Литература Особенности планирования в условиях рынка




Скачать 127.16 Kb.
НазваниеЛитература Особенности планирования в условиях рынка
Дата публикации26.08.2013
Размер127.16 Kb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Экономика > Литература

  • Вспомогательный материал по дисциплине «Стратегическое планирование»




  • Литература

1. Особенности планирования в условиях рынка.

Планирование на предприятии, одна из дисциплин определяющих профиль будущего экономиста. Она представляет комплексную систему плановых расчетов связанных с прогнозом, непосредственным планированием, производством и реализацией продукции.

Планирование - это выработка и осуществление направлений деятельности производственного коллектива, как на текущий период, так и на перспективу. Это процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Поэтому планирование представляет собой важнейший элемент системы управления.

Планирование помогает ответить на четыре важных вопроса.

1. Что хочет представлять из себя организация?

2. Где организация находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности?

3. Куда она собирается двигаться?

4. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

Предметом курса планирования является изучение конкретных форм и методов расчета важнейших технико-экономических показателей деятельности предприятия, разработка заданий подразделениям и службам предприятия.

Целью учебной дисциплины является овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, которые необходимы для понимания содержания и осуществления планирования на предприятии.

Данная дисциплина систематизирует знания в области маркетинга, а также тесно связана с использованием ряда других дисциплин таких как экономико-математическое моделирование, технологии производства, экономика, экономическая теория.

Содержанием планирования как процесса составления плана на предприятии являются следующие направления деятельности предприятия:

- производство и реализация продукции;

- мероприятия НТП;

- обеспечение предприятия трудовыми, материальными и другими ресурсами;

- маркетинговая деятельность;

- социальное развитие коллектива.

Отличие планирования деятельности предприятий в рыночных условиях от планирования при централизованном управлении состоит в том, что в рыночных условиях предприятия работают на коммерческом расчете. Коммерческий расчет в отличие от хозяйственного расчета предполагает не только производственную, но и маркетинговую деятельность.

В отличие от хозрасчета при коммерческом расчете появляются многочисленные дополнительные задачи у работников предприятий, вызванные решением следующих вопросов:

1.Что можно и надо продавать? А, следовательно, что нужно выпускать на предприятии.

2.Где продавать? И тем самым определить рынок сбыта продукции.

3. Каким путем продавать? И тем самым предопределить систему заказов, договоров, цен и т.д.

 4. Кому продавать? Требуется четкое определение покупателей (потенциальных) их потребностей и возможностей.

Коммерческий расчет принципиально меняет планирование деятельности предприятия, т.е. не только производство и реализацию, но и все остальные задачи.

Планирование становится более сложным, т.к. требуется непрерывное изучение рынка сбыта и учета изменений на нем в планировании, как объема производства, так и перспектив развития предприятия.

В связи с решением различных задач при планировании различают три его вида:

1. Стратегическое планирование.

2. Перспективное планирование

3. Краткосрочное (текущее) планирование.

Краткосрочное планирование включает особый вид планирования - оперативно- календарное планирование.

 Основные принципы коммерческого расчета, задачи и принципы планирования по разному реализуются в зависимости от типа предприятия.

2. Принципы и методы планирования.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов.

Еще А. Файоль определил 4 основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность.

Накопленный опыт планирования на предприятии позволяет выделить следующие принципы:

1.Научность планирования. Этот принцип требует широкого использования при разработке планов современных научных достижений как в области экономики, так и в области разработки планов: учет объективных экономических законов; привлечение к разработке планов ученых экономистов; использование накопленного передового опыта, использования ЭММ. Этот принцип исключает волюнтаризм планирования.

2.Целенаправленность планирования. Планирование должно отражать целенаправленность.

З.Комплексность. Планирование должно рассматривать в комплексе.

4.Сочетание перспективного и текущего планирования. Цель - из долгосрочных планов вытекают и среднесрочные и краткосрочные.

5.Оптимальность планирования. Означает, что из множества вариантов разрабатываемых планов следует выбирать наилучший, а именно достижение целей с минимальными затратами.

6.Адаптивность (гибкость) планирования. В быстро меняющихся рыночных обстоятельствах плановое решение должно соответствовать конкретной ситуации, т.е. надо своевременно корректировать планы.

7.Материальная заинтересованность коллективов предприятий в принятии напряженных плановых заданий.

8.Демократический централизм при разработке плановых заданий. План должен устанавливаться сверху (руководители должны давать установку), но разработку должны осуществлять множество исполнителей и руководителей.

9.Повседневный учет и контроль за ходом выполнения плана.

Эти принципы требуют использования различных методов планирования. Существуют следующие методы планирования:

1. Расчетно-аналитический метод - это один из наиболее распространенных методов. Он заключается в том, что при разработке плана учитывается достигнутый уровень за предыдущий период (он принимается за базу) с учетом возможных изменений в плановом периоде. Этот же метод включает в себя балансовый метод. Сущность этого метода состоит в выявлении и увязке объема производства и потребления спроса на продукцию, наличие ресурсов для ее выпуска.

2. Графический метод планирования. Означает составление планов при помощи графиков и номограмм. Позволяют обеспечить наглядность процессов планирования и использования оптимизации разрабатываемых планов.

Преимущества и недостатки данного метода: графики и номограммы помогают наглядно представить изменение показателей в плановом периоде. Однако этот метод в чистом виде имеет ограниченное применение. В связи с тем, что имеются трудности технического характера связанные с оформлением графиков и наличием информации для них.

3. Графоаналитические методы: это соединение 2 методов: графического и аналитического. Он позволяет упростить сложные расчеты при достаточной степени точности планируемых показателей путем графического изображения.

4. Экономико-математические методы (ЭММ). Предусматривают широкое использование при разработке планов современных достижений математики и ЭВМ. Это такие как математическая статистика, теория вероятности, линейно-динамическое программирование. ЭММ используется лишь при определенных условиях, требуются критерии. Преимущество: при использовании ЭММ из множества разнообразных планов выбирается наилучший.

К ЭММ относится метод межотраслевого баланса. Этот метод используется на высоком уровне (потребление электроэнергии).

5. Нормативные методы планирования (методы технико-экономического обоснования). Используются при разработке планов обоснованных норм и нормативов, для этого необходимо иметь нормативную базу.

6. Социологические методы. Они широко используются, но в основном в сфере обслуживания.

7. Программно-целевые методы планирования. Состоят в том, что задается конечная цель и разрабатывается ряд программ ее достижения.

3. Элементы планирования

Планирование подразумевает определение целей предприятия на определённую перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Планирование включает в себя составление определённых программ, например, по капитальным вложениям, повышению качества продукции, проведению НИОКР и т. д. Характеризуя общую картину внутрифирменного планирования, следует отметить: вначале разрабатывается стратегический план, из которого вытекает план развития фирмы или предприятия. План развития позволяет составить план диверсификации, а также план разработок и исследований. План исследований включает в себя план фундаментальных исследований, план исследований и разработок новых видов продукции, планирование маркетинга, финансовый план сферы исследований и разработок, административно-управленческий план. Разработка всех выше указанных планов находится в компетенции высшего руководства. На основании стратегического плана составляются оперативные планы. Они включают в себя:

-план маркетинговой деятельности;

-производственный план;

-план реализации продукции;

-финансовый план.

Этот оперативный план находится в компетенции оперативного руководства фирмы.

Основными элементами внутрифирменного планирования являются:

1.     Прогнозирование. Оно включает изучение перспектив развития национальной экономики, экономики регионов и отдельных отраслей. Именно на этой основе крупнейшие фирмы формируют свои цели развития и цели своих подразделений. С использованием маркетинга на основании прогнозирования разрабатывается рыночная стратегия фирмы.

2.     Постановка задач. Обычно формируются общие задачи на базе прогноза с установлением приблизительных сроков их выполнения и определения ресурсного обеспечения.

3.     Корректировка плана. На стадии прогнозирования происходит конкретизация сроков выполнения плана, производится увязка между отдельными стадиями программы.

4.     Составление бюджета. Закладывается программа в основы распределения ресурсов между подразделениями и составлением разного рода бюджетов.

Бюджет — это план в цифровом выражении, баланс доходов и расходов как в денежном, так и в натуральном выражении.

К основным видам бюджета относится:

-смета доходов и расходов;

-смета затрат материальных ресурсов;

-смета капитальных расходов;

-кассовый бюджет и ряд др.

На этой основе определятся конкретные функции каждого подразделения и исполнители, ответственные за отдельные операции.

5.     Конкретизация плана. Этот завершающий этап включает выработку конкретных установок и решений, распространяемых на нижестоящие звенья, т. е. доведения плана до низов.

6.     Момент реализации плана. Долгосрочные планы (прогнозы) стратегического маркетинга являются результатом деятельности руководства на уровне всей фирмы, а все остальные стадии планирования в основном осуществляются на уровне подразделений и служб.

4. Этапы планирования.

При разработке планов следует исходить из двух основных посылок:

1. Какие цели стоят перед предприятием или чего Вы хотите достичь?

2. Какова стратегия фирмы или предприятия?

Если решены эти два вопроса, то можно приступать к планированию деятельности фирмы.

^ Процесс планирования включает 3 этапа:

1. Анализ стратегических проблем. На этом этапе следует проанализировать тот рынок, на который предприятие будет работать. Анализ должен быть двойственным, т. е. необходимо продумать позитивные моменты функционирования предприятия в данной рыночной среде, а также представить возможные негативные последствия деятельности фирмы.

Следует учесть, что в процессе развития предпринимательства наряду с разрешением одних проблем будут возникать другие. Меняются потребности и запросы покупателя, внедряются новые достижения НТП, растет уровень развития производства, меняется рынок и стратегия конкурентов, возникают финансовые сложности и т.д. Поэтому необходимо прогнозировать деятельность фирмы от 1 до 5 лет и решить, сможет ли предприятие адаптироваться к данной рыночной среде. Если получен положительный ответ, то следует переходить ко 2 этапу.

^ 2. Прогноз будущих условий деятельности и определение задач. При этом взвешиваются внутренние возможности предприятия. Для чего необходимо составить перечень слабых и сильных сторон предприятия, учтя предполагаемые изменения рыночной среды. Обсудив положительные и отрицательные стороны, можно выявить, какие цели достижимы. После этого тщательно корректируются поставленные задачи и остаются лишь те из них, которые на обозримый период времени являются разрешимыми и первостепенны по важности.

^ 3. Выбор оптимально варианта развития. На этапе определяются все материальные средства развития предприятия на основе составленных ранее «плюсов» и «минусов». Особое внимание обращается на анализ 3-х важнейших показателей:

1. Место покупателя на рынке.

2. Принадлежит ли предприятие к хозяйственному сектору и отрасли.

3. Ассортиментная структура производственных программ.

Этот этап является сложным, т.к. он включает всю информацию, полученную на первых 2-х этапах, вмещает в себя анализ всех возможных аспектов функционирования предприятия и вырабатывает оптимальный вариант развития.

Выбор оптимального варианта развития затруднен невозможностью предугадать все изменения, как на самом предприятии, так и внутри рыночной среды. В связи с ростом экономического риска и трудностей прогнозирования большинства рынков, невозможно определить перспективы развития предприятий методом экстраполяции, т.е. предвидеть будущее на основе тенденций прошлого. Поэтому здесь необходима интуиция или опыт руководителя и менеджеров, ответственных за различные участки работ.

Второй и третий этапы требуют обычно привлечения дополнительных специалистов в области планирования и управления.

5. Виды планирования.

В зависимости от периода времени, которое охватывают планы, их, подразделяют на перспективные, текущие и оперативные.

Перспективное планирование предусматривает 2 вида планов: долгосрочное и среднесрочное.

Долгосрочное планирование составляет важную часть плановой работы на крупных предприятиях. Процесс долгосрочного планирования осуществляется по следующей схеме:

1. В начале рассматриваются предпосылки, исходя из которых разрабатывается план порядка планирования с учетом изменения обстоятельств. Этот план предусматривает следующее: 1) оценку текущих итогов; 2) выявление проблем. После этого производится анализ возможностей предприятия в сопоставлении с достижениями конкурентов. Этот анализ позволяет выявить слабые и сильные стороны предприятия. Затем осуществляется пересмотр философии предприятия. Философия и цели предприятия должны строиться в зависимости от изменения обстоятельств, а изменение обстоятельств дает информацию об окружающей среде, конкурентах, перспективах развития отрасли и т.д.

2. Из первой стадии вытекает уровень целей и пробная базовая стратегия. Далее осуществляется прогнозирование в области ключевого достижения; выявляются резервы и рассматриваются стратегические вопросы.

Литература

Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2002.

Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарики, 2002.

Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации // Маркетинг в России и за рубежом. –

1, 2, 3. – 2000.

Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Финпресс», 1998.

Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. – М.: Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 1997.

Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.

Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Константинов Г.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998.

Панкрухин А.П. Маркетинг-практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты. – М.: Ин-т междунар. права и экономики

им. А.С. Грибоедова, 1998.

Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Практикум по теории управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2003.

Стародубцева О.А. Выбор оптимального решения: Деловая игра. – Новосибирск, НГТУ, 2000.

Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ.

Н.И. Алмазовой. – М.: ООО Изд-во Проспект, 2003.

Томпсон - мл., Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегичес-кий менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – 12-е изд-е: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2002.

Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Особенности планирования в условиях рынка iconОсобенности функционирования медицинских организаций в условиях рынка
Рынок-в целом функционирует на трех основных принципах: взаимовыгодность, возмездностъ, эквивалентность. Для развития и функционирования...

Литература Особенности планирования в условиях рынка iconКурсовая работа по экономики отрасли на тему: «основные функции и...
...

Литература Особенности планирования в условиях рынка iconУчебное пособие обобщает законы и рассматривает национальные особенности...
Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. 336 с

Литература Особенности планирования в условиях рынка iconОсобенности российского рынка недвижимости
Общие закономерности становления и развития рынков недвижимости. Стадии развития рынка. 5

Литература Особенности планирования в условиях рынка icon2: Регион как объект исследования в региональной экономике Приложение:...
Приложение 4: Региональный потребительский рынок. Анализ рынка потребительского товара (на выбор) по схеме: Особенности формирования...

Литература Особенности планирования в условиях рынка iconПредмет и метод макроэкономического планирования и прогнозирования
Предмет макроэкономического планирования и прогнозирования. Необходимость макроэкономического планирования и прогнозирования. Методология...

Литература Особенности планирования в условиях рынка iconАнализ объемов производства и продаж (6ч.)
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе объем производства определяет объем продаж продукции....

Литература Особенности планирования в условиях рынка iconЛитература по курсу «Основы социального прогнозирования»
Багриновский К. А., Рубцов В. А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб пособие. М, 1992

Литература Особенности планирования в условиях рынка iconПояснительная записка Программы курса «Литература»
Программы курса «Литература» (русская, зарубежная) для школ с русским языком обучения разработаны в соответствии с Государственными...

Литература Особенности планирования в условиях рынка icon1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности
Античная литература, первая и древнейшая европейская литература, была создана греками и римлянами в условиях античного рабовладельческого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов