2. Занятие философия нового времени




Название2. Занятие философия нового времени
страница1/5
Дата публикации02.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5
Тема 2. Занятие 2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Содержание лекции

Философия Нового времени. Формирование буржуазного общества. Критика религии, догматизма, средневековой схоластики. Научная революция ХУП в. (И. Ньютон). Проблема метода познания в философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Эмпиризм и рационализм. Создание механической картины природы. Понятие субстанции в философии XVII-ХVIII вв. Проблема человека в философии просвещения (Вольтер, Руссо). Страсти и разум. «Частный интерес» и «общая справедливость». Французский материализм и его трактовка человека и общества (П. Гольбах и др.).

Классическая немецкая философия. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы. Философские позиции И. Канта. Наука и нравственность. Философские концепции Гегеля. Идеалистическая диалектика. Антропологический материализм Фейербаха и гуманизм.

Вопросы лекции

1. Система философских учений 17-18 веков

2. Проблема онтологии и гносеологии в философии Нового Времени

3. Классическая немецкая философия
* * *

Возрождение и его философия знаменовали поиски новых способов социальной жизни и других форм их объяснения, иного содержания философствования. Процесс обновления мировоззренческих позиций окончательно оформился в эпоху Нового времени, когда окончательно произошел разрыв со схоластическим объяснением мира.

Это было требование жизни, для этого имелись свои предпосылки: 1) социально-экономического и 2) естественно-научного характера.

1) Буржуазные революции в Нидерландах и Англии способствовали формированию нового способа производства и новых социальных отношений, потребовавших нового типа личности, свободной от экономических и идеологических шор, ориентированной на активное предпринимательство. Экономическая деятельность, развитие промышленного производства, интересы реальной практической жизни ориентируют общество на действительное познание мира, опирающееся не на догматы Библии, а на практический опыт.

2) Естествознание, выполняя социальный заказ общества, активно вторгается в познание природы, предлагает свои выводы для нужд производства, стимулируя тем самым экономические отношения. Формирование естествознания в этот период определяется переходом от единичных факторов к системному, целостному изучению природы, что, в свою очередь, предполагает выделение проблем теории познания в качестве самостоятельной области исследования.

Стремление к систематизации, количественный рост и усиление дифференциации наук требуют не только глубокого причинно-следственного объяснения взаимосвязи между отдельными процессами действительности, но и создания целостной картины мира, опирающейся на новую науку.

Философия Нового времени начинается в 17 в. учениями Френсиса Бэкона и Рене Декарта и заканчивается системой классической немецкой философии.

Философия Нового времени характеризуется

во-первых, целой гаммой философских учений с множеством онтологических, гносеологических и антропологических оттенков,

во-вторых, глубоким и всесторонним осмыслением проблем бытия, познания, человека и общества.

Учебные задачи лекции:

1. Уяснить характер развития философской мысли в Новое время.

2. Рассмотреть главные черты философских взглядов основных представителей рассматриваемых периодов.

3. Показать особенности исследования проблем онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии в Новое время.

4. Определить роль и значение рассматриваемых философских учений для современности.

1. Система философских учений 17-18 веков (См. приложение: Сх. 1)

1.1. Философские взгляды Ф. Бэкона, Т. Гоббса, П. Гассенди, Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Ньютона

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является основоположником метафизического материализма. Фрэнсис Бэкон, барон Веруламский, виконт Сент-Албанский – ученый и политический деятель, лорд-хранитель, а затем и лорд-канцлер во время правления Якова I Стюарта, автор философских произведений «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида» и др.

Характеризуя материю как вечную основу и первопричину всего сущего, Бэкон учил, что она состоит из многих подвижных «форм», или законов, являющихся источниками и причинами различных движущихся «натур» – простейших качеств (тяжести, теплоты, цвета и др.), из которых и образуются все вещи природы. Количество материи постоянно, «... из ничего ничего не происходит», «ничто не уничтожается»,- утверждал он.

Движение – вечное прирожденное состояние материи, по взглядам Бэкона, но все многообразие движения он сводил к девятнадцати, в основном механическим, формам: сопротивление, колебание, инерция, возбуждение, впечатление, освобождение и др. Перводвигателем считает бога (деизм).

Сознание считает свойством всей материи (гилозоизм), живая материя отличается от неживой только количеством сознания.

В теории познания Бэкон активно выступает против схоластики, скептицизма и агностицизма, утверждая, что мир познаваем. Истинное знание дают органы чувств (сенсуализм). Разум обрабатывает данные органов чувств, но на пути познания природы лежит множество препятствий – идолов, вызываемых искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Целью знания должна стать способность науки увеличить власть человека над природой.

В общественной жизни ведущее место Бэкон отводил науке и правителям, выдающимся личностям, которые для успешного управления обществом умело сочетают метод кнута и пряника.

Материализм Бэкона был систематизирован и развит дальше Томасом Гоббсом (1588-1679), который придал системе Бэкона более механистический характер, признавая движение материи лишь в одной форме – простого перемещения тел в пространстве. К такому движению Гоббс сводит и психическую деятельность животных и человека.

Т. Гоббс вошел в историю социальной мысли как автор теории договорного государства – теории общественного договора, согласно которой люди, чтобы прекратить войну всех против всех, пришли к осознанию необходимости достичь мира путем ограничения собственных прав, заключили между собой договор о перенесении части своих прав на одно лицо или на собрание лиц, а те, в свою очередь, выражая общую волю народа, защищали людей от посягательств на их жизнь и свободу.

Французский ученый, физик и астроном, священник, философ Пьер Гассенди (1592-1655) в своем основном труде «Система философии», который вышел после смерти автора, философию разделял на три части: 1) логику, 2) физику и 3) этику.

1) В логике Гассенди, выступая с позиции сенсуализма, анализирует проблему достоверности познания, критикует скептицизм и догматику, а также теорию «врожденных идей» Декарта.

2) В физике Гассенди дальше развивает атомистическое учение Декарта и Эпикура, говорит о первичности атомов как единой субстанции данного нам мира, доказывает объективность, несотворенность и неуничтожимость пространства и времени.

3) В этике Гассенди выступает против аскетической церковной морали, призывает к достижению блага здесь на Земле, а не на том свете, утверждает вслед за Эпикуром, что всякое удовольствие есть благо само по себе. Он говорит об основной добродетели – благоразумии, умении довольствоваться неким минимумом и отказываться от достижения удовольствия любой ценой, от стремления к вульгарному наслаждению.

П. Гассенди, подобно Ф.Бэкону, наряду с чувственной, или неразумной душой (или ее частью) предполагает и наличие интеллектуальной, или разумной души. Первая душа телесна и унаследована от родителей, вторая – совершенно бестелесна, дарована богом, а потому бессмертна, позволяет сделать понятным то, что недоступно чисто чувственному познанию.

Во Франции блестящим философом показал себя Рене Декарт (1596-1650 гг.), гениальный математик, физик, астроном, физиолог. Его основные философские произведения: «Правила для руководства ума», «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии». Декарт так говорит о своем видении предмета философии: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»1.

В вопросах бытия Декарт – дуалист (лат. duo-два). Он признает существование двух независимых друг от друга субстанций – substantia extensa (субстанция распространенная, материя) и substantia cogitas (субстанция мыслящая, дух). Так или иначе, но для их координации Декарт вынужден вводить совершенную субстанцию – Бога, который существует «сам по себе», в котором нуждается все существующее, и который, в конце концов, является гарантией истинности познания.

По Декарту, мир материален, основным атрибутом материи является распространенность (протяженность), все остальные материальные свойства – производные от распространенности. Мир образован из хаоса вращающейся материи, которая является единственным основанием бытия и сама состоит из комбинации огня, воздуха и земли.

Декарт не делает качественного различия между неорганическим и органическим миром, рассматривает животных как своего рода механизмы. Отличие человека от животного заключается в его целесообразной деятельности и речи, то есть в его разумной душе. Заслуга Декарта в том, что он выдвинул и попытался решить проблему 20-го, да, вероятно, и 21-го веков – психофизическую проблему взаимодействия телесного и духовного в человеке.

Отсюда и дуализм Декарта, когда он пытается скоординировать материальное и духовное. С духовной субстанцией он связывает главный атрибут – мышление, под которым понимается не только логическое мышление, но и сознание, в которое, кроме логической стороны включена и психологическая, проявляющаяся как способность человека к произвольным действиям, а не только к непроизвольным, как у животных.

В теории познания Декарт признает познаваемость мира, главным источником познания считает рациональное, основанное на дедукции и врожденных идеях (понятиях, аксиомах, логических законов и т.д.). Критерий истины в разуме. Бог – гарант правильности познания.

Противоречие между антисхоластической методологией, возникшей в связи с требованиями нового естествознания, и идеологией религии получило свое воплощение в деятельности крупного французского ученого и незаурядного философа Блеза Паскаля (1623-1662 гг.). Основное философское произведение – «Мысли».

Паскаль был одаренным математиком, стоял у истоков теории вероятности, имел огромные заслуги перед физикой, став одним из создателей гидростатики.

^ Онтологические построения не играют большой роли в воззрениях Паскаля. На первом плане у него – тема человека, который, будучи в состоянии познать, что такое тело, еще менее может постигнуть сущность духа; всего же непостижимее для него – каким образом тело может соединяться с духом.

В вопросах познания Паскаль в основном стоит на позициях Декарта, но скептически относится к возможности познания бесконечности Универсума и беспредельности микромира. В рамках этого беспредельного человек может познать «умом и сердцем» окружающий мир. Но в этих обстоятельствах истину трудно отделить от заблуждения, человек лишь улавливает видимость явлений, ибо не способен познать ни их начал, ни их конца.

Философский дуализм Декарта преодолел в своих учениях голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677 гг.), главным произведением которого является «Этика».

Спиноза разработал монистическое учение о материальности мира, доказывая системой логических построений, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую природу – «натура натуранс», субстанцию, именуемую Богом (См. Приложение: Сх. 2), существующую в двух формах: материальной и идеальной, и имеющую соответствующие формам атрибуты: протяжение и мышление. Эта природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждается для своего бытия ни в чем другом.

От субстанции – бытия необусловленного Спиноза отличает мир отдельных модусов (состояний субстанции) как вечных и бесконечных (движение и покой, интеллект и воля), так и конечных (телесных и мыслящих).

Согласно Спинозе человек – существо, в котором модусу протяжения – телу соответствует модус мышления – душа. И по тому, и по другому модусу человек – часть природы. Модус души составляет разум и страсти (аффекты). Волю Спиноза отождествляет с разумом, а страстями считает состояния психики: радость, печаль, вожделение. Поведением человека движет стремление к самосохранению и к собственной выгоде. Свободу Спиноза считает зависимой от мотивов, допуская свободу поведения на основе познания необходимости.

В теории познания Спиноза – рационалист. Познание разделил на два основных вида: 1) чувственное – смутное, неопределенное и 2) интеллектуальное – ясное, отчетливое, истинное. Критерием истины считал, как и Декарт, ясность и отчетливость мысли.

В учении об обществе Спиноза продолжал теорию общественного договора Гоббса, хотя, в отличие от последнего, идеальной формой власти считал не монархию, а демократическое правление.

Укреплению материалистических позиций в философии XVII в. служила естественно-научная деятельность Исаака Ньютона (1642-1727 гг.). Основные направления его исследований – оптика, механика, астрономия, объединявшиеся у него на основе математики в единую науку, названную им «натуральной философией», и изложенную им в произведение «Математические начала натуральной философии». Именно в этом труде получила воплощение одна из главных закономерностей историко-философского процесса – тесное взаимодействие философско-мировозренческого и социально-научного знания.

Трактуя материю (подобно всем материалистам-механицистам) как косную массу, Ньютон силой, способной наделить ее движением, считает тяготение. Конкретное движение (перемещение с места на место), как и конкретное пространство, пробегаемое движущимися телами, и конкретное время, которым это движение измеряется, у него относительны. Но наряду с относительными пространством и временем, Ньютон вводит в научный оборот абсолютное пространство как вместилище мировой материи и абсолютное время как непрерывный мировой поток, как некую космическую шкалу для измерения всех бесчисленных космических движений.

В вопросах познания Ньютон стоит на позициях эмпиризма и индуктивизма. Его знаменитый тезис: «Гипотез не измышляю» требует выводить знания из явлений, опыта, систематизируя его данные.

Значение Ньютона в философии и науке заключается также в том, что созданная им классическая механика на долгие годы стала основой единой научной картины мира.

^ 1.2. Философские воззрения Дж. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма

Ровесником Спинозы был английский философ, политик, ученый – медик Джон Локк (1632-1707), основной труд которого «Опыт о человеческом разуме». Он живо интересовался философскими учениями Бэкона, Гассенди, Декарта.

Механически истолковывая природу, Локк под субстанцией понимает универсальную материю, которая собственной силой не в состоянии произвести движение. Будучи деистом, он под силой, приводящей материю в движение и наделяющей ее мышлением, понимает Бога, который и нужен для объяснения первоначального движения, всегда наблюдаемого в эмпирическом мире, и человеческого мышления, которое этот мир исследует. Материя определяет многообразие мира и существование человека.

Важное место в учениях Локка принадлежит проблемам познания. Его позицию в познании можно определить как эмпиристический сенсуализм.

Локк отвергает положение Декарта о врожденных идеях, утверждая, что человеческая душа в начале своей жизни представляла tabula rasa («белую бумагу» без всяких знаков и идей). Заполняет такой «чистый лист» жизненный опыт, который Локк называет внешним опытом (sensation). В нем выражено воздействие внешних, по отношению к человеку, вещей и обстоятельств на его органы чувств. Но человек приобретает и внутренний опыт (внутреннее чувство, размышление, reflexion) как внутренний мир человека, его глубинный опыт, не просто переживаемый, но и познаваемый. Внешний опыт, являясь первичным, формирует внутренний мир человека, который имеет определенную способность, предрасположенность к той или иной деятельности. Познавательная деятельность, таким образом, является сложнейшей композицией отражения внешнего мира всей психологией человека, что придает уникальность гносеологическим процессам субъекта. Именно в этом заключается большой вклад Локка в философскую и психологическую науки.

Из ощущения и рефлексии черпает человек материал своего познания, который сам складывается из так называемых простых идей – наиболее ясных элементов нашего знания, которые даны человеку непосредственно и за которыми скрываются сами вещи. В совокупности внешнего и внутреннего опыта человек получает идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Если первичные качества объектов (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) не зависят от человека, то вторичные (вкус, запах, цвет, звук), присущие объектам, воспринимаются субъективно.

Для того чтобы перейти от простых к общим идеям, необходимо размышление, переход от мнения к знанию. Этот переход осуществляется в три этапа: 1) чувственный, 2) демонстративный (доказательный) и 3) интуитивный (спекулятивный), опирающийся на мышление, задачей которого является обобщение внутреннего опыта, знания. В процессе размышления из простых (элементарных) идей возникают сложные идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или рефлексии: идеи вещей и идеи пространства, времени, субстанции.

Хотя Локк и сомневается в человеческой способности познать глубинную суть вещей, его нельзя считать агностиком, так как, по его мнению, задача человека познать не все, а только важное для практической жизни, а такое познание вполне обеспечено его способностями.

В учении об обществе и государстве Локк, развивая учение Гоббса и Спинозы, говорит, что цель государства – сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда, поэтому государственная власть не может быть произвольной, должна делиться на 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) союзную, федеративную.

Джордж Беркли (1684-1753) в своих сочинениях «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом» открыто выступает против материализма и атеизма.

В решении основного вопроса философии Беркли за первичное брал сознание субъекта (субъективный идеализм). Существующими, по его мнению, можно считать лишь те вещи, которые даны в сфере сознания индивида, и которые представляют собой комбинации различных ощущений, т.е. элементов сознания. Признавая это, Беркли пытается доказать, что материи как объективной реальности не существует. Беркли отрицает объективность не только вторичных качеств (как и Локк), но и первичных – протяженность, форма, тяжесть, плотность, утверждая, что и материя есть только комплекс ощущений, пространство – сосуществование ощущений в субъекте, время – последовательность ощущений, движение – движение ощущений.

Последовательное проведение Беркли субъективно-идеалистического онтологического принципа, приводит его к солипсизму (признанию существования только моего «Я»). Тогда Беркли вводит в действительность духовную субстанцию – Бога, в ощущениях которого существует окружающий мир, и который дает субъекту возможность изучать этот мир.

Давид Юм (1711-1776 гг.) – почти современник Беркли. В своих произведениях «Трактат о человеческой природе» и «Исследование о человеческом познании» отверг материализм Локка и критиковал идеализм и догматизм Беркли, выступая как скептик и агностик.

Источником знаний, как и Локк, Юм считает опыт – деятельность психики, единственно, что нам дано. Элементы опыта, называемые перцепциями, классифицируются в 2 рода:

А. сильные, получаемые через непосредственное взаимодействие с вещами: 1) – от органов чувств (ощущения и восприятия), 2) – от рефлексии (состояния психики – аффекты и страсти);

Б. слабые, получаемые в идеях, в мысли: – 1) образы памяти, 2) образы воображения.

Познание – не отражение объектов в образах, а отражение впечатлений в идеях. ^ Все наши идеи не больше, чем копии сильных перцепций – ощущений. Нельзя теоретически доказать, что есть за нашими ощущениями. В мире нет ничего общего, а только индивидуальные вещи как совокупность ощущений. Понятия как материи, так и Бога не отражают состояний нашей психики, поэтому мы не может достоверно сказать, что они существуют.

Исходя из сказанного, Юм делает вывод, что мир непознаваем, о нем мы можем только судить по нашим ощущениям.

Юм значительно приближается к пониманию активности познающего субъекта. Он заложил также начала феноменологии, основным методом которой является дескрипция: описание (но не объяснение) способов полагания смысла внутренних определений сознания.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Занятие философия нового времени iconУчебники и учебные пособия. Историография истории нового времени...
Сегодня вводное занятие. Тем не менее, мы начинаем с краткой характеристики того, что является объектом изучения историографии и...

2. Занятие философия нового времени iconЗанятие феномен философии в средневековой культуре. Философия в культуре ренессанса и реформации
Занятие философия ее предмет и функции. Философия в культурно историческом контексте

2. Занятие философия нового времени iconТема 11. Культура нового времени европейская культура Нового времени...
Нидерландах и Англии и рационалистической критики – схоластики (средневековая религиозная философия 11-14 вв., отличающаяся непререкаемостью...

2. Занятие философия нового времени iconДЕ. 04. Философия Нового времени и Просвещения
Нидерландский философ XVII века, определивший свободу как познанную необходимость, …

2. Занятие философия нового времени iconАграрные отношения в Западной Европе и Северной Америке во второй половине XVII-XVII вв
Историческое содержание и проблема периодизации нового времени. Основные типы источников для изучения истории нового времени

2. Занятие философия нового времени icon4: Философия Нового времени и Просвещения
Природа же, лишившись внутренней гармонии и живых красок, окончательно «испустила дух» (К. А. Свасьян). Кстати, «обездушенность»...

2. Занятие философия нового времени iconТеоретическая философия. Раздел гносеология (заочникам) раздел философии,...
В философии Нового времени эмпиризм складывается в одну из основных концепций теории познания, ориентированных на практику научного...

2. Занятие философия нового времени icon2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:...
Периоды: история Древнего мира (IV тыс до н э. Vв н э.), Средних веков (V в – XVII xviii вв.); Нового времени (XVII -xviii вв конец...

2. Занятие философия нового времени icon2. Основные типы источников для изучения истории нового времени
Парламента ( стенограф отчеты.) 5) парламент док-ты ( со времени рев-ии), программы партий, записи мат-лов съездов, манифесты револ...

2. Занятие философия нового времени icon3 курс бакалавриата
Типы художественного сознания и стилевые системы в испаноязычных литературах Нового времени (XVIII − XIX вв.)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов