Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год




НазваниеВопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год
страница1/16
Дата публикации05.04.2014
Размер2.16 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
УТВЕРЖДАЮ

Проректор, доцент

________________ Р.А.Акбашев
Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год.
1). Дисциплина – экономическая теория.

  1. Предмет и метод экономической теории, ее функции.

  2. Зарождение и развитие экономической теории.

  3. Экономическая система: сущность, критерии выделения и сравнительный анализ.

  4. Блага и их свойства. Потребности, их классификация и характеристика. Закон возвышения потребностей.

  5. Экономические ресурсы, их виды, свойства.

  6. Собственность как экономическая категория. Формы собственности и их многообразие.

  7. Товар. Полезность и ценность товара. Основы обмена товарами: маржиналистский подход и трудовая теория стоимости.

  8. Деньги: возникновение, сущность, функции. Эволюция денежных систем.

  9. Издержки производства, их состав, классификация, динамика.

  10. Рынок и его структура. Экономический кругооборот.

  11. Понятие экономической конкуренции и ее виды. Совершенная конкуренция.

  12. Спрос, закон спроса, неценовые факторы спроса. Эффект Гиффена.

  13. Эффект дохода и эффект замещения.

  14. Предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения.

  15. Эластичность спроса по цене и по доходу. Эластичность предложения.

  16. Цена. Факторы, определяющие цену. Равновесная цена.

  17. Рыночные структуры несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция и олигополия.

  18. Фирма как экономический агент. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, их преимущества и недостатки.

  19. Особенности предпринимательской деятельности в России.

  20. Труд как фактор производства. Рынок труда и заработная плата.

  21. Формы и системы заработной платы, факторы, определяющие ее величину.

  22. Капитал как фактор производства. Рынок капитала и процент.

  23. Рынок природных ресурсов. Рентные отношения. Цена земли.

  24. Теория потребительского выбора.

  25. Общественное производство и его структура. Воспроизводство.

  26. Особенности макроэкономического анализа, основные макроэкономические показатели.

  27. Валовый внутренний продукт и методы его расчета, дефлятор ВВП.

  28. Сущность макроэкономического равновесия и теории макроэкономического равновесия.

  29. Валютный курс. Сущность и эволюция международной валютной системы.

  30. Денежная масса, предложение и спрос на деньги, денежная политика

  31. Центральный банк, его функции. Дисконтная политика. Минимальная норма резервов. Операция на открытом рынке.

  32. Цикличность рыночной экономики. Фазы цикла. Государственное антициклическое регулирование.

  33. Инфляция: сущность, типология, экономические и социальные последствия.

  34. Безработица: причины, типы, экономические и внеэкономические издержки.

  35. Инфляция и безработица. Кривая Филипса.

  36. Причины дифференциации доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

  37. Государственное регулирование распределения доходов. Система социальной защиты. Реальное распределение доходов.

  38. Виды ценных бумаг, цели их эмиссии и механизм размещения. Акции и облигации.

  39. Экономическая теория налогообложения, функции и виды налогов, кривая Лаффера.

  40. Налоговая система РФ. Виды налогов и налоговые льготы.

  41. Внешние эффекты (экстерналии). Внутренние эффекты (интерналии).

  42. Государственный бюджет, его формирование и использование. Бюджетный дефицит и профицит.

  43. Государственный долг: виды и влияние на экономику, управление государственным долгом.

  44. Экономический рост, его типы и факторы.

  45. Формы международных экономических связей.


3). Дисциплина - управление персоналом.

  1. Понятие управление персоналом, современные подходы к определению его сущности.

  2. Характеристика персонала предприятия

  3. Принципы построения системы управления персоналом.

  4. Методы и принципы управления персоналом.

  5. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

  6. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

  7. Цели стратегического планирования

  8. Анализ кадрового потенциала

  9. Профессионально-квалификационная структура персонала

  10. Планирование потребностей в персонале

  11. Разработка программы по удовлетворению потребностей в персонале

  12. Определение численности и структуры персонала

  13. Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал

  14. Содержание и задачи кадровой политики

  15. Типы кадровой политики

  16. Взаимосвязь кадровой политики и корпоративных целей и стратегии развития организации

  17. Взаимосвязь кадровой политики и жизненного цикла организации

  18. Подбор, отбор и найм персонала

  19. Методы подбора и отбора. Формы найма

  20. Профессиональная ориентация

  21. Оценка персонала и методы оценки персонала.

  22. Подходы к оценке персонала в американской и японской моделях менеджмента.

  23. Аттестация персонала и этапы ее проведения

  24. Оценка производительности труда и нормирование труда.

  25. Оценка эффективности труда работников

  26. Понятие и этапы адаптации персонала.

  27. Виды адаптации персонала.

  28. Адаптация и обучение. Адаптация молодых специалистов.

  29. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

  30. Непрерывное обучение и образование.

  31. Формы и методы обучения.

  32. Оценка потребности в обучении и его эффективности.

  33. Понятие и этапы карьеры. Виды карьеры.

  34. Планирование деловой карьеры персонала.

  35. Перемещения, работа с кадровым резервом.

  36. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.

  37. Формирование мотивационных программ.

  38. Вознаграждение за труд. Структура заработной платы. Структура общих затрат на персонал.

  39. Методы сокращения персонала. Виды увольнений персонала.

  40. Этапы высвобождения персонала.

  41. Условия и охрана труда. Социальная защита персонала.

  42. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом.

  43. Оценка эффективности управления персоналом.

  44. Требования к формированию подразделения управления персоналом.

  45. Основные функции подразделений управления персоналом.



Зав. кафедрой

менеджмента Р.В.Шакиров

Ответы на вопросы по экзаменам:

1). Дисциплина – экономическая теория.


  1. Предмет и метод экономической теории, ее функции.

Современное определение предмета экономической науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что предметом экономической теории считается изучение поведения людей в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Это наука о том, как люди выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и разумно их распределить.

Оригинальным является определение предмета экономической теории, согласно которому он представляет собой совокупность знаний, дающих ответ на вопросы: “Что? Как? Для кого производить?”. Это определение объединяет понятие редкости ресурсов с проблемой выбора, который должны сделать люди в поисках наиболее эффективного варианта производства. Рациональное экономическое поведение людей связано с минимизацией затрат и максимизацией выгоды.

Одним из методов экономической теории является логический метод изучения экономических процессов, т.е. исследование мысли со стороны ее структуры и формы. С помощью этого метода выявляются общие для экономических систем признаки и различия, осуществляется логический ᴨȇреход от простого к сложному.

Так, чтобы уменьшить действие стихийных сил в экономике или уменьшить их разрушительные последствия, люди стремятся познать логику хозяйственного развития как в масштабах микро-, так и в масштабах макроэкономики.

^ Метод научной абстракции состоит в освобождении исследуемого объекта от случайного, временного и поиске постоянных, характерных признаков, в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон экономического явления. Результатом научной абстракции являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного эмпирического материала и на основе общих понятий объясняется его многообразие. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод применяется тогда, когда нет возможности для экономического эксᴨȇриментирования.

^ Исторический метод в экономической теории предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели. Такой подход позволяет представить все особенности любой экономической системы, способа производства, но затрудняет анализ обилием описательного материала.

^ Диалектический метод исследования дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития. Экономических систем и методов ведения хозяйства, свободных от противоречий, человеческое общество еще не знало. С помощью диалектического метода определяются пути разрешения противоречий, способы их преодоления. Стеᴨȇнь остроты этих противоречий дает возможность выяснить, когда экономическая система прогрессирует в своем развитии, а когда тормозит общественный прогресс.

Экономическая теория использует различные инструменты научного познания, к которым относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

Экономические системы представляют собой сложную совокупность различных составляющих, для всестороннего исследования котоҏыҳ необходимо сначала изучить эти составляющие, то есть разделить явление на части - осуществить анализ. Затем необходимо создать целостную картину экономического строя, для чего проводится его синтез - соединение частей исследуемого. Анализ и синтез делаются мысленно и имеют прямое отношение к логическому методу экономических исследований.

Сравнение позволяет определять сходство или различие экономических процессов и явлений. Здесь используется экономико-математическое моделирование, которое в формализованном виде дает возможность прогнозировать экономические явления, определять их причины, закономерности и последствия. Наибольшее значение в экономической науке имеет микро- и макромоделирование.

В экономических исследованиях нередко используется аналогия, то есть ᴨȇренос одного или ряда свойств с уже известного экономического явления на неизвестное.

Практикуется также использование гипотезы, которая представляет собой научно-обоснованное предположение о причинах или связях явлений и процессов в экономике.

Обосновывает истинность одной мысли с помощью другой и такой инструмент научного познания в экономике как доказательство.

Процесс обновления методов и инструментов научного познания экономики не знает предела.

Определение функций экономической науки связано с ее предметом и предполагает использование ее для решения не только теоретических, но и практических проблем.

Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеет познавательная функция экономической теории. Знание экономики - составной элемент высокого уровня образования, условие эффективной экономической политики. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, так как цивилизованные экономические формы рассчитаны на подготовленных в экономическом плане людей. Познавательная функция предполагает глубокое изучение экономических явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

^ Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству. В свою очередь, экономическая практика - источник научных выводов и заключений. На практике непосредственно реализуется экономическая политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рационального ведения хозяйства. С момента своего возникновения экономическая наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и государства. Проведение экономической реформы в России обусловливается отчасти умением использовать результаты мировой хозяйственной практики.

^ Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования и др.), функциональные (экономика труда, финансов и др.), а также экономические дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография и др.). Экономическая наука - это методологическая основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга. Она предлагает средства, научный инструментарий для осуществления научных исследований.

В современных условиях возрастает роль прогностической функции экономической науки. Экономическая теория дает научные основы для составления прогнозов, определения ᴨȇрсᴨȇктив экономического развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию экономическая наука выполняет примерно с середины ХХ века.

Некоторые экономисты выделяют критическую функцию экономической науки. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма).

^ 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как
исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.
Мыслители Древнего Рима — Сенека (4-65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.
Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.
Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVШ вв. появилось ее название — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон). Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.
Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Ман (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.
Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого — власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.
Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.
Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории в конечном счете стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.
На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.
До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.
К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.
В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).
Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения
экономических структур, в де-нежньк измерителях и др.).
Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын- Нащокина (1605-1680 гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.
Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно- крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».
В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласности ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ применительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на основе использования
монетаризма и разумного государственного регулирования.

^ 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности...
Рггу по программам высшего профессионального образования студентов, обучающихся по специальностям 080507 «Менеджмент организации»,...

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconПрограмма государственного комплексного экзамена по специальности...
Цели и задачи программы итогового междисциплинарного государственного экзамена по специальности «Менеджмент организации» заключаются...

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconПримерная тематика выпускных квалификационных (бакалаврских работ)...
Диагностика финансового состояния организации по критериям банкротства (несостоятельности)

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconВопросы для государственного междисциплинарного экзамена для бакалавров...
Модуль, состоящий из вопросов по дисциплинам базовой части профессионального цикла ооп

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconКафедра Дизайн сэф иатэ нияу мифи список вопросов Государственного...
...

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconМетодические указания по организации производственной практики для...
Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» дневной и заочной формы обучения

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconМетодические указания по организации преддипломной практики для студентов...
Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» дневной и заочной формы обучения

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconВыпускная квалификационная работа. Порядок выполнения и оформления...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 Менеджмент организации

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconУчебно-методический комплекс Москва 2008 Автор-составитель Т. В....
Учебным планом подготовки студентов по специальности 080507 «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент торговых предприятий»...

Вопросы Государственного экзамена по специальности 080507 «Менеджмент организации» на 2013-2014 учебный год iconТематика дипломных работ по специальности 030501 «юриспруденция»...
Международные и российские неправительственные правозащитные организации как механизм защиты прав человека

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов