2 основы общественного производства (экономики)




Название2 основы общественного производства (экономики)
страница1/4
Дата публикации04.02.2014
Размер0.72 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4




Тема 2 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (ЭКОНОМИКИ)

В данной теме курса рассматриваются элементы, содержание и особенности общественного производства (экономики) как особой сферы жизнедеятельности людей. Будучи объектом изучения экономической науки, экономика определяет ее границы и экономической теории как ее основной части.

Основные вопросы темы:

1 Целевая направленность, потребности и ресурсы общества. Проблема

эффективности.

2 Общественное производство и национальное богатство, их структура.

3 Воспроизводство и экономический рост.

1 Целевая направленность, потребности и ресурсы общества.

Проблема эффективности

1.1Целевая направленность общественного производства (экономики). Потребности и блага, их классификация

Экономическая теория установила, что в основе развития человеческого общества лежит развитие общественного производства (экономики), которое, в свою очередь, определяет развитие других сфер жизнедеятельности человека (политики, духовной жизни и т.д.). Это вытекает из того факта, что целью общественного производства (экономики) является удовлетворение потребностей общества, т.е. индивида (человека) и институтов. Удовлетворение потребностей – это непосредственная цель. Эта цель преломляется сквозь призму целей субъектов хозяйствования. Так, целью фирмы (предприятия, предпринимателя) является максимизация прибыли или минимизация издержек производства; отдельного индивида (непредпринимателя) как потребителя – максимизация дохода (зарплата, процент, рента и т.д.) и распределение его между экономическими благами, таким образом, чтобы это приводило к максимизации удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизации функции полезности. Это достигается в том случае, если отношение предельной полезности (MU) к цене (Р) одинаково для всех видов товаров и услуг: ; общества (в лице государства)экономический рост, повышение эффективности, полная занятость и социально-экономическая стабильность, а в материализованном выражении – максимизация национального богатства (НБ).

Все эти цели по отношению к непосредственной цели выступают как средства ее достижения. Цель производства, выражая интересы собственников, выступает как движущий мотив хозяйственной деятельности людей, т.е. во имя чего люди развивают и совершенствуют производство. В конечном счете производство всегда подчинено интересам собственников средств производства, а экономические интересы представляют собой осознанные потребности. Наличие множества целей вытекает из многообразия потребностей.

Потребности в отличие от желаний объективны, т.к. выражают необходимость в материальных и духовных благах для обеспечения жизнедеятельности человека, его социальной активности. Термин «экономическая потребность» определяется (трактуется) двояко:

нужда в чем-либо, требующая удовлетворения (пессимисты);

внутренний мотив, побуждающий к экономической деятельности:

именно он толкает человека на активное экономическое поведение (оптимисты).

Потребности общества многообразны, их принято классифицировать по различным критериям.

С точки зрения того, находят они воплощение в вещи или нет:

- материальные (потребности в пище, жилище, одежде);

- нематериальные (духовные потребности, потребности в услугах)

С точки зрения деления потребления на производительное и

непроизводительное (т.е. потребление осуществляется в производстве или вне его; или способа потребления – производством или человеком):

- производственные (потребности в сырье, средствах труда и т.д.), которые делятся на материальные и нематериальные;

- непроизводственные (личные, т.е. потребности человека), которые

делятся на материальные и нематериальные

^ Личные потребности, в свою очередь, делятся:

По степени необходимости их удовлетворения для человека на:

- первичные (низшие), удовлетворяющие жизненно важные потребности

человека (пища, жилище, одежда), без которых жизнь человека невозможна;

- вторичные (высшие) – потребности более высокого уровня, т.е. все

остальные (кино, спорт, развлечения, предметы роскоши, духовные потребности). Это деление условно, так как для разных людей понимание первичных и вторичных потребностей различно: для одних – предметы роскоши являются предметами первой необходимости, и, кроме того, соотношение между ними с развитием общества меняется.

По природе потребностей:

- материальные, включающие предметы первой необходимости и

предметы роскоши (ранжированы по степени необходимости);

- духовные (получение образования, приобщение к культуре);

- социальные (потребности в труде, участия в управлении, в среде обитания).

Значение последних двух категорий потребностей повышается с развитием общества.

По характеру (форме) проявления:

- скрытые (латентные);

- открытые (осознанные).

По срочности удовлетворения:

- потребности в средствах существования – обеспечивают существование человека, возникают из чувства самосохранения (питание, одежда, жилище);

-потребность выбора – все другие потребности относятся к альтернативной, вид и размер которой зависит от природного и социального окружения (книги, журналы, модная одежда).

По способу удовлетворения:

- индивидуальные – потребности удовлетворяются самим человеком;

- коллективные (общественные)– группой людей (связаны с затратами: строительство школ, страхование, поддержание общественной безопасности (милиции), политические инстанции).

Потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности, возникают, изменяются качественно и количественно под воздействием развития техники, моды, рекламы. Существуют более сложные классификации потребностей (по полу, возрасту, климатическим условиям), которые необходимо учитывать для проведения маркетинга (marketinq), основанного на изучении спроса потребителей, связанного с потребностями, и менеджмента (т.е. управления), который опирается на мотивацию. Существуют различные теории (модели) мотивации. Наиболее известной считается иерархическая теория потребностей американского психолога А. Маслоу, на основе которой была разработана иерархическая модель мотивации: из всего многообразия потребностей людей он выделил пять наиболее значимых базисных потребностей, расположив их в виде иерархической пирамиды, состоящей из пяти слоев (уровней):

I уровень (лежит в основании пирамиды) – физиологические потребности в воспроизводстве людей (пище, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе);

П уровень потребности в безопасности (существования своего и своих близких, в стабильности условий жизнедеятельности, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.);

Ш уровень потребности в любви и уважении (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о другом, внимании к себе, участии в коллективном труде и т.п.);

IV уровень потребности в признании (в уважении «значимых других», служебном и профессиональном росте, статусе, престиже, в положительной оценке достоинств и заслуг);

V уровень потребности в самоактуализации (реализации потенциальных возможностей, способностей, талантов, их развитии). Самореализующиеся индивиды – пример нормального и желательного для общества развития личности, максимально воплощающие человеческие возможности, хотя реальные условия жизни далеко не всегда способствуют этому (рис. 2.1).

Закон возвышения потребностей означает возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству с развитием общества. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей. Действие этого закона необходимо учитывать как на макро-, так и на микроуровне. Этому способствует: стимул как непосредственное внешнее побуждение; мотив как внутреннее, продиктованное сознательной целью индивида, стрем­ление на основе его потребностей и интересов; мотивирование (метод управления) как целенаправленное создание благоприятных условий для формирования мотивов как духовных ценностей.



Рисунок 2.1 Пирамида потребностей А. Маслоу

Каждый из пяти уровней потребностей учитывается в управлении. Интересы, вытекающие из I, II и III уровней потребностей, характеризуют так называемого «экономического человека». На этих уровнях образуются стимуляторы, на основе которых создается система стимулирования труда. И только IV и V уровни потребностей способны играть мотивированную роль. Здесь возникают стойкие духовные интересы - мотивы, на базе которых создается система мотивирования труда. Индивид, ориентированный в своей жизни и деятельности на определенную совокупность мотивов, именуется в теории термином «социальный человек». Потенции развития данного типа людей практически безграничны, нужны только благоприятные условия, а польза, им приносимая, больше.

Все уровни потребностей взаимосвязаны. Реализация первых трех уровней потребностей необходима как для «экономического», так и для «социального человека». Но наиболее высоких результатов достигают высокоразвитые, ориентированные на творческий труд личности.

^ Потребности неутолимы или безграничны. Это означает, что потребности полностью удовлетворить невозможно: все потребности всех людей в одно и тоже время, так как:

- для каждого человека в каждый данный момент времени существует довольно большой перечень неудовлетворенных потребностей;

- потребности растут и изменяются (действует закон возвышающихся потребностей): появляются новые потребности (в персональных компьютерах, электронных часах, видеомагнитофонах, микроволновых печах), которыми пополняется перечень;

- удовлетворив простую потребность, каждый из нас старается удовлетворить более сложную потребность.

Таким образом, в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье, - имеют общее из биологических потребностей человека. Другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды одежды, жилья, которые возникают из общей социальной и культурной среды нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются.

^ Степень удовлетворения потребностей свидетельствует об уровне и качестве жизни, зависит от развития производства и решения социальных проблем. Например, низкая степень удовлетворения потребностей приводит к обнищанию, отрицательно влияет на труд, активность населения. С другой стороны, уровень жизни влияет на эффективность труда.

^ Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (потребительные стоимости, продукты, товары, услуги). Различают блага:

- экономические – имеются в ограниченном количестве, их производство требует издержек, на рынке имеют цену;

- неэкономические (воздух, ветер, дождь) – не ограничены, не являются предметом экономической деятельности.

^ Экономические блага классифицируются:

1)по своей природе:

- вещественные (или товары), имеющие материальную (физическую) природу (продукты питания, сырье);

- услуги, имеющие нематериальную (бестелесную) природу (транспортные, информационные услуги и т.п.) – их производство и потребление осуществляется одновременно;

2)по цели применения (кто применяет - частное лицо или фирма):

- прямые (потребительские);

- косвенные (производственные, инвестиционные), служащие для производства других товаров;

3)по сроку использования:

- длительного (долговременного) – многоразового использования (холодильник, машина);

- краткосрочного (кратковременного) – разового пользования (хлеб, мясо, напитки);

4)по соотношению в потреблении:

- взаимозаменяемые (субституты) – используются на альтернативной

основе (масло-маргарин, самолет-поезд-автомобиль);

- взаимодополняемые (комплементарные) – используются одновременно

(магнитофон и кассеты, стол и стул);

5)с точки зрения времени удовлетворения:

- настоящие;

- будущие.
1.2 Экономические ресурсы: состав, специфика, взаимодействие и развитие, классификация и свойства.
Для получения недостающих потребительских благ нужны косвенные (инвестиционные, производственные) экономи­ческие блага, т.е. ресурсы, которые в процессе производства выступают факторами производства, т.е. факторами создания продукта, его потребительной стоимости.

^ Экономические ресурсы (факторы производства) – это экономические блага, используемые для производства других экономических благ. В составе (структуре) экономических ресурсов отечественная экономическая теория советского периода (вслед за марксизмом) выделяла три фактора производства: предметы труда (ПТ), средства труда (СТ), которые вместе составляют средства производства (СП), и рабочую силу (PC), детально проанализированные в «Капитале» К. Маркса.

Современная экономическая теория (вслед за «Экономикс») предлагает более укрупненную и нечетко аргументированную структуру, которая включает:

1) материальные ресурсы – земля или сырьевые материалы, и капитал (или инвестиционные ресурсы), представленный средствами производства (СП), т.е. реальным капиталом в отличие от денежного капитала (или финансового капитала), представляющего стоимостную оценку средств производства, и потому не являющегося экономическим ресурсом;

2) людские ресурсы – труд (рабочая сила или различные виды работ) и предпринимательская способность.

И так, рабочая силаэто совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. Способность к труду и сам труд – исключительное свойство человека, которые нетождественны друг другу. В процессе труда происходит потребление рабочей силы, а потребление рабочей силы есть труд, т.е. целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. В процессе труда: во-первых, оказывается преобразующая деятельность на природу; во-вторых, накапливаются знания, опыт, навыки, квалификация; в-третьих, изменяется сам человек. Поэтому можно сказать, что труд создал человека и является главным фактором его развития и совершенствования.

Необходимо подчеркнуть, что рабочая сила:

- это личный фактор производства, носителем которой выступает человек;

- главная производительная сила в обществе (НТР усиливает эту роль);

- по мере углубления общественного разделения труда превращается в совокупную рабочую силу, так как применение отдельной рабочей силы становится возможным в определенной общественной комбинации с другими;

- товар в рыночной экономике (при капитализме), для превращения в который требуется два условия: 1) юридическая свобода и продажа своей рабочей силы на время; 2) наемный работник должен быть лишен средств производства и средств существования.

^ Предмет труда – это то, на что направлена деятельность человека, или материал, подвергающийся обработке. Предметы труда неоднородны по своему составу и разделяются на:

-первичные – предметы, данные природой, которые впервые подвергаются обработке (уголь, руда, лес);

- вторичные – предметы труда, являющиеся продуктом предшествующего труда (руда в процессе промывки, сырье, полуфабрикаты и т.п.); всякий сырой материал (металл, хлопок, цемент) есть предмет труда, но не всякий предмет труда есть сырой материал;

- всеобщие (природа, воздух, вода, земля);

- новые – появившиеся в связи с развитием НТР с заранее заданными свойствами предметы труда, которых нет в природе.

^ Средства труда – вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметами труда и с помощью которых человек воздействует на предмет труда (природу). Средства труда выступают продолжением естественных органов человека и подразделяются на:

- естественные (земля, палка, камень и т.п., прирученные домашние животные, органические удобрения, а также органы тела рабочего);

- искусственные (технические), т.е. искусственно созданные человеком.

Средства труда подразделяются на несколько видов:

- механические средства труда (орудия труда): инструменты, механизмы, ма­шины, оборудование, – Маркс называет их костной и мускульной системой производства.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2 основы общественного производства (экономики) iconЛекция №1. Основы экономики капитального строительства сущность строительства...
Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны, которая предназначена для ввода в действие новых...

2 основы общественного производства (экономики) icon1. Общественный сектор экономики
В соответствии с техническим заданием первые семь глав написаны на основе выбранного базового учебника «Экономика общественного сектора....

2 основы общественного производства (экономики) iconУчебно-методический комплекс дисциплины " Организация производства...
Изучение дисциплины базируется на положениях эконометрики, экономико-математического моделирования, микроэкономики, отраслевой экономики,...

2 основы общественного производства (экономики) iconВлияние реформ Петра I на историю
В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток...

2 основы общественного производства (экономики) icon3 Структура экономики России Национальная экономика сформировалась...
Национальная экономика сформировалась в результате социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов...

2 основы общественного производства (экономики) iconВопросы к экзамену по дисциплине «Организация производства и обслуживания...
Сущность и задачи научной организации труда. Направления нот на предприятиях общественного питания

2 основы общественного производства (экономики) icon«Основы организации строительного производства и менеджмент» Мариуполь 2007
Конспект лекций по курсу «Основы организации строительного производства и менеджмент» (для студентов специальности 010104 «Профессиональное...

2 основы общественного производства (экономики) iconПути повышения эффективности производства зерна в казахстане
На современном этапе функционирования агропромышленного производства в условиях формирования рыночной экономики особую важность приобретает...

2 основы общественного производства (экономики) iconРеспублики Беларусь Учреждение образования Барановичский государственный...
Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий,...

2 основы общественного производства (экономики) icon4 Управление региональными социально-экономическими системами
Территориальная структура экономики – динамичное состояние размещения производительных сил по регионам (районам), связанным в единой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов