Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии




Скачать 11.44 Mb.
НазваниеИзбранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии
страница1/93
Дата публикации03.07.2013
Размер11.44 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   93
Рубинштейн С.Л.

Избранные философско-психологические труды.

Основы онтологии, логики и психологии.

М., 1997.

463 с.
Содержание:

К-А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

КОНЦЕПЦИИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА.
БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
О месте психического

во всеобщей взаимосвязи явлений

материального мира.
ПРИНЦИПЫ и ПУТИ

РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИИ.
ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К ФИЛОСОФСКИМ ОСНОВАМ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ.
СТРОКИ, НАПИСАННЫЕ СЕРДЦЕМ.

КРАТКИЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКА УЧЕНОГО.
К-А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский
^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

КОНЦЕПЦИИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
С.Л. Рубинштейн (1889-1960) вошел в историю как выдающийся психолог и

философ, методолог и теоретик, научные труды которого представляют собой органи-

ческое единство философски фундированной теории, эксперимента и педагогической

практики. Он создал самобытную философско-психологическую концепцию человека,

его сознания (вообще психики) и деятельности, свободы и творчества, познания и

речи, идеального, субъективного и объективного. Он выдвинул и систематически

разработал субъектнодеятельностный подход в психологической науке и общефило-

софский принцип детерминизма (внешние причины действуют через внутренние

условия). Многие его фундаментальные достижения сохраняют свою силу и

актуальность для новейшей науки, особенно для человекознания. По-новому разра-

батывая наиболее глубокие и в этом смысле вечные проблемы философии и

психологии, он навсегда останется современником всех, кто продвигает их дальше.
Идущая от философии проблема субъекта и его активности (деятельности, обще-

ния, созерцания и т.д.) систематически и последовательно разработана и разрабаты-

вается в психологии главным образом на методологической основе субъектно-деятель-

ностного подхода. Он восходит прежде всего к известной статье С.Л. Рубинштейна

"Принцип творческой самодеятельности", впервые опубликованной в Одессе в 1922 г.
В 1994 г. в "Историко-философском ежегоднике" впервые напечатана очень

близкая по содержанию к этой статье 1922 г. рубинштейновская рукопись 1917-18 гг.

[II]. В данной работе 28-летний Рубинштейн анализирует достижения и недостатки

неокантианской философии в той ее версии, которая была создана главой

Марбургской школы Г. Когеном (1842-1918), и развивает ряд своих идей о субъекте,

его деятельности и т.д. Рубинштейн очень хорошо узнал в период учебы в

Марбургском университете Когена и глубоко уважал его как одного из своих учителей

и как одного из референтов (оппонентов?) при защите своей докторской диссертации

(см. дальше). Уже тогда Рубинштейн начал прокладывать свой оригинальный путь в

науке и, имея перед собой образец высокой философской культуры в лице Г. Когена и

П. Наторпа, он, однако, не стал их правоверным учеником-неокантианцем (см.

подробнее [4]).
В своей рукописи 1917-18 гг. Рубинштейн не соглашается прежде всего с основной

идеей идущего от Платона и Канта когеновского идеализма: "Познание становится

prius'OM [первым, первичным, предшествующим - Авт.] в объективно-логическом

смысле, и бытие оказывается производной функцией понания" [II. С. 231]. Если для

Когена "бытие покоится не в самом себе", поскольку "мысль создает основу бытия",

то для Рубинштейна никакой конечный комплекс понятий и определений не может

исчерпать бытие. "Оно есть бесконечное Нечто, таящее в себе никаким конечным

комплексом определений неисчерпаемую содержательность, которая поэтому

полагает бесконечный процесс познания, т.е. бесконечную систему знания" [Там же.

С. 241]. Рубинштейн категорически возражает против исходного фундаментального

положения идеализма о том, что "бытие не существует, а полагается мыслью", что

"мысли ничего не может быть дано, мысль сама порождает все свое содержание,

содержание бытия". Вместе с тем он отвергает и материализм, который "совершил

уже свое опустошительное шествие", а также другую, "более утонченную форму

натурализма" - психологизм [II. С. 234]'.
' Тем самым Рубинштейн прокладывал "третий путь" в философии - третий по отношению к идеализму

и материализму. Ясно, что после революции он мог называть этот путь только диалектическим

материализмом.
439
Принципиально важной является трактовка Рубинштейном социальной сущности

человека и его деятельности. Развивая дальше некоторые идеи Когена в ходе

осмысления данной проблемы с позиций этики, Рубинштейн писал: "Этический субъект

самоопределяется, и, самоопределяясь, он впервые самоосуществляется в своих

деяниях. Но этическое Деяние человека предполагает другого человека как другой

этический субъект (другого этического субъекта? - Авт.). Потому что этическое

деяние существует только в отношении к человеку как личности, в отношении к вещи

есть лишь действие, есть лишь какой-нибудь физический или психический акт, но не

деяние. Деяние есть лишь в отношении человека к человеку, и в отношении человека

к человеку есть только деяние ... Самоопределение делает абсолютно очевидным, что

этический субъект не есть изолированный индивидуум, это был бы абстрактный

индивидуум, т.е. абстракция, а не индивидуум. Я не существую без другого; я и

другой сопринадлежны" [II. С. 252-253].
Всю эту систему идей о субъекте и его деяниях Рубинштейн развивет дальше в

своей вышеупомянутой статье 1922 г. В целом общая исходная позиция автора

такова: существует "объективное бытие, некоторое самостоятельное целое",

относительно завершенное и имеющее "в себе обоснованное существование". Задача

науки состоит в том, чтобы познать бытие - "познать то, что есть, так, как оно есть".

С этих позиций в статье критикуется "общая схема" идеализма, который превращает

бытие только в содержание сознания, мир - только в "мое" представление.
На такой основе Рубинштейн раскрывает сложнейшую диалектику объективного и

субъективного, т.е. одну из главных характеристик деятельности (прежде всего

познавательной). По его мнению, необходимо, но недостаточно ограничиваться

слишком общим утверждением, что объективность знания состоит в независимости его

предмета от познания. Он показывает, что в "реалистической" философской системе

(т.е. по существу в метафизическом материализме), например у Д. Локка, это общее

утверждение ошибочно конкретизируется через соотношение вторичных (субъектив-

ных) и первичных качеств, поскольку лишь первичные относятся к объективному

бытию. Рубинштейн справедливо критикует подобные неверные точки зрения за то,

что они устанавливают как бы "обратную пропорциональность" между субъективным

и объективным в познавательной деятельности субъекта: чем больше сфера

познаваемого содержания (например, вторичные качества) обнаруживает свою

зависимость от познающего субъекта, тем дальше соответственно этому отодвигает-

ся сфера объективного бытия.
В данном отношении особенно резкой критики, по мнению Рубинштейна, заслужи-

вает позитивизм, доводящий до предела вышеуказанную обратно пропорциональную

зависимость. С точки зрения позитивиста (и в частности, эмпирика), объективным

может быть лишь то, что дано непосредственно, т.е. помимо познавательной деятель-

ности субъекта, которая тем самым как бы стремится к нулю (если же знание

получено в результате такой деятельности, оно признается лишь субъективным и

потому неадекватным). Очень отчетливо эта позитивистская трактовка объектив-

ности выступает на примере чувственного познания. Последнее характеризуется как

чистая рецептивность, т.е. полная пассивность и антипод (отрицание) деятельности. В

итоге деятельность вовсе изгоняется из познания, поскольку она, будучи всегда

субъективной (т.е. осуществляемой только субъектом), якобы, лишь искажает

объективность знания. Но тогда неизбежен конфликт между объективностью знания и

творческой самодеятельностью субъекта. Разрешение данного конфликта и является

главной задачей статьи.
Таким образом, критикуя и преодолевая локковскую, позитивистскую, а затем

также и кантовскую теории, Рубинштейн показывает, что все они в той или иной

степени пытаются реализовать общий критерий объективности познания, но делают

это неадекватно, поскольку не учитывают подлинной диалектики объективного и

субъективного, характеризующей любую деятельность субъекта. Иначе говоря,
Рубинштейн возражает здесь не вообще против вышеуказанного критерия объектив-

ности знания, а только против ошибочных трактовок этого критерия. Например, он

справедливо критикует И. Канта за то, что для него данный критерий выступает

лишь как негативный и чисто внешний - без учета сложнейших содержательных

соотношений между субъектом и объектом, раскрываемых в ходе деятельности даже

на уровне чувственности, не являющейся тем самым пассивной рецептивностью.

Особенно важна и до сих пор весьма актуальна критика Рубинштейном известного

кантовского положения о том, что "связь - единственное из представлений, которое не

может быть дано объектом". Автор преодолевает это неверное положение Канта,

противопоставляя ему иное, - правда, как он сам пишет, еще довольно абстрактное -

понимание объективности: объективность какого-либо комплекса содержаний должна

определяться взаимоотношениями элементов того же комплекса, тем самым завер-

шенного в своем собственном содержании. Иначе говоря, элементы его содержания не

являются внешними друг для друга; напротив: они включаются друг в друга и

отношения, существенные для данного объекта, не находятся вне него (вопреки

Канту).
На этой основе Рубинштейн стремится преодолеть справедливо критикуемый им

конфликт между объективностью знания и творческой самодеятельностью субъекта.

По его мнению, между ними нет антагонизма: объективность не только не исключает,

а, наоборот, предполагает творческую самодеятельность, поскольку объективное

знание не должно быть пассивным созерцанием непосредственной данности; оно

является конструктивным, т.е. конструируется, создается, формируется в ходе

творческой самодеятельности. Тем самым между объективным и субъективным

намечается как бы "прямая (а не обратная) пропорциональность": чем более активен в

своей деятельности субъект, тем более объективным станобится конструируемое им

знание об объекте. Рубинштейн тоже ратует за "объективизм", который познает "то,

что есть, так, как оно есть", но он не отождествляет его с пассивизмом, который

"приемлет то, что дано, так, как оно дано".
Всю эту сложнейшую проблематику Рубинштейн разработал намного более

глубоко, детально и четко в своих последующих рукописях, статьях и книгах, и

прежде всего в обеих своих философских монографиях "Бытие и сознание" (1957) и

"Человек и мир" (1973), где были наиболее строго и точно соотнесены друг с другом

онтологический (бытие) и гносеологический (объект) аспекты проблемы. По

Рубинштейну, "бытие существует и независимо от субъекта, но в качестве объекта

оно соотносительно с субъектом. Вещи, существующие независимо от субъекта,

становятся объектами по мере того, как субъект вступает в связь с вещью и она

выступает в процессе познания и действия как вещь для нас". (Наст. изд. С. 40.)
Началом всей этой философско-психологической концепции и является статья

1922 г. В заключение статьи Рубинштейн раскрывает уже совсем общее понимание

деятельности (не только познавательной) в соотношении с личностью и дает первую

формулировку своего будущего принципа единства сознания и деятельности, вообще

субъектно-деятельностного подхода: "Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей

творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них

созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он

есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.

На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в

большом стиле" (Наст. изд. С. 443).
В процитированной весьма сжатой формулировке уже содержится ядро всей

будущей теории Рубинштейна, которую он неотступно разрабатывал на протяжении

последующих почти 40 лет. Главная идея этой теории состоит в том, что человек и

его психика формируются, развиваются и проявляются в деятельности. По мнению

Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностя-

ми: 1) это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины),
точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть

взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она необходимо является предметной,

содержательной; 3) она всегда является творческой и 4) самостоятельной. Отметим

пока очень кратко, что самостоятельность здесь вовсе не противостоит совместности.

Напротив, именно в совместной деятельности реализуется ее самостоятельность.

Рубинштейн уже в этой статье 1922 г. исходит из того, что, например, учение есть

совместное исследование, проводимое учителем и учениками.
Лишь при таком широком и многостороннем подходе к деятельности можно

раскрыть ее формирующую, созидательную роль в развитии человека. "В творчестве

созидается и сам творец, - подчеркивает Рубинштейн. - Есть только один путь - если

есть путь - для создания большой личности: большая работа над большим творением.

Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она

живет..." (Наст. изд. С. 443).
Для того чтобы правильно понять и оценить все новаторство и глубину этой

зарождающейся философско-психологической концепции Рубинштейна, необходимо

хотя бы кратко раскрыть тот общий исторический контекст, в котором проходила

первая стадия ее становления. Известно, что проблема деятельности как специфи-

ческой активности, присущей лишь человеку, впервые глубоко и систематически была

поставлена и разработана в немецкой классической философии от Канта до Гегеля.

Особенно значительна в данном отношении заслуга Гегеля, который начал раскры-

вать сущность труда (т.е. важнейшего вида деятельности) и пришел к пониманию

человека как результата его собственного труда. Однако в системе гегелевской

философии человек выступает, как известно, лишь в виде духа или самосознания.

Гегель исходит из "чистого" мышления, "чистого" сознания, т.е. природа и весь

предметный мир, порождаемый человеческой деятельностью, являются отчуждением

этого духа. Такова суть объективного идеализма. Иначе говоря, согласно идеализму,

человек начинает с "чистой деятельности", определяемой лишь чисто духовным

субъектом - безотносительно к материальному объекту. Эта идеалистическая

трактовка деятельности неприемлема для Рубинштейна.
В статье 1922 г. он продолжает критику спиритуалистической теории деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   93

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconПериодизация психического развития в детском возрасте фундаментальная...
Из книги: Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989. С. 60-77

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconИзбранные психологические труды Под редакцией Б. Ф. Ломова
Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconА. В. Запорожец «Основные проблемы онтогенеза психики» // Хрестоматия...
Хрестоматия по возрастной психологии. Часть Предмет и методы возрастной психологии. / Ред сост. Карабанова О. А., Подольский А. И.,...

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconШпаргалка по социальной психологии Надежда Борисовна Челдышова
Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей,...

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconЫ лекций Предмет психологии. Функции и структура психики. Основные...
Сознание и его психологические характеристики. Проблематика когнитивной психологии

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии icon10. деловое общение и деловая этика >10 Психологические основы общения
В социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconАбалкин Л. И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды
I. Состояние и конъюнктуры мирового хозяйства во время войны 1914-1918 гг. 47

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconВопросы для итогового модульного контроля по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики»
Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconВопросы к экзамену по курсу основы психологии для студентов 2 курса...
...

Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии iconКарл Густав Юнг Психологические типы
Психологические типы` одна из важнейших работ Карла Густава Юнга, основателя так называемой `аналитической психологии`, и, вероятно,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов