Вопросы к государственному экзамену
специальности «Менеджмент организации» 2013-2014 уч. год
Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.
Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие.
Собственность: сущность, роль, типы, формы, эффективность.
Деятельность предприятий в рыночной экономике: издержки, доходы и их регулирование.
Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.
Макроэкономические показатели и их роль в макроэкономической политике государства.
Макроэкономическое равновесие. Классическая модель макроэкономического равновесия (Совокупный спрос - Совокупное предложение).
Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия «Совокупные расходы – ВНП», «Инвестиции - Сбережения».
Государство в рыночной экономике. Необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
Инфляция и система антиинфляционных мер.
Занятость населения: полная и экономически эффективная. Безработица и государственное регулирование проблем занятости.
Финансовая система рыночной экономики. Фискальная политика государства.
Современная банковско-кредитная система. Монетарная политика государства.
Динамика экономического развития. Экономический рост. Цикличность экономического развития.
Международная торговля: определение, выигрыш от международной торговли. Теории международной торговли.
Внешнеторговая политика. Методы регулирования международной торговли.
Международная экономическая интеграция: определение, формы. Деятельность региональных интеграционных объединений (на примере ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.)
Международные валютные отношения. Эволюция мировой валютной системы. Элементы национальной валютной системы.
Валютные операции. Валютные риски. Валютная политика и ее формы.
Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика.
Платежный баланс. Основные принципы составления платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса. Платежный баланс России.
Международный финансовый рынок: состав, структура, основные участники. Место России на международном финансовом рынке.
Трудовые ресурсы предприятия: количественная, качественная и структурная характеристика трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
Основные средства предприятия: состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования основных средств.
Оборотные средства предприятия: состав и структура оборотных средств. Показатели оборачиваемости средств предприятия. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.
Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции.
Финансовые результаты деятельности предприятия: сущность, функции и виды прибыли. Показатели рентабельности предприятия (рентабельность активов, рентабельность финансовых ресурсов, рентабельность продаж).
Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики предприятия.
Способы и источники финансирования деятельности организации
Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансовых отношений на предприятии.
Система расчетов предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Формы организации и виды расчетов (инкассовые, аккредитивные, безакцептные, с использованием векселей).
Учет основных средств.
Учет нематериальных активов.
Учет производственных запасов.
Учет труда и его оплаты.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
Учет готовой продукции и ее продажи.
Учет денежных средств и расчетов.
Учет финансовых результатов.
Учет капитала.
Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета: понятие, предмет, объекты, метод учета. Взаимосвязь управленческого и финансового учетов.
Калькулирование себестоимости продукции. Методы калькулирования (попроцессный, попередельный, позаказный). Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования (метод учета фактических затрат, «директ-костинг», «стандарт-костинг»).
Применение абсолютных, относительных и средних статистических показателей в экономических расчётах.
Ряды динамики. Основные показатели рядов динамики. Методы выравнивания рядов динамики. Их применение в экономических расчётах.
Экономические индексы: виды, способы расчетов. Их применение в экономических расчётах.
Общая характеристика процесса управления: сущность, цели, задачи, принципы и функции.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Эффективность управления: понятия, виды, показатели.
Организационные отношения и структуры в системе менеджмента.
Регулирование и контроль в менеджменте.
Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией.
Управление конфликтами и стрессами в системе менеджмента.
Динамика групп и лидерство в системе менеджмента. Стиль менеджмента и имидж менеджера.
Маркетинг: сущность, концепции, цели, принципы и функции маркетинговой деятельности.
Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетинговых исследований организации.
Методы сбора маркетинговой информации.
Сегментирование рынка. Основные критерии сегментирования. Выбор целевого рынка.
Товарная политика организации (товар в рыночной среде, ЖЦТ, качество и конкурентоспособность товара, продуктовые стратегии).
Коммуникационная политика организации (реклама и ее виды, стимулирование сбыта, персональные продажи, пропаганда, PR- деятельность).
Ценовая политика организации. Виды цен. Ценовые стратегии.
Организация как система: понятие, жизненный цикл организации, внешняя и внутренняя среда.
Общие, частные и специфические законы организации.
Статика и динамика организаций. Характеристика принципов организации. Принципы действия статических и динамических организаций.
Сущность организационной культуры и её элементы.
Коммуникативное поведение в организации (виды коммуникаций, этапы процесса коммуникаций, коммуникационные помехи, техники эффективных коммуникаций).
Личность и организация (взаимодействие личности и организации, направленность личности, способности личности, темперамент, характер, установки, стереотипы).
Организационно-правовые формы хозяйственной (предпринимательской) деятельности: особенности, преимущества, недостатки.
Правовое регулирование финансирования и кредитования хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование расчетов в хозяйственной деятельности.
Правовые основы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности.
Понятие и предпосылки стратегического управления. Школы стратегического управления. Стратегическое и долгосрочное планирование (цели, задачи, методология, результат).
Уровни стратегического управления и этапы разработки стратегии. Подходы к классификации стратегий. Сущность стратегий развития, конкуренции и действий.
Подходы к формулировке миссии организации и определения стратегических целей. Методика проведения PEST–анализа.
Стратегический анализ конкурентного окружения. Анализ отрасли, факторов конкуренции (модель М. Портера), положения конкурентов на рынке (карта стратегических групп) их целей и стратегий. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. Систематизация возможностей и угроз со стороны ближнего окружения.
Стратегический анализ микросреды. Оценка конкурентоспособности предприятия. SWOT – анализ. Матрица решений как результат SWOT – анализа.
Матрицы стратегического выбора (БКГ, Мак-Кинси, ADL-LC) – как основа определения стратегии организации.
Решения в системе управления. Целевая и функциональная направленность управленческих решений.
Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений: этапы, технологии, организация.
Контроль, качество и эффективность управленческих решений.
Кризисное состояние организации. Виды кризисов в организации. Факторы, влияющие на кризис в организации.
Обязательства организации и её неплатежеспособность. Банкротство организации: виды, стадии и процедуры банкротства.
Этапы и меры стабилизации финансового состояния организации.
Логистика: понятие, факторы и тенденции развития, объект исследования, цели, задачи, функции, логистические концепции.
Цели, задачи, функции логистики снабжения, производства, распределения.
Методы и принципы управления персоналом организации.
Стратегия управления персоналом организации (SWOT – анализ управления персоналом организации).
Найм, отбор и прием персонала.
Деловая оценка персонала организации.
Инновации, их свойства, классификация, диффузия инноваций. Инновационный менеджмент: понятие, цели, задачи, функции.
Прогнозирование и планирование инноваций. Инновационные стратегии.
Инновационный проект: понятие, функции, элементы, участники, виды, оценка эффективности.
Управление качеством: основные понятия, категории, функции, методы и сферы практического приложения.
Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Показатели качества продукции.
Стандартизация и сертификация в системе управления качеством.
Сущность и методы анализа финансовой деятельности организации. Значение финансового анализа для различных пользователей информации.
Состав и содержание бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках. Назначение финансовых документов и возможности их использования в системе управления.
Анализ платежеспособности и ликвидности организации. Показатели ликвидности и платежеспособности.
Оценка финансовой устойчивости предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости. Коэффициенты финансовой устойчивости.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Анализ структуры и динамики прибыли предприятия. Анализ показателей рентабельности.
Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятий.
Цель, объект и предмет в исследовании систем управления.
Системный и процессный подходы к исследованию систем управления.
|