Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003




Скачать 366.27 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003
страница1/3
Дата публикации20.06.2013
Размер366.27 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ

по проблемам формирования системы найма персонала

на предприятии торговли

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


2003

Составители: д.э.н., проф. Курочкина А.А., к.э.н., доц. Навроцкая Т.Г., к.э.н., доц. Сорокина М.В., к.э.н., доц. Климова Р.Н., к.э.н., асс. Копылова Е.С.

Одобрено и рекомендовано к опубликованию на заседании кафедры менеджмента 05.05.2003 г., протокол №9
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения, а также слушателей факультета переподготовки по специальности 06.08.00. «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания»


Подписано в печать 2003 г. Зак. № . Объем 2.0 п.л. Тираж 100 экз. Бумага офсетная. Формат 60х84/16. Печать офсетная.

Типография ТЭИ

194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., 50

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 4


1. Примерный перечень тем по проблемам формирования системы найма персонала.............................................................................................. 4

2. Общая структура и примерные планы работ......................................... 5

3. Методические указания к написанию введения..................................... 7

4. Методические указания к написанию теоретической части работы.. 10

5. Методические указания к выполнению аналитической части работы 13

6. Методические указания к управленческим разработкам.................... 19

7. Порядок защиты дипломной работы.................................................... 21

8. Рекомендуемая литература.................................................................. 24

Приложения................................................................................................ 27

Введение


Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. При этом формирование трудовых ресурсов задача сложная и ответственная. Ключевым моментом реализации данной задачи является разработка системы найма персонала с учетом специфики работы предприятия, которая позволит обеспечить режим нормального его функционирования. От того, на сколько эффективно поставлена система найма, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.

При написании квалификационной работы следует пользоваться общими указаниями, изложенными в Методических рекомендациях по выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы по специализации - менеджмент) по специальности 06.08.00 – «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания» 2002 г.

1. Примерный перечень тем по проблемам формирования системы найма персонала

  • Формирование системы найма персонала на предприятии торговли (общественного питания);

  • Формирование кадровой политики предприятия торговли (общественного питания);

  • Оценка эффективности действующей системы найма персонала и ее совершенствование на предприятии торговли (общественного питания);

  • Оценка эффективности действующей информационной системы найма персонала и ее совершенствование на предприятии торговли (общественного питания);

  • Разработка и применение методов оценки деловых и личных качеств кандидатов при найме персонала на предприятии торговли (общественного питания);

  • Психологические и социальные аспекты найма персонала на предприятии торговли (общественного питания).

  • Разработка программы найма персонала в рамках развития предприятия торговли (общественного питания).

2. Общая структура и примерные планы работ

Структура дипломной работы приведена ниже.
^

Титульный лист

Введение


Глава 1. Теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.

Глава 2. Анализ состояния рассматриваемой проблемы на примере конкретного предприятия торговли (общественного питания).

Глава 3. Конкретная управленческая разработка, адаптированная к условиям работы данного предприятия, обоснование целесообразности ее внедрения и рекомендации по решению существующей проблемы.

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

При разработке плана квалификационной работы можно воспользоваться одним из приведенных ниже примерных вариантов, соответствующим выбранной теме исследования.

Тема 1. Формирование кадровой политики предприятия торговли (общественного питания).

Введение


^ Глава 1. Теоретические основы управления кадровыми ресурсами их использование в практике современного менеджмента

    1. Кадровая политика и ее место в системе управления организации

    2. Формирование и развитие кадровой политики организации

    3. Опыт формирования кадровой политики организации и его использование в отечественной и зарубежной практике управления

    4. Методическое обеспечение исследований в области формирования кадровой политики организации

^ Глава 2. Анализ процесса формирования кадровой политики персонала (на примере действующего предприятия)

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Кадровая политика, положенная в основу действующей системы управления персоналом предприятия

2.3. Анализ удовлетворенности кадровой политикой на предприятии

^ Глава 3. Формирование кадровой политики и ее использование в практике управления

    1. Модель формирования кадровой политики на исследуемом предприятия и оценка эффективности ее использования при выработке управленческих решений по персоналу

    2. Комплекс рекомендаций по использованию разработанной модели в практике управления персоналом

Заключение

Список литературы

Приложения

Тема 2. Формирование системы найма персонала на предприятии торговли (общественного питания).

Введение

^ Глава 1. Теоретические основы формирование системы найма персонала на предприятии торговли

    1. Место и роль деятельности по найму персонала в системе управления кадровыми ресурсами

    2. Методологические основы формирования системы найма персонала и этапы ее проведения

    3. Системы найма персонала, используемые в отечественной и зарубежной практике

    4. Методическое обеспечение анализа и построения системы найма персонала

^ Глава 2. Анализ действующей системы найма персонала на предприятии торговли (общественного питания)

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ действующей на предприятии системы найма персонала

2.3. Анализ применяемых методов, используемых при найме персонала

2.4. Обоснование механизма построения системы найма персонала

^ Глава 3. Разработка системы найма персонала на предприятии торговли (общественного питания)

3.1. Рекомендуемая система найма персонала

3.2. Рекомендуемые методы в процессе найма персонала

    1. Оценка эффективности предложенных разработок

Заключение

Список литературы

Приложения

^ 3. Методические указания к написанию введения

В зависимости от типа квалификационной работы введение может занимать от 2-х до 4-х страниц. В нем должны быть освещены следующие вопросы:

^ Актуальность темы исследования. Уровень решения проблемы в целом на предприятиях отрасли. Экономические и социальные последствия сложившегося положения в менеджменте организаций. Уровень теоретических разработок в данной области (с указанием наиболее известных авторов, а в некоторых случаях и наиболее значимых работ). Описание вопросов, которые не нашли достаточного освещения в литературе. Место темы исследования в их перечне.

^ Цель и задачи исследования. В рамках сформулированной темы исследования четко определяется, какую цель ставить перед собой автор в процессе написания работы (например, разработка системы найма персонала, методики анализа, документального обеспечения). Указываются конкретные задачи, решение которых обеспечит реализацию цели (например, изучение литературы, проведение анализа состояния проблемы, разработка или выбор показателей оценки).

^ Предмет исследования. Предметом исследования являются аспекты социально-экономического взаимодействия, определяющие возникновение данной проблемы. В качестве предмета исследования могут выступать механизмы формирования кадровой политики предприятия, система найма персонала, оценка качества и аттестация персонала предприятия, ресурсное обеспечение процесса найма персонала.

^ Объект исследования. Объектом исследования могут быть: торговое предприятие, совокупность работников предприятия (указывается его фирменное название), их отдельные категории (какие именно), работники отдельных структурных подразделений (каких именно).

^ Методология и методика исследования. Указываются теоретические концепции, теории, методологические принципы, программные положения, на которых основывается проведенное исследование. Основные труды российских и зарубежных авторов, в которых они изложены. Дается описание методической базы исследования - методик, использование которых позволило получить необходимые результаты. Приводится перечень конкретных методов, используемых в процессе исследования. К ним относятся методы прогнозирования, методы сбора и обработки данных, методы анализа полученной информации, методов обработки информации и проч. (например, корреляционно-регрессионное моделирование, программно-целевой метод исследования, метод «управления по целям», метод аналитической группировки).

^ Научная новизна работы. Дается освещение аспектов исследования, которые впервые нашли отражение в данной работе. Это могут быть новые подходы к анализу, оценке проблемы, использование известных методик и методов в новых областях исследования, разработка новых методик и методов исследования, разработка новых форм документов, анкет, системы показателей, получена новая информация, разработаны новые системы или их элементы и т.д.

^ Практическая значимость исследования. Описывается область применения полученных разработок, их роль в повышении уровня конкурентоспособности предприятия. Приводятся результаты, которые могут быть достигнуты в результате внедрения разработок на практике.

^ Апробация и внедрение результатов работы. Дается перечень форм (доклады на научно-практических конференциях, семинарах) в которых были изложены основные положения работы. В каких организациях были внедрены (или предложены для внедрения полученные разработки). Если конкретные разработки были внедрены на практике, дается описание результатов внедрения. Факт внедрения подтверждается справкой от торговой организации, внедрившей разработку.

Публикации. Перечень публикаций по теме исследования приводится с указанием наименований статей, тезисов докладов, периодических изданий, сборников научных статей, в которых были опубликованы полученные результаты.

Объем и структура работы. Дается изложение структуры работы, ее объем и краткое описание содержания глав.
^ 4. Методические указания к написанию теоретической части работы

Целью теоретической части работы является обобщение информации о предмете исследования, содержащейся в законодательной литературе, постановлениях правительства, академических, учебных и учебно-методических изданиях для высшей школы, монографиях, публикациях периодической печати, сети Интернет и проч. Изучается полезный опыт, применимый в условиях работы конкретного предприятия, методы исследования проблемы, осуществляется их отбор и адаптация к требованиям анализа в рамках выбранного объекта исследования.

Для того чтобы теоретическая часть отвечала квалификационным требованиям, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Просмотреть за последние три года законодательную и специальную литературу по рассматриваемой проблеме. Для этого можно использовать информацию в библиотеке института, научных залах Публичной библиотеки, в справочных изданиях, в сети Интернет.

2. Проработать информацию из отобранной для просмотра литературы. Для этого необходимо вести систематизированный конспект в разрезе отдельных вопросов к теме работы. При ведении конспекта целесообразно выделить для заимствования оригинальные высказывания, рисунки, таблицы, которые затем будут использованы в работе при условии наличия обязательной ссылки на основной источник.

3. После первичной проработки информации необходимо составить уточненный план дипломной работы, который будет отражать ее содержание.

4. Изложение теоретической части материала по теме исследования следует вести в разрезе выделенных в плане параграфов. Каждый параграф целесообразно излагать по схеме:

«Цель параграфа – обобщение современного опыта – выявление позитивных и негативных явлений – выражение своего мнения о возможности использования позитивного опыта – выделение проблем, требующих дальнейшего совершенствования – постановка задачи выбора методологического подхода к разрешению подобных проблем на примере конкретного предприятия».

5. Изложение теоретической части материала следует вести от третьего лица, избегая выражений типа: «Я думаю…», «…как мне кажется…», «Я говорю...» и т.п.

Первая глава работы (теоретическая часть) подразделяется на два – четыре параграфа, каждый из которых посвящен обособленному аспекту теоретического исследования. В совокупности они должны дать представление об уровне изученности проблемы, современных подходах к ее решению и об использовании научных разработок в практической деятельности предприятий отрасли.

В первом параграфе дается описание методологических основ исследования, уточняется терминологический словарь, обобщаются подходы, публикуемые в научной литературе. В изложении материала можно придерживаться понятийного аппарата, принятого кафедрой менеджмента СПТЭИ:

  • Кадровая политика предприятия – система взглядов, идей, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы.

  • Персонал – совокупность как наемных работников, так и собственников предприятия, трудовой потенциал которых обеспечивает эффективную хозяйственную деятельность.

  • Планирование потребности в трудовых ресурсах – разработка плана удовлетворения будущих потребностей в персонале соответствующей квалификации в нужном объеме и в нужное время.

  • Набор персонала – система мероприятий по формированию резерва кандидатов на рабочие места организации.

  • Отбор персонала – процесс выбора из резерва кандидатов наиболее подходящих по ключевым характеристикам организации и должности и отсева кандидатов, не удовлетворяющих по каким-либо характеристикам.

  • Наем на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.

  • Адаптация персонала – процесс приспособления к новым условиям работы в результате изменений в составе работников подразделения.

  • Квалификационная структура персонала – это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций.

  • Личностная спецификация представляет собой набор требований, которые предъявляют к работнику в соответствии с данной должностью.

  • Штатное расписание – документ, утверждаемый руководителем организации и содержащий сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, окладах и надбавках к ним.

  • Положение о персонале – документ, отражающий вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантированности занятости персонала и др.

Если в изложении теоретической части студент придерживается другой трактовки перечисленных выше терминов, необходимо привести фамилии автора или авторов. Целесообразно проанализировать несколько трактовок и сформулировать свое отношение к ним. Описание основных концепций и теорий по обследуемой проблеме систематизируется в соответствии с хронологией формирования с указанием их авторов.

Теоретические аспекты формирования системы найма персонала изложены в учебном пособии «Формирование системы найма персонала на предприятии торговли» [10].

Во втором параграфе рассматривается опыт и состояние решения управленческих задач по исследуемой теме, накопленный в отечественной и зарубежной практике работы предприятий, формулируются основные управленческие проблемы по теме исследования, анализируются подходы по совершенствованию практики управления.

В третий параграф можно включить описание существующих методических разработок в рассматриваемой области и направлений их корректировки с учетом предложений автора.

^ 5. Методические указания к выполнению аналитической части работы

Аналитическая часть дипломной работы (вторая глава) является обобщением опыта работы конкретного предприятия торговли (общественного питания) в разрезе вопросов, отражающих содержание темы, выявление позитивного опыта и негативных проблем, требующих решения.

Вторая глава должна содержать организационно-экономическую характеристику предприятия и анализ состояния проблемы исследования в организации. Количество параграфов зависит от объема проводимого анализа. Каждый параграф должен занимать не менее пяти страниц.

В первом параграфе аналитической главы следует дать организационно-экономическую характеристику предприятия. В организационно-экономической характеристике предприятия следует привести: особенности выбранной предприятием сферы бизнеса, наименование, местоположение, организационно-правовую форму, дату регистрации, дату начала работы, профиль. Из Устава предприятия следует приводить только конкретные данные, такие как перечень учредителей, размер уставного капитала и т.д. Общие, типовые положения, не имеющие значения для темы исследования, приводить не нужно.

В параграфе указываются: цели, общая и специфические стратегии предприятия, формулируются основные политики (закупочная, сбытовая, ценовая, ассортиментная, кадровая и т.д.), дается анализ внешней и внутренней среды предприятия. Анализ внешней среды ведется по следующим направлениям:

Внешняя среда. Прослеживается динамика показателей по следующим группам:

1. ^ Показатели экономического развития Санкт-Петербурга, благоприятствующие развитию торговли в городе.

2. Основные положения законодательных актов Федерального и регионального уровня, регулирующие и оказывающие влияние на развитие торговли Санкт-Петербурга

3. Рынок сбыта. Дается характеристика рынков сбыта, привлекательных для анализируемого направления бизнеса, целевых сегментов рынка.

4. Товарное предложение. Ассортимент предлагаемых на рынке товаров анализируемой сферы.

6.^ Производители и потенциальные поставщики. Характеристика наиболее значимых производителей действующих на рынке товаров и услуг, в сфере функционирования организации. Характеристика потенциальных поставщиков ассортимента, находящегося в сфере интересов организации.

8. Конкуренты. Характеристика основных конкурентов организации: сильные и слабые стороны, ценовая стратегия, широта и глубина ассортимента, дополнительные услуги, область конкуренции.

9.^ Транспортные организаци. Описание приводится в случае, если у организации есть необходимость в заключении договоров с транспортными организациями. Приводятся основные характеристики их работы: характеристика транспортных средств, тарифы, условия транспортировки.

10. Технологии. Описание нововведений в области развития торговых технологий (хранение, транспортировка, упаковка, подготовка к продаже и выкладка товаров и проч.) и перспективы их внедрения в бизнес анализируемого предприятия.

11. ^ Социокультурные факторы. Национальные традиции и стандарты потребления, покупательские предпочтения, общественное мнение в области потребления отдельных групп товаров, мода.

Внутренняя информация. Анализ проводится по следующим направлениям:

1.^ Система управления. Дается описание и выявляются недостатки действующей системы управления организацией. Приводится организационная структура предприятия, состав штатов аппарата управления, реализуемые функции (в приложении можно привести должностные инструкции на руководящие должности). Оценивается динамика показателей: товарооборот (прибыль) на одного работника аппарата управления; товарооборот (прибыль) на 1 руб. затрат на содержание аппарата управления.

2. Персонал. Оценивается динамика следующих показателей:

  • среднесписочная численность персонала различных категорий;

  • половозрастная и образовательная структура персонала;

  • состояние работы по повышению квалификации персонала;

  • текучесть кадров.

3. Материально-техническая база. Дается характеристика помещений и торгово-технологического оборудования предприятия.

4. Технология и организация торгово-технологических процессов. Дается краткий анализ технологических операций, уровня их организации, соответствие лучшим образцам, недостатки и направления совершенствования.

5. Товары. Приводится описание ассортиментной политики организации, оценивается широта и глубина ассортимента, состояние спроса на реализуемый ассортимент, его привлекательные характеристики и недостатки.

6. Информация. Дается описание применяемых в организации информационных технологий, их соответствие современным требованиям.

7. Маркетинг. Приводится описание функций и мероприятий, реализуемых в области маркетинга (например, в области активизации сбыта, рекламы), затраты на их проведение и эффективность.

8.^ Результаты хозяйственной и финансовой деятельности. Анализ проводится на основе показателей, приведенных в таблицах 3 и 4 «Методических рекомендаций по выполнению выпускной квалификационной дипломной работы» [11].

В тексте дается краткий анализ факторов, определяющих уровень экономического развития и конкурентоспособности предприятия, перспективы на будущее.

9.^ Корпоративная культура организации. Дается описание составляющих корпоративной культуры и методов ее формирования.

10. Возможности и узкие места бизнеса. Приводится описание сильных сторон работы организации, возможностей и перспектив развития бизнеса, первоочередных задач, требующих решения. Особое внимание следует уделить задачам, отвечающим теме проводимого исследования.

Второй и последующие параграфы посвящены анализу проблемы исследования. Формулируются цели исследования, дается описание основных его направлений, методик (с указанием роли автора в их разработке), обоснование их выбора, информационная база исследования.

Источником информации по разрабатываемой проблеме являются внутренняя отчетность предприятия (в работе указывается, какая именно), или данные специально организованных обследований (анкетных обследований, наблюдений, опросов экспертов и проч.). В последнем случае дается описание процедуры сбора информации.

В таблице 5.1 приведено содержание этапов системы найма персонала, в соответствии с которым можно провести анализ и дать оценку состояния действующей на рассматриваемом предприятии системы найма.

Таблица 5.1

Этапы

Содержание этапов

Формы и документы необходимые для реализации этапа

Планирование персонала

Анализ и планирование потребности в персонале

Штатное расписание;

график потребности в персонале на планируемый период

Описание содержания работ

Должностные инструкции

Формирование требований к должности

Личностные спецификации

Формирование требований набора по должностям

Модели рабочих мест

Набор персонала

Определение источников набора и создание базы данных кандидатов

Схема источников набора персонала

Отбор и оценка кандидатов

Предварительный отбор (анализ резюме и анкет)

Анкета кандидата

Первичное собеседование с кандидатом

Перечень вопросов для проведения собеседования

Оценка кандидата

Тесты;

оценочные испытания и др.

Проверка представленных документов и рекомендаций




Медицинский осмотр




Итоговое собеседование

Перечень вопросов для проведения собеседования

Принятие окончательного решения о найме

Оценочный лист кандидата

Найм кандидата

Обсуждение трудового договора

Проект трудового договора

Заключение трудового договора





Показатели, характеризующие состояние системы найма персонала:

  1. Состояние работы по планированию персонала

  2. Качественная и количественная потребность в персонале

  3. Социально-демографическая структура персонала

  4. Образовательная структура персонала

  5. Текучесть кадров

  6. Характеристика источников набора персонала

  7. Эффективность источников набора (соотношение затрат по каждому источнику набора к количеству нанятых сотрудников)

  8. Сравнительная результативность источников набора (количество нанятых на работу по источникам в % к общему числу обратившихся)

  9. Состояние работы по профориентации кандидатов

  10. Характеристика этапов отбора персонала

  11. Степень регламентированности этапов отбора

  12. Уровень затратности этапов отбора

  13. Эффективность используемых методов оценки претендентов

  14. Наличие моделей оценки претендентов

  15. Затраты на формирование системы найма персонала

  16. Состояние работы по обучению нанятого персонала

  17. Оценка качества труда нанятого персонала

  18. Плановый и фактический фонд оплаты труда.

  19. Структура дополнительных расходов на персонал

  20. Среднегодовая выработка на одного работника и темп ее роста

  21. Состояние психологического климата

Таким образом, анализ и оценка действующей на предприятии системы найма персонала может включать следующие элементы:

  • Анализ ключевых результатов коммерческой деятельности (объем товарооборота, среднегодовая выработка на одного работника, прибыль и т.д.), которые зависят от качества работы нанимаемого персонала.

  • Нормативно-методическое обеспечение системы найма персонала:

  • анализ штатного расписания. Примерная форма штатного расписания приведена в Приложении 1;

  • наличие графика потребности в персонале (приложение 2);

  • наличие и качественное содержание должностных инструкций, личностных спецификаций (приложения 3,4);

  • содержание программы оценки кандидатов и т.д.

  • Оценка эффективности расходов на реализацию мероприятий по найму персонала.

^ 6. Методические указания к управленческим разработкам

В третьей главе дается описание конкретной управленческой разработки, внедрение которой в практику управления может обеспечить решение проблемы. Это могут быть:

  1. Разработка системы найма персонала.

  2. Разработка кадровой политики предприятия.

  3. Разработка правил, процедур, методов оценки персонала.

  4. Разработка нормативов, смет в области найма персонала.

  5. Разработка механизмов формирования мотивов трудового поведения у работников, входящих в систему кадрового резерва и молодых работников предприятия.

  6. Разработка методик анализа – состояния системы найма персонала, оценки ее эффективности.

  7. Разработка моделей сотрудника и должности (профессиограмма) персонала.

  8. Разработка внутренних нормативных документов: разделов коллективного договора, касающихся найма персонала, повышения квалификации и др.

  9. Разработка документального обеспечения, регламентирующего функционирование системы найма персонала – инструкций, положений, правил и т.д.

Предложенные разработки являются предметом защиты на заседании Государственной аттестационной комиссии. Студентом должно быть приведено обоснование целесообразности их внедрения, предложена и обоснована процедура внедрения, дан прогноз изменения эффективности системы управления в результате внедрения предложений. Следует описать необходимые действия администрации, обеспечивающие эффективность функционирования предложенной разработки (проведение собраний, совещаний, обучение персонала, инструктирование, составление приказов, распоряжений, закупка оборудования и т.д.). Рассматривается возможность использования разработки на других предприятиях торговли (общественного питания). Все рекомендации и предложения не должны носить общего характера.

Обоснование целесообразности внедрения разработки должно отражать не только организационные, но и финансовые аспекты, предусматривающие определение затрат и финансовых вложений, связанных с ними. Производится сопоставление показателей до и после внедрения.

В случае если внедрение системы связано с дополнительными материальными и трудовыми затратами (использование технических средств, дополнительные затраты времени на учетные и аналитические работы, разработка документации и проч.), следует оценить размер этих затрат (связанных с приобретением необходимого оборудования и материалов, привлечением дополнительного персонала и проч.) и сопоставить их с ожидаемым эффектом.

Прямой и косвенный эффект может выражаться в ожидаемом росте товарооборота, увеличении производительности труда, улучшении показателей, характеризующих работу персонала, снижении удельных затрат на персонал в расчете на 1 руб. товарооборота, увеличении размера прибыли, приходящейся на одного работника, экономии издержек, сокращение текучести кадров и проч. Все приводимые цифры должны иметь обоснование.

В заключении по пунктам дается перечень основных результатов исследования с кратким их описанием.

^ 7. Порядок защиты дипломной работы

Процесс защиты дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) включает: подготовку студента к защите; выступление его на заседании ГАК; вопросы и ответы на них; оглашение оценки преподавателя - руководителя дипломной работы; оглашение оценки рецензента - практического работника; заключительное слово дипломника; оценку дипломной работы членами ГАК.

^ Подготовка к защите

Она требует гораздо больше времени, чем сама защита. При этом следует:

1. Составить план выступления, в котором отразить: актуальность темы, самостоятельно выполненные работы, соответствующие им главные выводы и предложения, их краткое обоснование и практическое значение. Общее время доклада в процессе защиты должно составить примерно 7-10 минут.

2. Подготовить иллюстративный материал - несколько таблиц, схем, диаграмм, анкет и т.д., отражающий основные самостоятельные разработки дипломника. Распечатать комплекты иллюстративного материала для раздачи их членам ГАК при защите.

3. Продумать ответы на замечания рецензента. Возможны различные варианты ответов: согласие с рецензентом, возражение с обоснованием, обещание учесть в дальнейшей работе, отклонение замечания (данный вопрос не входит в задачи исследования, текст неверно понят рецензентом).

^ Выступление студента на заседании ГАК

Выступление ограничено по времени, поэтому в нем следует свести до минимума компиляционные, общеизвестные сведения, кратко обосновать актуальность темы, сжато изложить понимание исследуемой проблемы, уделив основное внимание:

- самостоятельно выполненным разработкам;

- практическим результатам исследования;

- элементам научного вклада в решение проблемы;

- иначе говоря, тому, что получено лично студентом, а потому защищается на заседании ГАК.

При этом речь должна идти об основных выводах и предложениях, их обосновании, теоретической и практической значимости.

^ Вопросы присутствующих и ответы студента

Вопросы задают председатель и члены ГАК. Необходимо дать ответы на все заданные вопросы. Одно из достоинств делового человека - уметь кратко, но убедительно отвечать на вопросы.

^ Отзыв преподавателя - руководителя дипломной работы

В кратком отзыве руководителя целесообразно указать на основные достоинства дипломной работы, а также ее недостатки. Важная задача - дать характеристику студента как исследователя и будущего специалиста, то есть раскрыть его деловые качества, которые студент проявил в процессе преддипломной практики и написания дипломной работы. Хорошо отметить и человеческие качества будущего специалиста, особенно положительные.

Если студент на протяжении обучения в институте выступал с докладами на научных студенческих конференциях - внутривузовских, межвузовских, всероссийских, международных, при этом темы научных докладов студента соответствовали теме дипломной работы, то это также следует отметить в отзыве научного руководителя и во "Введении" к дипломной работе.

^ Отзыв рецензента - практического работ­ника.

Рецензент (Приложение 6) должен отметить основные положительные и отрицательные стороны дипломной работы. Особенно важно оценить степень самостоятельности работы дипломника, практическую и научную значимость выполненного исследования, обоснованность выводов и рекомендаций. Чтобы иметь действительную "защиту", в рецензии целесообразно сделать несколько конкретных критических замечаний по дипломной работе.

^ Заключительное слово дипломника

Необходимо ответить на критические замечания рецензен­та и участников дискуссии, объяснить причины отмеченных недостатков дипломной работы.

^ Оценка дипломной работы членами ГАК

Дипломная работа удостаивает оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». При этом главными критериями оценки служат требования самостоя­тельности работы, ее практической ценности, а также убедитель­ности ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензента.

По лучшим дипломным работам ГАК отмечает «особую практическую ценность», «научную значимость», а студенты, проявившие способности к научному творчеству, рекомендуются для поступления в аспирантуру.

^ 8. Рекомендуемая литература

Законы и нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 и 2.

  3. Налоговый кодекс РФ ч. 2.

  4. Трудовой Кодекс Российской Федерации.

  5. Закон РФ «О защите прав потребителей».

  6. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

  7. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

  8. ГОСТ Р 51303 – 99 Торговля. Термины и определения.

  9. ГОСТ Р 51304 – 99. Услуги розничной торговли. Общие требования.

  10. ГОСТ Р 51305 – 99. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу.

  11. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

  12. ОК 016 – 94 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

  13. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих. /Утв. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 06.06.1996. № 32.

Литература

  1. Брэддик У. Менеджмент в организации/ Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 343 с.

  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента/ Учебник. – М.: ИМПЭ: Триада Лтд, 1996. – 383 с.

  3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала/ Пособие по кадровой работе. – М.: Юрист, 2001. – 496 с.

  4. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. 823 с.

  5. Документация торгового предприятия: Сборник форм и образцов заполнения с комментариями / Авторы-составители Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 496 с.

  6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.

  7. Климова Р.Н., Сорокина М.В. Сборник хозяйственных ситуаций и деловых игр по дисциплине «Менеджмент». Учебное пособие. СПб.: СПбТЭИ, 2001. – 72 с.

  8. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999. – 384 с.

  9. Курочкина А.А., Копылова Е.С., Цветкова Т.Б. Формирование системы найма персонала на предприятиях торговли. – СПб.: СПбТЭИ, 2002. – 49 с.

  10. Курочкина А.А., Климова Р.Н., Сорокина М.В. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной дипломной работы по специальности 06.08.00 по специализации – менеджмент. – СПб.: СПбТЭИ, 2002. – 19 с.

  11. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Ред. А.Ф. Кудряшов. – Петрозаводск: Петроком, 1992.

  12. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала/ практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. – 144 с.

  13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 704с.

  14. Морозова Л.Л. Квалификационные характеристики должностей работников современных предприятий торговли. Должностные инструкции. Практическое руководство. СПб. Издательство ООО «Актив», 2000. – 336 с.

  15. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом/ Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 285 с.

  16. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала/ Учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс»; М.: Зевс, 1997. – 478 с.

  17. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.

  18. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

  19. Управление персоналом организации. /Под ред. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА-М. 1999. – 512 с.

  20. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я.Кибанова и Л.В. Ивановской – М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 352 с.

  21. Цзе К.К. Методы эффективной торговли: (Опыт «лучшей торговой фирмы года»): Сокр. пер. с англ./ Пер. Б.А.Гольдберга. Предисл. Ф.А. Крутикова. – М.: Экономика, 1988. – 237 с.

  22. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999. – 304 с.

  23. Шкатулла В И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА·М, 1999. – 527 с.

  24. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 295 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания и задания к выполнению контрольных работ для...
Организация предпринимательской деятельности: Метод указания и задания к выполнению контрольных работ. / Сост. Бобарыкин И. В.; Кгтэи....

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания «Правила оформления курсовых, дипломных проектов...
...

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю пм. 01
Методические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю пм. 01 «Документирование хозяйственных операций и...

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Экономика предприятия отрасли»
В методических указаниях изложены методологические и методические основы выполнения курсовых работ по дисциплинам «Экономика предприятия...

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconПравила оформления курсовых и дипломных проектов (работ) методическое пособие
Правила оформления курсовых и дипломных проектов (работ): методические указания / О. А. Обвинцев, А. Г. Жигалин. – Екатеринбург:...

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине теория государства и права
Краснов А. В., Скоробогатов А. В. Теория государства и права: Методические указания по выполнению курсовых работ. – Казань: Познание,...

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Планирование на предприятии»
Специальности 080502/8 "Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)"

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания по прохождению ознакомительной, производственной...
Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию...

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания по прохождению ознакомительной, производственной...
Финансы и кредит. Методические указания по прохождению ознакомителной, производственной и преддипломной практики, а также по написанию...

Методические указания к выполнению курсовых, аттестационных и дипломных работ по проблемам формирования системы найма персонала на предприятии торговли санкт-петербург 2003 iconМетодические указания по оформлению выпускных квалификационных работ...
Методические указания по оформлению квалификационных работ в Университете га. Санкт-Петербург, 2010

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов