Лекция Предмет и задачи эстетики




НазваниеЛекция Предмет и задачи эстетики
страница1/6
Дата публикации02.07.2013
Размер0.68 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6

ЛЕКЦИИ

ПО ЭСТЕТИКЕ

Оглавление

Лекция 1. Предмет и задачи эстетики………………………….. 3

Лекция 2. История эстетических учений ……………………… 5

Лекция 3. Эстетика Средних веков

и эпохи Возрождения ……………………………………………. 9

Лекция 4. Эстетика Нового времени ………………………… 12

Лекция 5. Европейские художественные

Направления в XIX-XX веках ……………………….. ……….17

Лекция 6. Эстетическое отношение

к действительности ……………………………………………..21

Лекция 7. Искусство как высшая форма эстетической

деятельности …………………………………………………….32

Лекция 1. Предмет и задачи эстетики


Определения эстетики.
Эстетика и другие науки.

Определения эстетики


Исторически сложился целый ряд определений эстетики, которые, отражают развитие ее содержания.

1. ^ Эстетика – учение о красоте и об искусстве. Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен 1750 г.

2. ^ Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.

3. ^ Эстетика – это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания. Создателями эстетических концепций являются те же авторы, которые вошли в историю философских учений, ибо вопрос о красоте – не какой-то частный вопрос. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: что есть человек, каково его место в этом мире, какими способностями он обладает. Способность понимать прекрасное составляет специфику человеческого бытия, ибо воспринимать красоту и творить прекрасное может только человек. И наоборот: настоящим человеком является тот, кто может видеть и творить по законам красоты. Эстетика занимается философским обоснованием прекрасного и философской интерпретацией искусства.

4. Баумгартен образовал термин «эстетика» от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие) и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». Чувства, о которых писал немецкий мыслитель, отличаются от простых ощущений, это душевные переживания, развиваемые с помощью изящных искусств. Философия XVIII века подразделяла способности человека на разум, волю и чувства, и в соответствии с этим выделяла три главные философские науки: логику, этику и эстетику. Необходимость выделить прекрасное в особую сферу появилась тогда, когда в общественной практике наука потеснила искусство. Эстетика стала напоминанием о полноте жизни, о необходимости не только рационального, но и эстетического отношения к миру.

5. Эстетика – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности. Это современное синтетическое определение показывает, что эстетическое отношение находится в ряду других видов отношения человека к миру. Кроме того, оно не сводится к прекрасному, эстетическое отношение выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остается эстетическим идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально.

Сущность эстетического отношения к действительности становится понятной в сравнении с познавательным и нравственным отношением к миру.

^ Познавательное отношение характеризуется такими параметрами как: повторяемость и универсальность его результатов, доказательность знания. Объект познавательного отношения предстает безлично, и познающий субъект тоже абстрагируется от своих личностных свойств. В противовес этому эстетическое отношение предельно личностное, в нем субъективность не только не мешает, но позволяет выявить закономерности прекрасного. Эстетическое отношение дает чувственное постижение закономерностей мира.

^ Нравственное отношение к действительности отличается нормативностью (оно строится в соответствии с правилами), ригористичностью (правила морали не выбираются участниками, а предписываются им), наличием санкций за неисполнение норм. В отличие от этого эстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности.

Эстетика и другие науки


 Как уже отмечалось, эстетика – философское учение, она изучает эстетическое отношение как одно из фундаментальных особенностей человеческого бытия. Эстетика исследует психологию творческого процесса и психологию художественного восприятия. Эстетика включает также социологию искусства, анализ роли искусства в общественной жизни, а также интересуется социальными предпосылками тех или иных представлений о красоте. Эстетику и культурологию объединяет внимание к художественной культуре, выработанной человечеством. Искусствоведение занимается анализом тенденций в художественном процессе, оно специализировано в соответствии с разными видами искусства, эстетика же изучает сущность и функции всякого искусства, базовые закономерности его развития. Наконец, художественная критика, которая разбирает конкретные произведения, поставляет эстетике конкретный материал для анализа, и в свою очередь, руководствуется общими эстетическими критериями.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Предмет и задачи эстетики iconЛекция 17 165 органы кроветворения и иммунологической защиты 165
Лекция Предмет и задачи гистологии, цитологии и эмбриологии. Цитоплазма клетки, органеллы и включения. Симпласты и синцитии

Лекция Предмет и задачи эстетики iconЛекция № История развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Предмет, методы, задачи

Лекция Предмет и задачи эстетики iconИстория античной эстетики аристотель и поздняя классика история античной эстетики, том IV
Стилистическое отличие от Платона. – Сочинения Аристотеля, имеющие отношение к эстетике. – Незначительная ценность хронологических...

Лекция Предмет и задачи эстетики icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

Лекция Предмет и задачи эстетики iconЛекция 1 «предмет и задачи курса»
Введенская Л. А., Павлова Л. Г, Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

Лекция Предмет и задачи эстетики iconЛекция Тема Предмет и задачи биотехнологии, основные этапы развития науки
Биотехнология как наука, предмет, объекты и основные цели. Этапы развития биотехнологии. Связь биотехнологии с биологическими, химическими,...

Лекция Предмет и задачи эстетики iconИстория античной эстетики поздний эллинизм история античной эстетики, том VI
Настоящий том истории античной эстетики{1} посвящен периоду, который мы условно называем поздним эллинизмом. Вообще говоря, этот...

Лекция Предмет и задачи эстетики iconЛекция Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды 43 Понятие «личность»
Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее приклад-ные задачи

Лекция Предмет и задачи эстетики iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия
Лекция II. Судебная власть и правосудие

Лекция Предмет и задачи эстетики iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов