Скачать 26.07 Kb.
|
Вопросы для психологов по философии 2013
Дать несколько определений философии, показать их достоинства и недстатки.
Ценность. Философствование как процесс осмысления ценностное самоопределения и осознания своего места в мире. Понимание как задача философии. Три уровня понимания философии и связанные с ними трудности.
Научные задачи, которые не решает философия. Задачи философии. 1. Показать границы и возможности научного знания. Предпосылки научного знания (аксиомы и постулаты, предметная область, первичные понятия). 2. Обеспечить возможнсоть лиалога между различными научными традициями. 3. Обосновать возможность альтернативных путей развития науки. Научная революция.
Удивление как начало философии. Умение видеть новое. Проявление философского таланта в сфере личного общения, в умении замечать новое, в научном и техническом творчестве.
Общая черта между философией и наукой – рациональный тип знания, и отличия философии от науки: личностный характер философии, вечный характер философских проблем и тем, неверифицируемость и нефальсифицируемость, множественность языков и парадигм.
Жизненный опыт и эмпирический опыт, на котором обосновывается истина. Необходимость показать ход мысли, а именно переход к общезначимому на основе личного жизненного опыта, причем оказать логично, последовательно, в соответствии с философскими методами, так, чтобы этот ход мысли мог воспроизвести читатель. Умозрительный характер философских методов.
Личностный характер философии и искусства. Вечный характер тем в искусстве и проблем философии. Понятийный и художественный язык в философии и искустве.
Сущность и существование. Критерии, по которым можно отличить материю от идеального. Субъективное (психическое, временное) и объективное (вневременное) идеальное. Материализм и идеализм.
Бытие как становление, кругооборот жизни и вещества (милетцы), кругооборот, пронизанный разумом (Гераклит). Логос в понимании Гераклита. Бытие как идеальная определенность (числа Пифагора, единое Парменида).
Вещь как воплощение эйдоса в материи. Материя как меон. Мир эйдосов. Познание как припоминание. Миф о пещере. (Вопрос вызвал некоторые опасения, имеет смысл его еще раз прояснить).
Спор о том что первично: эмпирическое или умственное познание? Аргументы в пользу эмпиризма (ссылка на постепенное развитие младенца, первоначальное сознание которого tabula rasa). Роль работы ума в чувственном восприятии. Можно ли вывести из эмпирического факта его необходимость (анекдот про врача).
Первичные и вторичные качества (Дж. Локк). Вещь как комплекс ощущений, матери самой по себе, отсутствие качеств, указывающих на саму по себе материальную вещь (Дж. Беркли), отрицание причинности, ассоциации и ассоциативные привычки, скептицизм (Д.Юм).
Методическое сомнение. В чем можно усомниться, а что – несомненно? Врожденные идеи. Обоснование Бога и мира. Соответствие законов разума законом мира. Дуализм: две субстанции – идеальная и материальная. Механицизм и связанные с ним противоречия при описании движения человеческого тела. (Вопрос вызвал некоторые опасения, имеет смысл его еще раз прояснить). |
![]() | Общая характеристика античной философии. Основные направления и школы античной философии | ![]() | Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос... |
![]() | ![]() | Возникновение философии. Философия и мифология. Философии и мировоззрение. Специфика философского знания | |
![]() | Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа | ![]() | Всеобщее как предмет философии. Плюрализм в определении предмета философии. Философия и специальные науки |
![]() | С точки зрения материалистической философии соотношение философии и мировоззрения правильно выражается суждением | ![]() | Предмет, основной вопрос и социальные функции философии (термин, София,типы любви, умирание, становление Ф., дифференциация Ф., специфика,... |
![]() | Зависимость социально-гуманитарных наук (сгн) от социально-исторического контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая... | ![]() | Целью данных рекомендации является оптимизация процесса изучения курса философии студентами в соответствии с требованиями Государственного... |