Скачать 304.92 Kb.
|
Лекция №9. Тема: Российская империя в конце XIX-начале XX вв.: экономика, правительственная политика, общество. Вопросы: 1. Социально-экономическое развитие в конце XIX-начале XX вв. 2. Внутренняя и внешняя политика России на рубеже XIX-XX вв. 3. Революция 1905-1907 гг. и зарождение российского парламентаризма. 4. Третьеиюньская политическая система и реформы П.А. Столыпина (1907-1914 гг.). 1. Социально-экономическое развитие в конце XIX- начале XX вв. К началу XX в. закончилось формирование Российской империи. По размеру она занимала 2 место в мире, после Британской империи. Население составляло 125 млн. чел. По-прежнему, сохранялась сословная градация общества. Главное привилегированное сословие, опора царской власти, составляло дворянство - 1,4 % от населения страны. Духовенство 600 тыс. не платило податей, не несло воинскую повинность. Казачество 2,5% оставалось военным сословием, которое охраняло границы государства и являлось опорой самодержавия, обладало рядом льгот. Буржуазия 1,5 млн. постепенно становилась ведущей силой в экономике страны. Однако в политической системе России она играла незначительную роль. Крестьянство 90 млн. было податным сословием, не могло свободно распоряжаться своими наделами, подвергалась телесным наказаниям. К началу века произошло расслоение сословия на сельскую буржуазию (кулаков) 20%, середняков 30% и 50% бедняков. Пролетариат составлял около 16,8 млн. чел. Формировался за счет выходцев, прежде всего из беднейших представителей крестьянского сословия. Условия труда и быта отличались от западно - европейских и были очень тяжелыми. Самый продолжительный рабочий день по 11,5 часов в сутки, одна из самых низких зарплат 21-37 рублей, плохие жилищные условия. Россия продолжала оставаться многонациональной страной, более 100 народностей проживало в империи. Многонациональный состав страны служил основой обострения национального вопроса. На рубеже XIX-XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Процесс формирования монополистического капитализма был присущ и России. Однако в отличие от стран Западной Европы и США в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Во-первых, главной особенностью являлось то, что современная капиталистическая промышленность сочетались с отсталым сельскохозяйственным сектором экономики, который сохранил полукрепостнические формы хозяйствования. Следовательно, существовала неравномерность развития капитализма по отраслям хозяйства. Во-вторых, сохранялась концентрация крупных предприятий в 5 районах страны. По этому признаку Россия в конце XIX в. занимала одно из первых мест в Европе. Наряду с этими районами были регионы, где капиталистическая промышленность отсутствовала. Таким образом, существовала неравномерность развития страны по районам. В-третьих, в России сложилась система государственно-монополистического капитализма, которая характеризовалась покровительственной политикой государства при создании монополий, финансовой поддержке Государственным банком крупнейших промышленных предприятий. Таким образом, государство приняло самое активное участие в формирование монополистического капитализма, защищало интересы крупной монополистической буржуазии. В-четвертых, в период формирования монополистического капитализма, наряду с заводами и фабриками существовало кустарно-ремесленное производство. Следовательно, экономики страны была присуща многоукладность. В-пятых, в отличие от других монополистических государств, была сравнительно невысокая активность в вывозе капиталов за рубеж. Наоборот, Россия была объектом вложения капиталов иностранными капиталистами, которые охотно вкладывали средства в экономику страны для получения огромных прибылей, используя дешевую рабочую силу и большие сырьевые ресурсы. Такая ситуация объяснялась нехваткой отечественных финансов и возможностью вкладывания российских капиталов в окраинные регионы империи. Все эти особенности российского монополистического капитализма объяснялись следующими причинами: Россия перешла к капитализму позднее многих стран Европы. Кроме того, Российская империя имела огромную территорию с ее неравномерным освоением. В России существовало помещичье землевладение, сословное неравноправие и политическое бесправие. В последние годы царствования Александра III была разработана программа индустриализации страны, т.е. создание машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, основной акцент в которой был сделан на стабилизацию финансового положения. Главным автором этой программы был Сергей Юльевич Витте. Он родился в 1849 г. на Кавказе в семье, принадлежавшей к безземельному дворянству. Его отец, действительный статский советник (чин четвертого класса, равный в военной службе генерал-майору), был членом совета кавказского наместника. Мать принадлежала к влиятельному, знаменитому роду князей Долгоруких. В 1870 г. Сергей Юльевич окончил физико-математический факультет Новороссийского (Одесского) университета со степенью кандидата физико-математических наук. Он избрал сферой своей деятельности железнодорожный транспорт. Он поступил на службу в Управление Юго-Западных железных дорог, быстро прошел путь от кассира до ревизора движения и через полгода был уже начальником движения дороги. Он был назначен министром Финансов и тайным советником. Свою деятельность в министерстве Витте начал с введения в 1891 г. нового таможенного тарифа. Если в 1880 г. пошлина составляла 16%, то по новому тарифу, носившему протекционистский, характер, - 33%. Повышение таможенной пошлины преследовало две цели - защитить интересы отечественной промышленности и увеличить государственный доход. Витте, будучи протекционистом, был и противником автаркии, т.е. замкнутой самообеспечивающейся экономики. Он считал целесообразным привлечение иностранного капитала. Витте впервые в России получил французский железнодорожный заем для строительства железной дороги Оренбург-Ташкент. Железным дорогам в реформаторской деятельности министра отводилось особое место. При нем широко развертывается железнодорожное строительство, форсируется переход частных железных дорог в руки государства. По темпам железнодорожного строительства Россия обогнала США. Фактически железнодорожное строительство стало «Локомотивом» российской экономики. С 1891-1900 гг. Россия совершила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. За десятилетие промышленное производство увеличилось втрое. Результатом покровительственной политики государства стало и ускорение процесса монополизации, т.е. объединений которые сосредотачивали в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара. Первые монополистические объединения - синдикаты т.е. объединения которые контролировали соглашения о ценах, районах и квотах продажи продукции - возникли в конце 80-начале 90-х гг. Крупнейшей реформой, осуществленной Витте, было введение золотого рубля. До 1897 г. в России основной денежной единицей был серебряный рубль. Серебряный рубль не вписывался в мировую денежную систему. Поэтому, в 1897 г. была проведена реформа денежной системы империи. Ассигнации приравнивались к золоту и свободно обменивались на золото в банках. Государственный банк стал эмиссионным, причем правительство строго следило за эмиссией т.е. выпуском в обращение денег и ценных бумаг, ограничивало выпуск ассигнаций, не обеспеченных золотым запасом. Реформа, в результате которой была создана твердая валюта, просуществовавшая до начала первой мировой войны способствовала не только укреплению внутреннего денежного обращения, но и притоку в Россию иностранного капитала. Также Витте пошел по пути увеличения косвенных налогов. В дополнение к ним Витте ввел в 1894 г. винную монополию, которая дала в бюджет 25% всех поступлений. Таким образом, к началу XX в. Россия стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия). А по темпам развития Россия принадлежала к числу среднеразвитых капиталистических стран. Тем не менее, быстрое развитие капитализма не означало ликвидацию крепостнических пережитков в экономике и политическом строе. В 1900 г. разразился мировой экономический кризис перепроизводства, который продолжался до 1903 г. За годы кризиса в России закрылось свыше 3 тыс. предприятий, 112 тыс. рабочих осталось без работы, в 5 раз сократилось железнодорожное строительство. Если в Европе кризис в 1904 г. закончился, то в России он перешел в депрессию, т.е. фазу хозяйственного цикла, следующую за кризисом, которая характеризуется застоем в экономики. Депрессия продолжалась до 1909 г. Это было вызвано с резким ухудшением финансово-экономического состояния страны в результате огромных затрат на ведение русско-японской войны и революцией, которая вызвала сокращение капиталовложений в промышленность и разорение сельского хозяйства. Именно в это время промышленники, стремясь остановить падение цен, стали создавать мощные синдикаты, почти во всех отраслях народного хозяйства. Самыми крупными были «Продруда», «Продвагон», «Трубопродажа», «Продуголь». Всего в начале XX в. было создано около 30 монополистических объединений. В 1909 г. начинается промышленный подъем, который продолжался до 1913 г., увеличивается количество крупных синдикатов, появляются монополии высшего типа – тресты, концерны, картели, которые регулировали добычу сырья, производство и сбыт готовой продукции. В этот период значительно возросла роль банков. Руководители банков занимают ответственные должности в промышленности, а крупные фабриканты становятся руководителями банков. Образуются финансово-промышленные группы предпринимателей, которые господствуют в экономике страны, складывается финансовая олигархия. По степени монополизации Россия не отставала от развитых стран Европы и США. В целом к 1913 по темпам роста отдельных отраслей промышленности Россия обгоняла другие страны. Она занимала 2-е место в мире по добыче нефти, 4-е - по машиностроению. В то же время в производстве товаров на душу населения Россия отставала от развитых западных стран в 5-10 раз. ^ По форме правления Россия в конце XIX-начале XX вв. являлась самодержавной монархией. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках императора. Высшими государственными органами в стране были Государственный Совет и Сенат. Исполнительная власть осуществлялась 10 министерствами. Высшую власть на местах осуществляли губернаторы. Господствовала административно-полицейская система управления страной. Отсутствовали всякие демократические свободы. Деятельность политических партий и профсоюзов была запрещена. 20 октября 1894 г. умер Александр III. На императорский престол вступил его старший сын Николай II Александрович (1868-1918 гг.). Николай получил всестороннее домашнее воспитание. Наставники воспитали его в духе незыблемости самодержавия. В 1894 г. женился на Александре Федоровне, принцессе Гессенской, от которой (кроме четырех дочерей) в 1904 г. родился единственный сын Алексей. У современников Николай II не пользовался уважением. Признавая за ним такие качества, как патриотизм, человеческая порядочность, любовь к семье, большинство биографов отмечают его как слабого политического деятеля. Став в 26 лет императором, он не имел четкого плана действия, и первое время в своей политике пытался сохранить сложившийся порядок. Первая «трещина» во взаимоотношении с обществом образовалась уже в день его коронации на Ходынском поле, когда в давке погибло около 1,5 тысячи человек. В январе 1895 г. на первой встрече представителей дворян, верхушки земств, городов и казачьих войск Николай II заявил о готовности «охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял» его отец. Царское правительство пошло на издание большого числа так называемых «временных правил», вносивших изменения в старые законы. Закон о «заповедных имениях» давал право дворянам, получать огромные ссуды через Дворянский банк. В 1895 - 1896 гг. по стране прокатилась волна массовых стачек и забастовок рабочих. К борющимся рабочим царское правительство применило репрессивные меры. Но одновременно оно вынуждено было пойти на уступки, издав в 1897 г. закон, устанавливающий 11,5 часовой рабочий день. В 1899 г. изданные «Временные правила» в отношении высших учебных заведений, которые давали право министерству просвещения отдавать студентов в солдаты «за учинение беспорядков». В июне 1901 г. правительство издало закон об отводе частным лицам казенных земель в Сибири. Плата за них для дворян устанавливалась незначительная и с предоставлением им рассрочки на 37 лет. В отношении крестьян тоже вводились «временные правила». В 1901 г. в связи с неурожаем во многих губерниях среди крестьян начался голод. Министерство внутренних дел (МВД) вместо того, чтобы организовать помощь голодающим, запретило им перебираться в города, прекратило выдачу личных паспортов. Кроме того, правительство вынуждено было вплотную заняться аграрными проблемами. Были созданы многочисленные комиссии, которым поручалось определить причины бедственного положения крестьян и наметить меры к их устранению. Наиболее существенной была деятельность Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которым руководил министр финансов Витте. Был подготовлен проект, который предусматривал укрепление крестьянской собственности на землю, облегчение выхода из общины и поддержку хуторного землевладения. В начале 1903 г. были подведены первые итоги работы комиссии. Однако проект не был принят. Таким образом, в начале XX в. общинное землевладение было сохранено. Экономический кризис 1901-1903 гг., ряд неурожайных лет, особенно неурожай и голод 1901 г., породили общее недовольство существовавшим режимом. Повсеместно вспыхивали крестьянские выступления. Под руководством МВД Вячеслава Константиновича Плеве они были подавлены. Одновременно с крестьянскими выступлениями, российские рабочие стали активно боролись за свои права. С 1901 по 1903 гг. демонстрации и забастовки рабочих прокатились по многим городам страны, причем рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. Правительство провело репрессии против рабочих с привлечением войск. Одновременно с этим правительство проводило политику, направленную на отвлечение рабочих от борьбы. С этой целью были созданы зубатовские организации, которые занимались культурно-просветительской деятельностью, и были нацелены на создание в среде рабочих мнения, что царь заботиться о нуждах своих рабочих. Такое название эти организации получили потому что, во главе этих организаций стоял, глава политического департамента в МВД Сергей Васильевич Зубатов, который через сеть своих агентов и создал сеть таких организаций на фабриках и заводах. После убийства министра Плеве эсером Е.С. Сазоновым Николай II в 1904 г. назначил на пост министра ВД Петра Даниловича Святополк-Мирского. Петр Данилович родился в княжеской семье 1857 г. получил хорошее военное образование, участвовал в боевых действиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг., окончил Академию Генштаба, после оставления военный службы занимал различные государственные должности губернатора, командира корпуса жандармов, генерал-губернатора. Новый министр ВД провозгласил курс на сотрудничество власти с земствами. Святополк-Мирский считал, что за счет этого союза можно расширить и укрепить социально-политическую опору режима. В ноябре 1904 г. он вручил царю проект реформ «О мерах к усовершенствованию государственного порядка», в котором перечислил первоочередные меры в области государственного переустройства. Святополк-Мирский предложил включить в состав Государственного Совета выборных от земств и городских дум, расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, распространить земства на всю территорию империи. Среди предложенных мер значилось сближение крестьян в имущественных правах с другими сословиями. В начале декабря 1904 г. Николай II на совещании высших государственных сановников и великих князей решил обсудить предложения министра. Итогом этого обсуждения стал указ от 12 декабря 1904 г., обещавший некоторые социальные и национальные послабления. Однако о народном представительстве в указе ничего не было сказано. Более того, в нем подчеркивалось, что все реформы должны быть осуществлены при сохранении самодержавия в незыблемом виде. Начавшаяся революция означала крушение политики Петра Даниловича проведения либеральных реформ, и с 20 января 1905 г. его место министра ВД занял Александр Григорьевич Булыгин. Булыгин происходил из старинного дворянского рода. Был богатым помещиком, убежденным монархистом, занимал различные государственные посты, его назначение означало переход правительства к политике репрессий. В целом для внутриполитической жизни того времени характерно переплетение сословных, классовых и национальных противоречий. Эти противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы вели России к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в обострении рабочего, аграрного и национального вопросов. На рубеже веков усилилась борьба великих держав. За передел мира, сферы влияния и колонии в борьбу вступила Германия. Кроме того, США и Япония также стремились расширить сферы своего экономического и политического влияния. Российская империя, как великая евразийская держава, отстаивала свои интересы. Однако в выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики было много противоречивого. Император и его окружение обсуждали три ее варианта. Сторонники первого из них адмирал Евгений Иванович Алексеев и Плеве выступали за дальнейшее продвижение России на восток, установление контроля над Маньчжурией Северо-Восточным Китаем, Кореей, Персией (Ираном). Они выступали за соглашение с Германией и были против союза с Великобританией. Находясь на посту министра ВД с 1902 г. Плеве проявил себя не только сторонником жесткой линии в отношении оппозиционных движений и репрессий, направленных против крестьян, но был одним из тех политиков, которые убеждали Николая II в необходимости русско-японской войны «чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Представители другого направления (дипломаты, министры иностранных дел с 1906-1916 гг. Александр Петрович Извольский и Сергей Дмитриевич Сазонов) стремились к сближению с Францией и Великобританией для противостояния Германии. По их мнению, одной из важнейших задач было укрепление позиции России на Балканах, покровительство Сербии и Черногории, овладение черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. Оба эти направления сходились в стремлении к продолжению политики силовыми методами. Особую позицию занимал Витте. Он понимал опасность новых военных столкновений для устойчивости царского режима. Поэтому, он был сторонником только экономической экспансии (экспансия - расширения сферы господства монополистических объединений или государств осуществляемых как экономическими, так и внеэкономическими методами). Приоритет он отдавал дальневосточной политике, отношениям России с Китаем. По инициативе С.Ю. Витте в 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, а через 5 лет был заключен договор с Китаем о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), связавшей через Транссибирскую магистраль Россию с Китаем. По его инициативе был создан Русско-китайский банк. Однако царское правительство строило планы военной экспансии на Дальнем Востоке. Так, в 1896 г. между Россией и Китаем был заключен оборонительный союз. В 1898 г. Россия получила у Китая часть Ляодунского полуострова с крепостью Порт-Артур. В 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию. Зная, что Росси не подготовлена к войне с Японией Витте пытался оттянуть столкновение с Японией. Однако при дворе и в дворянской среде сложилась сильная партия войны. Предложение Плеве о «маленькой победоносной войне» как средстве решения внутренних проблем в стране приняли с одобрением. Таким образом, правительство и часть российского общества видели в предстоящей войне с Японией средство предотвращения надвигающейся революции. Все это привело к военному столкновению. Война продолжалась с 27 января 1904 г. по август 1905 г. и окончилась поражением России. В августе 1905 в г. Портсмуте (США) был подписан мир. Россия признала Корею сферой влияния Японии, передала Порт-Артур и южную часть о. Сахалин. Однако благодаря дипломатическим усилиям Витте отвергла требования Японии о контрибуции. В итоге влияние России на Дальнем Востоке было подорвано. |
![]() | Охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:... | ![]() | Записки по русской истории /М. В. Ломоносов.– Эксмо, 2008.–448 с.: ил.– (Подарочные издания. Российская империя) |
![]() | Мари́на Ива́новна Цвета́ева (дореф. Цвѣтаева; 26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга,... | ![]() | В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой... |
![]() | Древняя Греция, Римская Империя, Венецианская Республика, Крестоносные государства, Османская империя, Фашистская Италия, Коммунистическая... | ![]() | Вторая империя. Наполеон 3(президент Франц Респ с 1848 – 1851, переворот, плебисцит – вторая империя) |
![]() | Лекция № нормы: результат рационального выбора или абсолютный детерминант действия? | ![]() | Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика |
![]() | ... | ![]() | Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В.... |