Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений




НазваниеКонспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений
страница1/7
Дата публикации03.03.2016
Размер0.96 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7
История экономических учений 1 курс Кривонос Ю.Е.

Конспект лекций

Тема 1. Предмет и методология истории экономических учений.

1.      Предмет истории экономических учений.

2.      Методы экономических исследований.

3. Направления современной экономической   жизни,

1. Под термином «экономика» одновременно понимается:

          совокупность производственных отношений; экономический базис об­щества;

          народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;

          отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специ­фические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также истори­ческого процесса возникновения, развития и смены экономических кон­цепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

^ 2.Методами исследования экономической науки являются:

          экспериментальный метод - изучение поведения экономической систе­мы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов;

нужно отметить сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в экономике;

          гипотетико-дедуктивный метод - основан на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений в микро- и макроэкономике;

          статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых эконо­мических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;

          историко-модельный подход - представление экономических процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый про­цесс, в историческом контексте;

          математический метод - описание изучаемых экономических явлений при помощи математических знаков и символов;

          метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный ха­рактер, при исследовании процессов экономики.

3. К современным направлениям экономической мысли относят:

          неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях экономического либерализма и принципах сис­темного анализа маржинальных (предельных) величин в исследованиях микроэкономики; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макроэкономических вопросов и проблем государственного регулирования экономики;

          неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства (принципом акселерации);

          неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило экономические процессы в зависимость от технократии (глубокого знания современной техники) и разъяснило значение экономических процессов в социальной жизни общества;

          неолиберализм - экономическое учение о государственном регулирова­нии хозяйственных процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов экономического либерализма;

          марксизм - направление экономической мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, которое выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе этого направления лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.

Тема 2. Зарождение экономической мысли

1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока.

2. Экономическая мысль Древней Греции.

3. Экономическая мысль Средневековья.

I.    Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стре­мились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Источники экономической мысли Древнего Востока:

  • Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;

  • Китай — Конфуций;

  • Индия - трактат «Архашастра».

Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Конфуций (Кун-цзы) (551 - 479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства — этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индийский трактат «Артхашастра» (буквально - «наука о пользе, о прак­тической жизни») — это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с раз­ветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутчлья (IV в. до н. э.) - древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны:

  • чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;

  • ведущая роль в экономике отводится собственности государства;

  • неприкосновенность частной собственности.

2. Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» - попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему:

  • естественным происхождением является разделение труда на умствен­ный и физический, а людей - на свободных и рабов;

  • любой товар обладает полезными свойствами {потребительная сто­имость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:

  • обязательным является наличие частной собственности;

  • все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явле­ний, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;

  • деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;

  • человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

  • первым подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества

^ 3. Экономическая мысль Средневековья

Экономическая мысль средневековья опиралось на труды Аристотеля.

Источники экономической мысли Средневековья'.

- в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

-в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);

-в России: «Русская правда» (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).

Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)- арабский историк и философ. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Выдвинул концепцию «социальной физики», которая призывала к:

а) осознанному отношению к труду;

б) борьбе с расточительством и жадностью;

в) пониманию несбыточности имущественного и социального равен­ства.

Главные труды^ Блаженного Августина - « граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» - духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

^ Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.

В своем основном произведении «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:

- деньги не могут порождать деньги;

- необходимо сословное деление общества;

- богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

- признание необходимости частной собственности. «Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:

- цену, которая сообразна издержкам;

- цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв этических и экономических проблем связан с появлением первых экономических школ.

Тема3. Первые экономические школы

1.. Меркантилизм

2. Экономическая теория физиократов.

1. Меркантилизм (итал. - «купец, торговец») - направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров).

Политика меркантилизма заключалась в поощрении - с целью увеличения производства товаров для экспорта - развития промышленности, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий.

Концепция меркантилизма отражала интересы крупных торговых мо­нополий.

Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно следующее:

          всестороннее ограничение импорта товаров;

          вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью;

          установление высоких цен на экспортируемые товары;

          система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами).

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий,

Характерные черты позднего меркантилизма:

          снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;

          доминирует идея «торгового баланса»;

          протекционизм экономической политики государства;

          определяющей функцией денег признается функция средства обращения;

          система монометаллизма.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие ка­питалистической мануфактуры.

Ограниченность меркантилизма в том, что в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли.

Ранние меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром, поздние же под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги. В связи с недостатком денег их функции ранние меркантилисты сводили к средству накопления, а поздние меркантилисты видели в деньгах также и средство обращения. Вместе с тем, отстаивая посредническую торговлю, поздние меркантилисты по существу трактовали деньги как капитал.

Меркантилистами в наиболее законченном виде была развита метал-листическая теория денег: они выдвинули учение о полноценных метал­лических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития общества.

Наиболее известные последователи меркантилизма в Англии:

^ У. Стаффорд (1554 - 1612). Главный труд - «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников». Написан с позиции защиты активного регулирования денежного обращения. По мнению автора, фальсификация денег и их отлив за границу вызывают рост цен и ухудшают материальное положение народа. Решение экономических проблем он видел в запрещении вывоза золота и серебра, в регламентации торговли с целью ограничения импорта.

^ Т. Манн (1571- 1641). Предложил политику протекционизма, или политику защиты национального рынка.

Во Франции:

А. Монкретьен (1575- 1621). Главный труд - «Трактат политической эко­номии». Ввел в оборот термин «политическая экономия». Ратовал за расширение торговли, защищал получение торговцами больших прибылей, требовал ограничить деятельность иностранного купечества, выкачивавшего богатство из Франции.

^ Ж. Б. Кольбер (1619- 1693). Его экономическая политика была направлена на подъем промышленности, в результате чего интересы сельского хозяйства Франции оставались на втором плане. Добивался увеличения государственных доходов в первую очередь за счет активного торгового баланса: путем создания мануфактур, поощрения промышленности, увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства.

^ 2. Экономическая теория физиократов

Физиократия (с греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству.

Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства.

Центральные идеи теории физиократии таковы:

  • Экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производ­ства.

  • Источник богатства есть сфера производства материальных благ - зем­леделие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

  • Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непро­изводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между сум­мой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.

  • Бесплодной считалась и торговая деятельность.

  • Физиократы проанализировали вещественные составные части капита­ла, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу.

  • Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

  • Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

          налогообложение является источником дохода;

          наличие соотношения между налогами и доходами;

          издержки взимания налогов не должны обременять.

Основоположник школы физиократов^ Франсуа Кен (1694- 1774) был при­дворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

Ф. Кенэ - автор «Экономической таблицы», в которой показано, как со­вокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распре­деляется между классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, - землевладельцы и король). В этом произведении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного продукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Само обращение годового продукта состоит из пяти актов:

1) класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обращения;

2) класс землевладельцев на второй миллиард ливров полученной ренты покупает у «бесплодного» класса промышленные изделия;

3) класс «бесплодных» на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к клас­су фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения;

4) класс фермеров покупает у «бесплодного» класса на миллиард ливров промышленные изделия, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта;

5) класс «бесплодных» на этот миллиард ливров закупает сырье у класса фермеров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка, в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

^ Анн Робер Жак Тюрго (1727- 1781) родился во Франции. Согласно се­мейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой. В 1774 - 1776 годах занимал должность генерального контролера финансов. Сотрудничал с просветителями в «Энциклопедии» Д. Дидро.

Главный труд А. Тюрго - «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.).

Вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

А. Р. Ж. Тюрго впервые сформулировал так называемый закон убывающего плодородия почвы, который гласит: каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным.

В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие идеи:

- доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);

- обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

- уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

- текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Тема4. Классическая политическая экономия

1.Зарождение классической политической экономии.

2.Экономические взгляды А.Смита.

3.Экономичскиме взгляды Д.Риккардо.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconКонспект лекций Вопрос Предмет и методология истории экономических...
Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического...

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconТемы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета,...
Тема 1: Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и Средневековья

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconТема Предмет и методология «Истории правовых учений»
Предмет истории правовых учений. История правовых учений и история политических учений

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconКонспект лекций Содержание Введение 4 Тема Экономическая теория:...
Предлагаемый читателям конспект лекций разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы экономических теорий» для...

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений icon1. Предмет и метод истории политических и правовых учений > Предмет...
Это обусловлено тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения...

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconКонспект лекций для студентов сектора второго высшего образования...
Конспект лекций разработан кандидатом экономических наук, доцентом кафедры «Экономическая теория и кибернетика» Одесского государственного...

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconТема Предмет и методология истории государства и права зарубежных...

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconЧетверикова Ю. И. История экономических учений утверждено Редакционно-издательским...
Рекомендуется для студентов вузов, а также для самостоятельно изучающих историю экономических учений

Конспект лекций Тема Предмет и методология истории экономических учений iconКонспект лекций по дисциплине “Каналообразующие устройства”, 2010 Перечень лекций
Тема №1 (4 часа) Назначение, основные параметры и состав каналообразующих устройств 5

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов