Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика»




НазваниеМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика»
страница1/7
Дата публикации03.04.2014
Размер1.07 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7


Дисциплина «Экономика» является составной частью подготовки бакалавров в рамках основной образовательной программы и имеет статус базового курса в цикле ГСЭ.
Цель изучения «Экономики» для студентов, направления подготовки 010100 «Математика», квалификация (степень) выпускника: бакалавр – создать условия для развития креативного экономического сознания и освоение базового понятийного аппарата учебной дисциплины, формирование комплекса общекультурных и профессиональных умений научного мировоззрения, основанного на раскрытии закономерностей функционирования современной экономики. Курс направлен на развитие экономического мышления у студентов, призван стимулировать процесс формирования у них самостоятельности в суждениях, в оценке существующей социально – экономической ситуации на основе полученных знаний, овладение современным экономическим языком.
^ Основные рекомендации по подготовке к занятиям
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» включают планы семинарских занятий, литературу к ним, задания и тесты к каждой теме, вопросы к зачету. При этом предполагается, что часть вопросов, выносимых на обсуждение на семинар, не излагается на лекциях, а изучается студентом самостоятельно на основе рекомендованной преподавателем или подобранной самим студентом литературы. Это могут быть книжные издания, журнальные статьи, Интернет-материалы.

Работа на семинарском занятии оценивается и учитывается в итоговой оценке за семестр. При этом студент может выступать с развернутым ответом на вопрос, с дополнениями, уточнениями, новой информацией. Чем выше активность на занятии, тем выше итоговая оценка за работу на семинарах.

При подготовке к занятию необходимо ознакомится с вопросами и заданиями в методических указаниях. Выписать все определения основных понятий темы. Без знания определений сложно усвоить экономические законы, закономерности, функциональные зависимости и другие вопросы. Целесообразно иметь у себя какой-либо экономический словарь. После уяснения сути ключевых понятий необходимо повторить те вопросы, которые были изложены преподавателем на лекции. При работе с лекциями полезно делать дополнительные записи, выделение наиболее значимых вопросов. Для этого рекомендуется оставлять широкие поля на тетрадных страницах, место между строками.

После изучения материалов лекций следует обратиться к рекомендованной литературе для ответа на вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, сделать необходимые выписки. Старайтесь сразу же приводить собственные примеры, связывать материал с известными сведениями, практикой, личным опытом. После этого можно переходить к выполнению заданий и тестов. Целесообразно делать себе поясняющие пометки, так как на занятиях преподаватель может попросить пояснить ваш выбор варианта ответа в тесте или ход решения задачи.


Структура и содержание дисциплины




п\п


Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)


Лекции

Практ. зан.

Самост. работа




Раздел 1.

Введение в экономическую теорию


6


6


8

Контрольная работа, тесты


1.

Предмет и содержание экономической теории. Методы, функции, законы экономической теории. Направления экономической мысли.


2


2


4


Устные ответы по вопросам семинара

2.

Общественное производство как экономическая система: потребности, блага, ресурсы, продукт, эффективность


2


2


2


Тесты

3.

Отношения собственности в современной экономике. Экономические интересы


2


2


2

Устные ответы по вопросам семинара




Раздел 2.

Микроэкономика (общие основы рыночной экономики)


8


8


10

Контрольная работа, тесты


4.

Рыночная экономическая система: сущность, функции, структура, преимущества и недостатки. Экономическая роль государства



2



2



4

Устные ответы по вопросам семинара

5

Механизм функционирования рыночной экономики


2


2


2


Тестовая работа

6.

Фирма. Издержки. Прибыль


2


2


2

Письменная работа

7.

Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов


2


2


2

Устные ответы по вопросам семинара




Раздел 3.

Макроэкономика


10


10


14

Контрольная работа, тесты


8.

Национальная экономика как целостная система. Национальное богатство. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов


2


2


4


Устные доклады по вопросам семинара

9.

Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS). Модели потребления, сбережения, инвестиции. Макроэкономическое регулирование национальной экономики


2


2


2


Письменные задания

10.

Денежно-кредитная система национальной экономики. Инфляция как нарушение макроэкономического равновесия



2



2



2


Устные доклады по вопросам семинара


11.

Финансовая система общества. Госбюджет. Налоги. Модель IS-LM


2


2


2

Письменные задания по выбору

12.

Экономический рост: содержание, типы, показатели, факторы, ограничители, модели. Цикличность экономического роста



2



2



4



Устные ответы по плану семинара




Раздел 4.

Мировая экономика

4

4

6




14. 15

Мировая экономика как система мирохозяйственных связей. Валютные отношения



4



4



6


Устные доклады по вопросам семинара




Раздел 5.

Переходная экономика


4


4


6

Тестовая работа по разделу

16

Переходная экономика России


4


4


6

Устные доклады по вопросам семинара






Всего


32


32


44




Планы семинарских занятий
Раздел 1: ОБЩИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

^ Тема 1 Предмет, методы и содержание экономической теории (экономики). Направления экономической мысли

  1. Предмет экономической теории (экономики). Функции экономической науки. Роль экономической теории в формировании экономического мышления.

  2. Методология экономической теории. Экономическая стратегия и экономическая политика.

  3. Направления развития экономической теории: меркантилизм, физиократия, классическая политэкономия, неоклассика, марксизм, кейнсианство, институционализм, монетаризм.


Список рекомендуемой литературы
1. Экономика: (Экономическая; теория): учеб. пособие/ под рук. и ред. проф. Б.Д. Бабаева. 5-е изд., испр: и доп. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008.

2. Экономическая теория : учеб. / под общ. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2011. Гл. 1.

3. Экономика / под ред. А. С. Булатова. М.:Юрист, 2009. Введ., гл. 7.

4. Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А Киселевой. – Киров : АСА, 2010.. Гл. 2.

5. Экономическая теория : учеб. / под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. М., 2006. Гл. 1, 22—25.

6. Максимов В. Л., Николаева Е. Е. Экономика (экономическая теория). Иваново; Кострома, 2008. Тема I.

7. Океанова З. К. Экономическая теория : учеб. М., 2003. Гл. 1.

8.  Попов А. И. Экономическая теория : учеб. для вузов. 4-е изд. СПб : Питер, 2006. Тема 1.

Тесты к теме 1
1. Каковы основные положения экономической теории К. Маркса:

а) материалистическое понимание истории;

б) теория предельной полезности;

в) теория прибавочной стоимости;

г) теория капиталистического накопления;

д) теория экономического роста?
2. Какие из перечисленных положений принадлежат сторонникам кейнсианской школы:

а) рынок не способен обеспечить автоматическое саморегулирование хозяйства;

б) необходимо вмешательство государства в развитие рыночной экономики;

в) для преодоления экономических кризисов и обеспечения экономического роста необходимо расширить эффективный спрос;

г) превышение темпов роста доходов над ростом инвестиций является положительным фактором;

д) правильны все положения?
3. По мнению сторонников институционализма, экономический анализ должен включать проблемы:

а) социальные;

б) политические;

в) этические;

г) правовые;

д) все вышеназванные.
4. Выберите из перечисленного теории, относящиеся к маржиналистской школе неоклассического направления экономической мысли:

а) учение о ценности;

б) теория эластичности экономических процессов;

в) теория субъективной ценности;

г) теория стимулирующей роли инвестиций;

д) теория предельной полезности.
5. Видным представителем неоклассической школы в экономической науке был:

а) Ф. Кенэ;

б) А. Маршалл;

в) А. Монкретьен;

г) А. Смит.
6. Выберите наиболее полное определение предмета экономической теории:

а) экономика изучает деятельность по производству и обмену товарами;

б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т. д.);

в) экономика изучает отношения между людьми по поводу производства товаров в условиях ограниченных ресурсов в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей;

г) экономика изучает деньги, банковскую систему, инвестиционные процессы.
7. Законы обращения национальных денежных единиц изучаются в рамках:

а) микроэкономики;

б) мезоэкономики;

в) макроэкономики;

г) мегаэкономики.
8. Позитивная экономика занимается:

а) определением имеющихся ресурсов;

б) поисками путей выхода из кризиса;

в) выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений, взаимосвязанных как внутри их, так и между собой;

г) принятием решений по тем или иным социально-экономическим вопросам.
9. Нормативная экономика занимается:

а) исследованием факторов, процессов, явлений с целью выявления их сущности;

б) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями;

в) определением взаимосвязи между природой и обществом;

г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач.
10. Определите, какое заключение относится к нормативной экономике, а какое к позитивной:

  1. после повышения цен на сахар сократился объем его продаж;

  2. для повышения обороноспособности страны необходимо повысить налоговое бремя для налогоплательщиков;

  3. за последние десять лет объем инвестиций в российскую экономику сократился вдвое;

  4. повышение пенсий потребует от правительства повысить ставку единого социального налога;

  5. после снижения курса национальной валюты импортные товары для многих стали недоступны.


11. Экономической теорией не выполняется _____ функция:

а) описательная;

б) познавательная;

в) методологическая;

г) практическая.
12. Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий.
13. Переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам обеспечивается при помощи такого метода экономической науки, как:

а) синтез;

б) индукция;

в) дедукция;

г) моделирование.
14. Подтвердить теоретические выводы можно:

а) методом анализа и синтеза;

б) методом логического мышления;

в) методом общественной практики;

г) математическим методом.
15. Экономические законы отражают:

а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;

б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

в) количественные оценки экономических явлений;

г) переходные состояния экономических отношений.
16. Общность экономических законов и законов природы состоит в том, что они:

а) действуют стихийно;

б) создаются людьми и используются в практической деятельности;

в) устанавливаются государством для регулирования экономики;

г) действую независимо от воли и сознания людей
17.  Какое из утверждений относится к микроэкономике, а какое – к макроэкономике:

  1. реформы в России начались с либерализации цен;

  2. минимальная ставка заработной платы должна находится на уровне прожиточной минимума;

  3. высокий уровень безработицы – это подлинное бедствие для любой экономики, так как порождает социальную напряженность, снижает уровень доходов населения и т.д.

  4. высокий уровень безработицы позволяет фирме тщательно подбирать себе квалифицированные кадры и при этом платить сотрудникам меньше.

  5. валовой внутренний продукт с 1990 по 1998 год сократился на 40 %.

  6. численность занятых в экономике составляет 85% от трудоспособного населения.

в структуре доходов российских семей преобладает заработная плата.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов очного...
Методические указания к семинарским занятиям по экономической теории (частьii макроэкономика)

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине реализуется в следующих...
Методические указания по выполнению запланированных самостоятельных работ

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «отечественная история»
Методические указания предназначены для студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения с целью интенсификации их самостоятельной...

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические указания к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Статистика»
Методические указания к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Статистика» / Сост. Н. Н. Скитер; Волгогр гос с. Х акад....

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные...
Составитель: Шабанов е и. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы...

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема...
Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей с древности до начала ххв н э. (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев,...

Методические указания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экономика» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Экономика...
Методические указания предназначены для студентов изучающих дисциплину «Экономика отрасли»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов