Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение




НазваниеПособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение
страница1/10
Дата публикации21.02.2014
Размер0.81 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Разработчики: к.п.н., профессор В.Д.Иванов, к.п.н., проректор по УМР Е.В. Хозова, к.п.н. руководитель УУМиНР Т.В. Сурнина, декан факультета «Экономики и управления» Е.В.Юрьева.

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению.
Ответственный за выпуск - И.В.Гайворонская

ВВЕДЕНИЕ

В процессе подготовки письменных работ (особенно курсовых и выпускных квалификационных работ - ВКР) у студентов развивается творческая активность, формируются умения выявлять имеющиеся в областях изучаемой деятельности проблемы и находить пути их решения.

Письменные работы позволяют оценить:

– степень овладения студентами методикой анализа теории и практики изучаемых дисциплин, экономических и юридических аспектов;

– способность студента творчески применять принципы научного анализа экономических, социальных и политических процессов;

– умение анализировать использованные источники информации, формулировать выдвигаемые положения, аргументированно обосновывать выводы и рекомендации, правильно использовать отечественный и зарубежный опыт.

Письменные работы выполняются в соответствии с учебными планами специальностей и направлений подготовки и рабочими программами учебных дисциплин. Они оформляются с соблюдением определенных правил.

Выпускная квалификационная и курсовая работы носят преимущественно исследовательский характер. Овладение элементами исследовательской деятельности, в соответствии с государственными образовательными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами, является частью профессиональной подготовки специалистов и бакалавров.

Основными факторами, влияющими на оценку выпускных квалификационных и курсовых работ, являются:

– актуальность темы, оригинальность и новизна исследования;

– глубина анализа и обоснованность разработанных предложений;

– полнота исходных фактических данных;

– умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала, проводить математическое и экспериментальное моделирование;

– количество, характер использованных литературных источников и умение анализировать их;

– уровень самостоятельности при выполнении выпускной квалификационной (курсовой) работы;

– стиль и логичность изложения;

– правильность и ценность теоретических выводов;

– качество оформления работы;

– компетентность, проявленная при защите.

Критерии оценки ВКР приведены в Приложении 1.

Целью данного Руководства является изложение обобщенной методики подготовки письменных работ и основных требований к их оформлению.

Использование методики и положений, представленных в настоящем Руководстве, позволит повысить качество подготовки и оформления всех видов письменных работ, выполняемых студентами Института.

Требования настоящего Руководства распространяются:

а) в полном объеме - на студентов, обучающихся по основным образовательным программам, соответствующим ГОС ВПО 2-го поколения;

б) в части подготовки и оформления рефератов, контрольных и курсовых работ - на студентов, обучающихся по основным образовательным программам, соответствующим ФГОС ВПО 3-го поколения.
^

1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1.1. Выпускная квалификационная работа


В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования ВКР является одним из видов итоговых аттестационных испытаний выпускников высших учебных заведений.

ВКР является самостоятельным квалификационным научным исследованием одного из актуальных вопросов (проблем) теории и практики специальности (направления) деятельности с использованием всех элементов научной работы: постановки задачи, изложения цели исследования, анализа состояния вопроса (проблемы), обоснования выбранного направления его (ее) решения, подбора аргументированного теоретического материала, критической оценки существующих точек зрения на решение исследуемого вопроса (проблемы), получения возможного положительного эффекта от практической реализации материалов работы.

Целями выполнения ВКР являются:

– систематизация, закрепление и расширение знаний и умений студентов;

– совершенствование навыков самостоятельной работы студентов, овладение ими методикой проведения исследований, анализом обработки информации, математического моделирования и постановки эксперимента при решении исследуемого вопроса (проблемы);

– демонстрация экзаменационной комиссии уровня подготовленности студента к самостоятельному решению задач, стоящих перед обществом, использованию новых научных методов, современных технических средств и информационных технологий.

В процессе выполнения ВКР студент должен показать способности правильного использования полученных в ходе обучения знаний и умений для самостоятельного решения исследуемого вопроса (проблемы).

ВКР подлежит обязательному рецензированию и защите. По результатам ее защиты, а также с учетом успешной сдачи государственных экзаменов принимается решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и выдаче диплома о высшем образовании.

ВКР должна отвечать следующим основным требованиям:

– актуальность тематики исследования;

– глубокая теоретическая проработка исследуемого вопроса (проблемы);

– широкое использование фактического материала;

– корректное использование аппарата исследования;

– научная и практическая ценность полученных результатов;

– достаточно глубокая обоснованность выводов;

– соблюдение правил оформления материалов.

В целом ВКР должна носить самостоятельный научно-исследовательский характер, содержать убедительную аргументацию предложенных теоретических и практических рекомендаций, а также иметь практическую значимость.

При подготовке ВКР необходимо использовать материалы научных докладов, статей, курсовых работ, рефератов, выполненных студентами в процессе обучения, учебную и научную литературу, данные, собранные при проведении преддипломной практики.

Ответственность за качество ВКР, достоверность изложенного материала, корректность моделирования и проведенных экспериментальных работ, точность выполненных расчетов, а также сделанных выводов и рекомендаций несет автор.
^

1.1.1. Организация выполнения выпускных квалификационных работ


ВКР выполняются поэтапно. Примерная тематика ВКР по основным образовательным программам разрабатывается кафедрами, отвечающими за выпуск по специальностям и направлениям подготовки и оформляется на основании приказа по закреплению тем ВКР. Примерная тематика ВКР должна ежегодно обновляться не менее чем на 10%.

После выбора студентом темы ее название обсуждается, при необходимости уточняется, согласовывается с научным руководителем.

Научные руководители назначаются из числа ППС и научных работников Института, имеющих ученую степень и/или звание.

Согласованные с научным руководителем темы ВКР утверждаются и закрепляются за студентами приказом Института1 на основании их письменных заявлений2 (Приложение 2) не позднее, чем за полтора месяца до начала преддипломной практики. Перезакрепление тем ВКР за студентами производится только в исключительных случаях не позднее, чем за два месяца до защиты (приказом Института).

В процессе подготовки ВКР студент периодически в соответствии с графиком отчитывается перед научным руководителем. Студент, своевременно не выполняющий график, (по заявлению научного руководителя) заслушивается на заседании кафедры, курирующей данную тему. Выписка из протокола заседания кафедры по результатам заслушивания и оценки выполненной студентом работы направляется в деканат соответствующего факультета.

Сроки выполнения ВКР определяются в соответствии с графиком учебного процесса на учебный год.

Предварительная защита ВКР проводится по плану кафедр, отвечающих за выпуск по специальностям и направлениям подготовки не позднее, чем за месяц до защиты ВКР на заседании кафедры. По результатам предзащиты ВКР дорабатывается (при необходимости).

ВКР, завершенная студентом, сначала представляется научному руководителю для ее подписания, не позднее, чем за 30 дней до установленного срока защиты.

Далее ВКР вместе с письменным отзывом научного руководителя не позднее, чем за 30 дней до защиты представляется заведующему кафедрой. Разрешение о допуске ВКР к защите заведующим кафедрой производится только после ее проверки и подписания научным руководителем.

В том случае, если ВКР к защите не допускается, кафедра представляет в деканат факультета выписку из протокола заседания кафедры с указанием причин.

ВКР, допущенная к защите, направляется на рецензию не позднее, чем за 20 дней до защиты.

Время, отводимое на рецензирование, не должно превышать 3 дней. Рецензии, подготовленные специалистами из внешних организаций, заверяются печатью организаций.

ВКР рецензенту представляет студент. Выбор рецензента производится с учетом рекомендаций научного руководителя.

Студентам вносить какие-либо изменения в ВКР после подписания заведующим кафедрой запрещается.

Сброшюрованная ВКР с отзывом научного руководителя и рецензией передается в деканат факультета не позднее, чем за 7 дней до установленного срока защиты.

В день защиты (согласно расписанию) ВКР передаются деканатами факультетов секретарям соответствующих экзаменационных комиссий.

Расписание итоговой государственной аттестации (проведение обзорных лекций и консультаций, сдача государственных экзаменов и защита ВКР) составляется учебным отделом и утверждается проректором по учебно-методической работе.
1.1.2. Основные этапы подготовки выпускных квалификационных работ

ВКР выполняются на основе изучения и анализа материалов учебной и научной литературы (учебников, учебных пособий, монографий, периодических изданий, в том числе и на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.), документальных материалов по избранной теме, а также фактов и статистических материалов, полученных из личного опыта работы, проведенных экспериментов, наблюдений и т.п.

Первым этапом подготовки ВКР является выбор ее темы. При выборе темы необходимо учитывать:

– актуальность;

– личный опыт практической деятельности (особенно для студентов заочной формы обучения), интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний с учетом будущей профессиональной деятельности;

– возможность подбора необходимого фактического материала, наличие статистических данных;

– возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке кандидатской диссертации.

После выбора темы и уяснения (с помощью научного руководителя) целевой установки ВКР определяются объект, предмет и границы исследования.

На втором этапе производится сбор, накопление и изучение научной и учебной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати, и т.п. Главной целью этого этапа является научно-информационная деятельность студента, то есть составление библиографии, целенаправленный подбор соответствующего материала и его глубокое изучение. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки: работы с указателями, каталогами, обзорами, использования справочных систем типа «Гарант», «Консультант Плюс», работы с научной и учебной литературой.

Поиск необходимой информации целесообразно вести по нескольким направлениям путем ознакомления:

– с нормативно-правовыми документами;

– со справочной литературой (энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.);

– с монографиями по теме ВКР, реферативными и периодическими научными изданиями, учебниками и т.д.;

– с каталогами-указателями источников, имеющихся в библиотеке Института и других библиотеках.

Приступая к изложению материалов исследования, студенту необходимо помнить, что ВКР должна иметь четкую структуру, которая включает в себя титульный лист, задание на выполнение ВКР, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения. Объем ВКР должен составлять 65–85 страниц (без учета иллюстраций и приложений).

Во введении ВКР (3–4 страницы) излагается решаемая проблема и обосновывается актуальность темы, раскрываются ее научная и практическая значимость, наличие законодательной базы, степень научной разработки и освещения в литературе, излагаются цели, задачи и замысел исследования, формулируются объект и предмет исследования.

В основной части, состоящей из двух-трех глав, излагаются главные аспекты содержания ВКР. В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса, дается характеристика исследуемого объекта и проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретной организации, обосновываются цели и задачи ВКР, предлагаются современные подходы и пути решения исследуемой проблемы. Объем первой главы не должен занимать более 30% всей работы.

Вторая и последующие главы содержат описание и результаты самостоятельного теоретического и экспериментального исследования. В них приводятся исходные данные, последовательность проводимых расчетов, излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Широко представляется табличный и графический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных результатам практики. Объем этой части, как правило, составляет около 60% от общего объема работы.

Необходимо, чтобы все главы и параграфы были соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. В конце каждой главы целесообразно сделать краткие выводы из предшествующего изложения.

Заключение (2–4 страницы) представляет собой изложение основных результатов работы в виде выводов и рекомендаций. В нем автор подводит итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями и задачами работы, делает теоретические обобщения, выводы и дает практические рекомендации по использованию полученных результатов.

Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Все содержание ВКР должно быть связано единой логикой и продуманной последовательностью изложения рассматриваемой проблемы.

Не рекомендуется вести изложение материала работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы» (считаем, предлагаем), но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (выпускной квалификационной работы) или выражать ту же мысль в безличной форме.

Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены».

В ВКР важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.

Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении выпускных квалификационных работ, являются:

– недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы и слабый анализ ее состояния;

– использование устаревших статистических данных;

– отсутствие в работе иллюстративного материала;

– поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении;

– нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов;

– отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники;

– превышение установленных объемов текстового материала;

– нарушение требований к оформлению работы;

– недостаточная представленность в библиографических списках современной литературы и источников.

^ 1.2. Курсовая работа

Курсовая работа – самостоятельная учебная работа, носящая преимущественно исследовательский характер и выполняемая по основным общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана.

Цель курсовой работы – обучение студентов самостоятельному применению полученных в процессе изучения учебной дисциплины знаний для решения практических задач, проведению анализа, обобщению и систематизации материалов специальной литературы, нормативных и статистических данных, а также проведению исследования теоретических и практических проблем. Выполнение курсовой работы способствует развитию у студентов навыков самостоятельного творческого мышления, овладению методами современных научных исследований, углубленному изучению заданной темы, направления или раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и иных источников).

Курсовую работу следует готовить по одному-двум вопросам, ответы на которые должны быть взаимосвязаны и глубоко обоснованы. При этом нужно иметь в виду, что в дальнейшем материалы курсовой работы целесообразно использовать при подготовке ВКР.

Тематика курсовых работ разрабатывается ведущими преподавателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины и утверждается на заседании кафедры. Темы закрепляются за студентами распоряжением проректора по учебно-методической работе.

Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя.

Основой подготовки курсовой работы служат учебники и учебные пособия по данной дисциплине, специальные научные публикации по исследуемой проблеме, а также статьи, монографии, научные отчеты, тезисы научных конференций, материалы, собранные студентами при проведении различных видов практики. При подборе необходимых источников информации используются: список литературы, рекомендованной рабочей программой учебной дисциплины и планами семинарских или практических занятий по соответствующей теме или разделу; библиография, приводимая в конце учебников и книг, изучаемых по данной дисциплине; алфавитный и систематический каталоги библиотеки.

Структура курсовой работы обычно содержит: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, состоящую из 2-х глав, заключение, список использованных источников, приложения. Рекомендуемый объем курсовой работы (без иллюстраций, таблиц и приложений) не должен превышать 30–35 страниц.

Во введении (рекомендуемый объем – 2–4 страницы) четко излагается суть содержания, обосновывается актуальность выбранной темы, ее практическая значимость, кратко излагается цель работы, степень освещения рассматриваемой проблемы в литературе, приводятся конкретные вопросы (обычно не более двух-трех), рассматриваемые в курсовой работе.

В основной части курсовой работы (рекомендуемый объем – 22–26 страниц) раскрываются сущность рассматриваемых вопросов, современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе; приводится анализ реального состояния исследуемой проблемы на примере работы конкретной организации; предлагаются возможные пути ее разрешения, а также излагаются методики и приводятся доказательства, исходные данные, последовательность расчетов и излагаются результаты работы. Кроме того, могут быть представлены алгоритмы, графики, таблицы, диаграммы и т.д.

В заключении (рекомендуемый объем – 2–3 страницы) формулируются общие теоретические выводы и излагаются практические рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности.

В конце курсовой работы приводится список использованных источников. При использовании информации, полученной через сеть Интернет, также делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.

После поступления в деканаты курсовые работы в установленном порядке передаются на соответствующую кафедру. Курсовые работы, выполненные с нарушением установленных требований, а также ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Курсовая работа подлежит обязательному рецензированию и защите. Форма и содержание рецензии аналогична рецензии на ВКР (Приложение 3).

После защиты курсовой работы итоговая оценка выставляется в ведомость.

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке курсовой работы, являются:

– недостаточное обоснование актуальности и слабый анализ состояния исследуемой проблемы;

– недостаточное и неэффективное использование иллюстративного материала (графиков, таблиц, гистограмм и т.д.);

– поверхностные выводы, предложения и практические рекомендации;

– использование информации без ссылок на источник;

– нарушение требований к оформлению работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconУчебное пособие предназначено для студентов высших медицинских учебных...
Рекомендовано в печать по решению Координационного научно–методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского...

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconКнига достаточно глубоко раскрывает шаманизм как культурное и психологическое явление
Печатается по решению редакционно-издательского Совета Международной Академии Психологических Наук и Ученого Совета Международного...

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconРуководство к выполнению контрольных работ по фармацевтической химии...
Печатается по рекомендации Координационного научно-методического совета по оптимизации учебного процесса и решению редакционно-издательского...

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconСправочное пособие к сниП 08. 02-89
Рекомендовано к изданию секцией научно-технического совета Института общественных зданий Минстроя России (бывший цнииэп учебных зданий...

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconЛ. В. Гомбоева Введение в западную философию
Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного технологического университета

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconОбщественного питания
Рекомендовано к изданию секцией научно-технического совета Института общественных зданий Минстроя России (бывший цнииэп учебных зданий...

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconСправочное пособие к снип серия
Рекомендовано к изданию решением секции организации строительного производства Научно-технического совета цнииомтп госстроя СССР

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconКоллективная монография
Рекомендована к изданию на заседании научно-технического совета спбгусэ, протокол № от 2012 г

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconУчебное пособие “Основы философии” состоит из двух частей: “Общая...
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета

Пособие было обсуждено на заседании Научно-методического и редакционно-издательского совета и Ученого совета института и рекомендовано к изданию и применению. Ответственный за выпуск И. В. Гайворонская введение iconПсихология
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов