Скачать 131.14 Kb.
|
ТЕМА 7: ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ1. Сущность и принципы планирования инноваций Планирование инноваций – это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития инвестиционного предприятия и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения. Система планирования выполняет здесь 7 частных функций:
При планировании осуществляется обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для инновационного предприятия и каждой структурной единицы, формирование программ исследований, распределение их и отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями, а также расчет потребностей в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов. Планирование инноваций на инновационном предприятии должно быть направленно на обеспечение единства и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и социальном развитии. Принципы: 1. Принцип научной обоснованности планирования – базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного инвестиционного предприятия. Соблюдение этих требований обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления инновационных процессов, использование методов оптимизации плановых решений. 2. Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности инвестиционного предприятия. 3. Принцип комплексности планирования инноваций – означает систему увязки всех разрабатываемых на инновационных предприятиях планов. Это означает необходимость учета в планировании следующих аспектов единства и полноты:
Одним из условий обеспечения комплексности является бюджетная сбалансированность планов, что достигается применением балансового подходах к их составлению, при котором ограниченные ресурсы распределяются по исполнителям в соответствии с установленными заданиями. Этот принцип реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях инновационного предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов. 4. Принцип гибкости и эластичности – означает требование динамичной реакции планов на отклонение в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов. Гибкость планов характеризует их способность реагировать на проявление случайных факторов в инновационных процессах, учитывать слабые и сильные стороны инновационного предприятия, способность отражать риски. Эластичность проявляется в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решенях и предусматривать плановые альтернативы. 5. Принцип непрерывности планирования инноваций включает 2 аспекта:
Реализация принципа непрерывности находит выражение в концепции скользящего планирования, где долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием. ^ Система планирования инноваций на инновационном предприятии включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач инновационного предприятия. Планы различаются:
Оперативное планирование предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля инновационного предприятия, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребляемых ресурсов, средств и источников их покрытия и другое. Оно имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объема реализации и т.д. Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента (сравнительные характеристики смотри в таблице). Содержательный аспект планирования инноваций находит свое выражение в 3 видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом, объемно-календарном. 1. Продуктово-тематическое – заключается в формировании перспективных направлений и тематики НИОКР, подготовки программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологий и организации производства на инновационном предприятии. На производственной стадии предусматривает разработку производственных программ инновационного предприятия и цехов. 2. Технико-экономическое – включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематический заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности инновационного предприятия, Этот вид расчетов включает: финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.д. 3. Объемно-календарное – планирование объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построение календарных графиков, проведение работ по отдельным проектам, всей совокупности планируемых работ, загрузки оборудования и исполнителей, распределение работ по отдельным календарным периодам. В отечественной и зарубежной практике нашли широкое распространение такие формы планирования инноваций, как программно-целевой подход, управление по целям, системное управление, сетевые методы управления и прочие. ^ Первая фаза планирования предусматривает постановку задачи планирования и включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Однако в любом случае должны выполняться следующие требования: 1. Реальность целей. Выполнимость формулируемых целей должна оцениваться в процессе планирования. Например, планируемая реализация инновационных продуктов должна быть обеспечена спросом на рынках, производственной мощностью инновационного предприятия и ценовой политикой. 2. Ясность формулировки цели. Она должна быть сформулирована четко, включая характеристику содержания, масштабов периода времени. Предпочтительно использовать количественные параметры. 3. Адресность цели, т.е. ее достижение зависит от деятельности всех подразделений и сотрудников, от их собственных усилий и действий партнеров. 4. Согласованность цели. Любая цель должна носить непротиворечивый характер, т.е. не вступать в противоречие с другими целевыми установками и логикой целевых параметров. 5. Ранжирование целей. Система целей должна ранжироваться относительно времени их достижения и располагаемых ресурсов, приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок. 6. Иерархическая структура. Формулировка цели должна содержать не только определение конечного результата, но и средства его достижения. Цель формулируется в виде иерархии параметров. Каждый следующий уровень содержит перечень средств или способов достижения вышестоящей цели. 7. Актуальность целей. Ориентированные во времени, они должны постоянно корректироваться, чтобы сохранять свою актуальность для инновационного предприятия. Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана, решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте. Доведение плановых решений до исполнителей и его реализация осуществляется с помощью методов и приемов коммуникаций, принятых на инновационном предприятии. Организация планирования инноваций на ИП предусматривает решение трех комплексов вопросов:
(1) Состав и характер специализации органов планирования инноваций определяется тремя основными факторами:
Сочетание различных видов плановых расчетов образует целостные системы планирования инноваций в ИП. Его осуществление поручается специальным плановым органам и менеджерам различных уровней. Различают централизованные и децентрализованные системы планирования инноваций. При централизованной системе функции планирования возлагаются на центральный орган планирования, а в крупных специализированных ИП, НИИ и КБ сводное планирование инноваций осуществляют функциональные службы: экономики и планирования ИП, тематического и календарного планирования, внешнеэкономических связей, маркетинговых исследований и сбыта, финансов, труда и заработной платы, договоров и юридического обеспечения, материально-технического обеспечения бухгалтерии и другие подразделения. Центральные плановые органы в этом случае решают вопросы стратегического, перспективного планирования, а также сводных расчетов и обоснований в целом по предприятию. При децентрализованной схеме планирование инноваций возлагается на плановые службы и руководителей подразделений, специализированных по тематическому принципу или ответственных за отдельные стадии инновационного процесса: НИОКР, производство, сбыт, снабжение. В этом случае и стратегическое, и оперативное планирование осуществляется раздельно по направлениям инновационной деятельности ИП. (2) ^ . Важнейшей задачей организации планирования инноваций является взаимная увязка отдельных планов в единый комплекс согласованных и строго субординированных плановых заданий. В планировании это называется координацией планов. Различают три вида координации планов:
Координация планов по периодам может осуществляться двояким путем:
^ Координация частных и сводных планов осуществляется двояким способом:
^ Уровневая координация планов обеспечивается принятой на предприятии системой делегирования полномочий, и процесс по уровням иерархии может осуществляться по трем схемам:
(3) Формализации процессов планирования на ИП обеспечивает содержательную координацию всех служб и подразделений в системе управления инновациями. ^ 1. Научно-технический прогноз – это комплексная вероятностная оценка содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники. Основная функция научно-технического прогнозирования - поиск наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего анализа и изучения тенденции их изменения. (Рис ) Прогноз обеспечивает также решение следующих задач:
Прогноз сокращает количество вариантных проработок при формировании плана, повышает глубину и качество обоснования плана, формирует его темы прогнозирования. Система прогнозирования развития науки и техники включает создание прогнозов по приоритетным направлениям научно-технического развития страны, региональным, отраслевым и подотраслевым проблемам, а также прогнозов развития отдельных видов техники. В системе научно-технического прогнозирования на ИП решаются следующие задачи: 1) создание, накопление и постоянное обновление информационной базы прогнозов; 2) методическое и организационное обеспечение; 3) координация работ по разработке научно-технических прогнозов. Информационная база включает данные: - о структуре и объемах спроса на инновационный продукт или разработки; - о законченных работах; - о состоянии отечественных разработок; - о зарубежных достижениях; - патентную информацию и сведения о конъюнктуре внешнего рынка и т.п. ^ В самостоятельных НИИ и КБ оно представлено формированием тематического плана, содержащего перечень НИОКР и инновационных проектов, направленных на реализацию принятой концепции. В процессе тематического планирования осуществляется отбор важнейшей тематики, оценка ее эффективности, определяются исполнители, сроки и сметная стоимость выполнения работ. На ИП, реализующих заключительные стадии инновационного процесса, продуктово-тематическое планирование выражается в формировании продуктово-рыночного портфеля предприятия и планирования его производственной программы. Производственная программа определяет номенклатуру и объем производства конкретных видов инновационной продукции. Научная обоснованность планирования обеспечивается при соблюдении следующих требований:
По содержанию расчетов различают стратегическое и оперативное продуктово-тематическое планирование. По уровню разработки и реализации оно охватывает как ИП, так и его подразделения. Продуктово-тематическое планирование должно быть увязано с другими видами плановых расчетов – с планирование маркетинга прежде всего. Технико-экономическое планирование, расчеты ресурсов, финансовое планирование устанавливают ограничения и обеспечивают необходимую сбалансированность тематических и производственных программ. Календарное планирование конкретизирует задание тематических планов и обеспечивает их координацию во времени и по исполнителям. Общий процесс продуктово-тематического планирования инноваций содержит 3 основные стадии расчетов: - формирование продуктово-тематических предложений; - оценка предложений и отбор тематики; - выполнение плана. Первая стадия имеет своей задачей подготовку возможно большего числа перспективных инновационных идей относительно состава инновационного продукта, изменения структуры рынков или технического развития ИП. Основными источниками инновационных предложений выступают результаты маркетинговых исследований, выполненных научно-технических прогнозов и разработка перспективной продуктовой политики ИП. Маркетинговые исследования ориентированы на формирование продуктово-рыночного портфеля ИП. Продуктово-рыночным портфелем называют возможную совокупность продуктово-рыночных и научно-технических направлений деятельности ИП на длительную перспективу. При планировании инноваций используют так называемые портфельные матрицы (см. рисунок). ^ В рамках ОКП обеспечивается: 1) сбалансированное распределение объемов работ по подразделениям и исполнителям в соответствии с характером располагаемых ресурсов; 2) установление согласованных сроков занятости работников; 3) загрузка научного и производственного оборудования. По характеру расчетов выделяют 3 стадии объемно-календарного планирования: объемное, календарное планирование и оперативное регулирование хода выполнения работ. 4. Производственное планирование инноваций. Оно связано с завершающими стадиями инновационных процессов, включающими изготовление опытных экземпляров изделий, проведение масштабных испытаний создаваемых образцов техники и технологии, отработку технической документации для производства инновационного продукта. Производственное планирование имеет задачей распределение производственных работ по календарным отрезкам планируемого периода и закрепление их за отдельными рабочими местами. |
![]() | Процесс планирования и выбор решений. Методы и инструмент плановых расчетов. Нормативная база планирования | ![]() | Планирование это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей.... |
![]() | Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством.... | ![]() | Эффективность деятельности предприятия во многом определяется наличием разработанного набора целей и задач, а также стратегии преобразования... |
![]() | Финансовый механизм предприятия — это система управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли | ![]() | Планирование деятельности предприятия. Виды планирования. Факторы, влияющие на планы предприятия |
![]() | Выберите наиболее точное определение корпоративной информационной системы (кис): кис – это информационная система масштаба предприятия,... | ![]() | Целеполагание в процессе фп. Модель согласования целей финансового плана и стратегических целей предприятия |
![]() | Учебно-методическое пособие подготовлено согласно типовой программе для высших учебных заведений. В нем рассмотрен блок тем «Ресурсы... | ![]() | Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, руководства и контроля над... |