Скачать 142.25 Kb.
|
Жанна Оттовна Баллод Доклад на XIII конференции корееведов России и стран СНГ “Корейский полуостров: время новых вызовов” РОССИЙСКО-КОРЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТАХ НА САХАЛИНЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Сахалинские проекты играют первостепенную роль в энергетическом секторе российской экономики. Значение нефтегазовых месторождений на Сахалине возрастает в связи с подготовкой Россией программы создания в Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учётом возможного экспорта газа на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящий момент на Сахалине представлен весь спектр крупнейших международных нефтегазовых компаний: «Шелл», «Эксон Мобил», «Бритиш Петролеум», «Роснефть», китайские «Синопек» и «КННК», индийская ОНГК. Особым вниманием иностранных инвесторов пользуются проекты «первого поколения» «Сахалин-1» и «Сахалин-2», деятельность которых регулируется Соглашением о Разделе Продукции (СРП) от 1994 и 1995 гг. С 2007 года в рамках проектов началась крупномасштабная промышленная добыча углеводородов. В 2008 году объем иностранных инвестиций только в проект «Сахалин-2» составил $5,3 млрд.1 Участие Республики Корея в миллиардных проектах ограничивается ролью крупного подрядчика или покупателя: ремонт платформы Молипак, сооружение корпуса плавучего нефтехранилища «Оха» и нефтедобывающих платформ, строительство нефтяного терминала на Де-Кастри и прокладка к нему нефтепровода с Сахалина. Следует отметить, что поставка в Южную Корею на протяжении 20 лет сжиженного природного газа (СПГ) в количестве 1.5 млн т СПГ в год по соглашению между корейской газовой компанией (Когаз) и консорциумом «Сахалин Энерджи», подписанному в 2005 году в рамках проекта «Сахалин-2», несомненно, стала крупнейшим прорывом в российско-корейском топливном диалоге. Тем не менее, российско-корейское сотрудничество в нефтегазовых проектах Сахалина в целом едва ли можно назвать успешным. Несмотря на неоднократные заявления о желании войти в «Сахалин-2» или в состав участников разработки месторождений проекта «Сахалин-3», до сих пор Южная Корея не представлена ни в одном из сахалинских проектов. Ситуция тем более парадоксальна, что успешному партнерству России и Южной Кореи по освоению сахалинских месторождений, казалось бы, способствует ряд предпосылок: географическая близость Сахалина; потребность России в инвестициях для освоения новых нефтегазовых месторождений ; готовность Южной Кореи вкладывать в них; стремление Южной Кореи диверсифицировать импорт энергоносителей; Российская стратегия по выходу на энергетический рынок Азии. Данная статья ставит целью проанализировать российско-корейский диалог относительно взаимодействия в нефтегазовых проектах на Сахалине с тем, чтобы выявить факторы и условия, препятствующие плодотворному сотрудничеству двух стран и предложить способы решения. Для этого целесообразным видится рассмотреть динамику развития российско-корейского партнерства по Сахалинским проектам в трех измерениях: в контексте мировой экономической политики, а также в контексте политико-экономических изменений в России и в Республике Корея. Будет проведен сравнительный анализ российско-корейского диалога в период высоких и низких цен на нефть. ^ Всплеск интереса к сахалинским месторождениям со стороны мультинациональных нефтяных компаний и крупных импортеров энергоносителей в 90х годах XX века был вызван рядом событий на международной арене вследствие политической нестабильности на Ближнем Востоке : войной в Персидском заливе и ростом мировых цен на нефть после пожара на нефтяных месторождениях Кувейта. С одной стороны, американские нефтяные компании, недовольные политикой стран ОПЕК, искали пути диверсификации поставок из стран, не являющимися членами этой организации. С другой стороны, Россия, проводившая коренные преобразования в экономике, остро нуждалась в крупных инвестициях. В этот период Россия была готова предоставить иностранным инвесторам наиболее благоприятные для них условия, даже в ущерб собственным интересам, поскольку для самостоятельной разработки новых месторождений в сложных условиях арктического шельфа на Сахалине у России не было ни достаточного капитала, ни технической экспертизы. В таких условиях были сформированы консорциумы Сахалин Энерджи (в рамках проекта «Сахалин-2») и «Сахалин -1». 22 июня 1994 года было подписано первое Соглашение о разделе продукции (СРП) по проекту «Сахалин -2» между Российской Федерацией и администрацией Сахалинской области , с одной стороны, и Sakhalin Energy Investment Company (SEIC), с другой. Второе СРП по «Сахалину-1» было подписано в июне 1996 года. ^
Источник: http://www.sakhalin1.ru/en/project/overview.asp Южная Корея в середине 1990-х годов занимала выжидательную позицию и не торопилась инвестировать в Российские месторождения, опасаясь высоких политических и экономических рисков экономики переходного периода. Российско-корейское партнерство в Сахалинских проектах ограничивалось спотовыми закупками нефти корейскими компаниями “SK” and “GS Caltex, но объем закупок был невелик2. Так, 21 сентября 1999 в Южную Корею была отгружена первая партия сырой нефти с сахалинского шельфа в объеме 81 тысяч тонн. В период низких цен на нефть в середине 1990х Южная Корея не видела необходимости в диверсификации поставок энергоносителей. Несмотря на то, что после 1994 года кривая стоимости нефти пошла вверх, этот вопрос не был включен в « повестку дня» корейской государственной газовой компании Когаз и корейской национальной нефтяной корпорации KNOC, поскольку после финансового кризиса 1998 года рост корейской экономики замедлился а , следовательно, снизилась и потребность страны в нефти и газе. Поэтому в 1999 году корейская сторона проигнорировала предложение официальной делегации Государственной Думы РФ о долевом участии в проекте «Сахалин-1» путем приобретения 19% от 40% акций Сахалинморнефтегаза, дочерней компании Роснефти3. После отклонения предложения Кореей, 19% доля на участие была продана индийской компании ONGC Videsh Ltd. ^ Пожалуй, наиболее удачным моментом для вхождения Республики Корея в сахалинские проекты могли бы стать 2000-2001 годы, когда обе страны преодолели финансовый кризис. Благодаря предпринятым правительством мерам южнокорейская экономика довольно быстро восстановилась после финансового кризиса: в 1999 рост ВВП достиг 10%, а в 2000 – 9%. 4На фоне растущих мировых цен на нефть ( они достигли 25$ за баррель против 10$ в начале 1990х) в Корее увеличивалось потребление нефти и газа в связи с развитием экономики. Российская Федерация в этот период испытывала недостаток в прямых иностранных инвестициях в энергетический сектор, которые в 2000 году составляли всего $ 4,4 миллиарда или 10% от общей суммы FDI в Россию. $1,6 миллиарда из этой суммы удалось привлечь двум крупнейшим сахалинским консорциумам . Прямые инвестиции в них составили 36,6% от всех зарубежных прямых инвестиций в Российскую экономику. Таким образом, в 2000-2001 годах внимание иностранных инвесторов «было приковано» к международным проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые пользовались поддержкой правительства России. Реализация проектов по разработке месторождений на сахалинском шельфе на этом этапе поддерживалась пришедшей к власти администрацией Владимира Путина. Центром стратегических разработок под руководством Г. Грефа была подготовлена программа «Стратегия развития России до 2010», ключевая роль в которой отводилась созданию инвестиционного климата, благоприятного для привлечения иностранного капитала. Президент Владимир Путин, посетивший Сахалин в 2000 году, объявил о шагах по совершенствованию законодательной базы для успешной реализации СРП, что, в свою очередь, должно было привлечь иностранных инвесторов. Несмотря на неоднократные предложения российской стороны об участии в инвестиционных проектах на Сахалине , корейская сторона не предпринимала никаких активных шагов к энергетическому сотрудничеству. На участии Южной Кореи в нефтяных и газовых проектах Сахалина настаивал губернатор Сахалинской области И. Фархутдинов во время своего визита в Сеул в 2001 году.5 Внимание И.Фархутдинова было сосредоточено на возможной инвестиции Южной Кореей в проекты «Сахалин 1» и «Сахалин 2», разработка которых велась в прибрежной полосе Охотского моря. Совместно с Российским посольством была организована презентация проектов. Но никакие официальные соглашения или обещания со стороны Южной Кореи не были составлены. ^ Республика Корея не проявляла должного интереса к участию в сахалинских проектах вплоть до 2004 года. Важно заметить, что многие специалисты считают этот год началом эпохи высоких цен на нефть. Если в 2003 году среднегодовая стоимость барреля нефти сорта Brent составила 28,9 $, то в октябре 2004 года нефть преодолела психологический пик в 50$ за баррель.6 Нестабильность на Ближнем Востоке в результате антитеррористической кампании США и войны в Ираке привела к резкому скачку цен на энергоносители, возникла угроза безопасности поставок из этого региона. С другой стороны, Южной Корее удалось в короткие сроки побороть последствия финансового кризиса и возобновить экономический рост, что привело к увеличению энергопотребления. В 2003 году Южная Корея потребляла примерно 19 млн т СПГ, что составляло 16% от мирового потребления СПГ.7 В 2004 году копания Когаз обратилась с просьбой сделать конкретные предложения по поставкам сырья к крупнейшим производителям СПГ, включая сахалинскую компанию, в связи с окончанием в 2007 году 20-летнего контракта на покупку индонезийского сырья у американской ExxonMobil.8 В следующем 2005 году министерство торговли, промышленности и энергетики Республики Корея объявило о победе проекта "Сахалин -2" в конкурсе на поставку в Южную Корею сжиженного природного газа (СПГ) в количестве 1.5 млн т СПГ в год, с дополнительной возможностью на поставку 0.5 млн т газа в год. Одновременно Республика Корея впервые заявила о своем интересе к месторождению «Сахалин-3», которое предполагает разработку четырех блоков, расположенных на шельфе Охотского моря: Киринского, Восточно-Одоптинского, Айяшского и Венинского. Их прогнозные извлекаемые ресурсы превышают 700 млн тонн нефти и 1,3 млрд куб. м газа. Обсуждение участия Кореи в энергетических проектах на территории России было внесено в повестку дня переговоров на высшем уровне между президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и президентом Республики Корея Но Му Хеном, которые состоялись 22 сентября 2004 года.9 В ходе визита президента Южной Кореи Но Му Хёна в Россию были подписаны: меморандум по совместной разработке компаниями «Роснефть» и Корейской национальной нефтяной компанией («Korea National Oil Corporation») проекта «Сахалин-3» (добыча нефти на Венинском блоке шельфа Сахалина) и участка Западно-Камчатского шельфа Охотского моря (предполагаются инвестиции в геологоразведку в объёме 250 млн. долларов). «Энергетический диалог» между руководством двух стран получил продолжение во время встречи президента В.Путина и южнокорейского президента Но Му Хена на саммите АТЭС в Пусане в ноябре 2005 года. По итогам встречи был подписан Российско-корейский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества, который предусматривал активизацию сотрудничества в освоении и транспортировке из районов Дальнего Востока России сырой нефти и газа и изучения возможного участия Республики Корея в работах по сооружению нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан.10 Вопреки ожиданиям, никаких практических результатов в топливном сотрудничестве двух стран достигнутые договоренности не дали. Отчасти это связано с изменениями в Российской нефтегазовой политике. По мере роста мировых цен на энергоносители росло и благосостояние страны. К 2005 году финансовое положение России улучшилось настолько, что государство могло самостоятельно осваивать месторождения. Приоритетным направлением политики администрации Президента Владимира Путина стало возвращение государственного контроля над природными запасами страны . В рамках этой стратегии Газпром начал осуществлять политику, направленную на приобретение газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также придание им федерального статуса.11 В связи с этим в 2004 году поменялась стратегия «Газпрома» в отношении ресурсов Сахалина. Сахалинские месторождения не входили в сферу интересов газпрома ввиду необходимости больших капиталовложений в отсутствующую инфраструктуру. В конце 2004 года во время переговоров о слиянии «Газпрома» и «Роснефти», которая имеет солидные активы на Сахалине, в том числе 20% в проекте «Сахалин-1», глава «Газпрома» Алексей Миллер впервые сообщил, что Сахалин является одним из приоритетных центров добычи нефти и газа. После принятия в июне 2006 года закона «Об экспорте газа», закрепляющего за компанией монополию на экспорт газового топлива, неохваченными остались лишь потенциальные загранпоставки газа с трех сахалинских проектов, осуществляемые на основе соглашений о разделе продукции. В 2006 году президент Путин заявил о том, что СРП в отношении сахалинских проектов были заключены на невыгодных для России условиях и потребовал их пересмотра. В конце декабря после обнаружения экологических нарушений при реализации проекта российская монополия купила контрольный пакет компании Sakhalin Energy – оператора «Сахалина-2» – за $7,5 млрд.12 В ответ на действия газпрома ряд экспертов рекомендовали Южной Корее воздержаться от наращивания энергетических связей с Россией. Так , специалист по корейской энергетической политике Ферейдан Фешараки , критикуя соглащения Кореи с Газпромом, писал: «Россия выкручивает руки, выжимая политические выгоды».13 ^ К 2006 году Южная Корея занимала 5-е место в мире среди стран-импортеров нефти и 2-е место в мире по объему импорта СПГ. Поэтому проблема диверсификации поставок энергоносителей стояла перед страной как никогда остро. На заседании Российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству , состоявшейся 12 октября 2006 года, Министр финансов Кореи Кван О Гю заявил, что республику интересуют участие в разработке «Сахалина-3» и поставки газа с «Сахалина-2». Раннее в январе 2004 г. правительственная комиссия по вопросам реализации соглашений о разделе продукции аннулировала итоги проведенного в 1993 г. конкурса по "Сахалину-3", в котором победили американские компании ExxonMobil и ChevronTexaco. "Роснефть" в 2004 году подписывала меморандум о взаимопонимании по совместному освоению Венинского блока с Korea National Oil Corporation (KNOC), однако потом без объяснения причин поменяла партнера.14 В 2005 году к участию подключилась китайская корпорация Sinopec, которая приобрела 25% плюс одну акцию. После Российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству 2006 года корейцы были занесены в список стратегический партнеров «Роснефти». Однако переговоры о передаче корейской нефтекомпании 25,1% блокпакета в проекте «Сахалин-3», принадлежащей Сахалинской нефтяной компании, который «Роснефть» собиралась выкупить и перепродать иностранныс партнерам, окончились безрезультатно.15 Cовместные работы "Роснефти" и китайской нефтедобывающей компании Sinopec на нефтеносных площадях участков шельфа в рамках проекта "Сахалин-3" начнутся в 2008 г. В настоящее время на месторождении проводятся разведочные работы. Ресурсы "Сахалина-3" (т.н. Венинский блок) оцениваются в 170 млн тонн нефти и 260 млрд куб. м газа. Вопросы двустороннего экономического взаимодействия стали центральной темой состоявшегося в сентябре 2008 года саммита между южнокорейским Президентом Ли Мен Баком и Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Российская сторона приветствовала намерение корейской стороны участвовать в конкурсах и аукционах на право пользования недрами, в строительстве нефте- и газохимических комплексов, станций сжиженного газа в регионе российского Дальнего Востока. ^ В данный момент участие Южной Кореи в проектах по разработке углеводородных проектов сахалинского шельфа остается под вопросом. Корейские эксперты высоко оценивают значение Сахалина и рекомендуют принимать участие в аукционе на месторождения из нераспределенного фонда недр, чтобы сбалансировать поставки с Ближнего Востока и Средней Азии.16 В условиях ужесточающейся борьбы за доступ к энергоресурсам политика РК была недальновидной. Не были приняты во внимание интересы и стратегия российских игроков, переоценены политические и экономические риски. Эпоха низких цен на нефть, когда российские компании видится как наиболее благоприятный период для вхождения РК в сахалинские проекты в качестве участника. Очевидно, что столкнувшись с финансовым кризисом при падающих ценах и спросе на энергоносители, Россия будет испытывать потребность в привлечении дополнительных инвестиций. Для Кореи ситуация усугубляется тем, что между странами Азиатского региона развернулась борьба за доступ к ресурсам. Настойчивые попытки войти в состав участников проекта «Сахалин-3» продолжают нефтегазодобывающая компания Индии Oil & Natural Gas Corp17, максимальный интерес к блокам месторождения проявляет Япония. 2 Кан Мин Су, “Энергетическое сотрудничество Республики Корея со странами постсоветского пространства», диссертация, Москва, 2007. 3 Ким Ен Ун, «Образ Кореи в России», Доклад на 18-й ежегодной конференции ИДВ РАН – Центр АТР Ханьянского ун-та Москва, 18-19 июня 2007 г. 4 М.М. Стеклов Энергетическая политика Республики Корея в Корея – Новые Горизонты, ИДВ РАН, Москва, 2005. 8 "Сахалин Энерджи" будет поставлять газ в Южную Корею с 2008. 16.02.05. http://www.inmarsys.ru/news/news.asp?filename=20050216103539.xml 13 Fereidun Fesharaki, The global oil and gaz market: paradigm shift and implications for Korea, Institute for Global Economics, 07.2007 (세계경제연구원), стр.9. 16 동북아에네지협력연구, 사하린 에네지자원광구개발참여전략 II, 산업자원부, 에너지경제연구원 04.2006 17 RBC DAILY 07.05.2008. http://www.rbcdaily.ru/2008/05/07/tek/341419 |
![]() | Исторические особенности изменения геополитического положения России и стран СНГ. Современное геополитическое положение России и... | ![]() | К участию в Конференции приглашаются ученые, преподаватели, аспиранты, докторанты, студенты вузов и ссузов, ведущие научные исследования... |
![]() | Корейском полуострове и в первую очередь изменения, касающиеся взаимоотношений его двух стран, а также их отношений с окружающим... | ![]() | Все граждане России и стран СНГ при въезде на территорию Финляндии и других стран Шенгенского соглашения должны иметь визу |
![]() | Пермского государственного национального исследовательского университета. В конференции могут принять участие студенты, аспиранты... | ![]() | Пермского государственного национального исследовательского университета. В конференции могут принять участие студенты, аспиранты... |
![]() | Итоги II международного конкурса научных работ студентов и аспирантов вузов России и стран СНГ | ![]() | Доклад Посла по особым поручениям мид россии, заместителя Представителя Президента России в "Группе восьми", координатора в мид россии... |
![]() | России, а так же знакомство зарубежного зрителя посредством творчества с традициями национальной культуры России и стран СНГ | ![]() | Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного... |