Российский государственный торгово-экономический университет




НазваниеРоссийский государственный торгово-экономический университет
страница1/8
Дата публикации23.08.2013
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Дмитровский филиал



Кафедра гуманитарных дисциплин


СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методические рекомендации

для студентов заочной формы обучения

Рекомендуется для направлений подготовки ^ 100700 «Торговое дело»

080100 «Экономика»

080200 «Менеджмент»

Дмитров 2011

СОДЕРЖАНИЕ
I. Цели и задачи дисциплины 4

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4

III. Объем дисциплины 5

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 5

3.2. Распределения часов по темам и видам учебной работы 6

IV. Содержание курса 7

V. Темы практических занятий 14

VI. Темы контрольных работ 17

VII. Вопросы для подготовки к экзамену 22

VIII. Учебно-методическое обеспечение

8.1. Литература 23

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 24

8.3. Глоссарий 25

I. Цели и задачи дисциплины

К числу наиболее актуальных проблем современности относится познание и преобразование общества. Необходимость разработки учебно-методического комплекса по социологии обусловлена потребностью подготовки высококвалифицированного специалиста, профессионально владеющего знаниями, умениями и навыками социологического подхода к явлениям общественной жизни, способного эффективно организовывать торгово-экономическую деятельность.

Целью настоящего курса является формирование у студентов теоретических представлений о закономерностях становления, функционирования и развития общества, способности правильно анализировать и точно оценивать сложные процессы социальной действительности, выработка навыков уверенного ориентирования в системе жизненных ценностей и практических умений сбора, обработки и обобщения социологической информации в профессиональной деятельности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

– освоение студентами теоретико-методологических подходов, основных понятий и категорий социологической науки;

– овладение важнейшими приемами социологического изучения социальной действительности;

– формирование представлений о факторах, темпах и тенденциях изменений в общественном развитии.
^ II. Требования к уровню освоения дисциплины

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как социальная философия, политология, культурология, экономическая теория, менеджмент, маркетинг, социальная психология, статистика и др.

Особенность изучения данного курса состоит в тесном соединении теории с практикой в процессе индивидуального консультирования преподавателем каждого студента при разработке программы конкретного социологического исследования.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение контрольных работ и тестовых заданий, написание рефератов. Особое место в учебном процессе отводится самостоятельной работе студентов по разработке программы социологического исследования одной из социально-экономических проблем.

В результате изучения курса «Социология» студент должен:

– иметь представление об особенностях предмета социологии и основных этапах ее развития;

– знать законы и категории социологии, владеть основными методами сбора, обработки и анализа социологической информации,

– усвоить принципы организации социологических исследований в торгово-экономической деятельности;

– уметь формулировать проблему, цель и задачи социологического исследования;

– приобрести навыки использования материалов социологических исследований на практике.

Курс «Социология» общим объемом 102 часа (из них 51 час аудиторных занятий) изучается в течение одного семестра. Курс завершается экзаменом (зачетом). При этом к экзамену (зачету) студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений социологии и представить программу собственного социологического исследования по самостоятельно выбранной теме.

III. Объем дисциплины

^ 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная


№№ семестров

3; 4

3; 4

^ Аудиторные занятия

51

12

Лекции

34

10

Семинары

17

2

Самостоятельная работа


51


90

^ Всего часов на дисциплину


102


102

Текущий контроль




Контр. работа – 3

^ Виды итогового контроля

Зачет – 3; 4

Экзамен – 3; 4

Экзамен – 3


Форма обучения – заочная


^ Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

^ Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

семинары

Раздел 1. Теоретические основы социологии

Тема 1. Объект и предмет социологии


8


2




6

Тема 2. Основные этапы становления и развития социологической мысли



12



2







10

Тема 3. Общество как система


8


2





6

Тема 4. Российское общество сегодня: социологический анализ



8



2







6

^ Раздел 2. Методологические вопросы социологии

Тема 5. Общественное мнение как институт социальной регуляции и форма массового сознания


4








4

Тема 6. Социологические исследования как инструмент познания и преобразования общественных отношений



8



2



2



4

Тема 7. Принципы разработки программы соц. исследования



8











8

Тема 8. Логический анализ основных понятий соц. исследования


4









4

Тема 9. Выдвижение гипотез в процессе соц. исследования


4








4

Тема 10. Проектирование выборочной совокупности

4





4

^ Раздел 3. Методические проблемы социологии

Тема 11. Инструментарий соц. исследования

8





8

Тема 12. Методы сбора первичной эмпирической информации: социологический опрос



10











10

Тема 13. Методы сбора первичной эмпирической информации: анализ документов


4








4

Тема 14. Методы сбора первичной эмпирической информации: наблюдение и эксперимент.



4











4

Тема 15. Обработка, анализ, обобщение и отображение социологической информации


4








4

Тема 16. Использование результатов социологических исследований на практике


4








4

ИТОГО:

102

10

2

90


^ IV. Содержание курса

Раздел 1. Теоретические основы социологии

Тема 1. Объект и предмет социологии (2 часа)

Социология как наука и учебная дисциплина. Объект общественных наук и специфика предмета социологии. Место социологии в системе наук об обществе. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе. Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии.

Структура (уровни) социологического знания. Типы социологических теорий. Основные функции социологии. Методы исследования социальных наук. Специфика исследовательского метода социологии. Основные законы и категории социологии. Понятие социального и его роль в социологическом знании. Социология в современной России: актуальные задачи.

^ Тема 2. Основные этапы становления и развития социологической мысли (2 часа)

Донаучные этапы развития социологии: античность, средневековье и новое время. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии как самостоятельной науки.

«Социологизм» Э. Дюркгейма. «Понимающая» социология М. Вебера. Социология марксизма. Основные школы и направления современной зарубежной социологии.

Социологическая мысль в России в XIX веке: субъективистское, марксистское и психологическое направления. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. Интегральная социология П.А. Сорокина. Исторические судьбы отечественной социологии в XX веке.
Тема 3. Общество как система (4 часа)

Общество и природа. Естественные и исторические условия жизнедеятельности общества. Понятие социальной системы. Типы социальных систем.

Структурный анализ общества как социальной системы. Социальные действия, связи и взаимодействия. Социальные группы и общности. Социальная стратификация. Социальные институты и организации. Культура, социальные ценности и нормы. Личность в структуре общества. Проблема типизации обществ.

Функциональный аспект анализа общества как социальной системы. Социальная жизнь. Культура и общественная жизнь. Социализация и институционализация. Социальная мобильность. Девиантное поведение и аномия. Социальный контроль.

Динамический аспект анализа общества. Социальные изменения и социальное развитие. Причины и факторы социальных изменений. Социальная эволюция и социальная революция. Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Показатели развития человеческого потенциала.
^ Тема 4. Российское общество сегодня: социологический анализ (2 часа)

Тенденции изменения социальной структуры российского общества с развитием рыночных отношений. Влияние приватизации на экономическую стратификацию. Измерение стратификации, неравенства и бедности. Абсолютная и относительная бедность. Нищета. Обездоленность и депривация. Уровень жизни. Социальная стратификация в СССР и России.

Демографические, социально-классовые, территориально-поселенческие, социально-профессиональные, этнонациональные и конфессиональные аспекты социальной структуры российского общества. Социальная дифференциация и социальная поляризация населения страны. Социальная мобильность в СССР и России. Миграция населения.

Рост бюрократии, ослабление социального контроля и увеличение количества правонарушений. Усиление зависимости властных структур от капитала. Перспективы выхода России из системного кризиса.
^ Раздел 2. Методологические вопросы социологии

Тема 5. Общественное мнение как институт социальной регуляции и форма массового сознания (2 часа)

Сущность понятия «общественное мнение». Общественное мнение как определенное состояние общественного сознания. Структура общественного мнения. Особенности объекта общественного мнения. Функции общественного мнения.

Механизм формирования и выражения общественного мнения. Процесс монополизации средств массовой информации и его социальные последствия. Возможности манипулирования общественным мнением с помощью средств массовой информации.
^ Тема 6. Социологические исследования как инструмент познания и преобразования общественных отношений (2 часа)

Социологическое исследование как важнейший источник социальной информации. Сущность и характеристика основных элементов социологического исследования. Функции социологического исследования, их специфика и проявление.

Этапы социологического исследования. Результаты социологического исследования – научная основа социального управления, прогнозирования и проектирования. Основные направления социологических исследований в России. Современные мировые социологические центры.
Тема 7. Принципы разработки программы
социологического исследования (2 часа)

Понятие программы социологического исследования. Функции программы. Структура и характеристика основных частей программы.

Основные элементы методологического раздела программы. Формулировка проблемы исследования и описание проблемной ситуации. Определение цели исследования. Типы целей. Задачи социологического исследования и их классификация. Объект и предмет социологического исследования. Системный анализ объекта. Выявление содержания основных понятий исследования.

Методический и процедурный разделы программы конкретно-социологического исследования. Стратегический (принципиальный) план исследования и его типы. Обоснование методов сбора, обработки и анализа социологической информации. Характеристика рабочего плана исследования и его структурных элементов. Сетевой график.
^ Тема 8. Логический анализ основных понятий
социологического исследования (2 часа)


Интерпретация и операционализация – методологические процедуры логического анализа основных понятий социологического исследования. Понятийные аппарат исследования, отражение в нем сущности проблемы и предмета исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Познавательный характер интерпретации. Интерпретация как выявление интересующих социолога сторон и свойств предмета изучения. Зависимость интерпретации от уровня теоретической подготовки социального опыта и идейно-нравственной позиции социолога.

Операционализация понятий – продолжение и детализация интерпретации основных понятий, их «расчленение» на составляющие элементы, получение более простых понятий, поддающихся социологическому «замеру». Операционализация основных понятий в разработке методик, инструментария и документов сбора первичной социологической информации. Зависимость операционализации от целевой направленности исследования, особенностей изучаемой проблемы, сформулированных гипотез и характера используемых понятий. Уровни и виды операционализации.
Тема 9. Выдвижение гипотез в процессе социологического исследования
(2 часа)

Общая характеристика и место гипотез в социологическом исследовании. Гипотеза как главный методологический инструмент, организующий процесс исследования и подчиняющий его определенной внутренней логике. Научная обоснованность гипотез. Особенности выдвижения гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования.

Классификация гипотез: основные и неосновные, первичные и вторичные, описательные и объяснительные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Пути и средства проверки гипотез. Требования, предъявляемые к эмпирической проверке гипотез.
Тема 10. Проектирование выборочной совокупности (2 часа)

Выборка в социологическом исследовании. Сплошные и несплошные социологические исследования. Основные понятия выборочного метода. Типологизация выборки. Основы типологизации. Простая случайная выборка: ее сущность и специфика применения. Систематическая выборка. Серийная выборка, ее организация. Квотная выборка.

Многоступенчатые и многофазные способы формирования выборочной совокупности. Решение прямых и обратных задач репрезентативности. Ошибки выборки: случайные и систематические. Их источники и способы устранения.
^ Раздел 3. Методические проблемы социологии

Тема 11. Инструментарий социологического исследования (2 часа)

Формирование информационных носителей социологического исследования. Требования к содержанию информационных носителей – документов, созданных специально для проверки гипотез конкретно-социологического исследования. Основные виды информационных носителей.

Понятие измерения в социологии. Измерение как познавательная операция. Уровни измерения. Шкалирование как метод измерения социальных характеристик. Виды шкал и правила их построения. Номинальная, порядковая и интервальная шкалы. Валидность, полнота, чувствительность, точность и надежность шкал. Процедура кодирования информационных носителей. Порядковая и позиционная система кодирования. Технология кодирования открытых вопросов.
Тема 12. Методы сбора первичной эмпирической информации: социологический опрос (2 часа)

Метод опроса в социологическом исследовании. Общая характеристика опроса как наиболее распространенного метода получения первичной социологической информации. Его преимущества и недостатки. Виды опросов. Техника составления опросных документов, их обусловленность программой исследования.

Анкетирование. Разновидности и особенности метода анкетирования в социологическом исследовании. Техника составления анкеты. Органическая связь вопросов анкеты с гипотезами исследования. Классификация вопросов анкеты. Организация и проведение анкетирования, техника распространения и возврата анкет. Типичные ошибки в анкетировании и способы их устранения. Почтовый опрос как разновидность анкетирования. Его особенности и недостатки. Опрос через прессу (размещение анкеты в газете, журнале, сети Интернет) как разновидность почтового опроса.

Интервью в социологическом исследовании: его специфика и виды. Соотношение анкетирования и интервьюирования в социологическом исследовании, сочетание их с другими методами сбора первичной информации.

Экспертный опрос или метод экспертных оценок: его особенности и функции. Сопоставление результатов опроса экспертов с результатами массового опроса, с данными, полученными другими методами социологического исследования.
^ Тема 13. Методы сбора первичной эмпирической информации:
анализ документов (2 часа)


Анализ документов и его методы. Понятие документа в социологии. Документы как важный источник социологической информации. Классификация документов в социологии. Оценка предварительной пригодности документов (критика источника).

Характеристика традиционного (классического) и формализованного методов анализа документов. Виды традиционного анализа. Внешний анализ документа. Внутренний анализ документа. Недостатки традиционного метода.

Особенности формализованного анализа документальных источников. Сущность контент-анализа. Способы его осуществления. Выбор единиц анализа и единиц счета. Кодировочный бланк. Проблема достоверности и надежности документальной информации. Выборка документов. Достоинства и недостатки контент-анализа.
Тема 14. Методы сбора первичной эмпирической информации: наблюдение и эксперимент (2 часа)

Метод наблюдения в социологическом исследовании. Особенности научного наблюдения. Объект, предмет и условия наблюдения. Классификация видов наблюдения. Этапы, процедура, выбор признаков и единиц социологического наблюдения. Способы регистрации результатов наблюдения, специфика их обработки и интерпретации.

Эксперимент в социологии. Основные черты социального эксперимента. Проблема границ и возможностей постановки эксперимента в конкретных социологических исследованиях. Нормативные требования к социальному эксперименту. Классификация социальных экспериментов. Основные элементы структуры социального эксперимента.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (ргтэу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийская Академия Наук Российский фонд фундаментальных исследований...
«мати» – Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийский Государственный гуманитарный университет
В 2012 году Российский Государственный гуманитарный университет (Москва) объявляет набор в магистратуру (по очной форме, на бюджетной...

Российский государственный торгово-экономический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Направление подготовки: 260800. 62 Технология продукции и организация общественного питания

Российский государственный торгово-экономический университет iconРоссийской федерации фгобу впо «кубанский государственный университет»...
У впо «Кубанский государственный университет» в г. Армавире при поддержке Армавирской городской думы и Армавирской межрайонной торгово-промышленной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов