Скачать 0.92 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) Дмитровский филиал ![]() Кафедра гуманитарных дисциплин СОЦИОЛОГИЯ Учебно-методические рекомендации для студентов заочной формы обучения Рекомендуется для направлений подготовки ^ 080100 «Экономика» 080200 «Менеджмент» Дмитров 2011 СОДЕРЖАНИЕ I. Цели и задачи дисциплины 4 II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 4 III. Объем дисциплины 5 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 5 3.2. Распределения часов по темам и видам учебной работы 6 IV. Содержание курса 7 V. Темы практических занятий 14 VI. Темы контрольных работ 17 VII. Вопросы для подготовки к экзамену 22 VIII. Учебно-методическое обеспечение 8.1. Литература 23 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 24 8.3. Глоссарий 25 I. Цели и задачи дисциплины К числу наиболее актуальных проблем современности относится познание и преобразование общества. Необходимость разработки учебно-методического комплекса по социологии обусловлена потребностью подготовки высококвалифицированного специалиста, профессионально владеющего знаниями, умениями и навыками социологического подхода к явлениям общественной жизни, способного эффективно организовывать торгово-экономическую деятельность. Целью настоящего курса является формирование у студентов теоретических представлений о закономерностях становления, функционирования и развития общества, способности правильно анализировать и точно оценивать сложные процессы социальной действительности, выработка навыков уверенного ориентирования в системе жизненных ценностей и практических умений сбора, обработки и обобщения социологической информации в профессиональной деятельности. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: – освоение студентами теоретико-методологических подходов, основных понятий и категорий социологической науки; – овладение важнейшими приемами социологического изучения социальной действительности; – формирование представлений о факторах, темпах и тенденциях изменений в общественном развитии. ^ Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как социальная философия, политология, культурология, экономическая теория, менеджмент, маркетинг, социальная психология, статистика и др. Особенность изучения данного курса состоит в тесном соединении теории с практикой в процессе индивидуального консультирования преподавателем каждого студента при разработке программы конкретного социологического исследования. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, выполнение контрольных работ и тестовых заданий, написание рефератов. Особое место в учебном процессе отводится самостоятельной работе студентов по разработке программы социологического исследования одной из социально-экономических проблем. В результате изучения курса «Социология» студент должен: – иметь представление об особенностях предмета социологии и основных этапах ее развития; – знать законы и категории социологии, владеть основными методами сбора, обработки и анализа социологической информации, – усвоить принципы организации социологических исследований в торгово-экономической деятельности; – уметь формулировать проблему, цель и задачи социологического исследования; – приобрести навыки использования материалов социологических исследований на практике. Курс «Социология» общим объемом 102 часа (из них 51 час аудиторных занятий) изучается в течение одного семестра. Курс завершается экзаменом (зачетом). При этом к экзамену (зачету) студент должен продемонстрировать знание основных теоретических положений социологии и представить программу собственного социологического исследования по самостоятельно выбранной теме. III. Объем дисциплины ^
Форма обучения – заочная
^ Раздел 1. Теоретические основы социологии Тема 1. Объект и предмет социологии (2 часа) Социология как наука и учебная дисциплина. Объект общественных наук и специфика предмета социологии. Место социологии в системе наук об обществе. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе. Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии. Структура (уровни) социологического знания. Типы социологических теорий. Основные функции социологии. Методы исследования социальных наук. Специфика исследовательского метода социологии. Основные законы и категории социологии. Понятие социального и его роль в социологическом знании. Социология в современной России: актуальные задачи. ^ Донаучные этапы развития социологии: античность, средневековье и новое время. О. Конт и Г. Спенсер – основоположники социологии как самостоятельной науки. «Социологизм» Э. Дюркгейма. «Понимающая» социология М. Вебера. Социология марксизма. Основные школы и направления современной зарубежной социологии. Социологическая мысль в России в XIX веке: субъективистское, марксистское и психологическое направления. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. Интегральная социология П.А. Сорокина. Исторические судьбы отечественной социологии в XX веке. Тема 3. Общество как система (4 часа) Общество и природа. Естественные и исторические условия жизнедеятельности общества. Понятие социальной системы. Типы социальных систем. Структурный анализ общества как социальной системы. Социальные действия, связи и взаимодействия. Социальные группы и общности. Социальная стратификация. Социальные институты и организации. Культура, социальные ценности и нормы. Личность в структуре общества. Проблема типизации обществ. Функциональный аспект анализа общества как социальной системы. Социальная жизнь. Культура и общественная жизнь. Социализация и институционализация. Социальная мобильность. Девиантное поведение и аномия. Социальный контроль. Динамический аспект анализа общества. Социальные изменения и социальное развитие. Причины и факторы социальных изменений. Социальная эволюция и социальная революция. Прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Показатели развития человеческого потенциала. ^ Тенденции изменения социальной структуры российского общества с развитием рыночных отношений. Влияние приватизации на экономическую стратификацию. Измерение стратификации, неравенства и бедности. Абсолютная и относительная бедность. Нищета. Обездоленность и депривация. Уровень жизни. Социальная стратификация в СССР и России. Демографические, социально-классовые, территориально-поселенческие, социально-профессиональные, этнонациональные и конфессиональные аспекты социальной структуры российского общества. Социальная дифференциация и социальная поляризация населения страны. Социальная мобильность в СССР и России. Миграция населения. Рост бюрократии, ослабление социального контроля и увеличение количества правонарушений. Усиление зависимости властных структур от капитала. Перспективы выхода России из системного кризиса. ^ Тема 5. Общественное мнение как институт социальной регуляции и форма массового сознания (2 часа) Сущность понятия «общественное мнение». Общественное мнение как определенное состояние общественного сознания. Структура общественного мнения. Особенности объекта общественного мнения. Функции общественного мнения. Механизм формирования и выражения общественного мнения. Процесс монополизации средств массовой информации и его социальные последствия. Возможности манипулирования общественным мнением с помощью средств массовой информации. ^ Социологическое исследование как важнейший источник социальной информации. Сущность и характеристика основных элементов социологического исследования. Функции социологического исследования, их специфика и проявление. Этапы социологического исследования. Результаты социологического исследования – научная основа социального управления, прогнозирования и проектирования. Основные направления социологических исследований в России. Современные мировые социологические центры. Тема 7. Принципы разработки программы социологического исследования (2 часа) Понятие программы социологического исследования. Функции программы. Структура и характеристика основных частей программы. Основные элементы методологического раздела программы. Формулировка проблемы исследования и описание проблемной ситуации. Определение цели исследования. Типы целей. Задачи социологического исследования и их классификация. Объект и предмет социологического исследования. Системный анализ объекта. Выявление содержания основных понятий исследования. Методический и процедурный разделы программы конкретно-социологического исследования. Стратегический (принципиальный) план исследования и его типы. Обоснование методов сбора, обработки и анализа социологической информации. Характеристика рабочего плана исследования и его структурных элементов. Сетевой график. ^ Интерпретация и операционализация – методологические процедуры логического анализа основных понятий социологического исследования. Понятийные аппарат исследования, отражение в нем сущности проблемы и предмета исследования. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Познавательный характер интерпретации. Интерпретация как выявление интересующих социолога сторон и свойств предмета изучения. Зависимость интерпретации от уровня теоретической подготовки социального опыта и идейно-нравственной позиции социолога. Операционализация понятий – продолжение и детализация интерпретации основных понятий, их «расчленение» на составляющие элементы, получение более простых понятий, поддающихся социологическому «замеру». Операционализация основных понятий в разработке методик, инструментария и документов сбора первичной социологической информации. Зависимость операционализации от целевой направленности исследования, особенностей изучаемой проблемы, сформулированных гипотез и характера используемых понятий. Уровни и виды операционализации. Тема 9. Выдвижение гипотез в процессе социологического исследования (2 часа) Общая характеристика и место гипотез в социологическом исследовании. Гипотеза как главный методологический инструмент, организующий процесс исследования и подчиняющий его определенной внутренней логике. Научная обоснованность гипотез. Особенности выдвижения гипотез. Взаимосвязь гипотез и задач исследования. Классификация гипотез: основные и неосновные, первичные и вторичные, описательные и объяснительные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Пути и средства проверки гипотез. Требования, предъявляемые к эмпирической проверке гипотез. Тема 10. Проектирование выборочной совокупности (2 часа) Выборка в социологическом исследовании. Сплошные и несплошные социологические исследования. Основные понятия выборочного метода. Типологизация выборки. Основы типологизации. Простая случайная выборка: ее сущность и специфика применения. Систематическая выборка. Серийная выборка, ее организация. Квотная выборка. Многоступенчатые и многофазные способы формирования выборочной совокупности. Решение прямых и обратных задач репрезентативности. Ошибки выборки: случайные и систематические. Их источники и способы устранения. ^ Тема 11. Инструментарий социологического исследования (2 часа) Формирование информационных носителей социологического исследования. Требования к содержанию информационных носителей – документов, созданных специально для проверки гипотез конкретно-социологического исследования. Основные виды информационных носителей. Понятие измерения в социологии. Измерение как познавательная операция. Уровни измерения. Шкалирование как метод измерения социальных характеристик. Виды шкал и правила их построения. Номинальная, порядковая и интервальная шкалы. Валидность, полнота, чувствительность, точность и надежность шкал. Процедура кодирования информационных носителей. Порядковая и позиционная система кодирования. Технология кодирования открытых вопросов. Тема 12. Методы сбора первичной эмпирической информации: социологический опрос (2 часа) Метод опроса в социологическом исследовании. Общая характеристика опроса как наиболее распространенного метода получения первичной социологической информации. Его преимущества и недостатки. Виды опросов. Техника составления опросных документов, их обусловленность программой исследования. Анкетирование. Разновидности и особенности метода анкетирования в социологическом исследовании. Техника составления анкеты. Органическая связь вопросов анкеты с гипотезами исследования. Классификация вопросов анкеты. Организация и проведение анкетирования, техника распространения и возврата анкет. Типичные ошибки в анкетировании и способы их устранения. Почтовый опрос как разновидность анкетирования. Его особенности и недостатки. Опрос через прессу (размещение анкеты в газете, журнале, сети Интернет) как разновидность почтового опроса. Интервью в социологическом исследовании: его специфика и виды. Соотношение анкетирования и интервьюирования в социологическом исследовании, сочетание их с другими методами сбора первичной информации. Экспертный опрос или метод экспертных оценок: его особенности и функции. Сопоставление результатов опроса экспертов с результатами массового опроса, с данными, полученными другими методами социологического исследования. ^ Анализ документов и его методы. Понятие документа в социологии. Документы как важный источник социологической информации. Классификация документов в социологии. Оценка предварительной пригодности документов (критика источника). Характеристика традиционного (классического) и формализованного методов анализа документов. Виды традиционного анализа. Внешний анализ документа. Внутренний анализ документа. Недостатки традиционного метода. Особенности формализованного анализа документальных источников. Сущность контент-анализа. Способы его осуществления. Выбор единиц анализа и единиц счета. Кодировочный бланк. Проблема достоверности и надежности документальной информации. Выборка документов. Достоинства и недостатки контент-анализа. Тема 14. Методы сбора первичной эмпирической информации: наблюдение и эксперимент (2 часа) Метод наблюдения в социологическом исследовании. Особенности научного наблюдения. Объект, предмет и условия наблюдения. Классификация видов наблюдения. Этапы, процедура, выбор признаков и единиц социологического наблюдения. Способы регистрации результатов наблюдения, специфика их обработки и интерпретации. Эксперимент в социологии. Основные черты социального эксперимента. Проблема границ и возможностей постановки эксперимента в конкретных социологических исследованиях. Нормативные требования к социальному эксперименту. Классификация социальных экспериментов. Основные элементы структуры социального эксперимента. |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | «мати» – Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского | ![]() | В 2012 году Российский Государственный гуманитарный университет (Москва) объявляет набор в магистратуру (по очной форме, на бюджетной... |
![]() | Направление подготовки: 260800. 62 Технология продукции и организация общественного питания | ![]() | У впо «Кубанский государственный университет» в г. Армавире при поддержке Армавирской городской думы и Армавирской межрайонной торгово-промышленной... |