Скачать 174.25 Kb.
|
ПРОГРАММА ^ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ИНСТИТУТА МЕНЕДЖМЕНТА
1. МЕНЕДЖМЕНТ 1.1 Эволюция концепций менеджмента. Понятие, сущность, принципы, основные категории менеджмента. Эволюция теории и практики менеджмента. История развития менеджмента. Предмет менеджмента. Школы, подходы и модели менеджмента. Особенности российского менеджмента. Виды российского менеджмента: кадровый, производственный и другие. Факторы, влияющие на менеджмент в XXI в. Креативное образование современного менеджера. ^ Жизненный цикл и типы организаций. Роль менеджмента в поддержании оптимального порядка (баланса) между приобретением ресурсов, производством продукции (услуги) и ее реализацией. Цель создания организаций. Предмет стратегического управления организацией. Стратегические альтернативы и выбор оптимальной стратегии. Интернет-инкубатор как новая для России форма организации. ^ Основные функции менеджмента. Различные подходы к планированию. Этапы процесса стратегического планирования. Виды ОСУ. Проектирование структуры управления организацией. Мотивационные теории. Контроль и его виды. Уровни управления. Координация и коммуникации. ^ Экономико–статистические методы. Особенности экономико–статистических методов. Экономико–статистическое исследование. Подготовка и проведение наблюдения. Системы показателей товарооборота, товарооборот на душу населения. Показатели оценки конкурентоспособности товара и их взаимосвязь. Самоконтроль рабочего времени. Принцип В.Парето. Матрица принципа Д.Эйзенхауэра. Организационно–распорядительные методы менеджмента. Научный метод в современном менеджменте. Модель М.Портера в маркетинге. Социально–психологические методы. Методология менеджмента. Этапы научного метода: наблюдение, формулирование гипотезы, верификация. Аналоговая модель. Имитационное моделирование. Социально-психологический климат. Эвристические методы. ^ Понятие конфликта. Основные концепции конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Анализ силовых полей при конфликтной ситуации. Блеф. Генезис конфликта. Институциализация конфликта. Конгруэнтность. Конформизм. Способ разрешения конфликта. Автокоммуникация. Определение понятия стресс. Причины стрессов в организации. Стрессовый стиль жизни. Не стрессовый стиль жизни. Физиологические реакции на стресс. Психологические реакции на стресс. Организационные изменения. Управление организационными изменениями. Модель успешного проведения организационных изменений. Воздействие на структуру власти. Реакция структуры власти. Этапы проведения организационных изменений. Управление сопротивлением изменениям. ^ Основные понятия эффективности управления. Эффективность функций менеджмента. Эффективность взаимодействия с деловым и фоновым окружением. Показатели эффективности управления. Подходы к расчету показателей эффективности управления. Оценка эффективности управления. Различные методики оценки эффективности управления. Эффективность процессов управления. Эффективность всей системы управления. Социальная и экономическая эффектность менеджмента. Диаграмма оценки эффективности управления (причин и результатов). Экономико-статистические и математические методы формализации оценки эффективности управления. Определение годового экономического эффекта от внедрения мероприятий по научной организации управленческого труда. Метод оценки общей экономии от внедрения мероприятий по научной организации управленческого труда. Определение срока окупаемости издержек управленческого характера. ^ Типы антикризисного управления. Кризис: сущность, виды и предпосылки возникновения. Типология кризисов организаций. Банкротство как институт рыночного хозяйства. Институт несостоятельности: виды, признаки, субъекты, формы и роль в рыночной экономике. Процедуры банкротства. Специфика банкротства отдельных категорий юридических лиц. Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Антикризисная стратегия: разработка, реализация и мониторинг. Организационно-производственный менеджмент в условиях кризиса. Организационные механизмы оздоровления: сущность, виды. Реструктуризация организации. Виды структурных трансформаций. ^
^ 2.1 Элементы теоретических основ стратегического менеджмента Понятие стратегии. Роль стратегии. Виды стратегий. Этапы стратегического управления. Задачи стратегического менеджмента. Внешняя среда компании. Влияние внешней среды. Маркетинг и стратегия. Культура корпорации. Роль культуры корпорации. Прогнозирование в стратегическом менеджменте. ^ Понятие миссии организации. Видение организации. Намерения компаний. 2.3 Разработка дерева целей компании Понятие цели. Установление целей организации. Построение дерева целей организации. Правила построения дерева целей. Система ПАТТЕРН. ^ Три вида стратегий. Алгоритм разработки стратегии. Анализ внешней среды организации. Анализ внутренней среды организации. Инструменты стратегического анализа. Эталонные стратегии. Примеры стратегий. ^ Этап реализации стратегии. Задачи этапа реализации стратегии. Использование лоббирования в реализации стратегии. Оценка эффективности стратегии. Стратегический контроль. Рекомендуемая литература:
^ 3.1 Персонал организации: основные понятия и теории. Теория управления о роли человека в организации. Теория «научной организации труда», теория «человеческих отношений». История развития управления персоналом в России. Сущность управления персоналом. Определение понятий «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы». Основные отличительные особенности понятий «персонал» и «человеческие ресурсы». Модели управления персоналом. ^ Понятие философии управления персоналом. Связь философии организации и философии управления персоналом. Развитие и анализ концепций управления персоналом. Принципы управления персоналом. Современный взгляд на определение принципов управления персоналом. Методы управления персоналом. ^ Анализ и виды организационных структур организации. Принципы построения организационной структуры. 3.4 Обеспечение деятельности системы управления персоналом. Сущность, цели и функции системы управления персоналомРазвитие и роль службы управления персоналом в организации. Качественный и количественный состав служб управления персоналом. Комплексное обеспечение системы управления персоналом. ^ Сущность и направления кадровой политики. Внутренние и внешние факторы, влияющие на проведение кадровой политики. Виды кадровой политики. Сущность стратегического управления персоналом. Цели и принципы стратегического управления персоналом. Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом. Формирование стратегии управления персоналом в организации. ^ Сущность, цели кадрового планирования. Задачи кадрового планирования. Этапы и виды кадрового планирования. Оперативный план работы с персоналом. Планирование потребности в персонале. Методы планирования персонала, используемые при качественном и количественном планировании. ^ Маркетинг персонала. Понятие рекрутирования. Формирование компетенций персонала Набор персонала. Анализ внутренних и внешних источников набора персонала. Отбор персонала. Адаптация персонала. Виды адаптации. ^ Сущность и цели оценки персонала. Анализ факторов, учитываемых при оценке персонала. Элементы и этапы оценки персонала. Методы оценки персонала. Методы индивидуальной оценки и методы групповой оценки персонала. Значение центров оценки персонала. Аттестация персонала. ^ Понятие развития персонал. Сущность и цели обучения персонала. Классификация видов и форм обучения персонала. Анализ основных методов обучения персонала. Понятие карьеры. Управление карьерой и служебно-профессиональным продвижением. ^ Подходы к оценке эффективности системы управления персоналом. Принципы оценки эффективности системы управления персоналом. Показатели, используемые при оценке эффективности системы управления персоналом. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом. Аудит персонала. Классификация видов аудита. Основные направления и параметры аудита. ^ Социология и психология управления как наука, образовательная дисциплина и практическая сфера деятельности Актуальность изучения социо-психологических парадигм и практик управления в современных условиях. Интерпретация понятий «парадигма», «социология», психология», «организация», «управление», «менеджмент» в отечественной и зарубежной науке. Генезис и развитие социо-психологических знаний об управлении. Психология в системе наук об управлении. Структура психических явлений человека. Психические состояния. Психические свойства личности. Траектория развития психически здоровой личности. Самоактуализирующиеся люди. Основополагающий принцип психологии в теории и практике управления. Объект и предмет психологии управления. Методы психологии в саморазвитии человека и совершенствовании управления Социология в системе наук об управлении. Объект и предмет социологии управления. Социальная система управления: ее свойства. Ценности и нормы системы. Человек в социальной системе управления: базисные социальные роли личности. Проблемы реализации взаимных ожиданий личности и системы Социальная природа управления и характеристика профессии "менеджмент". Алгоритм и матрица управленческого труда. Принципы, современные тенденции и законы управления. Методы социологии в диагностике состояния системы и качества управления. Социальные и психологические индикаторы восприятия людьми качества жизни и качества управления. Методы социологи и психологии управления. Диагностические методы. Регулирующие методы. Особенности применения социально-психологических методов в практике управления. Личность в малых группах . Определение понятия личность. Малая группа как объект управления. Психологическое определение малой группы. Структура малой группы. Структура коммуникаций в группе. Личность как объект и субъект управления. Виды отношений в группе. Руководитель в социальной системе управления. Мыслительные процессы в управленческой деятельности. Интеллектуальная состоятельность руководителя. Мотивация деятельности руководителя. Эмоционально-волевые состояния в управленческой деятельности. Психологический анализ личности руководителя. Социальные роли руководителя. Социально-психологические критерии эффективного управления. Признаки профессионализма в управлении. Психологический анализ эффективности стилей управления. Психологический анализ личности руководителя. Ограничения личной эффективности и типичные ошибки в управлении Рекомендуемая литература:
^ 4.1 Теоретические основы организационного поведения. Разнообразие поведения людей, поведение как форма человеческой активности, психологические теории поведения, поведение как предмет социологии, социальное поведение и его виды, механизм поведения, формы социального контроля поведения, теоретические модели организационного поведения. ^ Понятие и модели личности, стороны и динамика психологического контракта, сущность и составляющие процесса организационной адаптации, формы поведения сотрудников в адаптационный период, организационная сторона адаптации, мотивация поведения на работе, карьерный рост, лояльность и преданность персонала, социально-психологический механизм увольнения ^ Группа как составной элемент организационной структуры, понятие и типология социальных групп, формальные и неформальные группы, влияние неформальных групп на деятельность организации, регуляторы поведения в группах; целевые группы и их особенности; проблемная группа, поведенческие стереотипы участников проблемных групп; формирование и развитие групп в организациях; структурное подразделение как субъект организационного поведения. ^ Понятие социального поведения организации, корпоративная социальная ответственность, социальное поведение и экономические результаты деятельности компаний, теоретические основы социально-ответственного поведения компаний, современная парадигма социального поведения бизнес-организаций; жизненный цикл организации, теории и модели жизненного цикла организации; выживание как стратегия управления организацией. ^ Виды детерминации организационного поведения, технологическая детерминация организационного поведения, формальная регламентация трудового поведения работника; понятие власти, источники, средства установления, поддержания и осуществления власти в организации; лидерство и руководство как функции и социальные роли, эволюция типов и стилей лидерства, классические и современные теории лидерства, эффективность лидерства. ^ Роль коммуникаций в управлении организацией, коммуникационные процессы в организации, теоретические модели организационных коммуникаций, коммуникация как необходимый элемент сложных систем, основные виды коммуникаций в организации, средства коммуникации, формальные и неформальные коммуникации, эффективность коммуникаций. ^ Понятие и этапы поведенческого аудита, выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью, измерение поведенческих событий, функциональный анализ поведения, стратегия позитивного подкрепления, стратегия комбинирования наказания и позитивного подкрепления, оценка результатов внедрения. ^ Смена моделей организационного поведения, преимущества поддерживающей и коллегиальной моделей, создание условий для удовлетворения потребностей более высокого уровня персонала, основные подходы к совершенствованию рабочих взаимодействий: системный, социотехнический, ситуационный, социальный. Будущее организационного поведения. ^ Организационная культура как социальное явление. Элементы культуры, культурные комплексы и конфигурации. Сущность и структура организационной культуры Компоненты организационной культуры: идеально символические и материальные. Базовые идеи и ценности как ядро организационной культуры. Измерения и уровни организационной культуры. Неоднородность организационной культуры. Организационные субкультуры, понятие и виды субкультур. Виды и причины возникновения контркультур. Аналитический подход к изучению организационной культуры. Культура как совокупность моделей выполнения работ, делового взаимодействия, межличностного общения. Материальная культура организации, ее измерение и оценка. Культура организации труда и производства, ее измерение и оценка. Культура условий труда, безопасность труда, их измерение и оценка уровня. Культура управления, проявление культуры руководителя в моделях его трудового поведения. Особенности организационной культуры на разных стадиях развития организации. Функции организационной культуры Основные функции организационной культуры. Сила организационной культуры. Проявления сильной и слабой культуры. Позитивные и негативные культуры. «Открытость – закрытость» организационной культуры. Элементы организационной культуры, влияющие на ее восприятие работниками. Типология организационных культур Цели типологизации организационных культур. Общая характеристика типологии организационных культур. Типологии Г.Хофштеда, Р.Льюиса, С.Ханди, Т.Дейла и А.Кеннеди, Р.Блеза и Ж.Маутона , К.Камерона и Р.Куинна и пр. Практическая значимость и возможности использования типологий организационной культуры. Факторы формирования организационной культуры Динамическая модель организационной культуры Э.Шейна. Проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции. Внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование организационной культуры. Методы формирования и поддержания организационной культуры Проблемы и методы поддержания организационной культуры. Кодексы корпоративной культуры, система организационных ритуалов, фирменный стиль и его составляющие, корпоративные стандарты поведения. Инструменты внутреннего PR в поддержании организационной культуры. Проблемы изменения организационной культуры Факторы, вызывающие необходимость изменения организационной культуры. Многонациональные и глобальные компании. «Культурный шок»: сущность, причины возникновения, цикл. Проблемы изменения организационной культуры при слиянии (поглощении) организаций. Сопротивление изменениям организационной культуры, его причины, факторы, определяющие силу сопротивления. Методы изменения организационной культуры Методы изменения организационной культуры.Особенности методов, используемых на разных стадиях развития организации. Взаимосвязь изменения организационной культуры и изменения поведения персонала. Методы преодоления сопротивления изменениям организационной культуры Организация управления развитием организационной культуры Сущность и этапы процесса управления развитием организационной культурой. Принципы управления развитием организационной культуры. Методологические проблемы диагностики культуры. Основные методы диагностики организационной культуры. Примеры конкретных методик диагностики. Система управления функционированием и развитием организационной культуры. Разработка программы развития организационной культуры. Управление развитием организационной культуры как функция специалистов по управлению персоналом. Рекомендуемая литература:
^ 5.1 Теоретические основы трудовой мотивации. Общие категории теории мотивации. Стимулирование труда. Виды материального и не материального стимулирования. Мотивационный процесс. Стадии мотивации. ^ Понятие стимула. Классификация стимулов. Взаимосвязь мотивации и стимулирования. Основные формы стимулирования. ^ Биологические теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. 5.4 Оплата труда, ее определяющая роль в системе вознаграждения. Понятие оплаты труда. Определение уровня оплаты труда. Анализ содержания работ. Терминология анализа содержания работ. Общий порядок проведения анализа содержания работ. Сбор типичных данных для анализа содержания работ. Определение оценки сложности работы: содержание, стоимость, связь с внешним рынком. Сравнение методов оценки сложности работ: ранжирование, классификация, точечный метод. Разработка программы оплаты, решение вопросов эффективности, справедливости, согласованности. Программы оплаты по эффективности. Программы участия в получаемых компанией выгодах: программа Сканлона (единого коэффициента), программа Ракера, Improshare ^ Сдельная форма оплаты. Повременная оплата труда. Бестарифная система оплаты труда. 5.6 Регулирование заработной платы зарубежный и российский опыт. Компенсационный пакет: структура и особенности создания. Содержание и структура компенсационного пакета. Разработка компенсационного пакета. Определение и формализация организационной структуры предприятия. Базовый оклад. Система надбавок. Переменная часть. Переменная часть зарплаты для незарабатывающих подразделений торговой компании. Бенефиты или социальная составляющая компенсационного пакета. Создание локальных нормативных актов. Внедрение компенсационного пакета. ^ . Компоненты общей системы вознаграждений. Понятие вознаграждения и подходы к определению вознаграждения. Система сбалансированных показателей – основа формирования системы вознаграждения. Выбор системы вознаграждения. Состав компенсационного пакета. Система вознаграждений для руководителя. ^ Система контролируемой дневной выработки. Система двух ставок. Система оплаты в зависимости от роста квалификации. Система оплата с учетом заслуг.Система с фиксированной часовой ставкой. Система гарантированной повременной ставки. Система с вибрирующим распределением. Система снижения зарплатоемкости. Система Тейлора с дифференцированной сдельной ставкой. Четырех диапазонная система. Комбинированная система. Эмпирические системы заработной платы. Система коллективных премий. Система снижения трудоемкости. Оплата руководителей. Конкретные программы материального стимулирования. Надбавка в любой ее форме. Индивидуальный бонус. Индивидуальная сдельная оплата труда. Групповые бонусы. ^ . Стандарты видов выплат работникам. Стратегия материального стимулирования. Составление карты материального стимулирования. Формы материального стимулирования. Краткосрочные программы оплаты по эффективности: оплата за заслуги, единовременные бонусы, спот-премии. Оценка последствий внедрения системы материального стимулирования. ^ . Рабочее временя. Рабочее место. Льготные программы. 5.11 Система льгот. Изменение затрат организаций на льготы с течением времени. Исследование экономической эффективности льгот. Оценка значимости льгот для работников. Аспекты планирования и разработки схемы льгот. Аспекты управления льготами: субъекты предоставления льгот, набор льгот, финансирование льгот, юридическая защита льгот, управление программой льгот. Варианты льгот: льготы необходимые с точки зрения закона, платежи по пенсионным планам, медицинские платежи, льготы временным работникам. Пенсионные системы для работников. Особенности льгот для российских организаций ^ . Различные формы поощрений. Индивидуальная работа с сотрудниками – коучинг. Обучение персонала. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала. Рекомендуемая литература:
Форма Б Стр. из |
![]() | Назаренко А. М., Николаенко П. Д., Сидоренко В. П. История. Программа вступительного испытания. Спб.: Санкт-Петербургский университет... | ![]() | Программа вступительного испытания: «тест по профессиональной направленности» 123 |
![]() | Вступительные экзамены проводятся с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре по направлению «050400 – Психолого-педагогическое... | ![]() | Вступительное испытание ориентировано на уровень знаний, определённый примерной программой вступительных экзаменов по литературе,... |
![]() | Для абитуриентов, поступающих на направления подготовки «Графический дизайн», «Дизайн костюма», «Дизайн интерьера», «Дизайн среды»,«Дизайн... | ![]() | Вступительное испытание по русскому языку проводится в письменной форме – диктант |
![]() | Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | ![]() | Задание 1 – тест из 40 закрытых вопросов по социальной психологии (правильный ответ оценивается в 1 балл) |
![]() | Название программы 3: Налоговое администрирование, консультирование и налоговая экспертиза | ![]() | Название программы 3: Налоговое администрирование, консультирование и налоговая экспертиза |