Скачать 0.78 Mb.
|
Санкт-Петербургская академия управления и экономики ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВКафедра экономической теории и мировой экономикиУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА Для специальностей: 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» 030602 «Связи с общественностью» 030501 «Юриспруденция» 040101 «Социальная работа» 031202 «Перевод и переводоведение» 080300 «Коммерция» Для основной образовательной программы бакалавра по направлению: 020400 «Психология» 100200 «Туризм» Санкт-Петербург 2007 Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой экономической теории и мировой экономики Протокол от 26 мая 2007 г. № 8. Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета экономики и финансов Протокол от 29 июня 2007 г. № 10. Голубев А.В., Харламов А.В. Экономика. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 57 с. Учебная программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников для специальностей: 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 030501 «Юриспруденция», 040101 «Социальная работа», 031202 «Перевод и переводоведение», 080300 «Коммерция», для основной образовательной программы бакалавра по направлениям: 020400 «Психология», 100200 «Туризм». УМК содержит основные требования и организационно-методические указания по изучению курса дисциплины, программу курса, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по семинарским занятиям, методические рекомендации по подготовке докладов и написанию рефератов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, а также порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине. СОДЕРЖАНИЕ ^ 2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА» 29 3. Методические указания по написанию И оформлению контрольных работ 44 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, содержание контролирующих матреиалов по дисциплине «ЭКОНОМИКА» 57 ^ I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1. Цели и задачи обучения дисциплине Цель изучения дисциплины «Экономика»: – дать студентам знания в области основ экономики, особенностей анализа и обобщения экономических и социальных показателей; основных школ и направлений экономической теории, показать их использование при выработке экономической политики. Задачи учебного курса:
В результате изучения дисциплины студенты должны: иметь представление: - о том, что изучает экономика и посредством каких методов; - об основных условиях и признаках существования рыночной экономики; - об инструментах макроэкономической политики государства; - о методах обеспечения экономической стабильности государства. знать: - ключевые понятия и термины, основные теории, относящиеся к разделам микроэкономики и макроэкономики; - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы; - принципиальные отличия рыночной экономики от плановой; - систему показателей, характеризующих экономическое положение государства и потенциал экономического развития страны; уметь: - применять навыки самостоятельной работы при изучении учебной литературы по экономике и материалов информационно-аналитического характера; - использовать теоретические данные, связанные с деятельностью фирмы на микроуровне и экономической политикой государства на макроуровне. владеть навыками:
^ Учебная дисциплина «Экономика» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономические дисциплин, преподаваемых студентам неэкономических специальностей. Основная цель обучения в процессе преподавания учебной дисциплины достигается её содержанием и применением методически обоснованных видов и форм учебных занятий, а также использованием дидактических приёмов и средств. При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, связанная с индивидуальным изучением студентами основной и дополнительной литературы. На лекциях по экономике даются базовые знания о рыночной экономике, ее структуре и субъектах; рассматриваются основные методы исследования в экономике; изучаются основные теории по темам курса; освещаются подходы различных экономических школ к определению роли государства в экономике. Семинарские занятия по дисциплине предназначены для углубления, систематизации и закрепления знаний, полученных студентами в ходе лекций и самостоятельной работы, а также для развития у них творческого мышления и осуществления контроля над качеством освоения студентами учебного материала. На семинарах используются активные формы обучения: защита рефератов, дискуссии, круглые столы, обсуждения докладов, тестовые задания. Во время самостоятельной работы студенты отрабатывают текущий материал по конспектам лекций и рекомендуемой литературе; готовятся к семинарским занятиям; проводят научно-исследовательскую работу. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию. Текущий контроль по дисциплине проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, предусматривает подготовку докладов, выступления студентов на семинарах, написание контрольных работ, решение контрольных задач, тестовые проверки. Рубежный контроль имеет целью определить степень усвоения учебного материала по пройденным темам дисциплины. Промежуточная аттестация связана со сдачей экзамена в конце обучения. ^ Тема 1. Предмет и метод «Экономики». Введение в экономику. Генезис, основные этапы и направления развития экономики. Предмет экономики. Методы исследования в экономической теории. Функции экономической науки. Общественное производство и его факторы. Блага. Ресурсы и потребности, их свойства. Проблема экономического выбора. Производственные возможности. Экономические системы. Основные вопросы, решаемые экономической системой. Экономические отношения. Отношения собственности в системе экономических отношений. Формы и модели общественного хозяйства. ^ Определение понятия «рынок». Исторический процесс возникновения рыночных отношений. Эволюция взглядов на рынок. Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка. Общая характеристика рыночного механизма. Субъекты и институты современных экономических систем. Характерные черты современной рыночной экономики. ^ Микроэкономика. Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и предложения. Рыночная цена. Теория рыночного равновесия. Административный контроль над ценами и рыночный механизм. ^ Экономический интерес и потребительские предпочтения. Полезность - основа выбора потребителя. Общая и предельная полезность. Максимизация полезности при потреблении нескольких товаров. Закон уменьшающейся предельной полезности и наклон кривой спроса. Эффект дохода, эффект замещения, потребительский излишек. Кривые безразличия и их свойства. Бюджетное ограничение. Выбор потребителя. Поведение потребителя в условиях неопределенности. Теоретическая и практическая значимость теории потребительского поведения. ^ Виды издержек производства. Производство и издержки в краткосрочном периоде. Производство и издержки в долгосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности. Экономия на масштабе производства; положительный и отрицательный эффекты роста масштаба производства. Условия сокращения всех издержек. ^ Рыночная структура. Признаки совершенной конкуренции. Фирма: выручка и прибыль, экономические потери. Поведение (предложение) совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде и условие равновесия в краткосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Конкуренция на рынке и общественная эффективность. ^ Рыночная власть. Монополия в современных условиях. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. Равновесие фирмы-монополиста. Прибыль и потери монополиста и общества. Естественные монополии. Монополистическая конкуренция: сущность, признаки. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Олигополия: сущность, формы. Поведение фирмы в условиях олигополии. Антимонопольное регулирование государства. ^ Эволюция взглядов на факторы производства. Основные факторы современного производства и их сочетание. Распределение ресурсов в рыночной экономике. Спрос, предложение и равновесие на рынке факторов производства. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата и занятость. Номинальная и реальная заработная плата. Ценообразование на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Инвестиции в человеческий капитал. Рынок земли. Экономическая рента. Особенности рынка земли, цена земли. Рынок капиталов. Ссудный процент. Ставка ссудного процента. Взаимосвязь процентной ставки и инвестиций. Общее экономическое равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства в поддержании социальной стабильности. Доходы и их распределение. ^ Макроэкономика – особый раздел экономической теории. Методология макроэкономических исследований. Ожидания в макроэкономике. Задачи, особенности и принципы макроэкономического анализа. Особенности показателей макроэкономики. Макроэкономика и экономическая политика. Национальная экономика как единое целое. Основные макроэкономические субъекты. Модель кругооборота доходов и расходов - инструмент анализа взаимосвязей между субъектами. Равновесие и неравновесие в модели кругооборота. Показатели развития национальной экономики: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, располагаемый личный доход. Методы расчета валового национального / внутреннего продукта. Индексы цен. ^ Рынок товаров и услуг в системе национальных рынков. Совокупный спрос и его составляющие. Совокупное предложение в коротком и длительном периоде. Краткосрочное и долгосрочное равновесие на товарном рынке. Сущность потребительского выбора на макроуровне. Потребление и сбережение. Предельная склонность к потреблению. Предельная склонность к сбережению. Факторы, определяющие потребление и сбережения домохозяйств. Инвестиционные решения фирм. Автономные и индуцированные инвестиции. Модель акселератора инвестиционного процесса. Макроэкономическое равновесие в модели доходов и расходов. Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости. Воздействие государства на частные решения. ^ Сущность циклического развития. Понятие и виды циклов. Фазы и тренды цикла. Изменение экономических показателей в ходе цикла. Основные теории циклических колебаний в экономике. Стабилизационная политика государства. Сущность, показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Основные модели экономического роста. ^ Сущность и структура финансовой системы, государственный бюджет. Государственные расходы и налоги. Кривая Лаффера. Мультипликатор государственных доходов и расходов. Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Фискальная политика как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Сочетание целей. ^ Денежный рынок. Деньги и их функции. Денежные агрегаты. Денежно-кредитная система. Спрос и предложение денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке. Регулирование денежной массы в условиях двухуровневой банковской системы. Денежно-кредитная политика. Операции на открытом рынке. Учетная ставка процента. Норма обязательных резервов. ^ Сущность, причины, формы инфляции. Уровень и основные виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства. Особенности инфляции и антиинфляционного регулирования в России. Безработица: сущность, причины, формы, измерение, последствия. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Государственное регулирование занятости. Мероприятия по снижению безработицы. ^ Основные черты и этапы становления мировой экономики. Международные экономические отношения. Интеграционные процессы в мировой экономике. Внешняя торговля: виды, структура, тенденции развития. Торговая политика и сальдо торгового баланса. Валютные отношения. Платежный баланс. Валютный курс. Конвертируемость валюты. Международная валютная система. ^ 1. Для специальностей: 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 030501 «Юриспруденция», 040101 «Социальная работа», 080300 «Коммерция» (Психология, Туризм – 4 года?). (Срок обучения 5 лет. Форма обучения – очная)
(Срок обучения 6 лет. Форма обучения – очно-заочная)
(Срок обучения 6 лет. Форма обучения – заочная)
2. Для специальности 031202 «Перевод и переводоведение» (Срок обучения 5 лет. Форма обучения – очная)
(Срок обучения 6 лет. Форма обучения – очно-заочная)
(Срок обучения 6 лет. Форма обучения – заочная)
|
![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам... | ![]() | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Биология размножения и развития» составлен в соответствии с требованиями Государственного... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии июня 2009 года, протокол... | ![]() | Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины для преподавателя составлена: ст преподавателем Ащеуловой Н. А. на основании типовой программы... | ![]() | Экономика: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по не экономическим специальностям)/ Горно-Алтайск: рио гагу,... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании государственного образовательного стандарта и типовой учебной программы... | ![]() | Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Наследственное право» подготовлен на основе Государственного образовательного... |
![]() | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине литература для специальности 030503 (52) 0201 «Правоведение» среднего профессионального... | ![]() | ... |