Скачать 0.94 Mb.
|
КУРС ЛЕКЦИЙ Тема 1.Предмет, виды и содержание анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия Вопросы: 1.Предмет и объекты анализа, задачи, содержание анализа и диагностики деятельности предприятия. 2.Виды анализа: их классификация и характеристика. 3.Роль анализа 1.Предмет и объекты анализа, задачи, содержание анализа и диагностики деятельности предприятия. Экономический анализ хозяйственной деятельности – это изучение работы предприятия с целью объективной ее оценки, выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности для выработки на базе этого вариантов управленческих решений. Объектом экономического анализа служит производственное предприятие или объединение, отдельные подразделения, а также народнохозяйственный комплекс в целом, экономические процессы. В качестве предмета экономического анализа выступает вся совокупность экономической информации о результатах деятельности объекта, которая находит свое отражение в системе экономических показателей и характеризует причинно-следственные связи между ними. Цель экономического анализа – поиск неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности предприятия при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. Реализация цели осуществляется через решения ряда задач (слайд 1.1.) Под резервами понимают постоянно возникающие возможности совершенствования деятельности организаций в виде разрывов между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможно полным их использованием за счет ликвидации потерь и непроизводительных расходов, внедрения в технологический процесс современных достижений науки и техники. Логика и последовательность проведения анализа обусловлена системой формирования оценочных показателей деятельности предприятия (слайд 1.2.) 2.Виды анализа В сложившихся современных условиях экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия подразделяют на: - финансовый (внешний) - управленческий (внутренний). К финансовому анализу по традиции относят анализ, основывающийся на данных публичной бухгалтерской отчетности, этот вид анализа считают внешним по отношению к предприятию. К управленческому анализу по традиции относят внутрихозяйственный финансовый и внутрихозяйственный производственный анализ, которые основываются на данных управленческого учета. Этот вид анализа считают внутренним анализом, выполняемым на предприятии. Кроме финансового и управленческого анализа существует комплексный экономический анализ. В наиболее общем виде в той или иной степени он должен включать: - экономический анализ - отраслевой анализ - фундаментальный анализ - анализ финансового рынка - стратегический анализ - оперативный внутрифирменный анализ. ^ предпринимается с целью оценки состояния и перспектив отраслей хозяйства, конкретных хозяйствующих субъектов - предприятий и эмитируемых ими ценных бумаг. ^ — это изучение отраслей экономики, направленное на оценку конкурентоспособности и перспектив конкретной отрасли хозяйства в сравнении с другими отраслями, и предприятий, имеющих особые перспективы развития. ^ предполагает глубокое исследование финансового положения и результатов хозяйственной деятельности предприятия, их возможных изменений. ^ , иначе называемый техническим анализом, - это изучение взаимодействия различных сил на рынке ценных бумаг, их влияния на курс ценных бумаг, эмитируемых предприятиями. ^ — это анализ результативности и эффективности деятельности предприятия, а также возможных вариантов деятельности предприятия, в том числе по отдельным функциям, процессам, подразделениям. ^ является одной из функций стратегического управления, тогда как оперативный анализ является одной из функций оперативного управления. По времени проведения экономический анализ разделяется на оперативный (ситуационный), последующий (ретроспективный) и перспективный (стратегический). ^ анализ связан с важнейшей функцией управления - непрерывным контролем над ходом производства и обращения - и осуществляется на всех уровнях управления. Особенностью ситуационного анализа является комплексность, которая позволяет на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформулировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. Результаты оперативного анализа используются также отдельными функциональными службами предприятия. ^ анализ позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии путем построения временных рядов за значительный период (год и более); выявить основные факторы, которые оказали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Особое внимание уделяется анализу хозяйственной деятельности за текущий период (текущий анализ), который является в то же время предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. ^ анализ позволяет определить планово-предположительные показатели. В ходе стратегического анализа данные, полученные в результате оценки внешней и внутренней среды, преобразуются в стратегический план организации. По степени охвата и кругу анализируемых показателей экономический анализ разделяется на комплексный (полный) и тематический (локальный). Комплексный анализ предполагает изучение показателей всей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а тематический – отдельных ее сторон. (слайд 1.3) ^ Для управления хозяйственными процессами нужно иметь полную и правдивую информацию о деятельности организации. Эта информация должна давать возможность пользователям принимать рациональные экономические решения при выборе альтернативных вариантов использования ресурсов. Цель комплексного экономического АХД – удовлетворить информационные потребности пользователей для принятия эффективного управленческого решения. Место анализа в системе управления традиционно показывают на схеме (слайд 1.4). Управляющая система состоит из взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и контроля, которые позволяют принимать решения о функционировании и дальнейшем развитии управляемой системы. Управление начинается с анализа того, что сделано на данный момент, с определения желательных характеристик будущего результата, с детализации того, что, почему и как должно быть сделано, какие корректирующие действия и в какое время необходимо произвести, чтобы достичь поставленных целей. В процессе реализации поставленной цели возникают различного рода проблемы, открываются дополнительные возможности, в результате чего получаются несколько иные результаты, по сравнению с предполагаемыми. Анализ позволяет выявить причины нежелательных или отличающихся от запланированных результатов. Происходит постоянная корректировка целей в зависимости от изменений внешней среды и внутренних проблем. В основе эффективного управления лежит объективный анализ условий, в которых организация действует в настоящий момент и которые предположительно будут иметь место в перспективе. С помощью анализа можно заранее выявить внутренние и внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на функционирование и развитие организации и, подготовившись необходимым образом, своевременно на них отреагировать. Анализ позволяет исследовать тенденции в развитии организации, их направление и глубину, что позволяет создавать более обоснованные и надежные планы, особенно на перспективу. Анализ помогает выявить неизбежные в деятельности любой организации недостатки, ошибки, нарушения и оперативно принять необходимые меры по их устранению. Результаты анализа позволяют избежать в будущем негативных результатов деятельности, служат основой для оценки работы организации и ее персонала за определенный период. Важную роль в успехе управления играет эффективность распределения ресурсов. С помощью научно-обоснованного анализа может быть принято верное решение куда направлять ресурсы организации. Например, в первую очередь их можно направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; их можно выделять пропорционально потребностям структурных подразделений; их можно предоставлять всем подразделениям поровну, если они близки по размерам и занимаются однородными видами деятельности. Объектом комплексного экономического анализа является хозяйственная деятельность организации. Слайд (1.5) Тема 2.Основы методики анализа и диагностики деятельности предприятия. Вопросы 1.Основные принципы проведения анализ. 2.Методы и приемы проведения анализа. 3.Информационная база анализа и диагностики 1.Основные принципы проведения анализа Успешность анализа определяется различными факторами. С известной долей условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу. Во-первых, прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспертам для анализа. Во-вторых, при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда с чем-то сравниваются. Сравнения могут проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны, еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо, внести в нее изменения. Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет особое значение - только путем постоянного анализа и корректировки можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии. В-третьих, завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность, для того чтобы была видна роль каждого из них и не создавалось впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. Иными словами, совокупность показателей, которую вполне возможно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, некую основу, объясняющую логику ее построения. В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей. (Слайд 2.1) ^ Под методикой экономического анализа понимается совокупность аналитических способов и приемов исследования экономики предприятия, подчиненных достижению целей анализа. Методика экономического анализа содержит следующие элементы:
В качестве важнейшего элемента методики экономического анализа выступают технические приемы и способы анализа, среди которых выделяют традиционные способы, способы детерминированного и стохастического факторного анализа, способы оптимизации показателей. Различают несколько методических подходов к проведению анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основанных на структурировании, выявлении главного звена, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении (синтезе) полученных результатов. (Слайд 2.2.) Основные методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия
^ применяется в случаях, когда решение поставленной задачи параметрическими методами невозможно. Процедура экспертного метода включает в себя следующие этапы: 1) процедура выявления проблем для экспертной оценки и их структуризации; 2) выбор методики и формы опроса экспертов, разработка анкет, таблиц вопросу; 3) определение структуры и численности экспертной группы, подбор экспертов из числа высококлассных специалистов, имеющих большой опыт в соответствующей сфере деятельности; 4) заполнение экспертами таблиц опроса, анкет в произвольной или четко определенной форме; 5) статистическая обработка заполненных и закодированных анкет, таблиц опроса. 7) итоговая оценка состояния объекта на основе мнения экспертов. ^ относится к перспективным методам, широко использующимся на практике. Он позволяет систематизировать полученный набор альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбирать из них сначала приемлемые, а затем наиболее эффективные по экономическим критериям. ^ основан на сравнении между собой и расположении в определенном порядке (ранжировании) отдельных показателей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. ^ основан на изучении всех опубликованных, зафиксированных фактов, характеризующих финансово-хозяйственное состояние предприятия. Мониторинг является постоянным, систематизированным, детальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным состоянием предприятия. Алгоритм организации мониторинга следующий: - экспертное начальное структурирование; - определение цели мониторинга; - выбор постоянных показателей (индикаторов); - сбор информации; - предварительная формализация аналитических материалов; - иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка информации, графическая визуализация данных; - выявление закономерностей и устойчивых тенденций. ^ используется, как правило, для качественного описания финансово-хозяйственного развития предприятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого состояния объекта моделирования. Целью фундаментального анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия является определение внутренней стоимости его имущественного комплекса как общего результата технико-экономической деятельности. ^ имеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его часто называют чартизмом (от англ. chart — график), поскольку он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показателей и факторов, их определяющих. ^ основан на многомерном статистическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении генеральных, главных факторов, определяющих основные результаты финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия. ^ предполагает исследование конъюнктуры рынка, т. е. текущего состояния спроса и предложения продукции (работ, услуг) анализируемого предприятия. ^ предполагает использование математических приемов и способов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки. ^ являющийся основой диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включает: - анализ средних и относительных величин - группировку - графический анализ - индексный - корреляционный анализ, - регрессионный анализ - дисперсионный - экстраполяционный анализ - метод главных компонент. ^ включают: 1) теорию графов 2) теорию игр (как правило, проигрывая различные ситуации, выбирают стратегию действий, которая обеспечивает наилучшие результаты) 3) теорию массового обслуживания 4) построение деревьев целей и ресурсов 5) байесовский (бейесовский) анализ, который используется в анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия для постоянного пересмотра, корректировки стратегии его развития в зависимости от новой информации; 6) сетевое планирование (это широко распространенный метод, основанный на использовании сетевых графиков. Сетевой график представляет собой цепь работ и событий, отражая их технологическую последовательность и связь. К эконометрическим методам относят матричный, гармонический и спектральный анализ, производственные функции и межотраслевой баланс. - матричный анализ используется для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия при определении соотношения между затратами и результатами при оценке эффективности затрат; - гармонический анализ является разложением функциональных зависимостей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, по отдельным функциям, гармоническим колебаниям; - спектральный анализ означает разложение финансово-хозяйственной деятельности предприятия по составу (спектру), т. е. по совокупности всех значений показателей, характеризующих эту деятельность; - производственные функции необходимы для определения количественной взаимосвязи объема выпуска продукции(товаров, ус луг) с переменными величинами затрат; - межотраслевой баланс относится к базовым экономическим моделям. ^ отражает преимущественно производственный аспект прогноза (модели оптимального развития и размещения производства отдельных видов продукции и межотраслевых комплексов, а также социальные аспекты развития (модели, связанные с прогнозированием доходов и потребления населения демографических процессов, а также движения населения, трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах). ^ имеет целью нахождение оптимального (минимального или максимального) значения целевой функции (экстремума), переменные которой должны принадлежать некоторой области допустимых значений (системе ограничений). Оно включает построение дескриптивных, предикативных и нормативных моделей, машинную имитацию; линейное, нелинейное, динамическое и выпуклое программирование. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Для количественной оценки влияния каждого фактора используются методы факторного анализа. ^ понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Основными задачами факторного анализа являются:
Различают следующие методы факторного анализа:
Различают четыре типа детерминированных моделей: ^ представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид ![]() К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях. ^ в обобщенном виде могут быть представлены формулой ![]() Кратные модели: ![]() ^ представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений: ![]() Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей. Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы. Если исходная факторная модель ![]() ![]() ![]() Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число: ![]() Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число. ![]() Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы: · место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя; · модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие; · при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены. Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов. ^ заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д. В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом: ![]() где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у; a1 , b1, c1 - фактические значения факторов; ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно. Общее изменение Dу=у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов: ![]() Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов. Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: · при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; · если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа. ^ при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.). ^ определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.). ^ является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки: ![]() ^ применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах. Для мультипликативных моделей типа у = а . в . с методика анализа следующая: · находят относительное отклонение каждого факторного показателя: ![]() · определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора ![]() ^ позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы. Можно использовать также уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе [4]: 1. Модель вида ![]() ![]() 2. Модель вида ![]() ![]() 3. Модель вида ![]() ![]() 4. Модель вида ![]() ![]() Экономический факторный анализ направлен на выяснение действия факторов, формирующих результаты хозяйственной деятельности, по различным источникам пространственного или временного происхождения. ^ 1. Задачи и источники информации для анализа Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основной целью анализа выпуска и реализации продукции является поиск резервов повышения объемов конкурентоспособной, рентабельной продукции. В процессе анализа изучается: - динамика показателей продукции; - выполнение плана выпуска продукции в целом по предприятию и в разрезе отдельных видов продукции; - степень напряженности плана; - структура и качество продукции. Основным источником информации для анализа служит форма статистической отчетности № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Также привлекаются плановые показатели предприятия по выпуску продукции, сводный расчет производственной мощности, договоры поставок продукции и оказания услуг. ^ Для характеристики объема продукции используют натуральные и стоимостные измерители. В стоимостном измерении выделяют валовую, товарную, отгруженную и реализованную продукции. Данные показатели взаимосвязаны между собой, что позволяет оценить не только динамику выпуска продукции, но и факторы, способствующие его изменению. Взаимосвязь между показателями представлена на рис. 2.1. Рост товарной продукции при снижении валовой свидетельствует о сокращении остатков незавершенного производства. Преобладающий рост реализованной продукции над ростом товарной означает сокращение остатков неоплаченной продукции.
^ Анализ выпуска и продажи продукции позволяет дать обобщенную количественную характеристику динамики товарной и реализованной продукции в целом по предприятию. Анализ проводят в действующих и сопоставимых ценах для выявления причин изменения выпуска и продажи продукции. Прирост продукции в сопоставимых ценах показывает влияние фактора объема продукции в натуральном выражении, а разница между приростом продукции в действующих ценах и приростом продукции в сопоставимых ценах показывает влияние фактора цены. Это позволяет выяснить изменения масштабов производства и сбыта продукции. Данные для анализа сводят в табл. 2.1. |
![]() | Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности. Виды анализа хозяйственной деятельности | ![]() | Предмет, цель и задачи экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия |
![]() | Целью курсовой работы является углубление и закрепление знаний и навыков студентов в области оценки и анализа финансово-хозяйственной... | ![]() | В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле — как текущая производственная... |
![]() | Содержание, предмет, принципы экономического анализа. Роль и место экономического анализа в деятельности предприятия | ![]() | |
![]() | ![]() | «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» студентами специальности 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»:... | |
![]() | Главной задачей экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации является всесторонняя оценка производственного... | ![]() | Сущность, место и роль анализа в системе управления. Цель и основные задачи экономического анализа. Содержание экономического анализа... |