Ббк к




НазваниеБбк к
страница1/28
Дата публикации12.02.2014
Размер3.36 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


УДК

ББК

К
Рецензенты:

кафедра экономической теории факультета управления и

права Марийского государственного технического университета;

доктор экономических наук профессор В. А. Дергунов

Кормишкина Л. А. Экономическая теория : экзаменационные вопросы и ответы : учеб. пособие – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – 216 с.
ISBN
В соответствии с государственным образовательным стандартом излагаются основы курса экономической теории. Раскрываются наиболее важные экономические понятия, даются ответы на актуальные вопросы.

Для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.

Использование пособия максимально облегчит подготовку к экзамену по экономической теории (экономике).
ISBN УДК

ББК


Кормишкина Л. А.

Лизина О. М.

Савина Т. Н.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Понимание современных тенденций и успешное решение проблем социально-экономического развития невозможны без повышения качества экономического образования, предполагающего, во-первых, приближение его содержания к уровню развития современной экономической науки, а во-вторых, его унификацию и стандартизацию для обеспечения необходимого уровня знания, которым должен владеть экономист новой генерации.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с разработанными Министерством образования и науки РФ стандартами по общепрофессиональной дисциплине «Экономическая теория» (федеральный компонент). В связи с этим структура пособия определяется последовательностью перехода от проблем, определенных требованиями к обязательному минимуму содержания по экономической теории в разделе «Введение в экономическую теорию», к проблемам, изучаемых микро- и макроэкономикой, и затем к анализу внешнеэкономических аспектов. Раскрываются роль и особенности государственного регулирования экономики в современных условиях. В отличие от переводных и многих отечественных учебников в данном пособии основные экономические закономерности, процессы и явления иллюстрируются на основе статистических данных, характеризующих их развитие в Российской Федерации. Кроме того, в пособии получили отражение вопросы, связанные с причинами и экономической природой российских кризисов образца 1998 и 2008 гг.

Учебное пособие подготовлено с учетом опыта преподавания курса экономической теории на экономическом факультете Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Предназначено в основном для студентов, но может быть использовано при подготовке к кандидатским экзаменам аспирантами, а также преподавателями экономических факультетов и вузов, всеми, кого интересует механизм функционирования современной экономики.

^ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1.1. Экономическое содержание общественного производства

Основой жизни и развития человеческого общества является общественное производство.

В экономической науке общественное производство исследуется с двух сторон – материально-вещественной и социальной (общественной) и выражается через категории «производительные силы» и «производственные отношения» (рис. 1.1).


Рис. 1.1 – Состав и структура общественного производства
Производительные силы – это совокупность средств производства и людей, обладающих определенными знаниями и навыками (квалификация, профессия и т. д.) к труду. В современных условиях к производительным силам относят силы природы и общества, факторы производства и ресурсы, способные создавать благо (продукты). При этом выделяют производительные силы первого и второго порядков. К производительным силам первого порядка относятся средства производства и рабочая сила, включая предпринимательскую способность. К производительным силам второго порядка от­носятся любые факторы производства, которые могут быть включены в настоящее время или в будущем (природные силы: ветер, прилив и отлив моря и т.д.). Они влияют на результат труда опосредствованно, т.е. косвенно.

^ Средства производства – это совокупность предметов и средств труда. Предмет труда есть то, на что воздействует человек в процессе труда, а средство (орудие) труда – это то, чем воздейст­вует человек на предмет труда в процессе производства.

Формой развития производительных сил являются произ­водственные (экономические) отношения. Производственные отношения – это отношения между людьми по поводу произ­водства, распределения, обмена и потребления определенного продукта. Они могут тормозить или стимулировать развитие производительных сил. Существует закон соответствия произ­водственных отношений уровню и характеру производитель­ных сил.

Производственные (экономические) отношения состоят из следующих основных видов отношений, образующих их систему :

^ 1) социально-экономические, связанные с формами и отношениями собственности, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление;

2) организационно-экономические (хозяйственные), выражающие:

а) формы общественной организации хозяйства (натуральные, товарные);

б) формы управления экономикой (рыночное регулирование, планирование);

в) общественные комбинации производственного процесса (общественное разделение и кооперация труда и производства, концентрация и специализация производства, его комбинирование, интеграция и др.).

Функционирование производства, связанное с использованием ресурсов для изготовления продукции, которая должна удовлетворять производственные и личные потребности людей, схематически отражает рис. 1.2.

Производственные ресурсы

Процесс

производства

Продукция

Личное

потребление


Текущее производственное

потребление

Восстановление

и накопление

ресурсов





Рис. 1.2 – Процесс общественного воспроизводства
Процесс общественного производства должен по необходимости носить непрерывный характер: люди не могут перестать производить, так же как не могут прекратить потреблять.

Непрерывное возобновление и повторение процесса производства называется воспроизводством, которое включает воспроизводство общественного продукта, рабочей силы и экономических отношений. Воспроизводство может быть простым, когда объем производства при его повторении не изменяется, и расширенным, когда имеет место накопление и объем производства увеличивается.

Воспроизводство включает несколько фаз.

Производство является исходным пунктом воспроизводства, где создаются материальные блага и с которого начинается его движение.

Распределение предполагает размещение факторов производства по сферам, предприятиям и домохозяйствам, а также распределение созданного продукта. Неправильная организация распределения производства может сдерживать производство или наоборот.

Обмен – это купля-продажа товаров и услуг. Хорошо налаженный обмен обеспечивает непрерывность и согласованность производства. Распределение и обмен образуют сферу реализации.

Потребление – это конечная цель производства, его движущий мотив. Оно диктует заказ производству, определяет объем, структуру, качество продукта.

Различают личное потребление (удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, обуви и т.д.) и производственное потребление (использование на производстве станков, оборудования, сырья и т.д.).
^ 1.2. Экономическая теория и практика

Экономическая теория, как и любая наука, характеризуется во-первых, своим объектом изучения; во-вторых, рассмотрением специфического содержания этого объекта, что составляет ее предмет; в-третьих, специфической методологией исследований

Экономическая теория изучает «человека экономического» тогда как в центре внимания других общественных наук – иные аспекты его деятельности. Существенной чертой и важной сферой реализации «человека экономического» является его экономическая деятельность, или экономика. Поэтому объектом исследования экономической теории выступает экономика как целостная система, т.е. экономика в широком смысле — сфера общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми для их жизнедеятельности благами. В более узком смысле экономика означает хозяйство страны в целом или отдельного региона.

^ Функции экономической теории:

  • познавательная – позволяет глубоко и всесторонне изучать производство, распределение, обмен и потребление материаль­ных благ и услуг на уровне исторического процесса, вскрывать законы и тенденции экономического развития;

  • критическая – выявляет достижения и недостатки различных форм производства;

  • практическая – в соответствии с ней теория не только форми­рует экономические проблемы, но и указывает направления их решения, определяет основы экономической тактики, стра­тегии, политики как для предприятий (фирм), так и для госу­дарства в целом;

  • прогностическая – осуществляет прогнозирование экономических событий, явлений, будущих форм и содержания экономических процессов.

Экономическая теория воздействует на практику не непосредственно, а через экономическую политику – совокупность инструментов и мер, обеспечивающих регулирование хозяйства государства.

Таким образом, взаимосвязь между экономической теорией и практикой двусторонняя. С одной стороны, экономическая теория на основе сбора фактов устанавливает экономические принципы, т.е. делает обобщение реального поведения индивидов; с другой — теоретическое осмысление реальной действительности позволяет разработать рекомендации для формирования соответствующей экономической политики государства и тем самым корректировать тактику в соответствии с выработанными экономическими прин­ципами и прогнозами.
^ 1.3. Основные этапы развития экономической науки

В возникновении экономической теории как науки можно выделить 3 этапа.

На 1-м этапе экономическая теория существовала как «экономия» (греч. «ойкономия», «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон). Этот термин появился в античном мире в III в. до н.э. в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ее целью было воспитание достойных граждан и защита рабовладельческого общества.

2-м этап развития экономической теории связан со становлением капитализма, когда экономическая теория развивается как классическая политическая экономия. Во главу угла она в качестве предмета ставит объективные экономические законы, т. е. законы, по которым развиваются экономическая (человеческая) жизнь общества и производственные отношения, которые складываются между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления какого-либо жизненного блага (товара или услуги). Впервые термин «политэкономия» был упомянут в работе французского экономиста Антуана де Монкретьена (1575–1622) «Трактат политической экономии» (1615).

Политическая экономия – это наука о государственном управлении экономикой, о закономерностях развития экономических отношений в государстве по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Она призвана защищать интересы господствующего класса.

Политическая экономия является древней классической наукой. Она выступает в качестве теоретической базы или фундамента для всех экономических наук. Впервые политическую экономию начали преподавать в России в 1804 г. в Московском государственном университете.

Развитие экономической науки включает следующие теоретические школы и направления.

Первой теоретической школой экономической мысли явился меркантилизм (от итал. – купец, торговец) – концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. Представители: во Франции – А. Монкретьен; в Англии – У. Стаффорд; Т. Мэн; в России – И. Посошков, В Татищев, М. Ломоносов, Петр I и др.

Меркантилизм прошел 2 этапа. ^ Ранний меркантилизм идеализировал золото и серебро как единственные формы богатства. Поздний меркантилизм исследовал не только денежный, но и товарный обмен. Вершиной позднего меркантилизма явилась разработка теории торгового баланса.

Главная отличительная черта меркантилизма – исследование сферы обращения. Причин тому две: во-первых, это было время первоначального накопления капитала, а изначально капитал завоевал торговлю. Во-вторых, это эпоха великих географических открытий. Америка, Китай, Индия – вот главные субъекты внешнеторговых операций. Меркантилисты – сторонники сильной власти, государственники.

Экономическая мысль XVIII в. представлена школой физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго). Они перенесли предмет исследования политэкономии из сферы обращения в сферу производства. Физиократы выдвинули концепцию «чистого продукта», которая толковалась как объем и стоимость сельскохозяйственной продукции за вычетом всех издержек. Единственным источником богатства признавалась природа, а отраслью, где создается чистый продукт, - земледелие. Физиократы делили общество на 3 класса: собственники (имеют право на получение чистого продукта, как вознаграждение за прошлые затраты), производители (земледельцы, создают чистый продукт), бесплодный класс (ремесленники, слуги, торговцы, чиновники, они полезны обществу, но богатства не увеличивают).

Английская классическая школа политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти). Согласно их теории, источником богатства общества является материальное производство, а именно труд.

Вклад А. Смита в развитие экономической науки: во-первых, он ратовал за минимальное вмешательство государства в экономику; во-вторых, Смит – родоначальник трудовой теории стоимости; в-третьих, Смит утверждал, что рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения, - единственно возможный механизм хозяйствования. Экономические регуляторы – спрос, предложение, цену, конкуренцию – он назвал «невидимой рукой», в-четвертых, Смит исходил из того, что изобретать или создавать экономический строй нет необходимости. Он есть. В основе такого строя – «экономический человек». Экономический строй по Смиту, – это система, которую должен открыть изобретательный ум, а властитель утвердить.

Дальнейшее развитие экономической науки шло сложно. В середине XIX в. политическая экономия распалась на 2 ветви – марксизм и вульгарная (буржуазная) политическая экономия.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс). Главное в экономической теории Маркса – учение о прибавочной стоимости. В нем доказывалось, что производство прибавочной стоимости (излишка над затратами капитала) достигается путем эксплуатации наемных рабочих. Собственники средств производства (капиталисты) присваивают результаты чужого неоплаченного труда и тем самым увеличивают свое богатство. Исходные положения экономической доктрины Маркса состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те кардинальные изменения, которые обусловлены прогрессом производительных сил. Центральный экономический труд К. Маркса «Капитал» состоит из 4 томов (4-й том – «Теория прибавочной стоимости» – занимает особое место).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ббк к iconЛитература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея»
Новизна и древность

Ббк к iconСодержание 282 ббк 88 в 46
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Ббк к iconМ. З. Закиев Происхождение тюрков и татар
Ббк 63. 3 (2Р-6Т) 094 Печатается по решению бюро Отделения гуманитарных наук ан рт

Ббк к iconБбк 75. 717. 5 7 1 П18
Синхронное плавание. Парфенов В. А., Коно-ненко Ю. Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с.,с ил

Ббк к iconБбк ю-93
Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996

Ббк к iconУчебное пособие красноярск 2006 удк ббк д рецензенты
Охватывает все стороны нашего бытия, харак

Ббк к iconБбк 63. 3 (2 Рос. Баш) я 271 к 90
История Башкортостана. XX век. Ч. II. Пробный учебник для 9 кл. Уфа: Китап, 2000. — 176 с., ил

Ббк к iconБбк н62
Н62 Канальная модуляция в системах записи цифровых данных. – СпбгукиТ, 2010. с

Ббк к icon«Искусство спб» 1994 ббк 63. 3 Л80
...

Ббк к icon«Искусство спб» 1994 ббк 63. 3 Л80
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов