Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об




Скачать 310.54 Kb.
НазваниеКонспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об
страница1/3
Дата публикации19.06.2013
Размер310.54 Kb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3
Конспект книги

ПРИМАКОВ Е.М. МИР ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ. – М.: МЫСЛЬ, 2002. – 190 С.
Краткие сведения об авторе:

Евгений Максимович Примаков – советский и российский политический и государственный деятель, доктор экономических наук, академик РАН.

В разные годы занимал должности председателя Совета Союза Верховного Совета СССР, руководителя Центральной службы разведки СССР, директора Службы внешней разведки России, министра иностранных дел и председателя правительства Российской Федерации. Депутат Государственной думы РФ третьего созыва.

Ранние годы. Родился в Киеве в 1929 году. По некоторым сведениям, отцом Примакова был выходец из польского города Лодзи, сын богатых еврейских торговцев Марк Каждан, судьба которого после 1927 года неизвестна.

Сразу после рождения ребёнка Анна Яковлевна Примакова вернулась в Тбилиси, где жила её семья; детство и юность Е. М. Примаков провёл в этом городе.

В 1951 году женился на студентке Грузинского политехнического института Лауре Харадзе. Дети – сын Саша, дочь Нана.
^

Образование: 1) Московский институт востоковедения, арабское отделение – 1953; 2) Аспирантура экономического факультета МГУ – 1956.


С 1956 по 1962 работал в Гостелерадио СССР (вещание на зарубежные страны).

В 1962-1966 работал в газете «Правда» литературным сотрудником, обозревателем.

В 1966-1970 – собственный корреспондент «Правды» на Ближнем Востоке и заместитель редактора отдела стран Азии и Африки. В 1969 во время поездки в Багдад познакомился с Саддамом Хусейном.

Учёный:


С сентября 1962 по декабрь 1962 – старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, а с 30 декабря 1970 до 1977 – заместитель директора этого же института.

В 1977-1985 – директор Института востоковедения АН СССР, с 1979 – одновременно профессор Дипломатической академии.

В 1985-1989 – директор ИМЭМО АН СССР.
^

Государственный деятель:


В 1986-89 гг. был кандидатом в члены ЦК КПСС, в 1989 г. избран членом ЦК, в 1989-90 гг. – кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС.

В феврале 1988 был избран членом Верховного Совета СССР.

В 1989-1991 – народный депутат СССР. В 1989-1990 – председатель Совета Союза Верховного Совета СССР.

В 1990-1991 – член Президентского Совета СССР. С марта 1991 – член Совета безопасности СССР.

С сентября 1991 – руководитель Первого главного управления КГБ СССР. С 30 сентября 1991 – руководитель Центральной службы разведки СССР.

С 26 декабря 1991 по январь 1996 – директор Службы внешней разведки России.

С 10 января 1996 по 11 сентября 1998 – министр иностранных дел России.

С 11 сентября 1998 по 12 мая 1999 – председатель правительства Российской Федерации.

24 марта 1999 года Е.М. Примаков направлялся в Вашингтон с официальным визитом. Над Атлантикой он узнал, что НАТО начало бомбить Югославию. Е.М. Примаков решил отменить визит, распорядился развернуться над океаном и вернулся в Москву, это получило название «Петля Примакова».

19 декабря 1999 был избран депутатом Государственной думы Российской Федерации третьего созыва. Председатель фракции «Отечество – Вся Россия» (ОВР).

С декабря 2001 – президент Торгово-промышленной палаты России.




^ ГЛАВА I. МОНСТР НА МИРОВОЙ АРЕНЕ
1.1. От убийства монархов – к массовому террору.

Е.М.Примаков показывает в этом подразделе, что терроризм – это довольно древний феномен, уходящий своими корнями ещё в историю Древнего мира (вспомним, хотя бы, убийство Юлия Цезаря 15 марта 44 г. до н.э.).

Так, в XIX-начале XX века взлёт террора был связан с анархистской и националистической деятельностью, а объектами террора были, в основном, государственные деятели:

– Вера Засулич ранила в 1878 году петербургского градоначальника генерала Трепова;

– Андрей Желябов и Софья Перовская создали группу, убившую в 1881 г. русского царя Александра II (Освободителя);

– Иван Калягин в 1905 году метнул бомбу в карету московского градоначальника ^ Великого князя Серея Александровича;

– сербский студент Гаврило Принцип убил в 1914 году австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда (это событие дало повод для начала Первой мировой войны);

– в 1934 году в Марселе (Франция) были убиты югославский король Александр и французский министр иностранных дел Луи Барту.

^ Во второй половине XX века прошла новая волна политических убийств:

– в 1963 году был убит президент США Джон Кеннеди (по официальной версии его убил Ли Харви Освальд);

– в 1973 году баскские сепаратисты убили испанского генерала ^ Карреро Барко;

– в 1979 году боевики Ирландской республиканской армии убили лорда Маунтбеттена;

– в 1981 году исламские заговорщики убили президента Египта ^ Анвара Садата;

– в 1984 году сикхские сепаратисты убили премьер-министра Индии Индиру Ганди;

– в 1991 году тамильскими сепаратистами был убит премьер-министр Индии ^ Раджив Ганди (сын Индиры Ганди);

– в 1995 году еврейские экстремисты убили премьер-министра Израиля Ицхака Рабина.

В этот период акцент в террористической деятельности во второй половине XX века был перенесён с государственных деятелей на мирных граждан – вспомним. Например, применение газа зарина террористической сектой «Аум Синрикё» в токийском метро в 1995 году.

 Какое-то время террор носил «внутристрановый» характер и не выходил на международную арену, то есть применялся против политических оппонентов внутри той или иной страны. Однако в конце XX века ситуация начала постепенно меняться. Так, чеченский терроризм (теракты в Москве, Санкт-Петербурге, Будённовске, Черкасске, Первомайске, Армавире, Владикавказе, Минеральных водах и др.) в значительной мере связан с международным терроризмом. Таким образом, во второй половине XX века террор приобретает две главные особенности:

1) террор входит в арсенал преимущественно сепаратистских и экстремистских организаций;

2) террор широко распространяется за национальные рамки и действует на международной арене.

Наконец, терроризм начинает сращиваться с отдельными государствами, с их структурами (например, Иран после свержения шаха провозгласил лозунг «исламской революции» и начал её насильственный экспорт за пределы страны).
1.2. Самодостаточный терроризм.

Уже в конце XX века такая модель терроризма начала терять связь с государственными структурами. Государственная поддержка терроризма пошла на убыль под давлением России, Европейского Союза, США. В результате Ливия и Иран фактически прекратили поддержку террористических групп за рубежом, а Иран даже оказал существенную помощь США после их вторжения в Афганистан осенью 2001 года.

Однако, если с Ливией США проводят достаточно плодотворный и взаимовыгодный диалог, то с Ираном продолжается конфронтация, поскольку Тегеран не идёт на уступки США по вопросам иранской ядерной программы.

События 11 сентября, по словам Е.М.Примакова, показали «новую и наиболее опасную разновидность международного терроризма: самодостаточная система, не связанная с каким-либо государством, через преступления, унесшие тысячи мирных жизней, заявила о себе как о качественно новом игроке на международной арене». Речь идёт о такой международной террористической организации, как «Аль-Каида».

Во многом успехи международного терроризма обусловлены недостаточным взаимодействием спецслужб наиболее развитых стран мира. Если бы Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ США), британская МИ-6, германская БНД и другие более активно координировали свою деятельность, террористам было бы гораздо сложнее.
1.3. История бен Ладена.

В годы «холодной войны» как США, так и СССР стремились привлечь на свою сторону как можно больше различных движений и организаций за рубежом. Так, американцы активно поддерживали мусульманские организации, выступавшими против вторжения СССР в Афганистан.

После вывода советских войск из Афганистана и распада СССР картина резко изменилась. Бывшие борцы с советской оккупацией повернули своё оружие против США и заняли радикальную антиамериканскую позицию.

Среди лидеров таких организаций особенно выделялся Усама бен Мухаммад бен Ладен. Он унаследовал от отца 250 млн. долларов, развернул мощный бизнес, наладил широкие связи за рубежом. На начальных этапах ему помогали американские спецслужбы. Они помогли бен Ладену создать вербовочные пункты для пополнения рядов боевиков, воевавших против СССР в Афганистане. Американцы поставляли ему знаменитые «стингеры». Бен Ладен тесно сотрудничал с ЦРУ, проводившим операцию «Циклон», в рамках которой афганским боевикам выделялось по 500 млн. долл. в год. Таким образом, США руководствовались принципом «враг моего врага – мой друг».

В 1987 году, после вывода советских войск из Афганистана, бен Ладен создаёт организацию «Аль-Каида». Её деятельность не ограничивалась Афганистаном. В её состав вошли не только арабы, но и вообще мусульмане-сунниты. В феврале 1998 года «Аль-Каида» призвала всех мусульман повсеместно убивать американских граждан – военных и невоенных – и их союзников.

Кстати говоря, такой же поворот в своей деятельности совершили и некоторые другие террористические организации. Так, израильская разведка «МОССАД» в своё время создала на Западном берегу реки Иордан организацию «ХАМАС», стремясь натравить её на Организацию Освобождения Палестины (ООП). Вскоре «ХАМАС» вышел из-под израильского контроля и теперь является злейшим врагом Израиля.

На рубеже веков «Аль-Каида» совершила ряд крупномасштабных террористических актов, в результате которых погибли более 200 и были ранены около 4 тыс. человек. Эти теракты произошли в Йемене, Сомали, в Кении и Танзании.

«Аль-Каида» наладила тесные отношения с движением «Талибан». Это движение было создано пакистанской разведкой при поддержке США. Как мы знаем теперь, движение «Талибан» также вышло из-под контроля США и Пакистана и теперь США и НАТО безуспешно пытаются справиться с ним на территории Афганистана (в 2001 г. американские войска свергли власть «Талибана» в Кабуле, однако уничтожить всю сеть не смогли. Сейчас, по некоторым данным, «Талибан» контролирует 75% территории страны).

Бен Ладен оказал серьёзную помощь албанским сепаратистам в Косово – «Армии освобождения Косово». Идейной основой такой помощи было стремление бен Ладена создать экстремистски настроенное исламское государство в центре Европы, которое бы включило в свой состав Албанию, Косово, Санджак, часть Боснии, часть Македонии и часть Черногории. (Американцы в 90-х годах XX века считали «Армию освобождения Косово» террористической организацией, но затем изменили свою политику и стали открыто поддерживать курс на независимость Косово.

В начале 2008 года при поддержке США и ЕС Косово в одностороннем порядке, вопреки протестам Сербии и России, провозгласило свою независимость. В этом плане признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии – это реакция на признание Косово. Как это ни странно, в случае с Косово интересы США и «Аль-Каиды» опять совпали).

Многие данные говорят о связях бен Ладена и «Аль-Каиды» с чеченскими боевиками. Бен Ладен контактировал с лидером ваххабитов в Чечне иорданцем Хаттабом, а тот познакомил бен Ладена с Шамилем Басаевым.
1.4. Страшная перспектива.

Таким образом, считает Е.М.Примаков, имеются все основания считать, что на мировую арену вышли автономно действующие самодостаточные организации, исповедующие массовый террор как средство осуществления своих целей.

Самую большую опасность, по мнению Е.М.Примакова, может представлять захват или создание террористами различных видов оружия массового уничтожения (ОМУ) – химического, биологического или радиологического. Обстановка к началу XXI века стала ещё больше способствовать возможности сращивания террора с ОМУ.

Во-первых, отделение от государственных структур создаёт для международного терроризма бòльшую свободу манёвра.

Во-вторых, росту потенциальных возможностей террора способствует его финансовая достаточность.

В-третьих, сращиванию террора с ОМУ способствует глобализация.

В-четвёртых, развитие вооружений приводит к созданию более компактных видов ОМУ, что объективно делает такое оружие более доступным для террористов.

Другая опасность состоит в том, что террористические организации могут нанести военные удары по различным высокотехнологичным объектам – атомных электростанций, предприятий по переработке урана и т.д. (к началу 2002 года уже 43 государства имели АЭС или ядерные реакторы, способные производить ядерные материалы. В 100 государствах накапливаются запасы радиоактивных материалов. Нет надежды на то, что все эти запасы надёжно контролируются и охраняются).

Особенно тревожной является ситуация вокруг Индии и Пакистана. Оба государства располагают ядерным оружием. В то же время нестабильная ситуация в Пакистане чревата попаданием ядерного оружия в руки террористов. (В декабре 2008 года террористы совершили нападения на гостиницы в индийском городе Мумбае, причём стало известно, что все террористы родом из Пакистана и прошли там соответствующую подготовку при содействии пакистанских спецслужб).

Е.М.Примаков считает, что США ведут не вполне правильную политику в сфере борьбы с международным терроризмом и распространением ОМУ. Так, США нагнетают обстановку вокруг иранской ядерной программы и объявляют санкции тем российским компаниям, которые помогают Ирану строить АЭС в Бушере.

Е.М.Примаков предлагает выработать международную Хартию борьбы с терроризмом. Государства, которые подпишут такую хартию, должны взять на себя обязательства не предоставлять свою территорию организациям, признающим терроризм в качестве способа достижения своих целей, как бы благородно эти цели не выглядели. Кроме того, данные государства должны ввести жёсткий контроль над финансовыми потоками и препятствовать транзиту через свою территорию боевиков, оружия и боеприпасов для террористов.
^ ГЛАВА II. АГРЕССИВНОСТЬ ИСЛАМА:

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
2.1. Опять угроза раздела мира.

После событий 11 сентября 2001 года в США по всей Америке и Европе прокатилась волна антиисламских выступлений. Западные СМИ опубликовали тысячи материалов, в которых утверждалось, что ислам – сама по себе агрессивная и воинствующая религия и что агрессивность исламского мира и впредь будет нарастать.

Е.М.Примаков категорически против такого подхода. Он считает, что разделение мира по религиозно-цивилизационному признаку может нанести серьёзный удар как по международной стабильности, так и по российскому федерализму (ведь 20% населения России – мусульмане). Он полагает, что в таком случае усилится угроза сепаратизма, и не только в России.

В XXI веке 2,5 тыс. этнических групп находятся в составе около 200 государств. Если каждая этническая группа будет стремиться создать собственное государство, в международных отношениях наступит хаос. По мнению Е.М.Примакова, наилучшим выходом из этой ситуации и наилучшим способом реализации права наций на самоопределение является создание национальных автономий внутри уже существующих государств.
2.2. Корни терроризма не в Коране.

Е.М.Примаков обращает внимание на тот факт, что цивилизации и религии тесно связаны друг с другом. Точно также христианство, иудаизм и ислам взаимосвязаны. Ветхий Завет – священная книга и иудеев, и христиан. Коран – священная книга мусульман – во многом перекликается с Ветхим Заветом. Мусульмане признают христиан и иудеев «людьми Писàния».

В Коране не раз напоминается, что Бог иудеев, христиан и мусульман – единый Бог (Аллах): «Если вы вступаете в споры с людьми Писания, то приведите им лучшие доводы. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам в Коран и что ниспослано Вам в Тору и Евангелие. Бог наш и Бог Ваш – один и тот же единый Бог и предаёмся мы Ему».

^ Исламские экстремисты односторонне толкуют Коран и выхватывают из него отдельные фразы, которые могут интерпретироваться как призывы к насилию. (Нередко исламисты говорят о «джихаде» против неверных, как о войне с немусульманами. Однако в Коране под «джихадом» понимается, прежде всего, борьба человека с собственными пороками и недостатками).

В то же время исламисты игнорируют те положения Корана, которые прямо осуждают неоправданное насилие. Так, в Коране говорится: «Не прилично мусульманам нарушать клятву, употреблять хитрость, уродовать людей, убивать женщин, стариков, дряхлых, детей, слепых, хромых, если никто из них не будет участвовать в войне своими советами или если женщина не будет царицей. Не позволительно убивать безумных». В другом месте говорится: «Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается против Вас, но не нападайте первыми. Воистину, не любит Господь нападающих первыми».

Другое важное положение в исламе – это отрицание права мусульман на самоубийство. Поэтому террористы прямо противоречат исламу, когда готовят для выполнения террористических актов самоубийц-одиночек – «шахидов».

Е.М.Примаков признаёт, что ислам как религия, распространялся далеко не всегда мирным путём. Нередкими были завоевательные войны, причём если покорённые народы принимали ислам, им снижали налоги или освобождали от налогов вообще. Но в целом, по словам Е.М.Примакова, история ислама была даже менее кровавой, чем история католицизма.

Говоря об отношениях между исламом и Западом, Е.М.Примаков напоминает о Крестовых походах XI-XIII веков н.э., когда западные правители пытались взять под контроль Иерусалим и прилегающие к нему Святые земли. Только после первого крестового похода в течение двух дней было уничтожен около 40 тыс. мусульман.

Таким образом, заключает Е.М.Примаков, экстремистские идеи уходят корнями скорее не в религию, а в политику. Так, негативное отношение арабов к Израилю вытекает не из ислама. Оно стало реакцией на вытеснение Израилем палестинцев с их территории. Если Израиль изменит свою позицию, арабы также пойдут на компромисс. Не случайно в 2002 году наследный принц Саудовской Аравии Абдалла предложил свою формулу мира на Ближнем Востоке: арабы признают право Израиля на существование, а Израиль освобождает территории, захваченные им в ходе войны 1967 года.
2.3. Фундаментализм и экстремизм – разные понятия.

Е.М.Примаков утверждает, что экстремизм в рамках ислама получил дыхание не в результате естественного развития ислама, а в результате появления различных исламских сект, в том числе секты ваххабитов.

Движение ваххабитов возникло в Аравии в XVIII веке. Его основатель ^ Абд аль-Ваххаб призывал единоверцев восстановить первоначальную чистоту ислама. Он выступал против культа мусульманских святых и запрещал самостоятельное толкование Корана. Его последователи – ваххабиты – отвергали поклонение могиле пророка Мухаммеда, отвергали целование главной святыни мусульман в Мекке – Каабы, запрещали клясться именем пророка или членов его семьи. Ваххабиты жестоко преследовали тех, кто потреблял спиртное, курил, слушал музыку и играл в любые игры.

В 1770 году ваххабиты создали своё государство. В начале XIX века они разграбили шиитские святилища, захватили Мекку, разрушили мечети, исцарапали Каабу. Затем они захватили город Медину и осквернили могилу пророка Мухаммеда. В 1811 году правитель Египта Мухаммад Али разгромил ваххабитов, однако они вскоре восстановили своё государство.

В настоящее время ваххабизм является официальной религией Саудовской Аравии.

Е.М.Примаков предлагает различать исламский фундаментализм и исламский экстремизм. Исламский фундаментализм выступает за религиозное воспитание и соблюдение религиозных традиций в быту, а в этом нет ничего плохого. А вот исламский экстремизм ставит своей целью распространение силой на другие страны исламской модели государства и исламских правил поведения в обществе и семье.

В чём заключаются причины усиления современного исламского фундаментализма?

Во-первых, в результате разрушения колониальной системы были созданы десятки суверенных исламских государств, поэтому исламский фундаментализм тесно связан с ростом национального самосознания.

Во-вторых, исламский фундаментализм подпитывается разделением современного мира на относительно благополучный «золотой миллиард» (Запад) и остальную часть, к которой относится большая часть мусульманских стран.

В-третьих, усиление исламского фундаментализма – это реакция на наихудшие проявления западной массовой культуры, которая экспортируется в страны «третьего мира».

В-четвёртых, если брать территорию бывшего СССР, то исламский фундаментализм – это реакция на советские запреты строить мечети, соблюдать мусульманские обряды и традиции.

Таким образом перспективы исламского общества во многом зависят от того, какое течение в современном исламе окажется сильнее – исламский фундаментализм или исламский экстремизм. Однако надо помнить, что даже умеренные фундаменталисты будут выступать против любых форм гегемонии США в современном мире.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconЭтика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)
Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,...

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconМировой философии в четырех томах
В ней, как правило, идет речь лишь о тех философах и тех их произведениях, которые пред­ставлены в данном издании. При чтении статьи...

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconИзмерение давления краткие теоретические сведения
Основные понятия и определения. Давлением p называется отношение нормальной составляющей силы Fn к единице площади S, на которую...

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconЗакон Республики Беларусь вступил в силу 18 сентября 2006 г
Закон Республики Беларусь от 8 мая 2002 г. №98-з (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №55, 2/847)

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconЕ. Е. Котцова Практическое занятие №1
Вопросы (раскрываются сразу на занятии преподавателем, домаш подготовки не требуется): Лексикография. Краткие сведения из истории...

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconЗанятий
В данной теме рассмотрены вопросы по значению воды для различных областей деятельности человека. Краткие исторические сведения о...

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconПриказ от 18 июня 2003 г. N 313 об утверждении правил пожарной безопасности...
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской...

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconВопросы для подготовки к экзамену по патологической анатомии
Патологическая анатомия, ее содержание и задачи. Объекты, методы и уровни исследования. Краткие исторические сведения. Основные этапы...

Конспект книги примаков е. М. Мир после 11 сентября. М.: Мысль, 2002. 190 С. Краткие сведения об iconВопросы для подготовки к экзамену по патологической анатомии
Патологическая анатомия, ее содержание и задачи. Объекты, методы и уровни исследования. Краткие исторические сведения. Основные этапы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов