Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск




НазваниеМетодические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск
страница1/9
Дата публикации28.08.2013
Размер1.3 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей

Витебск

2011

УДК 677.022 (7)
Производственные технологии: методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей.

Витебск: Министерство образования Республики Беларусь, УО «ВГТУ», 2010.
Составители: к.т.н., доц. Москалев Г.И.,

асс. Шитиков А.В.

В издании даны методические указания к лабораторным и практическим занятиям по курсу «Производственные технологии».

Методические указания используются в учебном процессе для технологической подготовки экономистов.


Одобрено кафедрой «Машины и аппараты легкой промышленности»

УО «ВГТУ», протокол № 5 от 24 ноября 2010 г.

Рецензент: доц. Башметов А.В.

Редактор: доц. Белов А.А.
Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом

УО «ВГТУ» “____”__________2010г., протокол №
Ответственный за выпуск: Данилова И.А.


Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

____________________________________________________________________

Подписано к печати _________ Формат _______ Уч.- изд.лист. _______

Печать ризографическая. Тираж _______экз. Заказ №_____ Цена_____руб.

____________________________________________________________________
Отпечатано на ризографе учреждения образования «Витебский государственный технологический университет».

Лицензия № 02330/0494384 от 16 марта 2009 г.

210035, Витебск, Московский пр., 72.

Содержание
Введение 4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Анализ динамики трудозатрат технологического процесса


5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Анализ технологического процесса с помощью параметра «уровень технологии»


10

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Оценка уровня технологии механообрабатывающего производства


12

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. Технико-экономическое обоснование выбора рационального типа заготовки


16

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Определение норм расхода материалов и расчет экономической эффективности выбора заготовки


20

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Коллоквиум

24

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. Разработка плана прядения и оценка себестоимости техпроцесса


25

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. Экспертная оценка технического уровня, качества и конкурентноспособности продукции


30

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Оценка научно-технологического развития производства


38

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2. Анализ технологического процесса изготовления пряжи на примере аппаратной системы прядения


40

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3. Анализ технологического процесса изготовления тканого изделия


49

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. Анализ технологии изготовления тафтинга


51

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5. Анализ технологии швейного производства


60

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6. Анализ технологии трикотажного производства


70

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7. Анализ технологии обувного производства


75

Литература

78


Введение

Методические указания предназначены для технологической подготовки экономистов.

В результате изучения дисциплины "Производственные технологии" студент должен:

• иметь представление о месте технологии в современном обществе, о технологии как базовом звене современного производства, об общих закономерностях формирования, функционирования и развития технологических процессов и их систем;

• знать и уметь использовать категории курса, техническую терминологию и понятия, теорию технологического развития производства в своей практической деятельности;

• владеть технологическими основами производства важнейших видов продукции, методологией анализа функционирования, оптимизации и развития технологических процессов и их систем;

• иметь навыки параметрического описания и оценки технологических процессов и их систем, проведения простейших технико-экономических расчетов;

Методология курса строится таким образом, чтобы студенты могли научиться связывать категории дисциплины с категориями экономической теории, дисциплин экономического цикла. Тесная связь курса с другими дисциплинами должна способствовать формированию единого научного мировоззрения.

Задачей занятий является самостоятельное овладение новым учебным материалом, закрепление и углубление теоретических и практических знаний, полученных студентами на лекциях и при самостоятельной работе.

К занятиям студент должен быть подготовлен. Подготовка заключается в самостоятельном изучении материала.
^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема. Анализ динамики трудозатрат технологического процесса

Цель работы. Приобретение навыков аналитического и графического представления динамики трудозатрат технологического процесса, выбора пути дальнейшего развития технологического процесса.

Задание. В работе требуется раскрыть вопросы описания различных технологий, привести графическое изображение динамики трудозатрат в координатах Т t и определить реализуемый вариант динамики трудозатрат, определить экономический предел накопления прошлого труда, выявить характер развития технологического процесса, определить тип отдачи от дополнительных затрат прошлого труда, раскрыть общую оценку перспектив технологического развития на основе вышеприведенных параметров.

Данные для проведения расчетов выдаются преподавателем по соответствующим вариантам.

^ Краткие теоретические сведения и методика выполнения практической работы

Как известно, система производственного процесса включает технологию производства как деятельность по непосредственному созданию продукции, а также экономику производства как деятельность, обеспечивающую функционирование технологии производства. Следовательно, технология производства является базовым звеном производственной системы, развитие которого позволяет неограниченно повышать производительность. Именно в области технологических затрат необходимо искать источник экономического роста производства.

Технология представляет собой взаимосвязанную совокупность элементов. Среди них выделяются основные (рабочие) и вспомогательные.

Совершенствование указанных групп элементов, а также механизация и автоматизация по-разному сказываются на производительности процесса фрезерования, поэтому различают два принципиальных варианта динамики трудозатрат при развитии технологического процесса: ограниченный и неограниченный, сочетание которых обеспечивает научно-технологическое развитие производства. Как правило, в определенных условиях производства наблюдается один из указанных вариантов динамики трудозатрат.

Из теории технодинамики известно, что различные технологические процессы можно сравнивать и оценивать с помощью обобщенных параметров затрат живого и прошлого труда. С целью исключения влияния объема выпускаемой продукции на их значение необходимо использовать удельные величины затрат живого и прошлого труда. Чем меньше суммарные затраты труда на выпуск единицы продукции (единицы прибыли), тем качественнее технологический процесс и производство в целом.

Затраты живого труда в натуральном виде измеряются в человеко-часах, человеко-днях и т.д.; затраты прошлого труда – в машино-часах, машино-днях и т.д. Для того, чтобы сопоставлять такие различные измерители и находить совокупные затраты труда, необходимо перейти к стоимостным измерителям показателей. Стоимостным выражением затрат живого труда является заработная плата работающих, а затрат прошлого труда – стоимость (износ) станков, оборудования и т.д.

Затраты обязательно включаются в отчетность предприятия, из которой они берутся для оценки технологического процесса. В частности, затраты прошлого труда складываются из годовой стоимости основных и оборотных фондов.

В результате математической обработки данных за несколько лет можно установить вид зависимости затрат живого и прошлого труда от времени.

Обсуждение динамики трудозатрат позволило выявить два целесообразных варианта: ограниченный и неограниченный (рис. 1.1).



Рисунок 1.1─ Варианты динамики трудозатрат, обусловленные развитием технологического процесса: а – ограниченный; б – неограниченный

Для выяснения того, какой из вариантов реализуется, по данным зависимостям Тж(t) и Тп(t), выданным преподавателем в соответствии с названием темы работы, необходимо построить график изменения затрат живого, прошлого и совокупного труда. На графике зависимости Тж(t) и Тп(t) получают на основании обработки статистической отчетности предприятия за определенный период и прогнозирования динамики изменения трудозатрат. Здесь Тж(t) и Тп(t) – удельные (на единицу прибыли), руб (затрат труда), затраты живого и прошлого труда соответственно. Вариант динамики трудозатрат определяется исходя из поведения кривых Тж(t), Тп(t) и Тс(t). В случае наличия ограниченного варианта динамики очень важно установить момент времени, до которого такое развитие целесообразно, и экономический предел накопления прошлого труда. Вначале этот момент времени определяют графически, а затем для получения более точного результата – алгебраически.

При развитии технологического процесса затраты живого труда всегда должны уменьшаться, так как всякое общество заинтересовано в снижении затрат именно живого труда (труда людей) при производстве продукции. Причем затраты прошлого труда могут либо возрастать, либо уменьшаться.

В зависимости от того, какой труд экономится в большей степени (неограниченный вариант динамики), процесс развития называют трудосберегающим (преобладает экономия живого труда) или фондосберегающим (преобладает экономия прошлого труда). Получить данную оценку можно, например, рассматривая изменение отношения во времени. Если отношение Тж/Тп во времени уменьшается, то преобладает экономия живого труда, т.е. процесс развития трудосберегающий. Если отношение Тж/Тп увеличивается, то преобладает экономия прошлого труда, т.е. процесс развития фондосберегающий. Если отношение Тж/Тп не меняется, то можно говорить о нейтральном процессе развития.

При экономии живого труда за счет роста прошлого (ограниченный вариант динамики) процесс развития всегда имеет трудосберегающий характер.

Важно также установить, в какой степени снижаются затраты живого труда по мере роста затрат прошлого труда, т.е. определить тип отдачи от дополнительных затрат прошлого труда. Нужно сравнить величину прироста прошлого труда и соответствующего уменьшения труда живого. Для этого необходимо исследовать характер экономии живого труда от величины прошлого труда, например, продифференцировав функцию Тж = f(Тп).

Значение производной этой функции задает отношение:

Тж/Тп: (Тж)’Тп = -dТж/dТп = -ΔТж/ΔТп. Знак «-» означает убывание величины живого труда. Чтобы этот знак не ввел нас в заблуждение, необходимо взять модуль производной. Если значение модуля производной (отношение Тж/Тп) увеличивается с ростом Tп, что равнозначно увеличению времени, – реализуется возрастающий тип отдачи от дополнительных затрат прошлого труда, если уменьшается – убывающий, не изменяется – постоянный. После приведения соответствующих вычислений в работе необходимо привести графическое изображение динамики трудозатрат в координатах Т t (на одном графике изобразить три функции – Тж(t), Тп(t) и Тс(t)) и определить реализуемый вариант динамики трудозатрат, определить экономический предел накопления прошлого труда (графически и алгебраически), выявить характер развития технологического процесса (трудо- или фондосберегающий), определить тип отдачи от дополнительных затрат прошлого труда. Также необходимо дать общую оценку перспектив технологического развития на основе вышеприведенных параметров.

^ Пример для выполнения практической работы

Для определения того, какой из вариантов реализуется, по выданным преподавателем зависимостям Тж(t) = 250/(27t2+300) и Тп(t) = 0,009t2+0,1, выбранным в соответствии с технологией обработки металлов резанием на фрезерных станках, рассчитали значения трудозатрат для t = 1 – 10 лет. Данные расчета сведены в табл. 1.

По данным, полученным в ходе расчета трудозатрат, построили график изменения затрат живого, прошлого и совокупного труда (рис. 1.2).



Рисунок 1.2─ Ограниченный вариант динамики трудозатрат, обусловленный развитием технологического процесса обработки металлов резанием
Таблица 1.1─ Значения трудозатрат при технологии обработки металлов резанием

Значения времени t, лет

Значения Тж, при Тж(t)=250/(27t2+300)

Значения Тп, при Тп(t)=0,009t2+0,1

Значения Тс=Тж+Тп

1

0,765

0,019

0,784

2

0,613

0,136

0,749

3

0,460

0,181

0,641

4

0,342

0,244

0,586

5

0,257

0,325

0,582

6

0,197

0,424

0,621

7

0,153

0,541

0,694

8

0,123

0,676

0,799

9

0,113

0,729

0,842

10

0,083

1,000

1,083

Из графика видно, что суммарные затраты живого и прошлого труда уменьшаются только до определенного времени развития технологического процесса. В соответствии с графиком ограниченного варианта развития динамики трудозатрат (см. рис. 1.2), этот момент наступает в период времени t = 4,5 года. Алгебраические расчеты говорят о периоде времени t = 4 года, а затем идет тенденция возрастания совокупных затрат технологического процесса. Соответственно, 4 года – это и есть тот предел, при достижении которого дальнейшее наращивание доли прошлого труда приведет к общему снижению производительности труда. Развитие технологический процесс получает именно в этот период, после чего снова наступает рост совокупных затрат.

При развитии технологического процесса затраты живого труда всегда должны уменьшаться, так как всякое общество заинтересовано в снижении затрат именно живого труда (труда людей) при производстве продукции.

Причем затраты прошлого труда могут либо возрастать, либо уменьшаться, но в рассматриваемом процессе они, конечно же, возрастают по мере снижения затрат живого труда. В соответствии с этим при экономии живого труда за счет роста прошлого (ограниченный вариант динамики) процесс развития технологии всегда носит трудосберегающий характер.

Для определения типа отдачи от дополнительных затрат прошлого труда необходимо исследовать характер экономии живого труда от величины прошлого. Например, продифференцировав функции табл. 1.1, получим данные, представленные в табл. 1.2.

Таблица 1.2 ─ Значения производной функции Тж = f(Тп) при исследовании характера экономии живого труда от величины прошлого труда

Период времени t, лет

Значения ΔТж, при Тж(t)=250/(27t2+300)

Значения ΔТп, при Тп(t)=0,009t2+0,1

Значения (Тж)Тп

1

-0,152

0,027

5,6

2

-0,153

0,045

3,4

3

-0,118

0,063

1,87

4

-0,085

0,081

1,05

5

-0,06

0,099

0,61

6

-0,044

0,117

0,38

^ Вывод: поскольку значение модуля производной (отношения ΔТжТп) уменьшается с ростом Tп, что равнозначно увеличению времени, реализуется убывающий тип отдачи от дополнительных затрат прошлого труда.

^ Оформление отчета

В отчете необходимо указать задачи и цель работы, изложить последовательность и результаты выполненной работы, дать общие выводы.

Таблица 1.3 ─ Задания по вариантам

№ варианта

Тж

Тп

№ варианта

Тж

Тп

1

Тж(t)=200/(27t2+300)

Тп(t)=0,009t2+0,2

16

Тж(t)=250/(27t2+210)

Тп(t)=0,01t2+0,3

2

Тж(t)=210/(27t2+300)

Тп(t)=0,009t2+0,3

17

Тж(t)=250/(27t2+220)

Тп(t)=0,01t2+0,3

3

Тж(t)=220/(27t2+300)

Тп(t)=0,009t2+0,4

18

Тж(t)=250/(27t2+230)

Тп(t)=0,01t2+0,3

4

Тж(t)=230/(27t2+300)

Тп(t)=0,009t2+0,5

19

Тж(t)=250/(27t2+240)

Тп(t)=0,01t2+0,3

5

Тж(t)=240/(27t2+300)

Тп(t)=0,009t2+0,6

20

Тж(t)=250/(27t2+250)

Тп(t)=0,02t2+0,1

6

Тж(t)=260/(27t2+300)

Тп(t)=0,009t2+0,7

21

Тж(t)=250/(27t2+260)

Тп(t)=0,02t2+0,1

7

Тж(t)=270/(27t2+300)

Тп(t)=0,009t2+0,8

22

Тж(t)=250/(27t2+270)

Тп(t)=0,008t2+0,1

8

Тж(t)=280/(27t2+300)

Тп(t)=0,009t2+0,9

23

Тж(t)=250/(27t2+280)

Тп(t)=0,008t2+0,1

9

Тж(t)=290/(27t2+300)

Тп(t)=0,01t2+0,1

24

Тж(t)=250/(27t2+290)

Тп(t)=0,01t2+0,4

10

Тж(t)=300/(27t2+300)

Тп(t)=0,02t2+0,1

25

Тж(t)=250/(27t2+310)

Тп(t)=0,009t2+0,1

11

Тж(t)=310/(27t2+300)

Тп(t)=0,03t2+0,1

26

Тж(t)=250/(27t2+320)

Тп(t)=0,01t2+0,15

12

Тж(t)=320/(27t2+300)

Тп(t)=0,04t2+0,1

27

Тж(t)=250/(27t2+330)

Тп(t)=0,009t2+0,15

13

Тж(t)=330/(27t2+300)

Тп(t)=0,05t2+0,1

28

Тж(t)=250/(27t2+340)

Тп(t)=0,08t2+0,15

14

Тж(t)=340/(27t2+300)

Тп(t)=0,06t2+0,1

29

Тж(t)=250/(27t2+350)

Тп(t)=0,008t2+0,2

15

Тж(t)=350/(27t2+300)

Тп(t)=0,07t2+0,1

30

Тж(t)=250/(27t2+360)

Тп(t)=0,008t2+0,3

^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания к лабораторным и практическим занятиям по дисциплине «Газоснабжение»
«Газоснабжение» для студентов специальностей 290700, 100700 очной и заочной форм обучения

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания и задачи к практическим занятиям для студентов...
Математика. Интегральное исчисление [Текст]+[Электронный ресурс]: методические указания и задачи к практическим занятиям для студентов...

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Английский язык»
Методические указания предназначены для студентов специальностей факультета тампт первого курса дневной формы обучения

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры»
История украинской культуры: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры» для студентов...

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов экономических...
Методические указания к изучению дисциплины “Логистика” составлены на основе требований Государственного общеобразовательного стандарта...

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания по практическим занятиям по дисциплине: «управление работой порта»
Методические указания по практическим занятиям подготовлены: доцентом кафедры «ЭиМ» Анищенко Н. В., ассистентом Париновой Е. А

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине
Методические указания к практическим занятиям составлены: доц. Барановым А. П., и обсуждены на заседании кафедры "Подъемно-транспортные...

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Английский язык»
Методические указания предназначены для практических занятий студентов всех специальностей факультета «Автоматики и вычислительной...

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Прокурорский надзор: методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе / сост. О. А. Брашнина. – Новосибирск:...

Методические указания к лабораторным и практическим занятиям для студентов экономических специальностей Витебск iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов первого курса
Методические указания предназначены для студентов первого курса технологического факультета дневной и заочной формы обучения. Данные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов