Скачать 1.87 Mb.
|
Перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч. год).
Вопрос 1 Познание — обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, не возможно строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только научной сферы. Виды познавательной деятельности: Обыденно-практическое познание. Его основой является опыт повседневной жизни, имеющий, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, приметы, личный опыт, традиции. Оно фиксирует истину бездоказательно. Другая его особенность — бесписьменный характер. Особую форму вненаучного знания представляют знахари, целители, экстрасенсы. Мифологическое, художественно-образное и религиозное познание. Специфика мифологического познания заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его — в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д. Религиозное познание. Его специфика состоит в способности к выходу за пределы чувственно осязаемой реальности и признании иного «сверхъестественного» мира. Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земным силам (природным и социальным). Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Игровое познание В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры — деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т.п. В настоящее время понятие игры широко используется в математике, экономике, кибернетике и других науках. Здесь все чаще применяются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проигрываются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения. С методологической точки зрения игра — это прежде всего имитация реально существующих или потенциально реализуемых систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности, особенностей конкретных личностей и т.п. По разным основаниям выделяют различные виды игр — учебные, спортивные, военные, деловые, ролевые, имитационные, управленческие, исследовательские, физические и интеллектуальные и т.д. Разнообразие игр определяет и разнообразие их познавательных функций и характеристик. Научное. Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Существенным признаком является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия, т.е. изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Специфическими средствами обоснования истинности знания в науке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Вопрос 7 Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. Основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Впервые это тождество было открыто греческим философом Парменидом выделившем след. сущностные характеристики 1) под бытием понимается нечто неуничтожимое, единственное, нескончаемое во времени; 2) способность мышления выходить за пределы чувственного мира и «работать» с идеальными «моделями», которые не совпадают с обыденными житейскими представлениями о мире. 3) свою способность «работать» с идеальными моделями мышление может реализовать только в слове. Такая возможность может быть реализована, если слова имеют точное и определенное значение. Определенность, точность, однозначность значений слов есть необходимое условие построения рационального знания. 4) мышление понималось как «созерцание, ум человеческий уму божественному». 5) основная функция разума - познании целевой причины. Только разуму доступны понятия цели, блага, наилучшего. В ходе Первой научной революции XVII в сформировался особый тип рациональности, получивший название научного. Научный тип рациональности, радикально отличаясь от античного, но воспроизвел два главных основания античной рациональности: 1) принцип тождества мышления и бытия, 2) идеальный план работы мысли. Рассмотрим изменений, которые произошли в философском понимании тождества мышления и бытия: 1) бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог. Объекты рассматривались преимущественно в качестве механических устройств. 2) человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе, и наделялся статусом суверенности. 3) не отказываясь от открытой античной философией способности мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени сузила их спектр. Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте. 4) основным содержанием тождества мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую идеальную конструкцию, которая полностью соответствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания. 5) наука отказалась вводить в процедуры цель вообще. Научная рациональность стала объяснять все явления только путем установления между ними механической причинно-следственной связи. Вторая научная революция (конец XVIII — первая половина XIX в). Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. В науке стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки, а термин «научная метафора» поставил под вопрос возможность слов адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности. Третья научная революция (конец XIX в. - середины XX в.) характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии генетика, в химии — квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Произошли след. Изменения: 1) ученые согласились с тем, что мышление изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором (в классической физике эффектом взаимодействия прибора и объекта можно было пренебречь в силу слабости этого взаимодействия.) 2) так как любой эксперимент проводит исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельностью. 3) ученые и философы поставили вопрос о «непрозрачности» бытия, что блокировало возможности субъекта познания реализовать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием. 4) стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта.. |
![]() | Постмодернистская философия науки. Работа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». (4) | ![]() | Проблема познаваемости сущности мира и его явлений в истории философии (скептицизм, агностицизм) |
![]() | Философия и наука Возрождения: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Николай Коперник | ![]() | В настоящий Табель (перечень) включены формы федерального статистического наблюдения для сбора и обработки данных в системе Федеральной... |
![]() | Основы конституционного статуса Президента рф, его положение в системе органов государства | ![]() | Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода |
![]() | Философия софистов и Сократа. Классический этап древнегреческой философии (Платон, Аристотель) | ![]() | Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания |
![]() | ![]() | ... |