Скачать 0.72 Mb.
|
Тема 2 ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (ЭКОНОМИКИ) В данной теме курса рассматриваются элементы, содержание и особенности общественного производства (экономики) как особой сферы жизнедеятельности людей. Будучи объектом изучения экономической науки, экономика определяет ее границы и экономической теории как ее основной части. Основные вопросы темы: 1 Целевая направленность, потребности и ресурсы общества. Проблема эффективности. 2 Общественное производство и национальное богатство, их структура. 3 Воспроизводство и экономический рост. 1 Целевая направленность, потребности и ресурсы общества. Проблема эффективности 1.1Целевая направленность общественного производства (экономики). Потребности и блага, их классификация Экономическая теория установила, что в основе развития человеческого общества лежит развитие общественного производства (экономики), которое, в свою очередь, определяет развитие других сфер жизнедеятельности человека (политики, духовной жизни и т.д.). Это вытекает из того факта, что целью общественного производства (экономики) является удовлетворение потребностей общества, т.е. индивида (человека) и институтов. Удовлетворение потребностей – это непосредственная цель. Эта цель преломляется сквозь призму целей субъектов хозяйствования. Так, целью фирмы (предприятия, предпринимателя) является максимизация прибыли или минимизация издержек производства; отдельного индивида (непредпринимателя) как потребителя – максимизация дохода (зарплата, процент, рента и т.д.) и распределение его между экономическими благами, таким образом, чтобы это приводило к максимизации удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизации функции полезности. Это достигается в том случае, если отношение предельной полезности (MU) к цене (Р) одинаково для всех видов товаров и услуг: ![]() Все эти цели по отношению к непосредственной цели выступают как средства ее достижения. Цель производства, выражая интересы собственников, выступает как движущий мотив хозяйственной деятельности людей, т.е. во имя чего люди развивают и совершенствуют производство. В конечном счете производство всегда подчинено интересам собственников средств производства, а экономические интересы представляют собой осознанные потребности. Наличие множества целей вытекает из многообразия потребностей. Потребности в отличие от желаний объективны, т.к. выражают необходимость в материальных и духовных благах для обеспечения жизнедеятельности человека, его социальной активности. Термин «экономическая потребность» определяется (трактуется) двояко: нужда в чем-либо, требующая удовлетворения (пессимисты); внутренний мотив, побуждающий к экономической деятельности: именно он толкает человека на активное экономическое поведение (оптимисты). Потребности общества многообразны, их принято классифицировать по различным критериям. С точки зрения того, находят они воплощение в вещи или нет: - материальные (потребности в пище, жилище, одежде); - нематериальные (духовные потребности, потребности в услугах) С точки зрения деления потребления на производительное и непроизводительное (т.е. потребление осуществляется в производстве или вне его; или способа потребления – производством или человеком): - производственные (потребности в сырье, средствах труда и т.д.), которые делятся на материальные и нематериальные; - непроизводственные (личные, т.е. потребности человека), которые делятся на материальные и нематериальные ^ потребности, в свою очередь, делятся: По степени необходимости их удовлетворения для человека на: - первичные (низшие), удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, жилище, одежда), без которых жизнь человека невозможна; - вторичные (высшие) – потребности более высокого уровня, т.е. все остальные (кино, спорт, развлечения, предметы роскоши, духовные потребности). Это деление условно, так как для разных людей понимание первичных и вторичных потребностей различно: для одних – предметы роскоши являются предметами первой необходимости, и, кроме того, соотношение между ними с развитием общества меняется. По природе потребностей: - материальные, включающие предметы первой необходимости и предметы роскоши (ранжированы по степени необходимости); - духовные (получение образования, приобщение к культуре); - социальные (потребности в труде, участия в управлении, в среде обитания). Значение последних двух категорий потребностей повышается с развитием общества. По характеру (форме) проявления: - скрытые (латентные); - открытые (осознанные). По срочности удовлетворения: - потребности в средствах существования – обеспечивают существование человека, возникают из чувства самосохранения (питание, одежда, жилище); -потребность выбора – все другие потребности относятся к альтернативной, вид и размер которой зависит от природного и социального окружения (книги, журналы, модная одежда). По способу удовлетворения: - индивидуальные – потребности удовлетворяются самим человеком; - коллективные (общественные)– группой людей (связаны с затратами: строительство школ, страхование, поддержание общественной безопасности (милиции), политические инстанции). Потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности, возникают, изменяются качественно и количественно под воздействием развития техники, моды, рекламы. Существуют более сложные классификации потребностей (по полу, возрасту, климатическим условиям), которые необходимо учитывать для проведения маркетинга (marketinq), основанного на изучении спроса потребителей, связанного с потребностями, и менеджмента (т.е. управления), который опирается на мотивацию. Существуют различные теории (модели) мотивации. Наиболее известной считается иерархическая теория потребностей американского психолога А. Маслоу, на основе которой была разработана иерархическая модель мотивации: из всего многообразия потребностей людей он выделил пять наиболее значимых базисных потребностей, расположив их в виде иерархической пирамиды, состоящей из пяти слоев (уровней): I уровень (лежит в основании пирамиды) – физиологические потребности в воспроизводстве людей (пище, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе); П уровень – потребности в безопасности (существования своего и своих близких, в стабильности условий жизнедеятельности, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.); Ш уровень – потребности в любви и уважении (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о другом, внимании к себе, участии в коллективном труде и т.п.); IV уровень – потребности в признании (в уважении «значимых других», служебном и профессиональном росте, статусе, престиже, в положительной оценке достоинств и заслуг); V уровень – потребности в самоактуализации (реализации потенциальных возможностей, способностей, талантов, их развитии). Самореализующиеся индивиды – пример нормального и желательного для общества развития личности, максимально воплощающие человеческие возможности, хотя реальные условия жизни далеко не всегда способствуют этому (рис. 2.1). Закон возвышения потребностей означает возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству с развитием общества. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей. Действие этого закона необходимо учитывать как на макро-, так и на микроуровне. Этому способствует: стимул как непосредственное внешнее побуждение; мотив как внутреннее, продиктованное сознательной целью индивида, стремление на основе его потребностей и интересов; мотивирование (метод управления) как целенаправленное создание благоприятных условий для формирования мотивов как духовных ценностей. ![]() Рисунок 2.1 Пирамида потребностей А. Маслоу Каждый из пяти уровней потребностей учитывается в управлении. Интересы, вытекающие из I, II и III уровней потребностей, характеризуют так называемого «экономического человека». На этих уровнях образуются стимуляторы, на основе которых создается система стимулирования труда. И только IV и V уровни потребностей способны играть мотивированную роль. Здесь возникают стойкие духовные интересы - мотивы, на базе которых создается система мотивирования труда. Индивид, ориентированный в своей жизни и деятельности на определенную совокупность мотивов, именуется в теории термином «социальный человек». Потенции развития данного типа людей практически безграничны, нужны только благоприятные условия, а польза, им приносимая, больше. Все уровни потребностей взаимосвязаны. Реализация первых трех уровней потребностей необходима как для «экономического», так и для «социального человека». Но наиболее высоких результатов достигают высокоразвитые, ориентированные на творческий труд личности. ^ . Это означает, что потребности полностью удовлетворить невозможно: все потребности всех людей в одно и тоже время, так как: - для каждого человека в каждый данный момент времени существует довольно большой перечень неудовлетворенных потребностей; - потребности растут и изменяются (действует закон возвышающихся потребностей): появляются новые потребности (в персональных компьютерах, электронных часах, видеомагнитофонах, микроволновых печах), которыми пополняется перечень; - удовлетворив простую потребность, каждый из нас старается удовлетворить более сложную потребность. Таким образом, в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье, - имеют общее из биологических потребностей человека. Другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды одежды, жилья, которые возникают из общей социальной и культурной среды нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются. ^ свидетельствует об уровне и качестве жизни, зависит от развития производства и решения социальных проблем. Например, низкая степень удовлетворения потребностей приводит к обнищанию, отрицательно влияет на труд, активность населения. С другой стороны, уровень жизни влияет на эффективность труда. ^ , называются благами (потребительные стоимости, продукты, товары, услуги). Различают блага: - экономические – имеются в ограниченном количестве, их производство требует издержек, на рынке имеют цену; - неэкономические (воздух, ветер, дождь) – не ограничены, не являются предметом экономической деятельности. ^ классифицируются: 1)по своей природе: - вещественные (или товары), имеющие материальную (физическую) природу (продукты питания, сырье); - услуги, имеющие нематериальную (бестелесную) природу (транспортные, информационные услуги и т.п.) – их производство и потребление осуществляется одновременно; 2)по цели применения (кто применяет - частное лицо или фирма): - прямые (потребительские); - косвенные (производственные, инвестиционные), служащие для производства других товаров; 3)по сроку использования: - длительного (долговременного) – многоразового использования (холодильник, машина); - краткосрочного (кратковременного) – разового пользования (хлеб, мясо, напитки); 4)по соотношению в потреблении: - взаимозаменяемые (субституты) – используются на альтернативной основе (масло-маргарин, самолет-поезд-автомобиль); - взаимодополняемые (комплементарные) – используются одновременно (магнитофон и кассеты, стол и стул); 5)с точки зрения времени удовлетворения: - настоящие; - будущие. 1.2 Экономические ресурсы: состав, специфика, взаимодействие и развитие, классификация и свойства. Для получения недостающих потребительских благ нужны косвенные (инвестиционные, производственные) экономические блага, т.е. ресурсы, которые в процессе производства выступают факторами производства, т.е. факторами создания продукта, его потребительной стоимости. ^ – это экономические блага, используемые для производства других экономических благ. В составе (структуре) экономических ресурсов отечественная экономическая теория советского периода (вслед за марксизмом) выделяла три фактора производства: предметы труда (ПТ), средства труда (СТ), которые вместе составляют средства производства (СП), и рабочую силу (PC), детально проанализированные в «Капитале» К. Маркса. Современная экономическая теория (вслед за «Экономикс») предлагает более укрупненную и нечетко аргументированную структуру, которая включает: 1) материальные ресурсы – земля или сырьевые материалы, и капитал (или инвестиционные ресурсы), представленный средствами производства (СП), т.е. реальным капиталом в отличие от денежного капитала (или финансового капитала), представляющего стоимостную оценку средств производства, и потому не являющегося экономическим ресурсом; 2) людские ресурсы – труд (рабочая сила или различные виды работ) и предпринимательская способность. И так, рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. Способность к труду и сам труд – исключительное свойство человека, которые нетождественны друг другу. В процессе труда происходит потребление рабочей силы, а потребление рабочей силы есть труд, т.е. целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. В процессе труда: во-первых, оказывается преобразующая деятельность на природу; во-вторых, накапливаются знания, опыт, навыки, квалификация; в-третьих, изменяется сам человек. Поэтому можно сказать, что труд создал человека и является главным фактором его развития и совершенствования. Необходимо подчеркнуть, что рабочая сила: - это личный фактор производства, носителем которой выступает человек; - главная производительная сила в обществе (НТР усиливает эту роль); - по мере углубления общественного разделения труда превращается в совокупную рабочую силу, так как применение отдельной рабочей силы становится возможным в определенной общественной комбинации с другими; - товар в рыночной экономике (при капитализме), для превращения в который требуется два условия: 1) юридическая свобода и продажа своей рабочей силы на время; 2) наемный работник должен быть лишен средств производства и средств существования. ^ – это то, на что направлена деятельность человека, или материал, подвергающийся обработке. Предметы труда неоднородны по своему составу и разделяются на: -первичные – предметы, данные природой, которые впервые подвергаются обработке (уголь, руда, лес); - вторичные – предметы труда, являющиеся продуктом предшествующего труда (руда в процессе промывки, сырье, полуфабрикаты и т.п.); всякий сырой материал (металл, хлопок, цемент) есть предмет труда, но не всякий предмет труда есть сырой материал; - всеобщие (природа, воздух, вода, земля); - новые – появившиеся в связи с развитием НТР с заранее заданными свойствами предметы труда, которых нет в природе. ^ – вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметами труда и с помощью которых человек воздействует на предмет труда (природу). Средства труда выступают продолжением естественных органов человека и подразделяются на: - естественные (земля, палка, камень и т.п., прирученные домашние животные, органические удобрения, а также органы тела рабочего); - искусственные (технические), т.е. искусственно созданные человеком. Средства труда подразделяются на несколько видов: - механические средства труда (орудия труда): инструменты, механизмы, машины, оборудование, – Маркс называет их костной и мускульной системой производства. |
![]() | Строительство представляет собой отдельную самостоятельную отрасль экономики страны, которая предназначена для ввода в действие новых... | ![]() | В соответствии с техническим заданием первые семь глав написаны на основе выбранного базового учебника «Экономика общественного сектора.... |
![]() | Изучение дисциплины базируется на положениях эконометрики, экономико-математического моделирования, микроэкономики, отраслевой экономики,... | ![]() | В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток... |
![]() | Национальная экономика сформировалась в результате социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов... | ![]() | Сущность и задачи научной организации труда. Направления нот на предприятиях общественного питания |
![]() | Конспект лекций по курсу «Основы организации строительного производства и менеджмент» (для студентов специальности 010104 «Профессиональное... | ![]() | На современном этапе функционирования агропромышленного производства в условиях формирования рыночной экономики особую важность приобретает... |
![]() | Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий,... | ![]() | Территориальная структура экономики – динамичное состояние размещения производительных сил по регионам (районам), связанным в единой... |