Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения»




Скачать 346.92 Kb.
НазваниеЛекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения»
страница1/3
Дата публикации02.03.2014
Размер346.92 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3
Лекция №7
Тема «Теоретические основы организационного поведения»

План

  1. Феномен поведенческих дисциплин и их роль в управлении организацией.

  2. Предмет и задачи организационного поведения.

  3. Понятие темперамента и типы и их характеристика.

  4. Способности: умственные и физические.



Рекомендуемая литература

1.Лапыгин Ю.Н. теория организации и организационное поведение: Учебное пособие/ Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2011, 329 с.

2. Спивак В.А. Организационное поведение: конспекты лекций\ В.А.Спивак, -М.: Изд-во Юрайт, 2011.-207с.

3. Глумаков В.Н. Организационное поведение.- 2-е изд.- М.: Вузовский учебник, 2009.-352с.

1.Феномен поведенческих дисциплин и их роль в управлении организацией.

Две с половиной тысячи лет назад Конфуций сказал: «В государстве, которым управляют хорошо, нужно стыдиться бедности, а в государстве, которым управляют плохо, — богатства». В России сегодня, к сожалению, нужно стыдить­ся богатства. Однако прошедшие годы реформ принесли, по крайней мере, два бесспорных результата.

Во-первых, хотя и с большими потерями и ничем не оправданными ошибками, удалось демонтировать основные элементы административно-командной системы.

Во-вторых, в обществе начинает меняться экономи­ческое мышление. Надежда на то, что рынок сам по себе обладает чудодейственным средством, способным привести всех нас в капиталистический рай, все больше уступает трез­вому пониманию, что при любой социально-экономичес­кой системе процессами производства и потребления нужно управлять, притом управлять грамотно, на основе новейших достижений науки управления.

Управлять экономикой — это прежде всего управлять людьми. Поэтому среди всех дисциплин общего менеджмен­та особое место занимает дисциплина «Организационное поведение», предметом которой как раз и является поведе­ние человека на рабочем месте.

Хотя в становление и развитие этой новой учебной дисциплины большой вклад внесли и западные, и отечест­венные ученые, у нее американские корни. Именно этим объясняется тот факт, что авторами большинства учебников и учебных пособий по организационному поведению явля­ются американцы.

В какой бы сфере социальной или хозяйственной деятельности вы ни со­бирались применить свои силы — на производстве, в торговле, финансах, рекламе или, может быть, политике, — вам постоян­но придется иметь дело с людьми. От того, насколько адекватно вы будете их оценивать, а также от способности верно анализи­ровать ситуацию и принимать правильные решения, будет зави­сеть эффективность вашей деятельности, а значит, и успех ва­шей карьеры.

Необходимость этих умений неизмеримо возрастает, если вы хотите стать руководителем — управлять людьми, организовывать их совместную деятельность. Это можно сделать, только если по­нимать законы и закономерности социального поведения.

Всех, кто занимается управлением- и начальника маленького отдела из трех человек, и руководителя крупной транснациональной корпорации, - можно назвать менеджерами.

Их роднит то, что они выполняют одну функцию — организуют совместную дея­тельность людей. Однако очевидно, что цели, задачи и проблемы, ими решаемые, разные, поэтому разными должны быть пути и методы осуществления управленческой функции.

Безусловно, есть общие законы и закономерности поведения и деятельности людей в организации. Но проанализировать их и рас­сказать о них можно с разных точек зрения.

Главная задача любой организации — достижение высокой эф­фективности. Если исходить из современного представления о том, что люди — это основное богатство или главный ресурс любой организации, то решить задачу эффективности можно только при условии, что менеджменту удастся оптимально использовать этот ресурс, улучшать и умножать его.

При этом эффективность деятельности обеспечивается и мо­жет быть рассмотрена на разных уровнях.

1. На индивидуальном. Об этом уровне мы говорим, когда рас­сматриваем вопросы, насколько эффективно работает каждый отдельный работник, от каких факторов это зависит и как сделать так чтобы работа каждого была максимально результативной. Организация будет работать эффективно, если эффективно будет работать каждый сотрудник.

2. ^ На групповом. Люди работают, как правило, объединившись в большие или меньшие группы, и деятельность человека в значительной степени обусловлена его включением в группу, поэтому важно пшять факторы, влияющие на результативность группо­вой деятельности, а также проблемы ее управления. Организаци будет работать эффективно, если эффективна будет деятельность каждого ее структурного подразделения.

3. ^ На организационном. Система действует эффективно, когда все ее элементы работают согласованно и слаженно, поэтому эффективность деятельности организации -это не просто механическая сумма индивидуальных или даже групповых результатов, это новое качество организации как целостного организма, системы. Организация будет эффективной, если удается объединить усилия каждого работника и каждого подразделения в достижении общеорганизационных целей.

При изложении материала следует руководствоваться рядом принципиальных положений.

1. Прежде всего, для того чтобы успешно руководить организацией (группой), необходимо провести ее диагностику определить в каком состоянии она находится, каков уровень ее разв тия какова сплоченность коллектива, каковы ожидания, представ­ления ценности работников. Если менеджер не может ответить на многие другие вопросы, характеризующие состояние орга­низации или подразделения, то он будет работать вслепую и вероятность ошибиться, принять неверное решение, неизмеримо возрастает. Следовательно, он должен вла­деть методологией и методами постановки диагноза, глубоко понимать происходящие в организации или ее подразделении процессы.

2 Успешное воздействие — это воздействие на группу (организацию), а не на индивида, поэтому важнейшим фактором успеш­ной управленческой деятельности выступает создание условий для эффективной совместной работы.

3 Характер и особенности взаимоотношений и взаимодействия между людьми и группами являются важнейшими факторами про­изводственного процесса, предопределяющими степень его эф­фективности.

4 Не существует универсальных, подходящих для всех ситуа­ций и групп способов эффективного управления — есть способы адекватные и неадекватные обстоятельствам.

5Ориентация в управлении организацией на создание успеш­ного механизма ее функционирования продуктивнее, чем ориен­тация на достижение определенного краткосрочного результата деятельности любой ценой.

Современный мир - это мир организаций. Большинство за­дач которые стоят перед обществом в целом и каждым челове­ком в отдельности, не могут быть решены в одиночку, они требу­ют кооперации, совместных усилий большого количества людей.

Мир организаций обширен и многообразен. Каждый из нас ежедневно, прямо или косвенно, сталкивается с их деятельно­стью. Все они отличаются друг от друга, могут быть большими и маленькими, иметь вековую историю или только возникнуть, они могут иметь разную направленность и преследовать разные цели, но у них есть некие общие принципы функционирования, опре­деляемые тем, что их движущей силой являются люди.

Если мы посмотрим на любую эффективную организацию, то, прежде всего, в глаза бросаются ее успехи в финансовых делах, маркетинге, технологии. Так и хочется сказать: «Они хорошо ра­ботают, потому что у них много денег, хорошая реклама, новое оборудование». Однако более подробный анализ даст ясный ответ на вопрос о реальных причинах успеха компаний-лидеров. Все эти преимущества обеспечивает персонал — люди, в них работаю­щие, _ главное богатство любой организации.

Важно понимать, что большинство организаций могут иметь те или иные проблемы, связанные со сбытом, снабжением, фи­нансами, а также испытывать технологические трудности. Однако в большинстве случаев это является отражением недостатков и провалов, связанных с особенностями поведения и деятельности работников. Не сделали, не сумели, не захотели, не знали. Перечень этих «не» — отражение проблем управления, неспособности руководства организации обеспечить эффективную работу персо­нала.

Распространено мнение, что работа с сотрудниками организации это забота специальных подразделений: служб персонала, отделов кадров и т.д. Однако это не так, в современной организа­ции все менеджеры независимо от функций являются менеджера­ми по персоналу, т.е. они могут решить задачи своей производ­ственной деятельности только посредством управления людьми.

Данное обстоятельство заставляет по-новому взглянуть на работу менеджера и его профессиональную подготовку. Современ­ному специалисту в области управления необходимо не просто усвоить готовые схемы и методы работы, но также овладеть ис­следовательской методологией, способностью глубоко анализировать процессы, происходящие во внешней и внутренней среде организации, и применять набор управленческих мер, адекват­ных данной ситуации. С этой целью необходимо понимание тех факторов и обстоятельств, которые определяют своеобразие каждой ситуации и, прежде всего, это относится к состоянию людей, ее формирующих и от нее зависящих.

Фактически современное организационное поведение — это и есть описание переменных, влияющих на состояние дел в организации и определяющих ее способность эффективно достигать поставленных целей, действовать в определенных экономических и социально -куль­турных условиях, в данной экономической, политико-идеологической ситуации.

Все большее внимание практики и теории современного менеджмента к проблемам «человеческих ресурсов» породило массу исследований, статей и книг, посвященных роли человека в управленческой и организационной деятельности. Соответствующие научные материалы можно встретить под такими заголовками, как «Промышленная психология», «Социология управления», «Ин­дустриально-организационная психология», «Социология органи­зации», «Психология управления», «Социальная психология орга­низации» и т.п. В подавляющем большинстве круг вопросов, скры­тых под различными названиями, примерно одинаков. Появление в этом ряду дисциплины «организационное поведение» представ­ляется весьма оправданным и целесообразным, так как это не чисто психологическая, социологическая или экономическая на­ука, а дисциплина, использующая возможности комплексного под­хода к анализу проблем поведения и деятельности человека в орга­низации.

Каково же место организационного поведения в системе дис­циплин, изучающих поведение людей и занимающихся пробле­мами управления?
Любая наука возникает как попытка ответить на некие неясные вопросы. В этом смысле менеджмент как общая наука, занимающаяся проблемами управления, стремится преж­де всего ответить на вопрос: что нужно делать, чтобы эф­фективно достигнуть целей организации Менеджмент рекомен­дует добиваться этого посредством планирования, организации, лидерства и контроля над организационным ресурсами.

Для решения более конкретных вопросов возникли частные управленческие дисциплины, помогающие понять, как осуще­ствлять управление теми или иными ресурсами организации - финансовыми, материальными, технологическими, информаци­онными.

Так, финансовый менеджмент раскрывает вопросы управле­ния финансами, а операционный помогает в организации произ­водственно-технологического процесса.

Очевидно, что все используемые ресурсы могут управляться и быть эффективно задействованы только при использовании главного ресурса- человеческого. Вопросами эффективной организа­ции работы с людьми занимается специальная дисциплина уп­равление персоналом.

Таким образом, рассматривая любой аспект деятельности орга­низации, общий и частный менеджмент интересуется прежде всего тем, что руководитель должен делать, чтобы достичь эффективной деятельности организации (подразделения) и каким образом, какими способами, методами и приемами этого добиться.

Однако в современных условиях такого уровня знаний недо­статочно. Подготовленному, профессионально грамотному менед­жеру необходимо понимать также механизмы поведения и дея­тельности людей в организации, т. е. быть способным ответить на вопрос: почему так происходит? — главный вопрос в организа­ционном поведении. Исследователи и практики обоснованно пред­полагают, что основная причина процессов, происходящих в орга­низации, — это деятельность людей. Раскрывая причины поведе­ния работников и способы управления им, организационное по­ведение, с одной стороны, создает теоретическую основу для ме­неджмента и управления персоналом и помогает в поиске путей эффективного управления организацией. С другой стороны, тео­рия и практика менеджмента постоянно предоставляют организа­ционному поведению материал для анализа.

В последние годы наблюдается заметное сближение менеджмен­та с организационным поведением. Связано это со все более возра­стающим вниманием к вопросам управления человеческими ре­сурсами как центральной проблемы современного менеджмента.

Сегодня менеджер, если он хочет построить эффективную орга­низацию, должен глубоко понимать закономерности поведения и деятельности людей.

Организационное поведение — часть управленческой, менед­жерской подготовки специалиста.

При этом следует помнить, что ответы на быстро меняющие­ся запросы действительности не всегда могут быть найдены только с помощью имеющегося знания, готовых рецептов. Более того, каждая ситуация, с которой сталкивается менеджер в процессе своей повседневной работы, неповторима. Особенно это касает­ся проблем человеческой деятельности — вопросов, относящих­ся к сфере управления людскими ресурсами. Поэтому для совре­менного менеджера важно, изучая вопросы управления, не про­сто получить готовые рецепты решения проблем, а на основе изучения общих законов поведения человека в организации ов­ладеть умением самостоятельного анализа возникающих в его практике ситуаций, поиска путей и методов выхода из сложных ситуаций.

Организационное поведение, имея несомненную специфику, подчиняется наиболее общим законам поведения и деятельности людей, которые широко и подробно изучаются комплексом так называемых человековедческих наук — психологией, социологи­ей, педагогикой и др.

Опираясь на эти знания, организационное поведение стремит­ся применить общие положения этих наук к объяснению конк­ретных фактов и особенностей, определяющихся включением че­ловека в организацию. Таким образом, комплекс знаний о пове­дении и деятельности людей, накопленный «человековедческими» науками, составляет теоретическую основу организационно­го поведения.

Организационное поведение — наука интегративная, объеди­няющая усилия различных областей научного знания для ответа на вопросы: как люди ведут себя в организации, какие факторы и условия определяют это поведение и как его можно модифициро­вать и предсказывать?

Психология — наука, изучающая внутреннюю регуляцию пове­дения и деятельности людей. Пытаясь раскрыть общие законы и закономерности человеческой активности, она помогает понять и более частные вопросы регуляции поведения людей в определен­ных условиях или обстоятельствах, например деятельность чело­века в процессе коллективной работы. Индивидуальные особен­ности личности, особенности восприятия и регуляции человече­ского поведения — эти и многие другие вопросы рассматривают­ся в организационном поведении с опорой на данные психоло­гии.

В силу того что социальная психология изучает поведение и дея­тельность людей, включенных в определенную группу, организа­ционное поведение значительным образом опирается на эту на­уку, являясь в этом смысле как бы прикладным ее ответвлением в сфере управления.

Деятельность менеджера — это всегда в той или иной форме и степени обучение работников (инструктаж) и их воспитание (мо­тивация, поощрение, наказание). Этим обусловлено серьезное внимание организационного поведения к достижениям теории и практики современной педагогики.

Важность факторов социально-культурной детерминации по­ведения человека в организации требует привлечения социологи­ческих знаний в организационном поведении. Ведь социология как наука об обществе, социальных институтах и процессах, проис­ходящих в социуме, изучает особенности организаций и различ­ных групп.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconТеоретические основы
Теоретические основы информационно-измерительной техники; рабочая программа. Методические указания. Контрольные задания для студ...

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconТема Объективная необходимость и теоретические основы государственного управления экономикой

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconТема Введение в микроэкономику Тема Теория поведения потребителя
Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением рационального поведения отдельных хозяйствующих субъектов в условиях...

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconСодержание учебной программы по дисциплине «Теоретические основы менеджмента» I
Преподавание дисциплины «Теоретические основы менеджмента» ставит своей целью формирование у студентов знаний, а также приобретение...

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconЛекция №4 Ценовая политика
Теоретические основы рыночного ценообразования излагает «Микроэкономика», которая является гостью. Экономической теории, но в силу...

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconКурсовая работа по дисциплине «Теоретические основы реструктуризации»
Тема: Направления реструктуризации деятельности организаций с целью увеличения дохода

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconЛекция Резание материалов
...

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconОтчетности: экзамен Тема Ведение в теорию обучения: предмет и теоретические основы дидактики
Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconРасписание занятий «Утверждаю»
Методы оценки технического и организационного уровня машиностроения – лекция – Кашура В. Н. ауд з/о

Лекция №7 Тема «Теоретические основы организационного поведения» iconЛекция 4 Основы теории потребительского поведения
Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны отдельного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов