Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»




Скачать 276.32 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
страница1/3
Дата публикации12.02.2014
Размер276.32 Kb.
ТипКурсовая
zadocs.ru > Экономика > Курсовая
  1   2   3


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

ФГОУ ВПО Иркутская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования


Выполнила: Абдулина С.В.

студентка 2 курса 2 группы

экономического факультета

спец. 080105.65 (дневн. отделение)

шифр: 09801

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Глызина Л.А.


Иркутск, 2010

Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Бюджетная политика: понятие, задачи и функции………………………….4

  2. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции…………………………………………………………………………..7

2.1 Бюджетная классификация………………………………………………..8

3.Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста……13

4. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы…………….16

4.1 Содержание финансовой политики……………………………………..20

4.2 Элементы финансовой политики………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………………26

Введение

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетной политики как инструмента макроэкономического регулирования. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета. Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, но и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

В работе рассматриваются понятие бюджетной политики, её задачи и функции, макроэкономические функции государственного бюджета, бюджетная классификация. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения. Поэтому проблема бюджета и бюджетной политики всегда будет актуальной, т. к. отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.




1.Бюджетная политика: понятие, задачи и функции

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

  • снижение налоговой нагрузки на экономику;

  • упорядочивание государственных обязательств;

  • создание эффективной системы межбюджетных отношении и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории, проявляется в двух функциях – распределительной и контрольной.

Благодаря распределительной происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т. к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально – экономические последствия бюджетной политики.

Для осуществления функции государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документаций и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствам. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

  • механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

  • механизм расходования бюджетных средств;

  • механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:

  • бюджетное планирование;

  • бюджетное прогнозирование;

  • бюджетный контроль и т.д.

Таким образом, функционирование государственной бюджетной политики происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения – доходов и расходов бюджета.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

^ 2.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
Государственный бюджет - это план денежных доходов и расходов государства. Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечение государственных нужд и запросов.

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее - бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет - это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.

Структура бюджетной системы значительной мерой зависит от государственного устройства страны. Так страна с федеральным устройством имеет федеральный (государственный) бюджет составных частей федерации (штатов, земель, кантонов, республик), а также местные бюджеты (районов, городов, сел) - в зависимости от административного разделения. В государстве без федерального разделения есть только государственный и местные бюджеты. Государственный бюджет - наибольший централизованный денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства. Это годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия. В государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально - экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально - культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.

Главная функция государственного бюджета - реализация финансовой политики правительства. Аккумулируемые в бюджете с помощью налогов средства служат материальной основой выполнения государством его функций в экономике страны. Вторая функция государственного бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг. Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги, однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных платежей, идущих на социальные нужды.
^ 2.1 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация представляет собой систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие группы. Бюджетная классификация в целях облегчения планирования, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сходным или характерным признакам, наиболее полно отражающим процессы, происходящие в бюджетной системе.

Научный подбор показателей группировки бюджетных доходов и расходов должен учитывать многие факторы, определяющие формирование и использование средств, давать представление о составе и источниках формирования бюджетов, о структуре и направлениях расхода бюджетных средств, о территориальных, ведомственных и социально-экономических резервах формирования и расходования ресурсов, охватывать другие процессы, происходящие в бюджетной системе.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике и обществе. Сопоставление, сравнивание и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на её реформирование или на целенаправленное, экономическое и эффективное использование бюджетных ресурсов.

^ Классификация бюджетных доходов представляет собой группировку доходов бюджетов применительно к любому уровню бюджетной системы по источникам их формирования, закрепленными законодательными актами за каждым бюджетом и способам получения доходов.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, часть неналоговых доходов, безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов, бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислении.

В качестве признаков, характеризующих доходы бюджетов, можно выбрать следующие:

  • иерархию уровня власти или уровень управления;

  • источники получения доходов;

  • способы получения доходов;

  • время поступления доходов;

  • территориальность доходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления доходы бюджетов подразделяются на федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальные). В основу классификации положен признак разделения власти, отвечающий за формирование и исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.

По источникам формирования бюджетов доходы подразделяются на налоговые, неналоговые. К налоговым относятся все налоговые поступления от всех налогов (федеральных, региональных, местных) и их видов (например, налог на прибыль организации, налог на доход от капитала), которые формируют доходную часть бюджета соответствующего уровню власти. Неналоговыми доходами являются доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности и от их деятельности, доходы от безвозмездных перечислений, доходы от других поступлений.

По способу получения доходов в бюджеты их можно классифицировать на принудительные (все налоговые доходы бюджетов), собственные (неналоговые поступления от имущества, находящегося в собственности) вынужденные (доходы, поступающие в бюджет за счет внутренних и внешних заимствований в целях покрытия дефицитов бюджетов) и добровольные.

По территориальности доходы бюджетов можно рассмат­ривать с двух сторон:

• деление бюджетов по территориальным образованиям (федеральные, региональные, местные: районные, городские, внутригородских районов, поселковые, сельские), в основе которых лежит признак территориального деления;

• деление бюджетов по признаку государственности по­ступления средств как субъектов дохода, которые подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся все доходы от налоговых и неналоговых доходов.

^ Классификацию бюджетных расходов можно характери­зовать с позиций выполнения государством своих функций перед обществом. Она представляет собой группировку бюд­жетных расходов любого уровня бюджетной системы по оп­ределенным признакам, отражающим направления расходо­вания бюджетных ресурсов на выполнение основных функ­ций государства. К таким признакам можно отнести следую­щие:

• иерархию уровня власти или уровень управления;

• направленность расходов;

• экономическое содержание расходов;

• эффективность расходования средств;

• территориальность расходов;

• подведомственность расходов;

• характер потребностей расходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления рас­ходы подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации положен признак разделения уровня бюджета и органа власти, отвечающего за его испол­нение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами российского законодательства.

По экономическому содержанию бюджетные средства классифицируются на текущие и капитальные. Текущие рас­ходы бюджетов определяют основную часть расходов бюд­жетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функцио­нирование органов власти всех уровней бюджетной системы и бюджетных учреждений. Капитальные расходы бюджетов составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих ин­новационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

По характеру потребностей в средствах расходы бюдже­та подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные. К обык­новенным расходам относят расходы, которые отвечают по­стоянным потребностям государства, которые покрываются за счет налоговых поступлений и деятельности предприятий (федеральных, региональных, местных). Чрезвычайные рас­ходы обусловлены случайными и изменчивыми потребностя­ми. Их покрытие обеспечивается за счет продажи имуще­ства, оружия, выпуска денежных знаков, заимствований (вне­шних, внутренних), введения новых налогов и т. д.

По территориальности расходы можно подразделить на два уровня: внутренние и внешние. К внутренним расходам относят все расходы по обеспечению всех сфер деятельнос­ти общества и государства, в том числе погашение внутрен­них долгов за счет бюджетных средств всех уровней бюджет­ной системы. К внешним расходам относят расходы на меж­дународную деятельность, покрытие внешних долговых обя­зательств. Правительства РФ и правительств субъектов РФ.

В соответствии с подведомственностью получателей бюд­жетных средств бюджетные расходы классифицируют по подведомственному признаку на расходы министерств, ведомств, организации, учреждении, предприятий.

Анализ приведенных признаков классификации расхо­дов бюджетов свидетельствует, что наиболее существенны­ми из них являются признаки целевой направленности и иерархии уровня власти, которые в полной мере позволяют характеризовать расход бюджетных средств любого уровня бюджетной системы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Внутренний валовый продукт»
Статистический анализ динамики валового внутреннего продукта России за 2007 2009 годы

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconВопросы к экзамену по дисциплине «экономическая теория»
Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconДоклады для защиты курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория. Макроэкономика»
Приложение Список тем курсовых работ по дисциплине “Экономическая теория. Макроэкономика за прошлые, 2007-2009 г г. 10

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconНаука как теоретическое осмысление практики создает идеальный образ...
И экономическая теория не исключение. Бесспорно, что экономическая теория находится в тесной связи с другими науками. Для нее также...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconЭкзаменационные вопросы
Экономическая теория как наука и ее составные части. Функции экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория управления»
Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКонтрольная работа по дисциплине «Теория управления»
Контрольная работа по дисциплине «Теория управления» специальности «Государственное и муниципальное управление»

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКурсовая работа по дисциплине «Общая теория перевода» на тему: «Жанры...
Переводческие преобразования научного стиля (экспликация, компрессия)

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconНосова С. С. Экономическая теория. М., 2007. Гл. 46-48. Сажина М....
Государственный сектор: причины существования и развития. Пути возникновения государственной собственности: национализация, разгосударствление,...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» iconКазанский государственный университет культуры и искусств факультет...
Профориентационная работа с молодежью в контексте традиций и инноваций. 20

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов