1. Функционирование предприятия в условиях рынка




Скачать 85.03 Kb.
Название1. Функционирование предприятия в условиях рынка
Дата публикации28.08.2013
Размер85.03 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Экономика > Документы


ВВЕДЕНИЕ

Переход от плановой экономики и становление новых условий хозяйствования предъявляют совершенно новые требования к деятельности предприятий и организаций.

Вместо доминирующих ранее во всех отраслях предприятий государственной собственности функционируют предприятия, базирующиеся на частной, смешанной, коллективной формах собственности.

Происходит расширение самостоятельности предприятий, их прав и обязанностей.

Все это ведет к изменению методов ведения экономики предприятия, механизмов его функционирования. При этом меняются и критерии оценки производственной и коммерческой деятельности.

Это, в свою очередь, значительно повышает требования к уровню экономической подготовки руководящего персонала и служб предприятия и несомненно определяет значимость дисциплин «Экономика предприятия», «Экономика организаций».

Предметом курса «Экономика предприятий (организаций)» является изучение действия и форм проявления экономических законов рынка в специфических организационно-технических условиях предприятий пищевой промышленности, предпосылок и факторов, обеспечивающих при наименьших затратах общественного труда развитие производства продуктов питания с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества и спроса покупателей.

«Экономика предприятий (организаций)» – одна из важнейших дисциплин, включенных в учебный план подготовки студентов различных специальностей. Она базируется на многочисленном разнообразии экономических дисциплин и тесно связана со специальными техническими дисциплинами, так как общеизвестно, что нельзя решать на предприятии или в промышленности технические, технологические задачи, видеть перспективы их развития без глубокого знания экономических процессов.

Таким образом, цель изучения курса – вооружить студентов знаниями о новых механизмах функционирования предприятия в сложившейся правовой, экономической, финансовой и административной среде.

Студентам рекомендуется при изучении курса «Экономика предприятия (организаций)» использовать учебное пособие «Экономика предприятия: ситуационные задачи и алгоритмы их решения, концепции развития», подготовленное сотрудниками академии Минаевой Е. В., Филатовой Л. О., Александровой М. В.

^ ТЕМА 1. Функционирование предприятия в условиях рынка
Предприятие – основное структурное звено промышленности, где трудовой коллектив, используя средства производства, создает потребительские ценности в виде продукции, работ и услуг.

Согласно Закону РФ предприятие - это самостоятельный субъект с правами юридического лица. Юридическое лицо обладает самостоятельным балансом, имеет расчетный счет в банке, печать с наименованием предприятия, устав, несет имущественную ответственность. Основная цель предприятия в условиях рынка – получить максимальную прибыль на основе качественного и количественного обеспечения населения товарами народного потребления.

Важнейшие функции предприятия:

- производственная – связана с изготовлением продукции или оказанием услуг;

- хозяйственная и предпринимательская – призваны обеспечить производство необходимым сырьем, обеспечить сбыт продукции;

- финансовая и учетно-бухгалтерская деятельность – учет и контроль за движением материальных ценностей, своевременная оплата счетов, создание благоприятных условий для бизнеса;

- организационно-управленческая – координация перечисленных видов деятельности, создание лучших условий для экономического роста предприятия.

Виды и организационно-правовые формы предприятий

В соответствии с Гражданским кодексом РФ с 01.01.97 могут создаваться (образовываться) юридические лица, подразделяющиеся на коммерческие и некоммерческие. В зависимости от различных признаков модели организационно-правовых форм можно классифицировать следующим образом.

^ По виду хозяйственной деятельности – промышленные, аграрные, строительные, транспортные, торговые и др.

По формам собственности – государственные, кооперативные, арендные, акционерные, частные, смешанные, совместные, трудовые хозяйства, коллективные предприятия.

^ По организации хозяйственной структуры – отдельно функционирующие самостоятельные предприятия, общества, производственные объединения (картели, концерны, межотраслевые государственные объединения, хозяйственные ассоциации, консорциумы, тресты и др.).

По категории юридического лица:

- коммерческие организации: хозяйственные полные товарищества и командные (на вере); хозяйственные общества: с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, АО открытого типа, АО закрытого типа; производственные кооперативы; государственные и муниципальные (унитарные) предприятия;

- некоммерческие организации – потребительские кооперативы, общественные организации, религиозные организации.

^ Унитарное предприятие владеет государственным имуществом, но распоряжается им только с согласия собственника, который утверждает устав и назначает руководителя.

Кооператив. Это предприятие (организация), имущество которого образуется за счет денежных средств и других имущественных взносов его членов, произведенной им продукции, доходов, полученных от ее реализации, и иной деятельности, предусмотренной уставом кооператива. Собственниками являются только члены кооператива. Они могут нанимать работников за заработную плату, устанавливаемую членами кооператива.

^ Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (командитные товарищества).

Полные товарищества определяются принципами: действия любого из их участников признаются действиями товарищества в целом; товарищи несут ответственность по обязательствам всем имуществом.

^ Командитное товарищество (товарищество на вере) объединяет участников с полной ответственностью и наряду с ними командистов (вкладчиков), рискующих только своими имущественными взносами в капитал товарищества и не несущих никакой ответственности по его долгам. Они не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества, не участвуют в управлении и несут по обязательствам товарищества ответственность только в пределах их вкладов, т. е. несут ограниченную ответственность.

^ Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это особая форма коллективного предприятия. Его уставный фонд создается, по согласованию с коллективом путем объединением вкладов самого предприятия и членов трудового коллектива. Размеры паев определяются учредительным и другими организационными документами. Его участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных вкладов. Участник ООО имеет право в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников, что расширяет экономическую свободу участников общества (ст. 94 ГК РФ). В соответствии с учредительными документами и законом участнику ООО при его выходе из общества должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале общества.

^ Акционерное общество (АО) – способ организации крупной предпринимательской деятельности, основанный на значительных капиталовложениях. Уставный фонд АО представлен определенным числом акций. Владельцы акций (акционеры) несут ответственность (ограниченную или полную) в пределах сумм приобретенных акций. Капитал акционерного общества формируется учредителями путем выпуска и продажи (или размещения) акций.

Преимущества АО сводятся к следующему: они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов, используя личные средства граждан, за счет выпуска акций; участие акционеров в управлении обществом, избрание руководящих органов, утверждение годовых результатов деятельности, реорганизация и ликвидация общества; право акционеров на получение ежегодного дохода (дивидендов); дополнительные возможности стимулирования персонала (предоставление управляющим, работникам преимущественного права приобретать акции, продажа им акций в рассрочку, со скидкой и т. д.).

^ По размерам выделяют малые, средние и крупные предприятия.

Малое предприятие (МП) по форме собственности может быть любым из вышеперечисленных.

В Российской Федерации к малым предприятиям относятся: в промышленности, строительстве и на транспорте – предприятия с численностью работающих 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в науке, научном обслуживании – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; в других отраслях – 50 человек.

Преимущества развития малого бизнеса сводятся к следующему.

1. Маневренность.

2. Ориентированость на спрос, создание глубокой специализации и развитой кооперации.

3. Быстрая окупаемость затрат, освоение в короткие сроки новой технологии, техническое перевооружение.

4. Развитие конкуренции, а следовательно улучшение качества производимой продукции.

5. Создание новых рабочих мест, решение проблемы занятости населения.

6. Содействуют экономическому и социальному развитию малых городов, небольших населенных пунктов, развитию народных промыслов.
Производственная структура предприятия

^ Рабочее место — первичное структурное звено предприятия. Это часть цеха, отделения или участка, на которой одним или группой связанных меж­ду собой рабочих осуществляется процесс труда. Его границы определяют­ся производственной площадью, на которой расположены средства произ­водства, используемые в процессе труда.

Основным структурным подразделением предприятия является цех. Цех – пространственно обособленная часть предприятия, в котором протекает законченный процесс производства продукции, осуществляемый отдельным коллективом работников под руководством единого начальника.

^ Цехи основного производства – технологические, объединяют основные процессы производства или их части. Они непосредственно связаны с превращением исходного сырья в готовую продукцию, которая определяет назначение предприятия (мука – на мукомольных заводах, комбикорма – на комбикормовых заводах и т. д.).

^ Цехи вспомогательного и обслуживающего производства оказывают услуги основным цехам по техническому и материальному обслуживанию, создают условия для нормальной и бесперебойной их работы. Продукция и услуги этих цехов потребляются в основном внутри предприятия. К вспомогательным и обслуживающим цехам относятся: механические мастерские, энергетический, транспортный.

Цехи побочного производства – это создание отдельного производства по выпуску побочной продукции из отходов основного производства.
^ Типы организационных структур управления

Существуют различные типы организационных структур управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная, матричная, множественная.

^ Линейная структура – это строгая подчиненность всех работников одному руководителю. Ясно и четко определяются права и обязанности всех участников. Она используется на небольших предприятиях с однородной и несложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор) → управляющий производством → мастер производства → исполнители (рабочие). Линейно-штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководителе. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения, сборки, упаковки, транспортировки и т. д. Функциональная структура представляет собой модификацию линейно-штабной структуры. Разница в том, что персонал штабов в отличие от линейно-штабной структуры наделен не совещательно-исполнительными правами, а правом руководства и принятия решений. Дивизиональная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам, или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как «центр реализации», «центр прибыли», «центр инвестиций». Администрации предприятия подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и другие). Матричная структура состоит из постоянных органов (центральная служба предприятия (фирмы), служба функциональных управляющих) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется предприятиями, продукция которых имеет относительно короткий «жизненный цикл» и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач все возвращаются в свои отделы. Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается на крупных и многопрофильных предприятиях.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Функционирование предприятия в условиях рынка icon6. планирование деятельности предприятий
Функционирование предприятия в условиях рынка обуславливает необходимость постоянного принятия управленческих решений, позволяющих...

1. Функционирование предприятия в условиях рынка iconКурсовая работа по экономики отрасли на тему: «основные функции и...
...

1. Функционирование предприятия в условиях рынка icon1. Роль предприятия в системе рыночных отношений. Основные задачи,...
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий объект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения...

1. Функционирование предприятия в условиях рынка iconКонспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления
Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка...

1. Функционирование предприятия в условиях рынка iconКурсовая работа по экономике организации на тему: «Основные функции...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

1. Функционирование предприятия в условиях рынка iconКурсовая работа по экономике организации на тему: «Основные функции...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

1. Функционирование предприятия в условиях рынка iconКурсовая работа по экономике организации на тему: «Основные функции...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

1. Функционирование предприятия в условиях рынка iconОсобенности функционирования медицинских организаций в условиях рынка
Рынок-в целом функционирует на трех основных принципах: взаимовыгодность, возмездностъ, эквивалентность. Для развития и функционирования...

1. Функционирование предприятия в условиях рынка iconФункционирование предприятия: сущность, цели и задачи
Основные фонды в промышленном производстве: состав, структура и эффективность использования

1. Функционирование предприятия в условиях рынка icon8. Инвестиционная привлекательность и ее факторы
Крупные предприятия при прочих равных условиях располагают значительными финансовыми ресурсами по сравнению со средними и малым Критерии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов