Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54




НазваниеУчебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54
страница1/24
Дата публикации29.04.2015
Размер7.34 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БГУ
Кафедра экономики и управления бизнесом

Ф. П. Витко
Организация предпринимательской деятельности
Учебно-методическое пособие


Минск

ГИУСТ БГУ

2011

УДК 334.012.32(075.8) ББК 65.290-2я73

В54
Рекомендовано кафедрой экономики и управления бизнесом

Государственного института управления и социальных технологий БГУ
А в т о р :

кандидат экономических наук Ф. П. Витко
Р е ц е н з е н т ы :

кандидат экономических наук, доцент В. А. Дмитриев;

кандидат экономических наук, доцент Е. М. Воробьева



В54

Витко, Ф. П.

Организация предпринимательской деятельнос-

ти : учеб.-метод. пособие / Ф. П. Витко. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2011. – 303 с.
ISBN
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы теории и практики организации предпринимательской деятель- ности, кратко излагаются ключевые положения основных тем курса, даются методические рекомендации по самостоятельному изучению студентами курса «Организация предприниматель- ской деятельности».

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов. Также книга будет полезна начинающим предпринимате- лям, менеджерам и всем, кто интересуется данной темой.
УДК 334.012.32(075.8) ББК 65.290-2я73
Все права защищены. Никакая часть издания не может быть воспроизведена в каком бы то ни было виде без письменного разрешения владельца авторских прав, за исключением краткого цитирования с обязательным указанием первоисточника.


ISBN

© Витко Ф. П., 2011

© ГИУСТ БГУ, 2011

Оглавление

Предисловие ........................................................................................ 7
Тема 1. Предпринимательство и предпринимательский менеджмент .......................................................................... 9

1.1. Историко-экономические аспекты развития предпринимательства ................................................................ 9

1.2. Современная трактовка категории

«предпринимательство» .......................................................... 13

1.3. Рынок – среда существования предпринимателей .............. 18

1.4. Основные качества предпринимателя ................................... 21

1.5. Предприниматель – «созидательный» разрушитель рыночного равновесия ............................................................. 24

1.6. Предпринимательский менеджмент: понятие, сущность, содержание ................................................................................ 27

1.7. Внутреннее предпринимательство ......................................... 29

Вопросы и задания для самоконтроля ................................ 32
Тема 2. Организационно-экономические основы предпринимательства ........................................................ 34

2.1. Классификация видов предпринимательской

деятельности ............................................................................. 34

2.2. Микросреда и макросреда предпринимательства ................ 37

2.3. Инфраструктура предпринимательства ............................... 41

2.4. Государственное регулирование предпринимательства

в странах с развитой рыночной экономикой ........................ 44

2.5. Формы и механизмы поддержки предпринимательства

в Республике Беларусь ............................................................ 50

Вопросы и задания для самоконтроля ................................ 58
Тема 3. Предпринимательство как процесс.................................. 59

3.1. Предпринимательство – особая форма экономической активности ................................................................................ 59

3.2. Предпринимательская идея: суть, порядок выработки...... 62

3.4. Содержание предпринимательского дохода ......................... 68

3.5. Венчурное предпринимательство, венчурный капитал ..... 74

Вопросы и задания для самоконтроля ................................ 78
Тема 4. Планирование предпринимательской деятельности ..... 79

4.1. Сущность планирования предпринимательской деятельности ............................................................................. 79

4.2. Классификация бизнес-планов .............................................. 81

4.3. Типичная структура бизнес-плана ........................................ 83

4.4. Последовательность разработки бизнес-плана..................... 85

4.5. Бюджетирование как форма финансового планирования... 91

Вопросы и задания для самоконтроля .............................. 102
Тема 5. Организация собственного дела ..................................... 104

5.1. Экономическая устойчивость предпринимательской единицы ................................................................................... 104

5.2. Характеристика основных организационно-правовых

форм предприятий .................................................................. 107

5.3. Основные пути создания предпринимательской

единицы ................................................................................... 111

5.4. Общий алгоритм создания предприятия ............................ 114

5.5. Порядок регистрации индивидуального

предпринимателя ................................................................... 122

5.6. Особенности регистрации юридического лица................... 124

Вопросы и задания для самоконтроля ..............................133
Тема 6. Производственная предпринимательская деятельность ...................................................................... 135

6.1. Суть производственного предпринимательства ................. 135

6.2. Основные факторы организации производства.................. 137

6.3. Источники средств формирования производственной

базы .......................................................................................... 144

6.4. Формы партнерских связей .................................................. 146

Вопросы и задания для самоконтроля .............................. 152
Тема 7. Коммерческая деятельность предпринимательской единицы ............................................................................. 154

7.1. Понятие «коммерческая деятельность» и его сущность... 154

7.2. Содержание процессов в коммерческой деятельности...... 156

7.3. Коммерческая работа по закупкам ...................................... 157

7.4. Сбытовая деятельность предприятия .................................. 160

7.5. Виды посреднической деятельности.................................... 163

7.6. Биржевое предпринимательство .......................................... 165

7.7. Финансовое предпринимательство ...................................... 167

Вопросы и задания для самоконтроля .............................. 169
Тема 8. Оценка деятельности предпринимательской

единицы ............................................................................. 170

8.1. Цели, задачи и принципы управления затратами............. 170

8.2. Классификация затрат для целей управления .................. 172

8.3. Прогнозирование и учет затрат ............................................ 175

8.4. Расчет точки критического объема производства

(метод директ-костинг).......................................................... 178

8.5. Анализ финансового состояния предпринимательской единицы ................................................................................... 180

8.6. Коэффициенты оценки состояния экономики

и финансов .............................................................................. 185

Вопросы и задания для самоконтроля .............................. 192
Тема 9. Предпринимательский риск и предпринимательская тайна ................................................................................... 193

9.1. Содержание предпринимательского риска......................... 193

9.2. Классификация предпринимательских рисков ................. 196

9.3. Качественная и количественная оценка рисков ................ 200

9.4. Страхование предпринимательских рисков ....................... 206

9.5. Предпринимательская тайна................................................ 209

Вопросы и задания для самоконтроля .............................. 215
Тема 10. Прекращение деятельности предпринимательской организации..................................................................... 216

10.1. Прекращение деятельности предпринимательской организации ........................................................................... 216

10.2. Понятие банкротства ............................................................ 220

10.3. Порядок рассмотрения дел о банкротстве ......................... 222

10.4. Защитный период.................................................................. 225

10.5. Полномочия управляющего................................................. 227

10.6. Санация предприятия........................................................... 229

10.7. Ликвидационное производство ........................................... 232

10.8. Мировое соглашение ............................................................. 234

Тема 11. Социальное партнерство как инструмент повышения эффективности предпринимательской деятельности .................................................................... 237

11.1. Содержание системы социального партнерства

и ее становление в новейшей истории Беларуси ............... 237

11.2. Основные принципы, уровни и механизмы функционирования системы социального партнерства... 244

11.3. Коллективные переговоры как основной инструмент социального партнерства ..................................................... 254

11.4. Порядок разрешения коллективных трудовых споров, связанных с заключением и исполнением

коллективных договоров...................................................... 261

^ Вопросы и задания для самоконтроля ..............................272
Тесты ................................................................................................ 273
Тренинги по созданию предпринимательских единиц ..............291
Примерные вопросы к зачету ...................................................... 295
Литература....................................................................................... 299

Предисловие

Современное состояние белоруской экономики, находящейся в стадии реформирования, объективно требует активного разви- тия предпринимательства. Организация предпринимательской деятельности имеет свою технологию, касающуюся выбора ор- ганизационно-правовой формы предпринимательской организа- ции, налаживания производственных процессов и партнерских связей, управления финансами и т. д. Не менее важно использо- вать в определенной последовательности имеющиеся в распоря- жении предпринимателя инструменты на каждом этапе создания собственного дела.

К сожалению, часть роковых ошибок совершается как на ста- дии разработки бизнес-планов, так и при выводе предприятия на рынок. Начинающие предприниматели часто недооценивают роль маркетинга, финансово-экономических расчетов и прогно- зов, что приводит к банкротству новых предприятий.

Наиболее цивилизованным и весьма действенным способом формирования широкого предпринимательского движения, на- ряду с государственными мерами поддержки предприниматель- ства, развитием предпринимательской инфраструктуры, явля- ется профессиональная подготовка предпринимателей. Только профессионально подготовленный предприниматель, с высоким уровнем эрудиции и широким кругозором способен грамотно вес- ти свое дело на инновационной основе, добиваться значительных экономических и социальных результатов. Он в состоянии оце- нивать свое место и роль в развитии общества и через обществен- ные предпринимательские формирования оказывать существен- ное влияние на экономическое состояние страны.

Целью курса «Организация предпринимательской деятель- ности» является изучение студентами основных категорий и понятий, определяющих предпринимательскую деятельность, освоение принципов, приемов и навыков создания предпринима- тельских единиц, обеспечения их долговременного и устойчивого функционирования.

Задачи курса:

– рассмотрение проблем возникновения и развития предпри- нимательства и его сущности;

– анализ социально-экономических условий формирования предпринимательской среды;

– изучение мирового опыта развития предпринимательства;

– определение роли и значения государства в развитии пред- принимательства;

– исследование организационно-правовых форм предприни- мательства;

– получение знаний об основных деловых и личных качествах современного предпринимателя;

– рассмотрение основных условий и факторов предпринима- тельского успеха и причин предпринимательских неудач;

– изучение особенностей финансирования и кредитования ма- лого предпринимательства;

– анализ экономических предпосылок и пределов предприни- мательского риска и возможных методов его снижения;

– исследование путей реструктуризации экономики вследс- твие банкротств предпринимательских единиц, вызванных кон- куренцией.

Место курса в подготовке специалистов определяется необхо- димостью изучения студентами механизмов рыночных экономи- ческих отношений, а также формирования общественного слоя предпринимателей.

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны получить знания и приобрести умение в решении следующих вопросов:

– определить свое отношение к предпринимательству и свои способности к ведению собственного дела;

– уметь осуществлять подготовку и реализацию предприни- мательских проектов;

– проводить маркетинговые исследования рынка и разраба- тывать бизнес-план;

– определять направления развития предпринимательской деятельности;

– вести поиск нестандартных организационных решений, подбирать и рационально использовать кадровый потенциал;

– устанавливать деловые отношения с поставщиками и пот- ребителями;

– прогнозировать жизненный цикл товаров и производствен- ных структур;

– принимать оптимальные решения в условиях коммерческо- го риска;

– использовать механизм социального партнерства в обеспе- чении устойчивого развития предпринимательской единицы.

Тема 1

Предпринимательство

и предпринимательский менеджмент


1.1. Историко-экономические аспекты развития предпринимательства Предпринимательство как социально-экономичес-

кое явление возникло на определенном этапе развития обще-

ственных отношений. В словаре В.И. Даля слово «предприни- мать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо но- вое дело, приступать к совершению чего-либо значительного». Отсюда: «предприниматель – предпринявший что-либо»1.

По С.И. Ожегову, «предприниматель – владелец предпри-

ятия, фирмы, а также вообще деятель в экономической, фи- нансовой сфере», а «предприимчивый – умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный»2.

Для того чтобы более полно рассмотреть содержание и смысл

категорий «предприниматель» и «предпринимательство», недо- статочно определить только их смысловое значение. Более под- робно рассмотрим экономическое наполнение этих категорий.

Понятие «предприниматель» как экономическая категория произошел от французского слова entrepreneur (посредник), которое в середине XVI века употреблялось по отношению к организаторам балов.

В XVII веке предпринимателем называлось лицо, заклю- чившее с государством контракт оговоренной стоимости и не-
1 Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Цита- дель, 1998. Т. 3. С. 1014.

2 Ожегов, С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс, 2010. С. 750.

сущее полную ответственность за его выполнение, например, за строительство объекта.

Основоположником теории предпринимательства считает- ся ирландский экономист Ричард Кантильон (1680–1734 гг.), который в XVIII веке одним из первых стал рассматривать предпринимателя как личность, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределен- ности. Сведения о ранних годах жизни Р. Кантильона скудны. Известно, что он разбогател, будучи купцом в Лондоне, а затем банкиром в Париже.

Р. Кантильон стал известен благодаря труду «Очерк о при- роде торговли вообще», изданному на французском языке в Лондоне в 1755 г. Он считал, что доход предпринимателя (тор- говца, ремесленника, фермера и пр.) – это плата за риск, пос- кольку он обязуется производить строго определенные выпла- ты на зарплату нанятых работников, на покупку сырья или то- варов по определенным ценам, в то время как размер будущей выручки неизвестен.

Согласно теории Р. Кантильона, предприниматель есть

индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характери- зуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. Таким образом, предприниматель действует на свой страх и риск, получая непостоянный доход.

Р. Кантильон подчеркивает отличие предпринимателя от

государственного служащего, получающего постоянную зар- плату. Главное, что отличает предпринимателя от служаще- го, – желание и умение нести риск и получать за это предпри- нимательскую прибыль. Отсюда вытекает сущностное понятие предпринимательской прибыли как платы за риск, возникаю- щий вследствие неопределенности будущих событий.

Среди многих новаций в «Очерке» по меньшей мере два мо-

мента выступают как превосходящие все то, что было найдено в экономической теории до 20 века. Это, во-первых, его анализ предпринимателя как человека, который «покупает по опреде- ленной цене, чтобы продать по неизвестной цене». Во-вторых, предприниматель может быть торговцем или землевладель- цем, но в равной степени он может быть и капиталистом, ис-

пользующим чужой труд; тем не менее во всех случаях пред- принимательская роль остается непосредственно за тем, кто принимает решения в условиях неопределенности.

Один из основателей экономической науки, Адам Смит

(1723–1790 гг.) в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) характеризовал предпринимате- ля как реализатора рискованных коммерческих идей. А. Смит считал, что предприниматели выполняют важнейшую соци- альную функцию – накопление. По А. Смиту, предпринима- тель сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Так же, как Кан- тильон, он считал, что прибыль предпринимателя есть плата за риск и затраты капитала. Он признает, что главным мотивом человеческой деятельности является своекорыстный интерес1.

А. Смит неоднократно подчеркивал, что частные интересы

предпринимателей никогда не совпадают с интересами обще- ственными, так как чем выше уровень производства и нацио- нального богатства, тем меньше норма прибыли. А поскольку норма прибыли находится в обратной зависимости от обще- ственного благосостояния, то класс предпринимателей обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его. А. Смит разработал теорию стоимости, широ- ко используемую в формировании товарно-ценовой политики при организации предпринимательства. Согласно концепции А. Смита, стоимость имеет два различных значения: иногда она обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда – возможность приобретения других вещей, которую дает обла- дание данным предметом. Первую он называет потребительной стоимостью, а вторую – меновой стоимостью.

Известный французский экономист Жан-Батист Сэй (1767–

1832 гг.), автор нескольких работ по политэкономии, показал активную роль предпринимателя в создании продукта. Изучив фундаментальный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», свое видение сущности и роли предпринимательства он изложил в «Трактате по политичес-

1 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1935. С. 31,37,78.

кой экономии» (1803 г.). Особое внимание французский эко- номист уделял производственной сфере, считая, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность пред- принимателя организовывать более эффективное производство и сбыт продукции. Для Ж.-Б. Сэя предприниматель – это чело- век, организующий людей в рамках производственной едини- цы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производс- тва и распределения.

Доход предпринимателя – это вознаграждение за его спо- собности, таланты, труд по организации и управлению произ- водством. Касаясь личности предпринимателя, Ж.-Б. Сэй отме- чает такие качества, как ум, благоразумие, любовь к порядку, честность, знание людей, умение верно оценить важность про- дукта и определить потребность, которую он должен удовлет- ворить. Кроме этого, предприниматель должен «верно сводить свои счеты и вычислять издержки производства сравнительно с ценностью, какую будет иметь его продукт в продаже».

Макс Вебер (1864–1920 гг.) видел в предпринимательской

деятельности воплощение рациональности. Под рациональнос- тью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий.

Важный вклад в теорию предпринимательства внесли Йоган Тюнен (1783–1850 гг.) и Ганс фон Мангольд (1824–1868 гг.) – представители немецкой экономической школы. Й. Тюнен впервые обратил внимание на неоднородность рисков. Мотивом занятия предпринимательством он считал то, что вероятность выигрыша предпринимателя будет больше возможных потерь. Г. Мангольд рассматривает риски, связанные с временным фактором: чем длиннее период между производством товаров и их реализацией, тем выше риск возможных потерь.

Наиболее полно факторы риска в предпринимательстве

исследовал американский экономист Фрэнк Найт (1885–

1972 гг.). Риск, по мнению ученого, есть объективная веро- ятность, и поэтому его можно определить количественно, ис- пользуя теорию вероятностей. Риск, по выражению Ф. Найта, превращается в «постоянный элемент издержек», которые не- сет предприниматель в виде страховки.

1.2. Современная трактовка категории

«предпринимательство»

Основы современного понимания предприниматель- ства заложил австрийский экономист и социолог Йозеф Шум- петер (1883–1950 гг.). В книге «Теория экономического раз- вития» (1912 г.) он пишет, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, т. е. реализация нововве- дений. Важно «...делать не то, что другие» и «...не так, как де- лают другие»1. Й. Шумпетер считал, что главное в предприни- мательстве – инновационная деятельность, а право собствен- ности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства.

По мнению ученого, предприниматель должен обладать та- ким типом характера, который рассчитывает на собственные силы, предпочитает риск, ценит собственную независимость, имеет потребность в достижении успеха и стремится к нововве- дениям. Именно благодаря активности предпринимателя осу- ществляется технический прогресс, развивается экономика.

Важно отметить, что Й. Шумпетер не наделяет предпри-

нимателя избытком интеллекта, и именно это обстоятельство дает ему возможность не заниматься сравнением множества ва- риантов достижения цели, не предаваться долгим колебаниям, а идти своим путем. По теории Й. Шумпетера, в конкурентных условиях нововведения более действенны, чем низкие цены2.

Значительный вклад в современное представление о пред-

принимательстве внес выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946 гг.). По мнению ученого, экономика может в течение длительного времени находиться в состоянии «равновесия с неполной занятостью». Дж. Кейнсом также были сделаны выводы о необходимости государственно- го регулирования экономических отношений с помощью при- менения соответствующих кредитно-денежных и бюджетных инструментов.
1 Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития / пер. с нем. В.С. Ав- тономова [и др.]. М.: Прогресс,1982. С. 114.

2 Там же. С. 277–307.

Дж. Кейнс характеризовал предпринимателя как новый со- циально-психологический тип хозяйственника, которому при- сущи осторожность, предусмотрительность, расчетливость, стре- мление к лучшему, независимость, бережливость и оптимизм. К основным предпринимательским качествам Дж. Кейнс отно- сил умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др.

Фридрих Хайек (1899–1992 гг.), британский экономист с австрийскими корнями, удостоенный в 1974 г. Нобелевской премии, первым обратил внимание на то, что именно конку- ренция заставляет предпринимателя заниматься инновация- ми в поиске новых продуктов, новых рынков сырья. Акцент делается на поиске предпринимателем новых идей, на спо- собности обнаружить или создать новые потребности, кото- рые никто не удовлетворяет. В интерпретации Ф. Хайека суть предпринимательства – поиск и исследование новых экономи- ческих возможностей1. В качестве движущей силы предстает предприниматель, стремящийся достичь наиболее эффектив- ного симбиоза своих уникальных знаний с рыночной ситуаци- ей и тем самым обеспечить первенство в конкуренции и боль- ший доход.

Следует отметить значительную роль в развитии совре- менной теории предпринимательства американского ученого Питера Друкера (1909 г.), который видит в предпринимателе человека, перемещающего экономические ресурсы из области низкой производительности и доходов в область более высо- кой производительности и прибыльности. Он поддерживает Й. Шумпетера в части комбинирования факторов производс- тва и всемерного использования предпринимателем инно- ваций.

По мнению П. Друкера, предприниматель создает потре- бителя, а принципы предпринимательства практикуются не только на небольших и новых предприятиях, но и на крупных и даже старых. Предпринимательским предприятие является не потому, что оно новое, а потому, что в основе его деятель-

1 Классики менеджмента: энциклопедия / под ред. М. Уорнера; пер. с англ. под ред. Ю.Н. Кутуревского. СПб.: Питер, 2001. С. 911.

ности лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия или оказываемые новые услуги имеют индивидуальные ха- рактеристики. А спрос на них вырастает до такой степени, что образовывается новая рыночная ниша, а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный про- цесс. Знания в предпринимательстве – средство достижения цели. А нововведение – особый инструмент предпринимателя, средство осуществления своих замыслов в бизнесе.

Современные российские исследователи (А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул1) определяют предпри- нимательство как:

1) стиль хозяйствования, которому присущи принципы но- ваторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ори- ентации на инновации;

2) процесс организации и осуществления деятельности в ус-

ловиях формирования, развития и функционирования рыноч- ных отношений;

3) процедуру планирования, организации и осуществления

непрерывного, постоянно обновляемого процесса расширения производства товаров и услуг в целях удовлетворения эконо- мических, социальных и экологических потребностей обще- ства и получения прибыли.

Основными признаками предпринимательской деятельнос- ти являются:

1) принятие риска ради получения личной выгоды (прибы-

ли, дохода, социального статуса);

2) самостоятельность;

3) инициативность;

4) новаторство.

Большой экономический словарь определяет предпринима- теля как физическое лицо, которое самостоятельно и на свой риск осуществляет активную экономическую деятельность2.

Предпринимательство – особый вид экономической ак-

тивности, система хозяйствования, основанная на рисковой,
1 Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник для высш. учеб. заведений. СПб.: Питер, 2005. С. 27–30.

2 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Ин-т новой экономики, 2002. С. 760.

инновационной деятельности, цель которой – получение пред- принимательского дохода.

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет, что предпринимательская деятельность – это «самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляе- мая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущес- твом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или ус- луги предназначаются для реализации другим лицам и не ис- пользуются для собственного потребления»1.

Данное определение не отражает полностью научную сущ- ность предпринимательства, но с точки зрения юридической формализации данного экономического феномена это вполне допустимо.

Нередко предпринимательство заменяют схожим по значе-

нию словом «бизнес». Предпринимательство – русский аналог слова «бизнес», но отличающееся от него. Бизнес включает в себя любое дело, любую коммерческую сделку, тогда как пред- принимательство – это законодательно разрешенная форма бизнеса, элементы которого возникают путем регулируемых законом вложений имущества конкретных владельцев в хо- зяйственную деятельность (оборот) с целью систематического получения дохода.

Каковы же цели предпринимательства? Основная цель предпринимательской деятельности – извлечение экономичес- кой прибыли (сверхприбыли, предпринимательского дохода). Указанная цель не является единственной. В более широком плане предпринимательская деятельность имеет ряд целей (рис. 1), которые имеют существенное значение для социаль- ного и экономического развития общества.

1 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З : с изм. и доп. по состоянию на 28 декабря 2009 г. // Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 1999. № 7–9 Ст. 101; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 6. 2/1650.
Цели предпринимательской деятельности





Экономические





Социальные












Производственные

Научно- технические



Повышение эффективности производства

Снижение себестоимости продукции, работ или услуг



Снижение материалоемкости продукции

Снижение трудоемкости продукции

Снижение общепроизводственных затрат


Рис. 1. Цели предпринимательской деятельности
Кто же является субъектом предпринимательской деятель- ности? Под субъектом предпринимательства понимаются физи- ческие и юридические лица, оказывающие влияние на состоя- ние и развитие предпринимательской деятельности (рис. 2).

Основным субъектом предпринимательской деятельности

выступает предприниматель. Но и потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательства, как и наемный работник, и партнеры по предпринимательству.

Государство



Партнер

Предприниматель

Потребитель



Наемный работник
Рис. 2. Субъекты предпринимательства

Объектом предпринимательской деятельности выступает товар, продукт, работа, услуга, т. е. то, что может удовлетво- рить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления другим лицам и не используется для собственного потребления.

Для осуществления предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо создать предпринимательскую единицу, т. е. субъект ведения хозяйственной деятельности со- ответствующей организационно-правовой формы, для которой законодательно закреплены права и ответственность ее вла- дельцев, возможности привлечения и использования рабочей силы, денежных средств и других ресурсов, правила самораз- вития и взаимодействия этого субъекта со всеми другими учас- тниками рынка.

1.3. Рынок – среда существования предпринимателей

Если в стране нет рынка, то не может быть и пред- принимателей, и, наоборот, поскольку предприниматели (фир- мы, компании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным пред- принимателем.

Только на рынке проверяется истинная ценность (стои-

мость) произведенных товаров: если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемый объем прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функциони- рования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.

Современный рынок представляет собой организованную

и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобре- тении. Никто не может административно заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщест-

во самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель – самостоятельно хозяйствующий субъект.

Действует конкурентный рынок при наличии различных форм собственности. Но преобладающей формой является него- сударственная собственность при существовании развитой ры- ночной инфраструктуры, включающей три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финан- совый рынок. Развитой рынок характеризуется сложной сис- темой соответствующих институтов (бирж, коммерческих бан- ков, аудиторских организаций, страховых компаний, реклам- ных компаний, ассоциаций (союзов) предпринимателей и пр.).

Рынок имеет по сравнению с командно-административной экономикой значительные преимущества. Во-первых, посредс- твом рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг).

Во-вторых, рынок функционирует при наличии относи- тельно ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, количестве производства.

В-третьих, преимуществом рынка является высокая гиб-

кость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления.

В-четвертых, оптимальное использование участниками рынка результатов научно-технического прогресса. Чтобы по- лучить максимальную прибыль, предприниматели-производи- тели идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами.

В-пятых, предприниматель и потребители обладают свобо- дой выбора и действий. Они независимы в принятии решений, заключении различных сделок (договоров), найме рабочей силы и т. д.

В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых раз- ных потребностей.

В то же время рынок имеет и негативные стороны. Исходя

из зарубежного опыта, можно выделить следующие недостат- ки рынка:

а) рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

б) рынок не имеет действенной экономической защиты ок- ружающей среды; только государство может заставить пред- принимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств;

в) рынок не может регулировать правильное использование

ресурсов, принадлежащих всему обществу;

г) рынок не создает стимулы для производства товаров и ус- луг коллективного пользования;

д) рынок не гарантирует право всех граждан на труд и до- ходы;

е) рынок не обеспечивает развитие фундаментальных ис- следований в науке;

ж) рынок не ориентирован на производство социально не-

обходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют деньги;

з) рынок подвержен нестабильному развитию. Поэтому

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconУчебно-методическое пособие Краснодар 2008 удк 340 (075) ббк 67. Оя73
Основы государства и права: Учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГУ, 2008. – 108 с

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconУчебное пособие санкт-Петербург 2011 удк 330. 01 (075. 8) Ббк
Экономика: учебное пособие / Е. Г. Гужва, М. И. Лесная; под ред. М. И. Лесной; спбгасу. – спб. 2011. – 203 с

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconУчебно-методическое пособие Минск 2007 удк 338. 23: 34
Р 83 Правовое обеспечение предпринимательской деятельности: учеб метод пособие / Н. И. Рудович.– Минск: Частн ин-т упр и предпр.,...

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconСтатика сборник задач для расчетно-графических и индивидуальных работ...
Статика: сборник задач для расчетно-графических и индивидуальных работ по теоретической механике / сост.: Г. Н. Алехнович [и др.]....

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconУчебное пособие • проспект* Москва 2011 удк 343. 2/. 7(075. 8) Ббк...
Уголовное право России в схемах и определениях: учебное по- у26 собие. — Москва: Проспект, 2011. — 200 с. 18Вм 978-5-392-01691-4

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconНурсубин М. С., Валиев А. А. Программирование и офисные приложения...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников всех специальностей, изучающих предметы «Информатика», «Информатика и...

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconПособие Минск 2005 удк 159. 9(075. 8)
В 64 Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Мн.: Женский институт энвила, 2005. – 155 с

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconУчебное пособие Омск 2012 удк 616. 8(075) ббк 56. 12я73
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов

Учебно-методическое пособие Минск гиуст бгу 2011 удк 334. 012. 32(075. 8) Ббк 65. 290-2я73 В54 iconЛитература Аргучинцев, Г. К. История государства и права славянских...
Аргучинцев, Г. К. История государства и права славянских народов : курс лекций / Г. К. Аргучинцев. – Минск : гиуст бгу, 2006. – 303...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов