это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции




Скачать 192.42 Kb.
Названиеэто сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции
Дата публикации20.02.2014
Размер192.42 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
1. Экономика – это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу.

функции экономики:

1. производственная - создает главное условие существования человечества – жизненные блага.

2-ая функция - трансакционная или обмена.

3-я функцияперераспределительная - обеспечивает перераспределение средств полученных в сфере материального и нематериального производств через систему государственного бюджета (за счет налоговых поступлений) в сферы здравоохранения, образования, в помощь малоимущим и т.д.

изучением закономерностей развития экономики занимается экономическая теория (ЭТ).

Национальная экономика стремится достичь следующих основных целей:

1. Экономический рост. Мерой экономического роста служит темп прироста ВВП или ВНД в целом или на душу населения. [темп роста = данный период / базовый период * 100%; темп прироста = 100 - темп роста].

Экономический рост считается устойчивым, если объем национального (реального) производства увеличивается (прирастает) на 4 и более % в год.

  1. Стабильный уровень цен. В рыночной экономике цены растут всегда и под понятием «стабильный уровень цен» понимают их рост в размере 10-12% в год, т.е. умеренный уровень инфляции [гиперинфл. – более 50% в месяц]. «Ползучая» инфляция несколько обесценивает доходы населения, но с другой стороны, стимулирует развитие производства, удешевляет кредиты.

  2. Обеспечение полной занятости -это когда каждый желающий получить работу находит ее или имеет возможность получить соответствующую переквалификацию.

4. Поддержание внешнеторгового платежного баланса. Это выражается: 1. В достижении относительного равенства между экспортом и импортом; 2. В обеспечении стабильного обменного курса национальной валюты на валюты других государств.

5. Справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов. Скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице и др.) или путем вмешательства в механизм ценообразования (законодательство о минимальной заработной плате, установление закупочных цен для сельскохоз. производителей и т.д.).

2. Понятие экономической системы и ее типы.
В узком смысле экономическая система - это система связей между производителями и потребителями экономических благ.

В широком смысле экономическая система это исторически возникшая или установленная в стране совокупность законодательно закрепленных норм, определяющих форму экономических отношений.

В современной экономической науке выделяют четыре типа (модели) экономических систем.

Классический капитализм (чистая рыночная экономика) - это экономическая система, в которой материальные ресурсы находятся в частной собственности и основным регулирующим инструментом является конкуренция.

Поведение каждого ее участника мотивируется личным интересом и стремлением максимизировать свой доход. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности.

^ Административно-командная (плановая) экономика – это экономическая система, в которой объем производства, его структура, уровень цен устанавливаются централизованно, посредством государственного планирования. Основные виды ресурсов находятся в государственной собственности. У потребителя отсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на качество, цены и др.

^ Традиционная экономика - тип экономики присущий отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, базируются на традициях и обычаях. Технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, т.к. они вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности первичны по сравнению с НТП.

Смешанная экономика - экономика, базирующаяся на предприятиях и структурах, относящихся к разным типам и видам собственности, и использующая разнообразные формы хозяйствования.

3. Основные модели современной смешанной экономики:

либеральная модель рынка – максимальное поощрение частного предпринимательства; государственное регулирование экономики;

социально ориентированная модель рынка – мощное воздействие государства на экономику; активная политика социальной защиты населения.
4. Особенности белорусской национальной модели.

Курс Беларуси – создание социально ориентированной рыночной экономики с адекватной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими восприимчивость к научно-техническому прогрессу.

[Из опыта экономических преобразований в других странах видно, что универсальной модели развития нет. Практику одной страны механически переносить в другую невозможно в силу специфичности условий, особенностей хозяйственной жизни и национальных традиций каждой страны. Создание социально ориентированной рыночной экономики в наибольшей степени отвечает традициям белорусского народа, интересам граждан. В 2002 г. президент сформулировал основные черты уже сложившейся белорусской модели социально-экономического развития, в основе которой – создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного регулирования, обеспечения социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан].
^ Основные положения Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.»:

стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
^ Переход к устойчивому развитию – смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
^ Основные факторы устойчивого развития: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы.
Главные приоритеты устойчивого развития: «высокий интеллект – инновации – благосостояние».
^ Важнейшие задачи обеспечения устойчивого развития:

переход на инновационный путь развития; реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики; снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
[Чего не допустила белорусская модель развития:

- не позволила сформироваться в нашей стране олигархическим кланам;

-к власти не были допущены криминальные элементы;

-не привела к массовой безработице;

-не привела к разрыву традиционных экономических связей].

[Мировая практика доказала, что наиболее эффективной формой организации общественного хозяйства является рыночная, т.к. она позволяет при наименьших издержках решить поставленные перед обществом задачи].
5. В широком смысле рынок это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров.

^ В узком смысле рынок - это сфера обмена (обращения), в которой осуществляется связь между производителями и потребителями товара.

Рыночная система в своем развитии прошла 3 стадии:

-возникновение (рынок);

-становление (рыночная экономика);

-зрелость (экономика рыночного типа).
^ Предпосылки возникновения рынка:

1. общественное разделение труда.

Специализация это форма общественного разделения труда, как между различными отраслями, так и внутри предприятия.

^ Формы специализации в промышленности : предметная (автомобильные, тракторные заводы), подетальная (завод шарикоподшипников), технологическаястадийная (прядильная фабрика).

2. ограниченность производственных возможностей человека и других факторов производства.

  1. экономическая обособленность товаропроизводителей.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В их качестве выступают:

  1. домашние хозяйства - это малые экономические единицы, в которых группа лиц объединяет свои доходы, имеет общую собственность и принимает экономические решения сообща. Эти единицы могут состоять из 1 человека);

  2. фирмы - это малые экономические единицы, которые производят товары и услуги на основе осуществления предпринимательской деятельности с целью получения прибыли;

  3. государственные органы - это агенты, осуществляющие регулирование рыночных отношений.

Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

^ Объекты рынка - это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи.

Функции рынка:

- регулирующая. Через механизм законов стоимости, спроса и предложения рынок устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

- стимулирующая. Рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

- информационная. Рынок дает информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

- посредническая. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца продукции. Продавцу так же предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

-санирующая. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

7. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

Спросэто потребность в товарах, обеспеченная деньгами.

Величина (объем) спроса - количество товара, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в определенный период времени.

Различают:

индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый конкретным потребителем на конкретный товар;

рыночный спрос - сумма индивидуального спроса всех покупателей на товар, предлагаемый на данном рынке при каждом значении цены; совокупный или агрегированный спрос – спрос на национальном уровне всех экономических субъектов.

количество «спрашиваемого» товара

Величина спроса

^ Рис. 1. Кривая спроса.

Кривая спроса DD - это графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, на этот товар. Она выражает ряд альтернативных возможностей и показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Закон спроса: при прочих равных условиях, снижение цены единицы товара приводит к увеличению объема спроса, и наоборот.

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса на него, поэтому кривая имеет отрицательный наклон.

^ Действие законна спроса может быть объяснено на основе 2-х взаимосвязанных эффектовэффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода (в результате изменения цены) - это изменение величины спроса на товар, из-за того, что изменение его цены приводит к изменению реального дохода потребителя.

Эффект замещения – стремление потребителей покупать товар в большом количестве, когда его относительная цена понижается (замещая этим товаром другие) и потреблять его в меньшем количестве, когда его относительная цена повышается (замещать этот товар другими). Этот эффект определяет отрицательный наклон кривой спроса.

Величина эффекта замещения зависит от количества и доступности товаров-заменителей.

Исключения из закона спроса:

1) Парадокс Гиффена (эффект низших товаров) – рост цен не вызывает снижения объема спроса.

«Парадокс Гиффена» осуществляется при условиях:

-товар, на который растет цена, должен быть товаром первой необходимости;

-уровень доходов покупателей должен быть низким.

^ 2) Эффект Веблена [(эффект сноба)] - ситуация когда покупатель ориентируется на покупку товаров, подчеркивающих его высокий социальный статус (отдельные марки автомобилей, одежда известных модельеров и др.).

^ 3) ситуация, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Снижение цены воспринимается как ухудшение качества, и они сокращают потребление данного товара.

Ценовой фактор изменения объема спроса находит своё отражение в движении вдоль кривой спроса.
Неценовые факторы также приводят к изменению спроса, и вызывают сдвиг кривой спроса. При его увеличении кривая сдвигается вправо. При уменьшении – влево:

1. Изменение потребительских вкусов (в результате рекламы или изменения моды).

2. Изменение числа покупателей на рынке. Их увеличение обуславливает повышение объема спроса, и наоборот.

3. Изменение доходов покупателей. С повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые.

^ 4. Изменение цен на сопряженные товары. Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) - это такие пары товаров, для которых повышение цены одного приводит к росту спроса на другой. [Например, если повышается цена на сливочное масло, растет спрос на маргарин]. Взаимодополняемые товары (сопутствующие товары) - это такие пары товаров, для которых рост цен одного приводит к падению спроса на другой. [Например, повышение цены на компьютеры понижает спрос на принтеры].

5. ^ Потребительские ожидания. Ожи­да­ние па­де­ния цен ве­дет к со­кра­ще­нию те­ку­ще­го спро­са на то­ва­ры и наоборот.

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Предложение это количество товаров, представленных на рынке.

Величина (объем) предложения - это количество продукта, которое производители могут произвести и предложить к продаже на рынке в определенное время по данной цене.

Различают индивидуальное предложение и рыночное (сумма объемов предложения отдельных производителей).

[А сейчас, нарисуем кривую предложения].






Р – цена на товар; Q- Объем продаж (величина предложения).

^ Рис. 2. Кривая предложения.

Кривая SS называется кривой предложения, каждая точка которой показывает зависимость между ценой товара и величиной его предложения.

^ Кривая предложения имеет положительный наклон, т. к. между величиной предложения и ценой товара существует прямая зависимость, которая характеризует закон предложения.

^ ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).

^ Факторы (детерминанты) влияющие на изменение предложения:

1. Ценовые факторы. Изменение величины предложения под влиянием цены данного товара выражается в движении вдоль кривой предложения.

2. Неценовые факторы. Вызывают сдвиг кривой предложения. Если предложение растет, кривая сдвигается вправо, если падает – в лево. К их числу относят:

2.1. Издержки производства.

2.2. Изменения в технологии производства.

3. Налоги и дотации. [

4. Цены на другие товары.

5. Ожидания.

В кратковременном периоде в условиях инфляции предложение сократится, и кривая предложения сдвинется влево.

В долговременном периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли. Кривая предложения будет сдвигаться вправо.

6. Рост числа производителей.

Установление рыночной цены. Конкурентное равновесие рынка.

Максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар называется ценой спроса. Минимальная цена, по которой продавец еще готов продать свой товар, называется ценой предложения. Когда интересы покупателя и продавца совпадают, устанавливается равновесная цена или цена равновесия.

Рыночное равновесие и равновесная цена существуют на рынке при равенстве величины спроса величине предложения данного товара.

Свойства равновесной цены и рыночного равновесия:

  1. Товаров представлено на рынке столько, сколько нужно для потребления. Достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации, когда все затраты на производство окупаются их продажей по равновесной цене.

  2. В точке равновесия выражен наибольший социальный эффект, т.к. за равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.

  3. На рынке нет ни дефицита ни избытка товаров.

Дефицит [превышение величины спроса над величиной предложения] и избыток [превышение величины предложения над величиной спроса] образуются в случае нарушения рыночного равновесия, при отклонении рыночной цены от равновесной.

Рыночное равновесие считается устойчивым, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему под влиянием лишь своих эндогенных (внутренних) факторов. В этом случае говорят о саморегулирующемся механизме рынка.
8. Понятие и классификация издержек.

Затраты — это расходование ресурсов в их натуральном виде (шт., метры, тонны, и т. д.). Издержки стоимостная оценка произведенных затрат.

Издержки предприятия включают издержки производства и издержки обращения.

Издержки производства — это затраты на покупку сырья, топлива, энергии, амортизацию, зарплату, управленческие расходы. Таким образом, издержки фирмы равны стоимости ресурсов, использованных для производства товаров и услуг.

Издержки обращения — это затраты, связанные с реализацией продукции (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции, командировочные расходы и т.д.).

Издержки предприятия на единицу продукции - это себестоимость.

Издержки общества = цене и превышают издержки предприятия на величину прибыли, которую предприятия-производители и торговля закладывают в цену.

Издержки делят на:

- индивидуальные (отдельного предприятия);

- общественные;

-прямыеэто издержки, которые напрямую относятся на изготавливаемую продукцию для определения ее себестоимости (сырье, материалы, заработная плата).

- косвенныеэто издержки, которые относятся на изготавливаемый продукт пропорционально утвержденным нормативам (амортизация, отопление, освещение, цеховые расходы т т.д.).

- бухгалтерские (внешние издержки) – это выплаты со счета предприятия за полученные блага и услуги от других предприятий.

- экономические включают бухгалтерские (внешние) и внутренние (собственные или вмененные) издержки, включая в себя и нормальную прибыль предпринимателя как часть внутренних издержек.

[Нормальная прибыль — это прибыль, примерно одинаковая при всех альтернативных способах применения ресурсов, отдача за предпринимательский талант].

- переменные издержки (VC) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства (затраты на сырье, оплату труда рабочих, топлива, вспомогательных материалов, оплату транспортных услуг и т.п.). Переменные издержки увеличиваются с ростом выпуска продукции. [Вначале прирост переменных издержек, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, идет замедляющимися темпами, затем он увеличивается всевозрастающими темпами, т.к. начинает сказываться закон убывающей отдачи].

- постоянные издержки (FC) - это издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства. Они есть и тогда, когда фирма ничего не производит (затраты на аренду, оплату труда управленческого персонала, отчисления на амортизацию зданий и оборудования и т.д.).

- общие издержки (ТС) - это сумма постоянных и переменных издержек. . Их можно выразить формулой:

^ ТС= FC+VC, (1)

где:

TC - валовые издержки (total costs);

FC - постоянные издержки (fixed costs);

VC - переменные издержки (variable costs).



- средние издержки (АС) - это издержки в расчете на одну единицу продукции. Их делят на:

Средние постоянные издержки (AFC), рассчитываются путем деления постоянных издержек на количество произведенной продукции:

AFC = FC/Q (2).

Средние переменные издержки (АVС) рассчитываются путем деления переменных издержек на количество произведенной продукции:

AVC = VC/Q (3).

Средние издержки ( АС) рассчитываются:

АС = TC/Q = AFC+ АVС (4).
- предельные издержки (МC) - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой последующей единицы продукции:

^ МС = ∆TC/∆Q (5),

где ∆Q = 1.

Краткосрочные - это текущие затраты по производству продукции. В краткосрочном периоде с ростом объема производства при неизменных производственных мощностях будут расти переменные и сокращаться постоянные издержки на единицу продукции [т.к. они распределяются на все большее количество продукции].

Долгосрочные издержки обусловлены стратегией фирмы в долгосрочном периоде.

9. Экономическое содержание дохода и прибыли. Формы дохода и виды прибыли.

Доход - это денежная сумма, получаемая фирмой в результате ее деятельности.

Различают:

^ Общий (валовой) доход фирмы (TR) состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов.

Выручка от реализации продукции — это денежные средства, которые поступили на счет фирмы от реализации продукции.

^ Внереализационные доходы - это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью фирмы (доходы от операций с ценными бумагами и т.д). Если внереализационные доходы равны нулю, то валовой доход равен:

TR = Р*Q (6),

где Р - цена реализации единицы продукции,

Q - количество единиц реализованной продукции.

^ Средний доход (AR) - это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции:

AR = TR/Q (7).

Предельный доход (MR) - это приращение валового дохода, полученное в результа­те производства и реализации дополнительной единицы продукции:

^ МR = ∆TR/∆Q (8),

где ∆TR - прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;

∆Q - прирост объема на единицу.
От величины дохода зависит и прибыль фирмы. Ее величину определяют как разницу между доходом или ценой товара и издержками на его производство.

[Существует два основных подхода к определению сущности прибыли].

Согласно марксистской трактовке, прибыль [есть превращенная форма прибавочной стоимости. Как и прибавочная стоимость, она] является результатом неопла­ченного труда рабочего и выражает сущность эксплуа­тации.

^ Современная экономическая наука отрицает при­быль как результат эксплуатации и исходит из того, что сущность прибыли вытекает из функций предпринимателя, которые включают:

    -проявление инициативы по соединению ресурсов для производства товара;

    -принятие решений по управлению;

    -несение ответственности за риск, связанный с производством.

Отсюда вытекает следующее определение прибыли:

^ Прибыль - это плата за инициативу, талант и риск в предпринимательской деятельности.

Выделяют прибыль бухгалтерскую и экономическую.

Бухгалтерская прибыль - раз­ница между общей выручкой (валовым доходом) фирмы и ее внешними (бухгалтерскими) издержками.

Экономическая прибыль - раз­ница между валовым доходом и экономииическими (внешними и внутренними, неявными) издержками. [включая и нор­мальную прибыль].

Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину внутренних издержек. Поэтому отсутствие экономической прибыли еще не означает, что предпри­ниматель не получит ее вообще.

Экономическая прибыль может быть отрицательной, нулевой и поло­жительной.

При отрицательной экономической прибыли пред­приниматель несет убытки.

Нулевая экономическая прибыль означает, что пред­приниматель использует свои ресурсы с минимально допустимой для общества эффективностью.

Положительная экономическая прибыль свиде­тельствует о том, что предприниматель возмещает все издержки и получает доход.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconЭкономика как сфера жизнедеятельности общества. Предмет, структура...
Очевиден тот факт, что человеку для жизни необхо­димы материальные и духовные блага. Это вызывает необ­ходимость в организации их...

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconСфера жизнедеятельности общества, включающая: мораль, религию, искусство,...
Духовная жизнь – это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия; деятельность по производству, потреблению, передаче...

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconСфера жизнедеятельности общества
...

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconВопросы к экзамену по дисциплине "Экономическая теория"
Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической...

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconТема урока: Основные функции и подсистемы общества
Раскрыть биосоциокультурную сущность человека, его уникальность. Познакомить учащихся с основными этапами процесса антропогенеза....

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconОтличие открытого акционерного общества от закрытого акционерного общества
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Фз "Об Акционерных обществах" следует, что Акционерное общество это коммерческая организация, уставный...

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconРешение проблемы демократии (Власть народа) Политический аспект Третьей...
«Главная политическая проблема человеческого общества – это проблема орудия власти»

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconВопрос 2: «Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории»
Экономика – это сфера деятельности и непосредственно человек, целью которого является удовлетворение всех жизненно важных потребностей,...

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconВ. П. Лимушин Экономическая сфера общества
Лимушин В. П. Экономическая сфера общества. Учебное пособие: материалы к лекциям и практикумам. В 2-х частях. Часть Микроэкономика...

это сфера жизнедеятельности человеческого общества, которая создает этому обществу материальную базу функции iconВ. П. Лимушин Экономическая сфера общества
Лимушин В. П. Экономическая сфера общества. Учебное пособие: материалы к лекциям и практикумам. В 2-х частях. Часть Макроэкономика...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов