Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология




НазваниеТема №1: Современная микроэкономика и ее методология
страница1/9
Дата публикации14.02.2014
Размер1.47 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ЛЗ №1 Тема № 1: Современная микроэкономика и ее методология
Вопросы:

  1. Микроэкономика как часть экономической теории

  2. Предмет микроэкономики

  3. Методология микроэкономики



Вопрос 1. Микроэкономика как часть экономической теории
Экономическая теория — это наука о том, как люди / стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве (товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их с целью удовлетворения своих безграничных потребностей.

^ Позитивная экономическая наука исследует поведение и функционирование разных экономических механизмов и сис­тем, воздерживаясь от оценок хорошо это или плохо. Она пы­тается точно описать существующие явления и процессы. На­пример, чем определяется уровень инфляции? Как распределя­ются доходы?

^ Нормативная экономическая наука анализирует результаты экономического поведения, дает ценностные ориентации — как должно быть и рекомендации — как надо делать. Например, для сокращения потребления спиртных напитков надо повысить налоги на алкогольную продукцию.

Поскольку объем задач экономической науки достаточно широк, то для их решения экономика использует различные методы. К их числу относятся статистические методы расчета, экономико-математические методы, методы анализа и синтеза, а также метод диалектического восприятия действительности.

В экономической теории выделяют две основные части: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика является одной из двух составных частей современной экономической теории, которая изучает поведение отдельных рыночных субъектов и процесс рыночного ценообразования. Как и всякая наука, она характеризуется особенным предметом, а также содержанием и спецификой применяемых методов исследования.

Специфика микроэкономического подхода состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов. Приставка «микро» по-гречески означает «маленький», в контексте определения отрасли экономической науки носит достаточно условный характер, поскольку:

  1. индивидуальная рыночная единица по своей величине может быть любой;

  2. микроэкономика не может рассматривать отдельную единицу без ее взаимодействия с другими единицами, в следствие чего микроэкономика выходит на проблемы макроэкономики.

Микроэкономика – это сфера функционирования основной экономической единицы (отрасли, фирмы, домохозяйства).

Микроэкономика – наука, изучающая процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами – фирмами, потребителями и пр.

Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.

Предметом рассмотрения микроэкономики является отдельно взятая структурная составляющая экономики – относительно обособленная самостоятельная экономическая единица, которая не видна при макроэкономическом взгляде на экономическую систему, но которая является основным звеном и системообразующим элементом последней.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов (домохозяйств, фирм, собственников ресурсов), а также отдельные рынки.
Объекты анализа – цены и объемы производства и потребления благ, состояние отдельных рынков товаров и факторов производства, распределение благ и ресурсов.
С 30-х г.г. 20 века в экономической литературе принято разграничение микро- и макроэкономики. Однако в настоящее время наблюдается тенденция размывания границ микро- и макроэкономики, поскольку макроэкономика также связана с анализом рынков (товаров, услуг, рабочей силы, денег, ценных бумаг) и чтобы понять, как действуют эти рынки необходимо изучить поведение фирм, потребителей, рабочих, вкладчиков капитала, которые участвуют в их функционировании. То есть в реальной экономической жизни микро- и макроэкономика взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом. Основы этих связей впервые были исследованы Дж. Кейнсом. По сути дела макроэкономика является продолжением микроэкономического анализа. Поэтому во всех современных учебниках по макроэкономике имеются большие разделы, посвященные микроэкономическим основам исследования и методологического обоснования макроэкономических процессов. И наоборот, современная микроэкономика рассматривает некоторые казалось бы чисто макроэкономические темы: роль государства и экономика государственного сектора, общее равновесие, эффективность рыночных систем и экономика благосостояния, внешние эффекты и общественные блага. В 70-е г.г. 20 века немецкий экономист Ганц Рудольф Петерс выдвинул и разработал основные направления нового среза экономической теории – мезоэкономику (от гр. – «средний»). Мезоэкономика исследует традиционную микроэкономическую проблематику с учетом влияния на поведение экономических агентов макроэкономических переменных (совокупного спроса, инфляционных ожиданий, цикличности, экономического роста и т.п.). Пока что данная отрасль экономической науки находится на начальном этапе развития

Различия между микро- и макроэкономикой:

  1. микроэкономика больше тяготеет к стабильности, равновесию, а макроэкономика – к динамике, росту;

  2. микроэкономика подчиняется принципу рыночной целесообразности, макроэкономика – принципу социального эффекта;

  3. в микроэкономике только 2 субъекта – фирма и домохозяйство, в макроэкономике к ним присоединяется государство;

  4. микроэкономика исследует поведение отдельных единиц экономики и апеллирует частными показателями, макроэкономика рассматривает хозяйственные системы в целом и использует агрегатные (совокупные) показатели;

  5. основные категории микроэкономики – спрос, предложение, цена, издержки, прибыль, факторы производства, макроэкономики – национальный доход, совокупный спрос, уровень цен, инфляция, безработица и т.д;

  6. микроэкономика объясняет структуру и размещение производства, а макроэкономика – его объем.

Экономика предлагает многочисленные варианты ис­пользования ресурсов. Окончательный выбор зависит от ответов на три главных вопроса:

^ Что производить из ограниченных ресурсов?

Как производить, какая комбинация факторов окажется наи­более оптимальной?

Для кого производить?

Эти вопросы решаются либо через рыночную, либо через «государственную систему доступа к ресурсам.

^ Экономическая система — совокупность институциональ­ных механизмов (т.е, действующих законов, традиций, мораль­ных ценностей, государственных (правительственных) структур в экономике), которые, общество использует для решения запросов что, как и для кого.

В теории выделяют три типа экономических систем.

^ Традиционная экономическая система — такая система, до­ведение которой основано на традициях, обычаях. Технологии традиционны и устойчивы, ассортимент производимых (добываемых) благ почти не меняется. Проблема выбора возникает редко, и при статических внешних условиях такая экономика удовлетворяет нужды людей. Ее примеры мы наблюдаем в феодальную эпоху, у современных канадских эскимосов, у многих африканских народностей.

^ Командная экономическая система (централизованная, планируемая система) — та, в которой все решения принимают власти, владеющие факторами производства (например, в таких странах, как Куба, КНДР, Китай).

^ Рыночная экономическая система, основана на том, что факторами производства владеют субъекты рынка, а принятие решений зависит от рыночных информационных сигналов.

Все реально существующие экономики современного мира представлены смешанной экономикой, в которой важная роль в решении вопросов что, как, для кого принадлежит государству, опирающемуся на рыночные отношения.

Вопрос 2 Предмет микроэкономики
В любом обществе люди должны непрерывно удовлетво­рять свои материальные и духовные потребности, для чего требуется постоянное воспроизводство. Воспроизводятся не только материальные блага, но и рабочая сила, донимаемая как.спо­собность человека к труду.

Воспроизводство рассматривается как диалектическое един­ство, включающее следующие стадии; непосредственное произ­водство (создание продукта), обмен, (деятельностью, продуктом), распределение (ресурсов, продукта, дохода) и потребле­ние (вещей, услуг). Совокупность этих стадий обеспечивает реализацию основной цели производства — поддержание жизне­деятельности общества,

Экономический результат процесса производства проявляет­ся в виде созданного общественного продукта за определенный период времени (например, год). Он включает в себя всю массу средств производства, предметов потребления и объем услуг, произведенных за это время.

В отличие от общественного продукта понятие общественного, или национального, богатства является более широким. Оно включает в себя, во-первых, совокупности накопленных в обществе материальных ценностей: средств производства, пред­метов потребления, запасов готовой продукции, сырья, жилого фонда, культурных ценностей, объектов искусства и т.д. Во-вторых, к национальному богатству относится нематериальная часть, представленная объемом накопленных знаний, информа­ции, умений, опыта, достижений в науке, управлении и т. т. И наконец, в национальное богатство входит еще один элемент — природные ресурсы (полезные ископаемые, земельный фонд, плодородие почвы, рыба в водоемах, судоходные реки, водопады и др.), от которых зависит развитие общественного хозяйства.

Создание общественного продукта является результатом использования производственных ресурсов, которые называются факторами производства. Рассмотрим важнейшие из них. Зем­ля, как фактор производства в широком смысле, включает все природные ресурсы (собственно землю, минеральные ресурсы, леса, водные ресурсы, кислород и т.д.). Доход, получаемый от данного фактора производства, называется рентой.

^ Труд представляет собой совокупность физических и духовных способностей человека, используемых для производства благ.

Капитал воплощен в оборудовании, зданиях, сооружениях, движущемся транспорте. Имеется в виду физический капитал, с помощью которого можно увеличить продуктивность земли и труда.

Эти три фактора производства должны быть объединены для производства благ четвертым фактором, называемым предпри­нимательской способностью. Это особая способность людей, позволяющая создать эффективную комбинацию из факторов производства и берущая на себя всю совокупность риска при организации производства.

Микроэкономика не дает готовых рецептов получения выгоды, она лишь исследует основные черты функционирования хозяйства, пользуясь при этом различными упрощающими предпосылками и моделями. Одна из важнейших предпосылок – гипотеза о рациональном поведении экономических агентов. Микроэкономика изучает процесс разработки, принятия и реализации индивидуальными экономическими субъектами решений для достижения собственных экономических целей.

Микроэкономика исследует логику и факторы динамики экономического поведения обособленных индивидуальных субъектов рынка, структуру локальных рынков и проблемы ценообразования на них, принципы эффективного взаимодействия продавцов и покупателей. Индивидуальный экономический субъект представляет собой некий первичный (простой) элемент, который невозможно разбить на составные части в рамках этой системы и который самостоятельно осуществляет определенные экономические функции. Причем, если, например, фирма выступает одновременно в качестве производителя, потребителя, инвестора, собственника и пр. , то микроэкономика рассматривает ее (как и любую другую экономическую единицу) в каждом из ее качеств в отдельности.
В отличие от других общественных наук экономический подход к анализу поведения основывается на предположении о действиях индивидуумов исключительно в своих интересах, причем целью этих действий является удовлетворение потребностей и

максимизация полезности.

Вопросы микроэкономики:

  1. Что такое спрос и предложение? Как они взаимодействуют между собой?

  2. Что такое полезность и какое влияние она оказывает на спрос? Что такое эластичность спроса?

  3. Что такое фирма и каковы ее цели? Каков должен быть оптимальный объем производства на предприятии?

  4. Какова природа рынков благ? Что такое конкуренция и монополия?

  5. Какие факторы производства участвуют в создании благ? Как это влияет на распределение национального дохода?

  6. Какова роль государства на микроуровне?

Как достигается общее экономическое равновесие?
Концептуальный подход к дисциплине можно представить в виде микроэкономической системы.



^ Рис. 1 Схема микроэкономической системы

Три основные группы экономических агентов представлены блоками: потребление, производство и факторы.

Потребители и производители встречаются на рынках благ, на которых уро­вень цен и объем производства определяются прежде всего как взаимодействие спроса и предложения на каждый продукт. Производители и владельцы факторов производства встречаются на рынках факторов производства (труда, капитала, земли и т. п.), на которых занятость на каждом рынке и доходы определяются прежде всего спросом и предложением на каждый фактор.

Производственные возможности общества лимитированы ограничен­ностью ресурсов, не только сохраняющейся, но и возрастающей по мере раз­вития общества и увеличения мас­штабов общественного хозяйства. Это обу­словлено ростом че­ловеческих потребностей и истощением природных ре­сурсов, в первую очередь невоспроизводимых, Рост потребностей дает им­пульс развитию производства, но каждый раз общество вы­нуждено в связи с ограниченностью ресурсов решать, какие блага производить и в каком мас­штабе.

Поэтому основной проблемой экономической теории и практики является разрешение противоречия между желанием людей удовлетворять свои безграничные потребности и ограни­ченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении.

Это означает, что каждый человек, фирма, отрасль, страна в целом постоянно сталкиваются с проблемой ограниченных воз­можностей. Если мы хотим увеличить производство какого-то одного товара, то ясно, что надо уменьшить объем ресурсов, направляемых на производство других товаров.

Поэтому такие понятия, как бережливость, рациональное использование ресурсов, эффективность производства и др., связанные с ограниченностью ресурсов, являются составной ча­стою проблем экономической науки в целом.

Ограниченность благ не позволяет удовлетворять все челове­ческие потребности. Свободный доступ к благу на языке эконо­мики означает наличие бесплатного количества этого блага, дос­таточного для удовлетворения потребностей всех людей. Поэто­му различают экономические блага и неэкономические блага.

Экономическая наука имеет дело с экономическими благами, которые различаются по функциям: потребительским, произ­водственным и инвестиционным, бывают длительного и кратко­временного использования. Все экономические товары — ре­зультат деятельности общества.

Каждый раз, принимая решение о выборе, мы должны чем-то пожертвовать ради получения желаемого. Издержки, связанные с производством товара, от которого мы отказались ради другого товара, называются вмененными, или альтернативными издержка­ми. Так, выбрав учебу в университете, вы «упустили» зарплату, которую могли бы получать, работая на производстве. Эта зарплата входит в состав альтернативных издержек вашей учебы в вузе. Вме­ненные издержки означают «упущенную альтернативу» — своеоб­разную цену, которую надо заплатить за сделанный выбор.

Концепция альтернативных издержек применима и к обще­ству, и к фирме, и к индивиду. Выбор «или-или» содержит ли­бо выигрыш, либо проигрыш: в условиях ограниченности ре­сурсов выбор одного означает отказ от другого.

У неэкономических благ альтернативные издержки не возникают. Только экономические блага имеют альтернативные издержки. Чем ограниченнее благо, тем выше его альтернативные издержки.

Ограниченность, выбор и идея альтернативных воз­можностей (затрат) иллюст­рирует кривая производст­венных возможностей (КПВ) Этот инструмент экономиче­ского анализа показывает разные комбинации объемов любых двух производствен­ных товаров при имеющемся объеме ресурсов и уровне развития техники.

На рис. 1. показана кривая производственных возможностей, отражающая выпуск двух видов благ: но вертикальной оси Y— военной продукции, а по горизонтальной оси X — гражданской.


КПВ
Используя все ресурсы полностью, общество имеет возмож­ность произвести эти блага в объемах, указанных в табл. 1.
^ Таблица 1
Альтернативные варианты производства военной и гражданской продукции


Продукция

Варианты

a

b

c

d

e

Военная

10

9

7

4

0

Гражданская

0

1

2

3

4

Вмененные издержки




1

2

3

4


Анализируя эти данные, обнаруживаем, что переход от одного варианта к другому (допустим от b к с) требует сокращения вы­пуска военной продукции Y для увеличения производства гражданской продукции X. Следовательно, затраты (издержки) произ­водства дополнительной продукции X можно выразить в потерях продукции Y. В этом и проявляются вмененные издержки (аль­тернативная стоимость) увеличении гражданских товаров. Для случая перехода от варианта b к с вмененные издержки выражаются в сокращении двух единиц военной продукции. Вмененные издержки равны (- Y /∆ X) . Если рассматривать переход от варианта с к b, то расчет вмененных издержек осуществляется следующим образом: (∆X /∆ Y).

Анализ данных табл. 1.1 показывает, что при переходе от варианта а к b, от b к с и т.д., обществу приходится при увели­чении гражданской продукции отказываться от все большего количества военной продукции (нижняя строчка таблицы). Это свидетельствует о том, что при полном использовании ресурсов действует закон роста вмененных издержек, как фундамен­тальное следствие их ограниченности.

Полное использование ресурсов отождествляется с понятием эффективности по Парето. ^ Это такая ситуация, в которой при данных ресурсах невозможно произвести большее количество одного блага, не жертвуя некоторым количеством другого бла­га. Следовательно, все варианты, лежащие на кривой производственных возможностей (рис. 1.1), являются эффективными.

В конечном итоге общество должно выбрать такой вариант производства, в нашем примере военной и гражданской про­дукции, который отвечает целям его развития в данный истори­ческий период
Вопрос 3 Методология микроэкономики
Микроэкономика как отрасль науки, вышедшая из общей экономической тео­рии, оперирует всеми типичными экономическими методами. Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых оп­ределяются пути достижения целей исследования.

Прежде всего, это позитивный и нормативный анализ. При позитивном анали­зе исследователь пытается ответить на вопрос, каковы последствия того или иного уже осуществленного мероприятия в экономической области. При норма­тивном анализе экономист задается вопросом: следует ли проводить те или иные экономические мероприятия.

^ Исторически первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика, основателем которой принято считать Аристотеля.

Формальная логика — это изучение явления со стороны его структуры (формы). Формальная логика вооружена набором приемов познания (табл. 1).
Приемы познания формальной логики


Анализ

Состоит в расчленении целого на части

Синтез

Состоит в соединении отдельных частей в целое

Индукция

Основан на умозаключениях от частного к общему

Дедукция

Основан на умозаключениях от общего к частному

Сравнение

Основан на переносе свойств известного явления на неизвестное


Важную роль в процессе познания играет проблема — четко сформулирован­ный вопрос, который возникает в процессе познания.

Постановка проблемы порождает гипотезу, т. е. выдвижение предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

Выводы, вынесенные из исследования простых гипотез, ведут к построению экономических моделей: наиболее абстрактных конструкций, которые схватыва­ют существенную структуру свойств явлений при отвлечении от несущественных деталей.

При применении абстрактных моделей к явлениям реальной жизни вырабаты­ваются теории. Теория — это системно организованное заявление, применяемое к широкому набору обстоятельств, содержащее принципы и правила процедуры ис­следования для предсказания или объяснения определенного набора явлений.

Примерно в XIX в. в рамках немецкой классической философии был разрабо­тан диалектический метод познания.

Диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектика изучает экономическую систему как развивающуюся взаимосвязь категорий и законов. Внутренним источником движения и развития системы яв­ляется диалектическое противоречие.

В XX в. основой исследования стал системный метод на основе экономиче­ского моделирования.

^ Микроэкономические модели представляют собой формализованные описания экономических явлений и процессов с целью выяснения функциональных зависи­мостей между ними. Модели могут быть вербальными, математическими и графи­ческими. Модели упрощенно отражают реальную действительность в том или ином ракурсе.

Процесс познания экономического явления обычно начинается с его описания. Для некоторых экономических школ (например немецкой исторической) такой подход к исследованию был преобладающим. Тем не менее конечной целью опи­сания предполагается объяснение.

Объяснить явление — значит сделать его понятным, вразумительным. Когда мы описываем явление, то говорим, что произошло, а когда объясняем — почему это произошло. Например: почему за последнее время цены возросли стремитель­но? почему профсоюз объявил забастовку? почему падает курс рубля? Для объяс­нения подобных событий мы должны исследовать различные факторы, вскрыть закономерности происходящих явлений, разработать теории и получить возмож­ность предсказывать возникновение явлений с целью их контроля или выработки рационального поведения.

Основной метод исследования – исследование объектов не непосредственно, а косвенно, посредством анализа моделей. В экономической теории используется знаковое моделирование, как правило формулы и графики. В микроэкономике используются модели оптимизационные (предельная полезность, предельные затраты и др.) и равновесные (рыночное равновесие). Для описания того, как взаимодействуют цены и факторы, их определяющие, в микроэкономике используются различные модели. Модели служат для получения выводов из теории и для предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях и к изменению цен и объемов продаваемых и покупаемых благ. Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Вместе с тем модели - это упрощения и абстракция, не претендующая на зеркальное отражение реальности. Они должны быть детализированы ровно настолько, чтобы удовлетворять исходной цели, и не более. А основные принципы, взятые от простых моделей, не противоречат принципам действия сложных моделей.
. Изложение курса "Микроэкономика" может и должно осуществляться с использованием одновременно трех взаимодополняемых способов: словесного, графического и математического, что обеспечивает наглядность и доступность материала.

^ Основные понятия

Воспроизводство и его стадии

Общественное (национальное) богатство

Общественный продукт

Основные факторы производства

Экономическое благо

Кривая производственных возможностей

Вмененные (альтернативные) издержки

Закон роста вмененных издержек

Парето-эффективность

Основные проблемы экономики

Экономическая система

Позитивная экономическая теория

Нормативная экономическая теория

Микроэкономика

Макроэкономика

Предмет экономической теории

Традиционная экономическая система

Командная экономическая система

Рыночная экономическая система

Смешанная экономика
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconТема Методология основ государства и права Понятие метода и методология правоведения
Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество // Правоведение. 1988. №5

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconТема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя
Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением рационального поведения отдельных хозяйствующих субъектов в условиях...

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconТема I. Теория и методология идеологических процессов 5 Лекция Предмет,...
Лекция Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства 5

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconГригорий Сергеевич Вечканов Микроэкономика Завтра экзамен «Микроэкономика....
В восьмом издании книги известных отечественных авторов вы найдете основные вопросы курса «Микроэкономика». Изложенные кратко и доходчиво,...

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconВведение Дисциплина «Микроэкономика»
Дисциплина «Микроэкономика» входит в число общих профессиональных дисциплин подготовки бакалавра по направлению «Экономика»

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология icon3 Методологические основы психологии 1 Методология и психологическое знание
Методология психологии это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной...

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconМетодические указания для аудиторной работы студентов Уфа 2012 Тема:...
«Методология ценообразования в здравоохранении. Оценка стоимости медицинских услуг. Оценка качества медицинских услуг»

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconТема Предмет и методология истории государства и права зарубежных...

Тема №1: Современная микроэкономика и ее методология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «микроэкономика» Москва 2010
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов