Скачать 398.76 Kb.
|
Орловский государственный университет Кафедра философии и культурологии ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ “ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ НАУКИ” (для гуманитарных нефилософских специальностей) Составитель: доктор филос. наук, проф. Пахарь Л.И. 2003 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Освоение философии и сдача экзамена кандидатского минимума является первым шагом в научной подготовке аспиранта и соискателя. Данная программа является авторской. Она составлена в связи с предложенным ВАКом новым курсом для аспирантов и соискателей «Философия и история науки». Содержание курса включает в себя два раздела: философию науки и историю науки. В программе предусматривается изучение методологических, гносеологических, социальных вопросов связанных с функционированием науки как социального института и особой системы знания. Изучение нового курса предполагает знакомство и с историей философии, в частности с изучением сциентистского направления в философии 19 – 20 столетий. Для подготовки программы курса были использованы также материалы по истории науки и философским проблемам ее отдельных отраслей. Программа предусматривает ознакомление слушателей с актуальными проблемами современной науки и методологическими аспектами современной научной рациональности. В программу включены планы семинарских занятий с рекомендуемой литературой и контрольными вопросами для самопроверки. Программа содержит большой список литературы и первоисточников, учебных пособий и научных монографий. Это способствует не только освоению курса, но и написанию реферата, который является обязательным условием допуска к кандидатскому экзамену. В конце программы дан примерный перечень вопросов и первоисточников, выносимых на экзамен. Требования к знаниям аспиранта и соискателя:
^ занятий по предмету история и философия науки, рассчитанный на 90 часов (50 ч. лекций, 40 ч. семинаров).
^ Тема 1. Введение. Познание как специфическая форма существования человека и общества. Многообразие форм знания. Донаучное, обыденное и вненаучное знание. Специфика научного познания как особого уровня знания, как вида предметно-орудийной деятельности. Наука как знание. Критерии научного знания. Наука как социальный институт и социальный феномен. Роль науки в современной цивилизации. Наука как объект осмысления философии. Предмет философии науки как философской дисциплины. Наука и философия. Наука и эзотеризм. Наука и другие формы общественного сознания. Наука и религия. Наука и мораль. Наука и политика. Наука и искусство. Наука и право. Проблема классификации науки. Исторические варианты классификации науки. Современная классификация. Специфика естественных наук. Специфика технических наук. Специфика социогуманитарного знания. Гносеологические аспекты научного познания. Проблема субъекта и объекта в научном познании. Проблема истины и ее критерия. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и идеология. Практика и ее роль в познании. ^ Многоуровневая концепция методологического знания. Философская и внутринаучная методологии. Уровни научного познания. Эмпирический уровень научного познания и его методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Теоретический уровень научного познания и его методы: идеализация, формализация, моделирование, математические, вероятностно-статистические методы. Общелогические методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, исторический, логический. Всеобщие философские методы познания. Специфические методы социально-гуманитарных наук: идиографический, диалоговый, опросы, анализ документов, тестирование, игровые методы и др. Формы научного познания. Научный факт как эмпирический базис науки. Научная проблема и идея как исходные формы теоретического уровня научного познания. Гипотеза как форма вероятностного знания. Критерии научности гипотезы. Виды гипотез. Теория, ее сущность, структура и функции. ^ Причины формирования сциентистского направления в философии. Первый позитивизм и наука. Взгляды О. Конта на науку и философию. Классификация наук О. Конта. Вклад Дж. С. Милля в методологию науки. Индуктивная логика. Идеи эволюционизма Г. Спенсера. Эмпириокритицизм – второй позитивизм – новые гносеологические подходы к науке. Задачи философии в области науки. «Критика опыта» и «теория интроекции» Р. Авенариуса. Теория «элементов мира» и теория «экономии мышления» Э. Маха. Конвенциализм А. Пуанкаре – новый этап развития философии науки. Неокантианство марбургской и баденской школ как методология естественных и гуманитарных наук. Неопозитивизм – новое видение функций философии в области науки. Задачи логического позитивизма. Анализ языка науки. Принцип верификации. Б. Рассел о научном познании. Лингвистический позитивизм, основные проблемы и представители. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. Постпозитивизм – третий этап развития направления философии науки и формирование философии науки как философской дисциплины. Критический рационализм К. Поппера, концепция роста научного знания. Принцип фальсификации. Концепция неявного, личностного знания М. Полани. Эволюционная эпистемология С. Тулмина. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Историко-эволюционистское направление философии науки. Концепция Т. Куна. Плюрализм в эпистемологии П. Фейерабенда, отказ от рациональной трактовки науки. Тематический анализ науки. Концепция Д. Холтона. Методологические программы герменевтики и структурализма. Открытие Ф. Де Соссюром структурной лингвистики и основные принципы структурализма. Формирование структурализма как метода социогуманитарного знания в трудах К. Леви-Строса и М. Фуко. Язык как знаковая реальность. Предыстория философской герменевтики. Основные принципы общей герменевтики Ф. Шлейермахера. Герменевтическая методология В. Дильтея. Возникновение философской герменевтики: от Хайдеггера к Гадамеру. Герменевтика как методология и техника понимания в социально-гуманитарном знании. ^ Причины формирования науки в античный период и основные этапы ее развития: ионийский, афинский, эллинский, древнеримский. Наука в условиях средневековья. Научные достижения и открытия арабского Востока, Китая. Научно-технические достижения средневековой Европы. Наука и техника в эпоху Возрождения. Технические открытия Леонардо да Винчи. Учение Н. Коперника – первая научная революция. Сущность научной революции. Становление науки Нового времени. Крушение концепции мироздания античности. Галилео Галилей – основатель современной науки. Открытие математического естествознания, формирование первых законов классической механики. Рождение небесной механики в трудах И. Кеплера. Рационалистическая методология Р. Декарта. Оформление классической механики в трудах И. Ньютона. Сущность второй научной революции. Понятие научной картины мира, ее структура. Создание механистической картины мира. Основные научные достижения ХVII – ХVIII вв. Диалектизация естествознания ХIХ века. Проникновение идеи развития в биологию и геологию. Выдающиеся открытия в области естествознания ХIХ века. Отход от жесткой механистической картины мира. Исследование электромагнитных явлений. Третья научная революция. ^ Научная революция конца ХIХ – начала ХХ века. Проникновение вглубь материи. Создание релятивистской и квантовой теорий – становление неклассической науки. Квантово-релятивистская картина мира и ее особенности. Основные методологические установки неклассической науки. Научно-техническая революция середины ХХ века, ее качественные особенности и социальные последствия. Наука как социальный институт в ХХ веке. Ее роль в развитии современной цивилизации. Сциентистский и антисциентистские подходы. ^ Синергетика как теория саморазвивающихся систем. Методологические новации синергетического подхода. Мировоззренческие итоги науки ХХ века. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. Исторические типы научной рациональности. Особенности постнеклассической науки. Перспективы развития современной цивилизации. Ноосферные идеи В.И. Вернадского. Основные проблемы, стоящие перед естественными, техническими и социогуманитарными науками. Пассионарность и коэволюция – актуальные вопросы философии науки ХХI века. Планы семинарских занятий. Семинар 1. Выбор реферата по философии 1.Выбор темы реферата. 2.Объект и предмет исследования. Актуальность проблемы. 3.Цели и задачи исследования. 4.Степень разработанности проблемы. 5.Практическая значимость исследования выбранной темы. Семинар 2. Философский анализ науки. 1.Виды познания. Специфика научно-познавательной деятельности. 2.Наука как знание. Критерии научного знания. 3.Наука как социальный феномен. Роль науки в современной цивилизации. 4.Предмет философии науки. |
![]() | Мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» | ![]() | |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики |
![]() | Философия науки – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический (методологический)... | ![]() | Программа разработана с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы... |
![]() | Связь истории и философии науки. Классификация наук: естественные, технические, социальные, гуманитарные и формальные науки | ![]() | Философия. Ч : Социальная философия: учебно-методический комплекс / сост. Т. Г. Чернова, В. В. Корякин; Перм ун-т. – Пермь, 2007.... |
![]() | ![]() | Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... |