Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии




Скачать 101.87 Kb.
НазваниеФилософская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии
Дата публикации03.07.2013
Размер101.87 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы

Философская антропология

1) Образы человека в классической постклассической философии


Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия — развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающими человечество на всех исторических этапах его развития.

Представления о человеке возникли в рамках мифологического и религиозного мировоззрения и предшествовали появлению философии как относительно строгого понятийно-организованного мышления. Опираясь на мифологические, религиозные образы человека и одновременно переосмысливая их, философия стремилась осознать место человека в мироздании.

В философских системах ^ Древнего Востока и античной философии сложилось представление о человеке («микрокосме») как неотъемлемой части природы — «макрокосма».

Вспомним основные философские «модели» человека в Веданте, даосизме, конфуцианстве, буддизме.

Проанализируем отличия во взглядах на человека, характерные для классической греческой философии (до Аристотеля включительно) и философии эпохи эллинизмы

В средневековой философии господствовал теоцентристский подход: происхождение, сущность человека, его земная судьба трактовались через отношение к Богу.

Для философов эпохи Возрождения человек представлялся прежде всего творцом, созидающим новый мир и самого себя.

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю» – Джованни Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека»

В культуре и философии ^ Нового времени многообразие способностей человека было редуцировано к разуму. При этом в философских учениях XVII—XVIII вв. подчеркивалось естественное происхождение человека (т.е. отодвигалась на задний план идея его «сверхъестественного», божественного происхождения, которое не то чтобы отрицалось, но его не считали особо важным обстоятельством). Наоборот, на первом плане – социальная обособленность и активность человека.

Философский взгляд на человека в эпоху Просвещения исходил из признания человека природным существом, отличающимся склонностью к добру и стремлением к счастью. Могущество человека в трактовке философов-просветителей опирается на научное знание и опыт.

В рамках деятельностной парадигмы немецкой классической философии подчеркивалась творческая природа человека, одновременно включенного и в природную необходимость, и в мир нравственной свободы и абсолютных ценностей (И. Кант). Творческая природа человека проявляется и на сознательном, и на «досознательном» уровне – так, по Канту, человек-живущий есть прежде всего «оболочка» для трансцендентального субъекта, который своими познавательными действиями (чувственный, рассудочный и разумный синтез) сам «строит» мир, в котором предстоит жить человеку.

С середины XIX в. в рамках постклассической философии возобладал социоцентризм, акцентировавший социальную сущность человека. Так, философия марксизма рассматривала человека как деятельное историческое существо, которое в процессе преобразования природы создает условия существования социума, преобразуя его и себя самого.

Вместе с тем, дальнейшее развитие постклассической философии в XX веке продемонстрировало так называемый «антропологический поворот». Рефлексия над трансформациями человеческого бытия происходила главным образом в рамках трех основных подходов: экзистенционально-феноменологического, социологизаторского и натуралистического.

Название подхода

Краткая характеристика

Школы,

представители

Натуралистический

Восходит к философии позитивизма (Г. Спенсер), с одной стороны, к «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей), с другой

Акцентирует внимание на высокой степени интегрированности человека в окружающую среду. Нередко подчеркивается биологическая неполноценность человека, компенсаторный характер его деятельности («человек – меньше, чем животное», хуже адаптирован, чем среднее животное; его разум, культура – это средства выживания, способы восполнить недостатки своего происхождения)

Фрейдизм, неофрейдизм,

Некоторые версии структурализма (Ж. Лакан)

Экзистенционально-феноменологический

Восходит к философии С. Кьеркегора, неокантианству. Внимание сосредоточено на уникальности человеческого бытия, особом взаимоотношении человека с «миром», которое приобретает подлинность и особый личностный смысл в состоянии экзистенциальной свободы

Феноменология,
экзистенциализм

Социологизаторский

Ориентировал на рассмотрение человека в контексте социальных связей, продуктом которых он является; эксплицировал различные варианты политической, идеологической, коммуникационной, социальной детерминированности поведения, общения, мышления, деятельности человека

Марксизм, структурализм

Конец XX в. ознаменовался своеобразным кризисом философских антропологических исследований. На современном этапе активно развиваются прикладные исследования человека, однако этот процесс не сопровождается адекватным философским синтезом. Философия постмодерна отрицает сам факт существования целостного человека, растворяет его в витальных, технических, семантических и других процессах.
^

2) Современная наука о человеке


Традиционная для философии проблема человека актуальна и для современной науки. Комплексные исследования человека осуществляются рядом естественных, социальных, гуманитарных дисциплин.

Важная в теоретическом и практическом плане проблема происхождения человека — проблема антропогенеза (от греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, становление). Существуют несколько основных вариантов решения этой проблемы.

Креационистский подход (в частности религиозно-христианский) предполагает акт творения человека Богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т. е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается в основном в научно-фантастической и литературной формах. Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции.

Становление научного подхода относится ко 2-й половине XIX в. На основании своей эволюционной теории Чарльз Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в., опираясь на идеи Ч. Дарвина, Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза — совместного возникновения человека и общества. Французский мыслитель 1-й половины XX в., естествоиспытатель, католический философ П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает и божественный «творческий акт», благодаря которому человек поднялся до уровня «духовной личности». Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.

Согласно современным представлениям, процесс возникновения человека (антропогенез) и общества (социогенез) — это системный процесс, который начался около 3,5–5,5 млн лет назад. Эволюция человека прошла ряд ступеней: 3,5–5,5 млн лет назад выделилось семейство гоминид-предлюдей, австралопитековых; около 0,5 млн лет назад появились архантропы как промежуточное звено между обезьяной (питек) и человеком (антропос). К ним относятся питекантропы и синантропы. 50–40 тыс. лет назад возникли неандертальцы, 45–15 тыс. лет назад появился кроманьонец, который дал начало современному типу человека. Биологическая эволюция человека к этому периоду в целом завершилась, а его социальная эволюция продолжается.

Началу и протеканию этого эволюционного процесса способствовали две группы предпосылок. Природно-биологические предпосылки касаются как природно-климатических изменений (сейсмические, геомагнитные, температурные, радиоактивные инверсии, изменения флоры и фауны), так и антропологических (так называемая «гоминидная триада» — прямохождение, строение рук, изменение мозга).

Эти предпосылки коррелировали с социальными связями, зарождавшимися в то время. Эволюция семейно-брачных отношений и возникновение первых форм нравственного регулирования (табу) стимулировали развитие труда, формирование социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Человек — это биопсихосоциальное существо. Развитие и существование человека задано двумя программами: биологической и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронном (современный, «ставший» человек) аспекте. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.

Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими концепциями. Классическая форма такой дискуссии – фрейдисты vs марксисты. Биологизаторский подход как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Социологизаторские концепции умаляют биологические особенности человека и, недооценивая личностное, абсолютизируют социальное начало в человеке.

Выделение в человеке биологического и социального начал — это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.

Проблема биосоциальной природы человека — часть общей проблемы гармонизации взаимоотношений в системе «человек — общество — природа». Человек — результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействия человека, общества и природы осуществляется как в философии и науке, так и в рамках междисциплинарных исследований — глобалистики, социальной экологии.
^

3) Ценностные параметры бытия человека


Вектор развития философии XX в. во многом задан экзистенциальными проблемами человека. Аксиологические параметры бытия человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме, неопротестантизме.

Философия накопила богатый арсенал понятий и категориальных средств для описания человека и объяснения его поведения в разнообразных проекциях. Для классической философии был характерен интерес к сущности человека – его специфической природы, особого закона его «внутренней» жизни. В философии марксизма этот поиск конкретизировался в содержании понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Взаимодействие этих понятий отражает последовательность движения мысли, постигающей человека в его единичных, особенных, всеобщих чертах.

Индивид

Индивидуальность

Личность

это понятие, подчеркивающее единичность человека как представителя человеческого рода

Это понятие фиксирует неповторимость конкретного человека, обусловленную своеобразным сочетанием в нем биологического, психического и социального начал

Данная категория призвана подчеркнуть социальную сущность человека, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена определенного общества


В современной философии акцентируется особый класс проблем человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека, в котором роль этих переживаний сопоставима (или даже выше), чем роль рассудочного, категориального самопознания и рационального мышления.

Особое значение в современных условиях приобретает рассмотрение проблем социального отчуждения и свободы человека, ставшей естественным и неотъемлемым достоянием людей в процессе длительного развития культуры и общества.

^ Вспомним, как трактуется проблема отчуждения и освобождения (эмансипации) человека в философии марксизма. А также в каком виде предстает дилемма отчуждения-свободы в экзистенциализме (только здесь она выражается другими словами: неподлинное бытие – подлинная экзистенция, или, к примеру, Das ManDasein).

Последние десятилетия XX в. отмечены возрождением интереса к человеческой телесности. В истории философии и культуры интерпретации телесности проецировались на соответствующее понимание природы (тело — Космос, тело — механизм, тело — организм и т. д.). Современная трактовка отмечает включенность человеческой телесности в сложный контекст коммуникативных связей и отношений человека. Тело выступает как социокультурный феномен, как знаково-символическая система, во многом определяющая культурный горизонт миропонимания человека.

На пороге нового тысячелетия актуализировалась проблема поиска новых типов интерсубъективной коммуникации. В частности, получил обоснование особый тип коммуникации и мышления — диалогизм, определяющий возможность понимания человеком мира и во многом задающий перспективы развития современной культуры и решения социальных проблем. Теоретические предпосылки темы диалогизма в человеческом бытии - интерсубъективность у Эдмунда Гуссерля, «философия диалога» еврейского мыслителя ХХ века Мартина Бубера (был учеником представителя «философии жизни» Дильтея и в то же время близок к Франкфуртскому неомарксизму), а также «философия поступка» отечественного мыслителя (кстати, белорусского происхождения) Михаила Бахтина.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconОбразы человека в классической постклассической философии
Философская антропология (от греч anthropos — человек) — учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия — развивается в...

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии icon1 Проблемы человека в философии антропологии
«философская антропология» и марксистская философия. Рассмотрим более внимательно, как разрешается в данных философских школах проблема...

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconТема философия как феномен культуры тема философская мысль Древнего Востока
Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconЛитература 19 Вопросы для повторения и самоконтроля 19 лекция Х: философская антропология 20
Познавательная деятельность человека и знание. Субъект и объект познавательной деятельности 34

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconОсновные философские учения
Философская антропология – учение о человеке, как сознательном, мыслящем существе и его месте в мире

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconФилософская антропология
Их цель — осуществить разработку полной серии учебников для преподавания богословия на богословских факультетах, в духовных семинариях,...

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconМетодология и онтология Реактуализация классической философии и политической...
Бузгалин А. В., Колганов А. И. Пределы капитала: методология и онтология. Реактуализация классической философии и политической экономии...

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconИммануил Кант основоположник немецкой классической философии (1724-1804)....
«докритический» (до 1770 г.) и «критический». Если до начала 80-х его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то...

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconАналитическая стратегия постклассической философии
В узком смысле – это доминирующее направление в англоязычной философии XX века, связанное, в той или иной степени, с редукцией проблемного...

Философская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии iconКонтрольные вопросы Какова предметная область философской антропологии?...
Определения человека в классической философии и философской антропологии ХХ века

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов