Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей




НазваниеМетодические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей
страница1/5
Дата публикации05.04.2014
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра экономической теории


М А К Р О Э К О Н О М И К А


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для студентов экономических специальностей


Курган 2007

Кафедра: «Экономическая теория»
Дисциплина: «Экономическая теория»


Составили: Чубаров И.А. - кандидат экономических наук, доцент

Сурова Е.Н., ст. преподаватель

Работа выполнена при равноценном участии авторов


Утверждены на заседании кафедры ^ 8 июня 2007 года, протокол № 10
Рекомендованы методическим советом университета

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые контрольные работы и методические указания предназначены для студентов экономических специальностей заочной формы обучения. Они составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочей программой курса «Экономическая теория», разработанной преподавателями кафедры «Экономическая теория» Курганского государственного университета.

В процессе изучения курса «Экономическая теория» студенты заочной формы обучения должны выполнить две контрольные работы: одну по разделу «Микроэкономика», другую – по разделу «Макроэкономика». Данные контрольные работы и методические указания составлены к разделу «Макроэкономика». Выполнение их способствует более глубокому изучению учебного материала, овладению навыками экономического анализа рынка и рыночных отношений, пониманию экономической политики Российского правительства, формированию современного экономического мышления.

Предлагаемые варианты контрольных работ содержат 5 заданий.

^ Первое задание: дано в виде двух тестов. Надо в каждом из них найти один правильный ответ, обосновать его, т.е. доказать, почему Вы выбрали данный ответ, почему не подходят другие.

^ Второе задание: решение задачи. Чтобы решить задачу, необходимо изучить соответствующую тему курса по учебнику, найти, если надо, формулы, доказательства, выводы. Обязательно показать ход решения задачи.

^ Третье задание: предполагает, что Вы должны проанализировать каждое утверждение и указать, является оно верным или нет. Ответ надо аргументировать как теоретическими положениями, так и с помощью формул, графиков, схем, таблиц, если это требуется.

^ Четвертое задание: анализ ситуации и ваша точка зрения по ее разрешению. Вы должны проанализировать предложенную ситуацию с учетом имеющихся знаний, полученных в процессе изучения «Макроэкономики», дать свое видение ситуации или вопроса и предложить ваше решение проблемы.

Пятое задание – контрольные вопросы для проверки глубины усвоения теоретического материала. Все вопросы в варианте даны по одной теме.
^ Выбор варианта контрольной работы идёт по двум последним цифрам зачетной книжки. Если номер зачетной книжки превышает число 25, то для определения варианта надо сложить две последние цифры зачетной книжки.
Для выполнения контрольной работы рекомендуется пользоваться следующими учебниками:

^ СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд./ Под общей редакцией д-р экон. наук, профессора А.В. Сидоровича. –М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2004.

  2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М.: Экономистъ, 2004.

  3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2004.

  4. Киселева Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо. 2006.

  5. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.: Проспект, 2005.

  6. Курс экономики: Учебник /Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: Инфра–М, 2004.

  7. Курс экономической теории: Учебник для вузов /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: Изд-во АСА, 2005.

  8. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2004.

  9. Основы экономической теории /Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  10. Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2005.


^ СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебное пособие. –М.: Юриспруденция, 2003.

  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Практикум. -М.: Проспект, 2005.

  3. Курс экономической теории /Под ред. А.В. Сидоровича. – М.:ИНФРА-М, 2004.

  4. Куторжевский Г.А. Экономика. Основы теории: Учебное пособие. - М., 2004.

  5. Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Основы экономики: Учебник. –М.: Просвещение, 2005.

  6. Николаева И.П. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Вебли, 2002.

  7. Основы микроэкономики: Учебное пособие /Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  8. Основы экономики: Учебное пособие /Под ред. Б.А. Райзберга. –М.: Инфра – М, 2003.

  9. Основы экономической теории: Учебное пособие. – 2-е изд. испр., доп. /Под ред. З.К. Оксанова. –М.:Инфра, 2004.

  10. Современная экономика /Научн. ред. О.Ю. Мамедов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  11. Экономика: Учебное пособие /Под ред. К.И. Вахитова, Г.С.Ванеркиной. –М.: Инфра-М, 2004.

  12. Экономическая теория: Курс лекций /Под ред. А.А. Базикова – М.: Инфра-М, 2005.

  13. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.Т. Слагода. –М.: Инфра-М, 2003.

  14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. /Росстат. – М., 2005.

  15. Российский статистический ежегодник: 2005: Стат. сб. /Росстат. – М., 2005.

Можно пользоваться учебниками и других авторов.

ВАРИАНТ 1

Задание 1

Тест: Сокращение дефицита госбюджета сопровождается:

    1. снижением сбережений;

    2. ростом импорта;

    3. снижением инвестиций;

    4. все ответы верны;

    5. все ответы неверны.

Найдите правильный ответ, обоснуйте его.

Тест: Сочетание экономического кризиса и инфляции – это:

  1. стагнация;

  2. гиперинфляция;

  3. протекционизм;

  4. факторинг;

  5. овердрайфт.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

Задание 2

Задача: Среднегодовой темп экономического роста – 1,2% в год. Однако в текущем году в результате недостатка совокупных расходов экономика переживает циклический спад, и для достижения полной занятости в следующем году необходимо увеличение фактического ВВП на 15%. Естественный уровень безработицы составляет 6%. Известно, что рост безработицы на каждый процентный пункт приводит к увеличению отставания фактического ВВП от потенциального на 3 процентных пункта. Определите уровень фактической безработицы текущего года.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

Задание 3

Верны ли утверждения:

а) при подсчете ВВП суммируется стоимость конечного и промежуточного продукта, произведенного в экономике за год;

б) увеличение номинального ВВП не обязательно сопровождается ростом реального ВВП;

в) чистые инвестиции равны сумме валовых инвестиций и потребленного основного капитала;

г) рост пенсий государственным служащим означает увеличение показателя ВВП, рассчитанного распределительным методом (по доходам).

Проанализируйте каждое утверждение. Аргументируйте свой ответ теоретическими положениями, а если необходимо, то графиками, формулами и т.д.

Задание 4

Лауреат Нобелевской премии по экономике 1986 г. Джеймс Бьюкенен в соавторстве с Гордоном Таллоком в книге «Расчет согласия» проанализировали мотивы принятия политических решений. По их мнению, люди, переходя из сферы рыночной деятельности на политическую, не меняют правил рыночного поведения и стремятся использовать государственные бюрократические структуры для удовлетворения собственных интересов.

Дж. Бьюкенен и Г. Таллок отмечают, что если фирмы должны анализироваться как «стремящиеся к максимальной прибыли», то политических деятелей необходимо рассматривать как «стремящихся к максимуму голосов», а государственные бюрократические структуры – «стремящихся к максимальному увеличению своих размеров».

Поразмышляйте над предложенным текстом и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1 Как Вы понимаете категорию «экономической ренты» при переходе человека из экономической сферы в политическую?

2 В чем состоит частный интерес государственной бюрократии?

3 Какова сущность поиска политической ренты?

4 Как Вы можете объяснить основные положения теории общественного выбора?

Задание 5

Контрольные вопросы:

  1. Напишите формулу, необходимую для определения количественной меры выполнения закона Оукена?

  2. Проиллюстрируйте графически наиболее важные точки кривой Лоренца.

  3. Опишите технологию вычисления коэффициента Джини.

  4. В каком случае и почему коэффициент Джини может быть равен единице?


ВАРИАНТ 2

Задание 1

Тест: Чтобы в модели кругооборота получить располагаемый доход, необходимо из величины совокупного выпуска (Y) вычесть:

  1. чистые налоги и прибавить трансферты;

  2. налоги и прибавить трансферты;

  3. трансферты и прибавить налоги;

  4. и налоги, и трансферты;

  5. нет правильного ответа.

Найдите правильный ответ, обоснуйте его.

Тест: Исследованием чего занимается макроэкономика:

1) поведение домашних хозяйств, фирм, отдельных потребителей и производителей;

2) причин инфляции, безработицы, системы денежного обращения и равновесия экономической системы в целом;

3) проблем реализации продукции и повышения эффективности производства;

4) использования факторов производства и формированием государственного бюджета;

5) все ответы верны.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

Задание 2

Задача: Суммарное количество депозитов, которое попадает в банковскую систему на втором этапе депозитного расширения в безналичной экономике, составляет 2,5 млн долл., а на четвертом этапе - 40 млн долл. Определите объем денежной массы.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

Задание 3

Верны ли утверждения:

а) фактический уровень безработицы не может быть равен ее естественному уровню;

б) если цены на нефть снижаются, то реальная заработная плата будет возрастать;

в) если в экономике подъём, то уровень инфляции может возрасти или снизится;

г) в условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен быть равен нулю.

Проанализируйте каждое утверждение. Аргументируйте свой ответ теоретическими положениями, а если необходимо, то графиками, формулами и т.д.

Задание 4

Одной из целей макроэкономической политики является рост объема производства.

А Согласно одной из теоретических концепций, рост объема производства должен стимулироваться, в первую очередь, фискальной политикой государства; роль кредитно-денежной политики стоит на втором месте.

Б С точки зрения оппонирующей концепции, рост объема производства достигается на основе саморегулирующихся рыночных механизмов при косвенном воздействии на объем денежной массы, т.е. приоритет отдается кредитно-денежной, а не фискальной политике.

Продумайте предложенные варианты концепций и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

  1. Является ли кредитно-денежная политика инструментом макроэкономического регулирования?

  2. Характерная черта какой концепции предложена в варианте А и как ее можно выразить в виде уравнения?

  3. Отличительная характеристика какой концепции предложена в варианте Б и каким может быть ее основополагающее уравнение?

Задание 5

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключаются различия между национальными и международными экономическими отношениями?

  2. Какие формы международных экономических отношений существуют?

  3. Дайте определение открытой экономики?

  4. Сравните хозяйственные качества открытой и закрытой экономики?


ВАРИАНТ 3

Задание 1

Тест: Если экспорт превышает импорт, то при равенстве инвестиций и сбережений в модели открытой экономики имеет место:

  1. профицит государственного бюджета;

  2. профицит торгового баланса;

  3. дефицит торгового баланса;

  4. дефицит госбюджета и профицит торгового баланса;

  5. дефицит государственного бюджета.

Найдите правильный ответ, обоснуйте его.

Тест: Чем ВНП отличается от ВВП:

1 ВНП включает только конечный продукт, а ВВП – всю произведенную продукции;

2 ВНП учитывает продукцию внутри страны и за ее границами, а ВВП только внутри страны;

3 ВНП измеряется в реальных ценах, а ВВП – в номинальных;

4 ВНП – это сумма конечных продуктов, а ВВП – это сумма добавленных стоимостей;

5 Все ответы неверны.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.

Задание 2

Задача: За четыре года с января 1996 по декабрь 1999 года уровень цен увеличился на 284% при постоянном ежегодном темпе инфляции. В январе 2000 года Совет директоров Центрального Банка объявил о намерениях сократить годовую инфляцию до 10 процентных пунктов путем ежегодного снижения темпов инфляции на 20%.

Определите, сколько лет потребуется Центральному Банку для реализации своих целей.

Покажите ход решения задачи, сделайте пояснения.

Задание 3

Верны ли утверждения:

а) если уровень инфляции возрастает, то реальные доходы всех слоев населения снижаются;

б) ожидаемая и неожидаемая инфляция оказывают одинаковое воздействие на динамику доходов;

в) человек, не работающий в настоящее время, не считается безработным, если он надеется получить работу в течение последующих 30 дней;

г) кривая Филипса показывает, что стабильность цен возможна только при низких уровнях безработицы.

Проанализируйте каждое утверждение. Аргументируйте свой ответ теоретическими положениями, а если необходимо, то графиками, формулами и т.д.

Задание 4

Примерно за последние 50 лет разрыв в уровнях доходов различных категорий населения США сократился.

Постарайтесь высказать свое мнение, отвечая на следующие вопросы:

  1. Является ли перераспределение доходов инструментом макроэкономической политики государства?

  2. Каким образом государство осуществляет перераспределение доходов?

  3. Справедливо ли неравенство в доходах или несправедливым является именно равенство?

Задание 5

Контрольные вопросы:

  1. Какие цели преследует политика корректировки государственного бюджета?

  2. По каким причинам образуется дефицитный государственный бюджет?

  3. С помощью чего можно скорректировать активное сальдо федерального бюджета?

  4. Раскройте содержание фискальной политики.


ВАРИАНТ 4

Задание 1

Тест: Трансфертные платежи включают:

  1. жалование государственных служащих;

  2. субсидии, представляемые государством отдельным фирмам;

  3. оплату государственных товаров и услуг;

  4. все перечисленное неверно;

  5. все перечисленное верно.

Найдите правильный ответ, обоснуйте его.

Тест: Какой формулой выражается предельная склонность к потреблению:

  1. ^ MPM = ∆M/∆Y;

  2. MPS = ∆S/∆Y;

  3. MPI = ∆I/∆Y;

  4. MPC = ∆C/∆Y;

  5. все формулы неверны.

Найдите правильный ответ. Обоснуйте его.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconМетодические указания по выполнению контрольных работ Барнаул
Методические указания предназначены для студентов 1 курса заочной формы обучения экономических и инженерных специальностей

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconМетодические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине информатика Самара 2003
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения всех специальностей. Методические указания включают в себя...

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconМетодические указания и задания для контрольных работ студентам экономических...
Методические указания и задания для контрольных работ студентам экономических специальностей заочной формы обучения

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconМетодические указания по курсу "Информатика" для лабораторных и контрольных...
...

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по курсу «трудовое,...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов экономических...
Методические указания к изучению дисциплины “Логистика” составлены на основе требований Государственного общеобразовательного стандарта...

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Контрольная работа для студентов неэкономических специальностей мгу им. А. А. Кулешова предполагает выполнение двух заданий

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconТематика контрольных работ для студентов Указания о порядке выполнения...
Необходимым этапом самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения над программным материалом по дисциплине «Теоретические...

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconМетодические указания и задания для контрольных работ по дисциплинам...
Методические указания и задания для контрольных работ для студентов заочного инженерного факультета / кгасу. Сост. Н. С. Шелихов....

Методические указания и тематика контрольных работ для студентов экономических специальностей iconОбщие методические указания по выполнению контрольных работ Общие положения
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ составлены в соответствии с программой курса «Гражданское право»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов