные и законодательные государственные акты.

Практическая часть:

Проанализировать проблемы становления, стратегии, перспективы развития бизнеса конкретного коммерческого предприятия. Влияние государственного регулирования, нормативно-законодательной базы и налогообложения на деятельность этого предприятия. Анализ основных показателей с выделением налогооблагаемой базы и основных налогов, а также экономической эффективности хозяйственной деятельности в динамике.
^ 23. Организация сервисного обслуживания потребителей коммерческого предприятия

Теоретическая часть:

Сущность, понятие, классификация услуг, сервисного обслуживания, их значение. Виды коммерческих предприятий, их основные цели и задачи, функции по организации торговых, информационных и иных услуг; стратегии развития.

Практическая часть:

Проанализировать организацию обслуживания клиентов на конкретном коммерческом предприятии: специализация, виды и способы предоставления услуг, наличие материально-технической базы, затраты, связанные с сервисным обслуживанием, договорно-правовые основы взаимодействия с потребителями и т.д. Кроме того, определить структуру, уровень услуг, сервиса, эффективность работы и влияние различных видов услуг на основные показатели и результаты деятельности этого предприятия в динамике.
^ 24. Процесс закупок и формирования товарного ассортимента

Теоретическая часть:

Сущность, роль и содержание закупочной работы. Виды и методы закупок. Определение экономически целесообразной партии закупок материальных ресурсов. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров. Правовые основы закупок. Контроль и учет поступления товаров от поставщиков. Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров. Планирование, принципы подбора и установления товарного ассортимента. Основные факторы формирования товарного ассортимента.
Практическая часть:

На примере оптового торгового предприятия, предприятия розничной торговли и др. дать оценку и проанализировать процесс формирования товарного ассортимента, закупок и (или) организации собственного производства. Проанализируйте структуру товарооборота в динамике за ряд лет, а также влияние товарной и ассортиментной политики предприятия на основные показатели и финансово-экономические результаты деятельности этого предприятия.
^ 25. Источники формирования доходов и прибыли коммерческих предприятий

Теоретическая часть:

Сущность валового дохода коммерческого предприятия. Источники формирования, анализ уровня валового дохода. Факторы, влияющие на валовой доход. Понятие, экономическая характеристика, виды прибыли, факторы, влияющие на прибыль. Прогнозирование и планирование валового дохода. Размера торговой наценки, надбавки, прибыли. Стратегия управления прибыльностью предприятия.

Практическая часть:

На примере коммерческого предприятия дать оценку и проанализировать источники, процесс формирования доходов и прибыли предприятия. В процессе анализа выявить основные факторы и их количественную оценку влияния на размер валового дохода и прибыли; оценить стратегии управления прибыльностью предприятия.
^ 26. Сбытовая деятельность коммерческих предприятий

Теоретическая часть:

Сущность, роль сбыта продукции. Маркетинговый подход к сбыту товаров (планирование ассортимента и набора услуг, цена, методы распространения и методы стимулирования и т.д.). Организация оптовой и розничной продажи товаров.

Практическая часть:

Изложить теоретическую часть применительно к конкретному коммерческому предприятию: проанализировать организацию сбыта и продаж продукции, роль сбыта и его влияние на конечные результаты деятельности предприятия, основные показатели, их анализ и количественную оценку.
^ 27. Состав, структура затрат коммерческого предприятия и основные направления их оптимизации

Теоретическая часть:

Понятие затрат и издержек обращения, их классификация и состав по экономическому содержанию. Современные методы исследования издержек обращения. Процесс управления издержками обращения. Влияние внутренних и внешних факторов на величину издержек обращения. Планирование издержек обращения. Определение резервов снижения себестоимости продукции, затрат и издержек обращения

Практическая часть:

применительно к конкретному коммерческому предприятию рассмотреть состав затрат, структуру, динамику, влияние внутренних и внешних факторов на величину издержек обращения. Определить основные резервы экономии издержек обращения, влияние их на конечные результаты и эффективность коммерческой деятельности предприятия.

^ 28. Управление материальными запасами фирмы

Теоретическая часть:

Сущность, виды материальных запасов. Факторы, влияющие на оборачиваемость и величину товарных запасов. Анализ и нормирование товарных запасов. Механизм управления товарными запасами и товарооборачиваемостью коммерческого предприятия.

Практическая часть:

Изложить теоретическую часть применительно к конкретному коммерческому предприятию: проанализировать его товарные запасы в динамике, соответствие их нормам и нормативам, оценку изменений в объемах и по структуре, показатели оборачиваемости отдельных групп товаров. По результатам экономического анализа разработать конкретные мероприятия по оптимизации товарных запасов и ускорению оборачиваемости для повышения эффективности коммерческой деятельности.
^ 29. Система информации и ее роль в организации коммерции

Теоретическая часть:

Информационное обеспечение. Понятие, назначение, источники, виды и классификация коммерческой информации. Использование информационных технологий и информационного обслуживания в управленческой деятельности предприятия. Защита коммерческой информации.

Практическая часть:

На примере конкретного предприятия проанализировать использование коммерческой, деловой и технической информации и информационного обеспечения, современных информационных технологий в хозяйственной деятельности, их влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия, его основные показатели (количественная оценка).
^ 30. Маркетинговые функции коммерческих предприятий

Теоретическая часть:

Роль и использование современной теории и практики маркетинга в коммерческой работе по организации оптовой, розничной торговли, оказанию и выполнению работ (услуг) потребителям, по осуществлению закупочной и сбытовой деятельности коммерческого предприятия. Непрерывность маркетинга.
Практическая часть:

На примере конкретного предприятия проанализировать использование основных маркетинговых решений по выбору целевого рынка, товарного ассортимента и комплекса услуг, решений о ценах и стимулировании сбыта, о месте размещения предприятия и влияние этих решений на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия, его основные показатели (количественная оценка). Оценка конкурентоспособности продукции и предприятия.

Студенты выбирают одну из предложенных выше тем следующим образом:


Последняя цифра номера зачетной книжки студента

Номер темы курсовой работы (по выбору)


1 или 0

2 или 9

3 или 8

4 или 7

5 или 6


1, 6, 11, 16, 21, 26

2, 7, 12, 17, 22, 27

3, 8, 13, 18, 23, 28

4, 9, 14, 19, 24, 29

5, 10,15, 20, 25, 30




Помимо перечисленных, студенты могут предлагать и другие темы курсовых работ, представляющие интерес для конкретных коммерческих структур, а также являющиеся предметом научно-исследовательской деятельности студентов, хоздоговорных, госбюджетных НИР, выполняемых на кафедре.

Предложенная тема согласовывается с преподавателем, утверждается заведующим кафедрой.


^

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: уч.пос. – М.: Дело и сервис, 2005

  2. Арсенова Справочное пособие в схемах по экономике, 2006

  3. Басовский Л.Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия, 2005

  4. Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: экономика и организация: учебник М.: ИНФРА-М, 2006

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации

  6. Джон Шрайбфедер Эффективное управление запасами. – пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 304 с.

  7. Зеваков А.М. Логистика материальных запасов и финансовых активов – СПб.: Питер, 2005. – 352 с.

  8. Ерохина Л.И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения:уч.-М.:КНОРУС, 2009.-299с

  9. Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг- М.: КолоС, 2006

  10. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле:уч.-10-е изд. Новое знание, 2009.- 511с

  11. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности М.: Проспект, 2006

  12. Кодацкий В.П. Прибыль: уч. пос.- М.: Москва Финансы и статистика, 2002. – 128с.

  13. Салимжанов И.К. Ценообразование : уч.-М.:КНОРУС, 2008-298с

  14. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа

  15. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям: Спб Питер, 2007 -411с

  16. Семин О.А., Сайдашева Сервис в торговле. Маркетинг и управление качеством торговых услуг: учебное пособие/О.А.Семин – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2006 – 216с.

  17. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: уч. -Спб Питер, 2009.- 553с

  18. Снитко Л.Г., Вистоборская Е.Н. Управление капиталом торговой организации: уч.пос. –М.: изд-во РДЛ, 2004. – 320с.

  19. Хамидуллина Г.Р. Управление затратами: планирование, учет, контроль, анализ: уч.пос.- М.: Экзамен 2004


Программа и методические указания по курсу "Экономика предприятия"

Составитель:

д.э.н., профессор кафедры логистики и коммерции Колодин Виктор Семенович

ст. преподаватель кафедры логистики и коммерции

Хохлачева Валентина Михайловна


Издательство Байкальский государственный университет экономики и права

664015, Иркутск, ул. Ленина, 11


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика недвижимости»
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика недвижимости» для студентов дневной формы обучения специальности...

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление...

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности icon«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»....
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Экономика...
Методические указания предназначены для студентов изучающих дисциплину «Экономика отрасли»

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов...
Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление предприятием сервиса», протокол №3 от 18. 10. 2005 г

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...
Зенкина М. В., Скворцова Н. К., Фирцева С. В., Миронова Е. А. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...
Зенкина М. В., Скворцова Н. К., Фирцева С. В., Миронова Е. А. Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы...

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы 12
Лукьяненко О. В. Бухгалтерский управленческий учёт: методические указания и задания к выполнению курсовой работы для студентов специальности...

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы компьютерного дизайна»
Основы 3d-моделирования. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 261400. 62 / Сост. Конягина...

Экономика предприятия Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности iconМетодические рекомендации к выполнению дипломной работы по специальности...
Методические указания предназначены для студентов дневного, вечернего обучения и студентов-заочников Южного Урала, обучающихся по...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов