Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение




Скачать 183.1 Kb.
НазваниеЖиво и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение
Дата публикации04.07.2013
Размер183.1 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ТРОПЫ) И ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ.

ТРОПЫ – слова, используемые в переносном значении. Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение. С их помощью автор передаёт своё отношение к изображаемому.



Определение тропа

Роль в тексте

Примеры

1

ЭПИТЕТ – образное определение, которое выражается обычно именем прилагательным («жестокая буря») в переносном значении, но может быть и наречием («горячо любить»)

Усиливают выразительность, образность, яркость языка.
Выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
создают живое представление о предмете;
оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское отношение к изображаемому;


раскрывают внутреннее состояние героя.


А за рекою робко блестят золотые огни. (И.Бунин)

Через полчаса раздались нетерпеливые звонки. Выйти из операционной, устало так улыбнуться и сказать… (А.Алексин, вар.1)

А Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. (Т.Устинова, вар.5)


2

СРАВНЕНИЕ - сопоставление предметов на основании общего у них признака. Обычно сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто. Также может выражаться формой творительного падежа существительных. Может присоединяться словами подобный, похожий.









Сравнения, как и эпитеты, играют те же роли в тексте: усиление его изобразительности и образности, создание более ярких, выразительных образов; выделение, подчеркивание каких-либо существенных признаков изображаемых предметов, их признаков, качеств, действий; выражение авторских оценок и эмоций.

Собака вздохнула глубоко и громко, как человек. (Ю.Яковлев) (вар.7)

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. (С.Есенин)

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин)

Змейкой мчится по земле позёмка. (С.Я.Маршак)

На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А.Ахматова)

3

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку.

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо,

усиления передаваемых мыслей и чувств;

для выражения авторских характеристик предметов.

Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов)

Про учительницу Ксению Андреевну говорили, что у неё руки поют.

Дикая рябинка со своею благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила птичек. (В.Астафьев)(вар.24)

4

^ МЕТАФОРА – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Поэтому метафору часто можно переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста усиливает зримость и наглядность изображаемого. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Багровый костёр заката. (И.А.Бунин)

Всей своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. (л.Андреев)(вар.23)

И теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа.

Увидеть глаза, которые остановились от страха и ожидания. (А.Алексин) (вар.1)

5

^ ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) 

 — замена названия предмета каким-либо описательным оборотом.

Перифразы позволяют:
 - выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого предмета;
 - ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; - избежать неоправданного повтора.  Перифразы (особенно развернутые) также позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:


Так вот и сидел я на полянке, отдыхал и разглядывал лесного короля. (т.е. оленя)

Покорители горных вершин (альпинисты)

Город белых ночей (Петербург)

Чёрное золото (нефть)

6

ИРОНИЯ – скрытая насмешка.

Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

^ Оценка того, что осмеивается.

Высмеивание отрицательных качеств предмета, героя.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?(Крылов) (в обращении к ослу)

Продаются мужские костюмы. А цвета какие?Огромный выбор цветов! Чёрный, чёрно-серый, серо-чёрный, черновато-серый…(Ильф и Петров)

7

ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение свойств изображаемого предмета

 Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов

- резко усиливать выразительность изображаемого,

- придавать мыслям яркую эмоциональную окраску,

 - передавать авторскую оценку.     

Звонили, наверное, раз сто.

Опять рыжики нашёл Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.(В.Солоухин)

Мурлышка – вся её жизнь.

8

ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета.

Мужичок с ноготок.

Мы – меньше муравьёв лесных.

^ ФИГУРЫ РЕЧИ

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.



Определение

Роль в тексте

Примеры

1

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа.

^ Он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Кто из нас не любовался восходом солнца? (В.П.Астафьев)

Что влечёт меня к этой книге? Чем чарует она меня? (В.П.Астафьев)

2

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Усиливают в тексте выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью, приподнятостью.

Весело жить в такой земле! (М.Ю.Лермонтов)

Как много и мало нужно человеку для счастья! (Ю.Бондарев)

3

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте.

^ Риторические обращения могут создавать торжественность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния

О Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя! (В.А.Жуковский)

4

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.

Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда. (Т.Устинова)

5

ГРАДАЦИЯ - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.    

Используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста;

  для усиления смыслового содержания текста


   Светились, горели, сияли  огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)
Мой дом – это мой
город, страна, вселенная.

Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала… (Ю.Бондарев)

6

МНОГОСОЮЗИЕ - избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство.

Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов,

придания речи торжественности и эмоциональной приподнятости.

А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед… (Ю.Бондарев)

7

БЕССОЮЗИЕ - намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения.

Используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста.

Будут осень, дождь, ранние сумерки. (Т.Устинова)

8

ОКСЮМОРОН - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл.

^ Придаёт речи образность и выразительность.

Краб сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (Ю.Домбровский)

9

^ ИНВЕРСИЯ – это изменение обычного порядка слов в предложении.
      Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:
  согласованное определение стоит после определяемого слова;
 — дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся;
 —
сказуемое стоит перед подлежащим.

      

Подчеркивание смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения),

Придание фразе торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.


Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов);


      

Часов однообразный бой (однообразный бой часов);


Идет Жилинвсе тени держится.

(Л. Н. Толстой)



ПОВТОР – повторение слова или группы слов в предложении.

Подчеркивание смысловой значимости слова или выражения.

Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. (Л.Пантелеев)

10

АНАФОРА - это повторение слова или группы слов в начале строк или предложений.

Подчеркивание смысловой значимости слова или выражения.

Но не надо пугаться! Надо браться за дело, закатав рукава. Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады! (А.Лиханов)

11

ЭПИФОРА - это повторение слов или группы слов в конце строк или предложений.

Подчеркивание смысловой значимости слова или выражения.

Больше в его жизни ничего не будет. Он остался совсем один. Маши больше не будет. И лета больше не будет. (Т.Устинова)

12

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ - это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями.

^ Подчеркивание смысловой значимости слова или выражения.

Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…

^ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ

Делают речь образной, выразительной, уточняют мысль, делают её ярче, характеризует героя, его поведение и состояние.



определение

роль

примеры

1

СИНОНИМЫ- слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый — отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.))

^ Контекстные синонимы – слова, близкие по смыслу, в условиях контекста (пустынный, неприветливый дом).

выражают оценку предмета и авторское отношение к нему;

- синонимы свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств;

более глубоко раскрывают тот или иной образ.

Как часто и упоённо он хохотал – именно хохотал, а не смеялся.

Он увидел злобную, ядовитую улыбку своего неприятеля

Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой) (контекстуальные синонимы)

2

  ^ АНТОНИМЫ - слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно).

Контекстные антонимы – слова, близкие по смыслу, в условиях контекста .

- характеристика героев, описания, обстановки, поведения людей, их состояния;

- уточнить мысль, сделать её ярче.

И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в груди. (М.Ю.Лермонтов)

Допустим, что мне предстоит выбирать между светом и тьмой, между добром и злом.(В.Солоухин)

Как много и мало нужно человеку для счастья! (Ю.Бондарев)

3

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – слова, имеющие несколько лексических значений.

Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Образность, создаваемая ими, построена именно на переносном значении слова.


Поесть не очень стыдно, если от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог.


3

^ ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.


- Делают речь образной, выразительной,

- уточняют мысль, делают её ярче,

- характеризует героя, его поведение и состояние.

Рыбки были золотые и очень красивые.

Глаза её остановились от боли и тоски.


5

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

Фразеологизмы можно отнести к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.,золотые руки — одобр.) или с отрицательной окраской (без царя в голове — неодобр., мелкая сошка —пренебрежит., грош цена — презр.).

  — усилить наглядность и образность текста,




   — создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности),

  —передать авторские чувства и оценки.




А в этот момент он готов был провалиться сквозь землю.

Грозная тревога всколыхнула весь народ от мала до велика.

Обойдя все известные ему часовые мастерские, он окончательно пал духом.

На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась.



1

Стилистически окрашенная лексика.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ (ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой:
торжественные, возвышенные
(в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, сокровенный;
возвышенно-поэтическиебезмятежный, лучезарный, чары;
одобрительныеблагородный, выдающийся, изумительный, отважный;
ласкательные

солнышко, голубчик,

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой:
неодобрительные


домысел, препираться, околесица;
пренебрежительные

выскочка, деляга;
презрительныебалбес, зубрила, писанина.



 Эмоционально-экспрессивная

лексика как средство выразительности может:
      — придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание;


      — служить средством речевых характеристик героев;

      — служить средством передачи авторских эмоций и оценок.






И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин)


      «Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», — ласково приговаривала бабушка, усаживая любимого внука за стол (Ф. А. Абрамов)

- Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.

2

СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА, в том числе:

а) книжная:
научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция);
официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная;
поэтическаялазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): мальчонка, хвастунишка, здоровущий



Стилистически окрашенная лексика как средство выразительности может:

придавать тексту возвышенное или, наоборот, сниженное звучание;

служить средством речевых характеристик героев;

служить средством передачи авторских эмоций и оценок.

- Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. Делегация молча удалилась. (Б.Васильев)

- Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрнием сказала большая девочка. - Только пикни у нас.

^ Лексика ограниченного употребления

1

 ЛЕКСИКА УСТАРЕВШАЯ (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус);




- необходимы для воссоздания колорита эпохи;

- придают речи оттенок торжественности и взволнованности;

- средство авторской характеристики героя.



2

ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач)

      — для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей:
            — для выражения авторских оценок, чувств и эмоций:







«Удались, бабка! Сей момент удались отседова. — Щукарь указывал на дверь. — Ты меня чудок жизни не решила». (М. А. Шолохов)

Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки.

3

 ЛЕКСИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей

4

 ЛЕКСИКА ЖАРГОННАЯ (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги —память компьютера, клава — клавиатура;

5

 ЛЕКСИКА НОВАЯ (НЕОЛОГИЗМЫ — слова, недавно вошедшие в язык:  слоган, тинейджер).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconПривалов И. И. Аналитическая геометрия / И. И.
Нелинейные действия с векторами (скалярное произведение, векторное произведение, смешанное произведение)

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconСистема и методы самсона пояснения и инструкции великий samson
Мало того, что я имел удовольствие познакомить тысячи людей со своими подвигами силы, но что, по моему мнению, является вопросом...

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconКнига выдающегося американского психолога Д. Стерна необычна, она...
С 797 Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер с англ. М& Генезис, 2001. — 192 с

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconПревращает жизненную реальность в худ реальность
Таким образом, порой незатейливый сюжет преобразуется в худ форму, что потом мы и называем лит произведением. Чтобы нам было интересно...

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconНаглядно демонстрационное пособие справочник паронимов Наглядно демонстрационное...
Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Например: бросить-кинуть, многозначность-полисемия,...

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconМай. Поход на хребет Таганай
К великому сожалению нам не довелось увидеть воочию величественную каменную ладонь, бережно держащую волшебный лунный клубочек. Но...

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconОбусловленность — замена врожденного разума
Это сложный вопрос. Почти 90% идиотов стали такими в результате воспитания, 10% родились такими. И 10% родились такими из-за тех...

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconРон Рубин. Стюарт Энри Гоулд Бизнес в стиле дзен Как будет выглядеть...
Занимаясь тем, что ему нравится, человек уже не работает в общепринятом смысле слова — он живет так, как хочет, и ежеминутно творит...

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconЛекция 9 тринитарные основания иконопочитания предвечный образ ап....
Ап. Павел сказал об Иисусе Христе: «Он есть образ Бога невидимого» (Кол 1, 15). Сам Христос говорил Филиппу: «Видевший Меня видел...

Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение iconР уна притягивает энергию денег, увеличивает благосостояние, дает...
Феху поможет сохранить и увеличить то, что для Вас важно и дорого. Энергия руны позволяет заполнить жизнь человека здоровым стремлением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов