1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории




Название1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории
страница1/9
Дата публикации06.04.2014
Размер0.94 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1.Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории.Слово экономика происходит от двух слов «ойнос» -дом, хозяйство и «комос» - закон, ведение, однако, в современном языке слово экономика имеет множество значений.1) Экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством и со всей деятельностью людей.2) Экономика-это производственная система или определённого региона (район, город, страна).3) Экономика-это научная и учебная дисциплина, изучающая какую-либо определённую область хозяйственной жизни общества.Хозяйственная жизнь (хозяйственная деятельность, экономическая деятельность) базируется на том, что для получения нужных благ общество использует экономические ресурсы, которые в большинстве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. Как писал лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон, в экономике существуют три ключевые задачи:1. Какие блага производить и в каких количествах?2. Как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии будут их производить? 3. Для кого производить блага? В числе основных экономических целей общества принято выделять следующие:

1. экономический рост – желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или, проще говоря, более высокий уровень жизни;

2.оптимальная занятость – подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать;

3. экономическая эффективность – нужно получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов;

4.стабильный уровень цен – необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции;

5. экономическая свобода – все должны обладать в своей экономической деятельности оптимальной степенью свободы;

6.справедливое распределение доходов – ни одна группа граждан не должна пребывать в крайне нищете, когда другие граждане купаются в роскоши;

7. экономическая обеспеченность граждан – следует обеспечить достойное существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев;

8. внешнеторговый баланс – необходимо стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.

Функции экономической теории:

Эмпирическая, т.е. это научная деятельность по экономическим исследованиям, основывается на практическом опыте. Учёные экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, на базе которой делаются выводы, строятся различные экономические законы и вырабатываются стратегии.

Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

^ 2.Роль и значение экономической теории в формировании современного экономического мышления. Структура экономической теории.

Экономическая теория — это наука об отношениях между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг, о способах эффективного использования ограниченных производственных ресурсов. Экономическая теория тесно соприкасается с другими науками — социологией, политологией, психологией, антропологией. Тесно связана она и с историей.Как всякая наука, экономическая теория имеет дело с фактами, явлениями, условиями в сфере экономики. Описание, обобщение и объяснение экономических процессов составляют познавательную функцию экономической теории (например, уровень безработицы, инфляции). В этой функции экономическая теория изучает то, что есть в экономике, дает научные представления об экономических процессах.Но в отличие от естественных наук экономическая теория изучает процессы, которые реализуются через поведение людей в производстве, обмене, распределении и потреблении Материальных благ. Отсюда другая — практическая функция экономической науки. Она обосновывает необходимость определенных действий, определенного экономического поведения людей, т. е. какие конкретные действия человека смогут обеспечить ему наилучший результат. Следовательно, в практической функции экономическая наука определяет не то, что есть, а то, что должно быть, т. е. какие конкретные условия экономики желательны или нежелательны для общества (например, уровень безработицы и инфляции следует сократить).Значение экономической теории в том, что она освещает такие вопросы, и проблемы которые касаются всех и каждого. Надо различать при этом обыденное и научное экономическое мышление.Обыденное мышление - отражает непосредственные жизненные наблюдения людей, У людей складывается представление о том, что они наблюдают. Недостаток – все наблюдения сугубо личные.Научное мышление – это мышление стремится выяснить объективную истину, т.е. отобразить не так как видит каждый человек, а то, что оно есть в действительности. Базируется на статистических данных, которые обрабатываются, систематизируются и квалифицируются. Обыденное мышление отражает экономический мир поверхностно, а научное мышление отражает на основе конкретных выводов.

Микроэкономика – исследует поведение отдельных производителей, фирм, предприятий, домашних хозяйств, а так же закономерностей формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь исследуются затраты и издержки изготовления отдельных товаров, вопросы ценообразования на товары, вопросы мотивации труда.

Макроэкономика – занимается исследованием функционирования национальной экономики в целом. Закономерностями развития производительных сил и производственных отношений в масштабах всего общества. Объектами исследования являются: валовой национальный продукт; национальный доход общества; общий уровень цен; занятость и безработица в масштабах общества; инфляция и т.д.

Выделяют еще два раздела:

Мегаэкономика – изучает поведение отдельныхподотрослей народного хозяйства.

Метаэкономика – изучает поведение всей мировой экономики.

^ 3.Методология экономической теории. Методы познания экономических процессов.Методология — наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории — наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском под­ходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рациона­листический подход опирается на положение о рациональном по­ведении субъектов экономической деятельности, каждый из ко­торых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распоря­диться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него мак­симальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явле­ния находятся в движении. Поэтому в данном случае экономиче­ская наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процес­сы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.Между методологией науки и ее методами существует значи­тельная разница. Слово «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо. Методы — инструменты, приемы исследова­ния, применяемые наукой. Когда говорят о методах науки, то под этим понимают, каким образом она изучает свой предмет. Экономическая теория использует широкий спектр методов на­учного познания.

метод научной абстракции — он со-стоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;

метод анализа и синтеза. Анализ со-стоит в том, что сложные явления и процессы расчле-няются на отдельные простые элементы, которые под-вергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвя-зи элементов системы в целом;

метод индукции и дедукции. Индук-ция — это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);

системный анализ — предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы

Сравнение.сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений или процессов

Аналогия. аналогия- метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное

Экономико-математическое моделирование.Гипотеза – метод, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов, Док-во в формальной логике понимается как обоснование истинности одной мысли с помощью других. Диалектический метод – наука о более общих законах развития природы, общ. и человеческого мышления.Большей частью экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций. Подобный подход называют позитивным, а аналитическую часть экономической теории — позитивной экономической теорией.В отличие от позитивной нормативная экономическая теория дает рекомендации, рецепты действий. Естественно, что это та часть экономической теории, которая вызывает наибольшие споры среди экономистов. Так, российские экономисты предлагают весьма различные способы активизации экономического роста в России и решения ключевых экономических задач.

^ 4.Этапы развития экономической теории

1.Меркантилизм.С. Томас Мен, А. Монкретьен.Сущность:От итальянского «мер канте» - торговец, купец. Представители этой школы считали: - что богатство общества возникает только в торговле (внешней); - основой национального благополучия в накоплении золота и серебра (необходимо накапливать);-советовали запретить вывоз драгоценных металлов и -ограничить ввоз иностранных товаров; расширять торговлю. Критики меркантилизма отличают, что: -в торговых сделках не возникает никакого богатства, а происходит обмен денег на товар и наоборот;-при нарушении равенства в обмене, лишь происходит перераспределение богатства в пользу одной из сторон; -когда происходит равноценный обмен, то никто не может обогатиться.

2. Физиократы(Ф. Кенэ, А.Тюрго.).Исследовали сферы производства, считали:- что источником богатства является производство, - сельское хозяйство; - богатство возникает естественным путём и предоставляется даром природы;- рост богатства может происходить за счёт:

а) естественного плодородия земли,

б) для роста богатства необходим капитал и труд.

3Классическая школа (Д. Рикардо, А. Смит, У. Петти) .Считали, что богатство общества возникает: - в материальном производстве во всех его отраслях; - универсальной формой богатства является труд, стоимость товара; - рост богатства происходит, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость); - законы, регулирующие экономику, объективны; - дали определение источников доходов всех слоёв общества.

4.Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс).Возник в середине XIX в. как обобщение опыта того природа, когда обострились противоречия, свойственные капитализму; (три источника) марксизма а) немецкая классическая философия, б) английская политэкономия, в) французский утопический социализм.

-три составные части марксизма: а) марксистко-ленинская философия, б) политическая экономия, в) научный коммунизм (социализм). Показали: а) развитие общества есть естественноисторический процесс;б) ход общественного развития определяется материальными условиями жизни;в) раскрыли этапы развития общественно-экономических формаций и природу эксплуатации (как присвоение неоплаченного труда); теорию прибавочной стоимости;г) показали механизм развития капитализма и переход его к социализму; д) обосновали необходимость диктатуры пролетариата;е) классовый подход к анализу всех экономических явлений общества.

5.Маржинализм (К. Менгер, У. Джевонс). От французского «маргинал» - предельный, основан на использовании предельных величин в анализе экономических явлений. Основной категорией маржинализма – предельная полезность, производительность - эти категории используются в современных теориях спроса, цены, фирмы, рыночного равновесия. Он абсолютизирует количественный анализ, микроэкономический метод.

6.Неоклассическая теория(Альфред Маршалл, А. Пигу).А. Маршалл написал в 1890 г. книгу «Принципы экономической науки». Эта книга положила начало современной эры в британской экономической науке. Автор книги считал: - что экономические исследования должны выводиться из житейской практики; - быть научным обобщением рационального мышления и поведения рыночных агентов; - цена товара основана не на издержках его производства, а на альтернативной стоимости выпуска и определяется рынком в результате «уравновешивания» затрат производителей и потребителей. Такая максимизация возможна лишь в условиях свободной, конкуренции, когда рынок приходит в состояние сбалансированности равновесия, что рынок - это саморегулирующая система. Раскрыли сущность эластичности спроса, полезности, предельной полезности, различие между краткосрочным и долгосрочным периодами при учете временных воздействий на хозяйственную деятельность.

7. Кейнсианство (Дж. М. Кейнс). Сторонники этой школы занимались изучением проблем макроэкономики. В 1936 г. вышла книга Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Двигателем экономического развития является не предложение, а спрос, - он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Для повышения совокупного спроса необходимо использовать бюджетную и кредитную политику государства. Такая политика должна стимулировать не только частные капвложения и рост потребительских расходов, но и государственные инвестиции. Инвестиции призваны играть регулирующую роль в национальном хозяйстве, являются движущей силой экономического развития. Для увеличения совокупного спроса предлагалось: расширять государственные расходы, снижать налоги, - а для борьбы с инфляцией - урезать государственные расходы или повышать налоги.

8.Монетаризм (Д. Юм, М. Фридман).Ставят деньги в центр макроэкономической политики, отводят им решающую роль в циклическом движении национального хозяйства. Задача государства в области управления экономикой сводится к контролю над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности госбюджета, установлению высокого банковского процента по кредитам. Объём денежной массы влияет на величину расходов домашних хозяйств и фирм. Увеличение количества денег в экономику приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей – к росту цен, инфляции. Поэтому они предлагают отказаться от краткосрочной денежной политики и заменить её долгосрочной политикой, рассчитанной на достижение соответствия между темпами прироста денег в обращении и темпами прироста ВВП (денежное правило Фридмана). Это обеспечит устойчивость цен и стабильность экономического развития.

9. Институционализм (Т. Веблен, У. Митчел, Д. Гэлбрейт). Своё имя это течение получило по названию книги Дж. Комонса «Институальная экономика» (1924 г.) Термин «институцианализм» происходит от понятия «институция» - (обычай) заведённый порядок. Характер экономического развития определяется системой экономических институтов, где рынок – часть их.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconЧасть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconЧасть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Основы экономической теории»
Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория в системе других наук

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconДополнительные вопросы
Понятие экономической теории. Предмет экономической теории и ее основные функции

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconКонтрольные вопросы для текущего контроля и промежуточной аттестации...
Предмет и метод экономической теории. Исторический процесс ее становления экономической теории. Научные взгляды на предмет экономической...

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconВопрос 2: «Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории»
Экономика – это сфера деятельности и непосредственно человек, целью которого является удовлетворение всех жизненно важных потребностей,...

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconВопросы к экзамену по дисциплине "Экономическая теория"
Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической...

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории icon2. Предмет и функции экономической теории разделы экономической теории
Термин «экономика» происходит от «ойкос» дом, хозяйство и «комос» учение, закон. Экономика – искусство, навыки, умение правильно...

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconЛекция Предмет и метод экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

1. Предмет, цели и задачи экономической теории. Функции экономической теории iconПредмет и метод экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук
Потребности и ресурсы (факторы) производства: понятие, классификация и основные характеристики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов