Метафора




НазваниеМетафора
Дата публикации10.07.2013
Размер50.9 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
Язык снабжает нас метафорами, которые являются ключевыми в объяснении и ясном понимании новых научных явлений, открытий, разработок.

МЕТАФОРА (греч. Μεταφορά — перенесение) — вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку приближения к концу: жизни, суток, года. (Словарь литературных терминов, М. Петровский).

МЕТАЯЗЫК

(от греч. meta — после, за, позади) — язык, средствами которого исследуются и описываются свойства языка, называемого предметным, или объектным. Напр., когда мы начинаем изучать иностранный язык, знакомиться с его лексикой, с его грамматической структурой, системой времен и т.п., мы пользуемся для описания свойств этого, пока еще не известного нам языка своим родным языком, который выступает в данном случае в качестве М.

Метаязык - Язык лингвистической науки (иначе, метаязык языкознания) определяется как "язык второго порядка", т.е. как особая семиологическая система, которая используется тогда, когда говорят о языке же. Естественный человеческий язык при этом выступает как язык-объект, различные свойства которого являются предметом языковедческого исследования. (Гвиишиани Н. Б. Язык научного общения: Вопросы методологии).


^ Функциональные стили языка

Фраза для ГИА.

Метафора не только средство выразительности в художественных произведениях. Метафора – часть речи. (“горлышко бутылки”, “ножка стола”, “стрелки часов”

В науке метафора – картина мира – языковая картина мира; языковая личность - речевой портрет.

Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».

Концепт в филологии — это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие, относящееся к умственной, духовной или материальной сфере существования человека, закрепленное в общественном опыте народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и — через ступень такого осмысления — соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми[1]. (Пример: концепт смерти)

Вопросы: Возможно ли отказаться от метафоры в речи? Зависит ли использование метафор от уровня интеллекта? Можно ли утверждать, что человек с лингвистическим складом интеллекта чаще и разнообразнее оперирует метафорами в речи?

В 1981 году американский психолог Говард Гарднер инициирует научную дискуссию, предметом которой является утверждение, что человек по природе обладает не единым общим интеллектом, как это было традиционно признано, а рядом относительно автономных интеллектов.

Важно подчеркнуть, что трактовка интеллекта (по Гарднеру) несколько отличается от определений, принятых в отечественной практике. На основании масштабного междисциплинарного исследования, ученый пришел к новому пониманию интеллекта и составил свой перечень его видов. В логике данной концепции интеллект понимается «как биопсихологический потенциал для обработки специальных видов информации определенным образом».1 Различные способности человека по обработке информации (интеллекты) позволяют решать проблемы и создавать некую продукцию. Чтобы считаться «интеллектуальными», эти решения и продукция должны цениться по крайней мере в одной культуре или сообществе.

Концепция множественного интеллекта предлагает следующую типологию:

- виды интеллекта, связанные с символами (лингвистический, логико-математический);

- «неканонические» интеллекты (музыкальный, пространственный, телесно-кинестетический, позднее был добавлен «интеллект натуралиста»);

- личностные интеллекты (внутриличностный, межличностный);

- экзистенциальный интеллект.

^ Лингвистический интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях). Описывая лингвистический интеллект, Г. Гарднер вспоминает слова Дж. Элиота о том, что логика мышления поэта такая же строгая, как и логика ученого, несмотря на разницу рода деятельности. (соположение науки и поэзии – язык науки и язык поэзии).

Говард Гарднер «Великолепная пятёрка. Мыслительные стратегии, ведущие к успеху»

^ 5 типов мышления, которые выделил автор:

1) дисциплинарный тип – предполагает, что человек освоил, по крайней мере, одну модель мышления – способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии.

2) синтезирующий тип - способность интегрировать идеи из разных дисциплин и областей знания в единое целое, а затем генерировать на этой основе новые идеи, концепции, подходы.

3) креативный тип – способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены.

4) респектологический тип - умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур.

5) этический тип – осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой их этих сфер.

Любой интеллект, так же как и мышцы, можно развить с помощью ежедневных тренировок.

(А как считаете вы? Каким образом? Связано ли это с принадлежностью к тому или иному полушарию? Связано ли это с левша-правша?(Нет) Связано ли полушарное развитие с левшой-правшой?).




1 Гарднер Г. Искусство и наука влияния на взгляды людей: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008.с.41.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метафора iconФевр Л. Бои за историю
Вжозек В. Історія – культура – метафора: постання некласичної історіографії. Про історичне мислення. – К.: Ніка-Центр, 2012. – 296...

Метафора iconЛитература устно
Реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола, драма, пьеса, композиция, конфликт, кульминация,...

Метафора iconТретья. Метафора
Поэзия искусство малой формы. Можно, вероятно, так формулировать внутренний закон поэтического искусства: максимальная сжатость словесного...

Метафора iconИ. В. Настин символическая деятельность и её субъект
Что такое миф. Базовые фильтры сознания. Противоречия как атрибут «живого» мифа. Какая личность является полноценной. Признаки современного...

Метафора iconИнтегрированная личность
Как этот человек воспринимает себя Помните, у нас была метафора, связанная со светом внутреннего я Так вот, у интегрированной личности...

Метафора iconПсихологическая инициация женщины «Хорошая женщина мёртвая женщина»....
Центральной темой большинства женских сессий является тема женской инициации. Этот термин авторы вводят, чтобы обозначить опре­деленный...

Метафора iconСонет как адекватный ренессансному сознанию жанр. Метафора как жанрообразующая...
Петрарке нестерпимой. Последние 20 лет своей жизни Петрарка провел сначала в Милане, а затем в Венеции и в Падуе. Петрарка был подлинным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов