Лекция Тема: Проблема метода в философии




НазваниеЛекция Тема: Проблема метода в философии
страница1/3
Дата публикации11.07.2013
Размер0.49 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3


заочного обучения

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«Философия»
Тема № 4: «Проблема метода в философии. Диалектика как теоретическая система и метод познания»

Лекция 1 .

Тема: Проблема метода в философии

План.

1. Понятие метода.

2. Основные методы философии и их сущностные характеристики.
Литература:


  1. Корявко Г.Е. Философия как форма общественного сознания. Очерк теории и истории. Саратов, 1990.

  2. Кувакин В.А. Что такое философия. М., 1989.

  3. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М., 1989.

  4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? М., 1990.

  5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

  6. Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. СПб., 1993.



1. Понятие метода.

Любой познавательный процесс состоит из трех компонентов: объекта познания, познающего субъекта и метода познания.Средством, которое движет познание вперед и дает возможность получать новое знание, являются методы познания.

Метод (греч. methodos – путь исследования или познания) - система принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности.

^ Метод является формой теоретического освоения действитель­ности, это научно обоснованное познавательное средство.

Метод обеспечивает взаимодействие субъекта с познаваемой объективной реальностью, позволяет ее изучать в соответствии с определяемыми исследовательскими задачами.

Объем и глубина получаемых новых знаний зависит от характера привлекаемых методов и степени эффективности их применения.

Методы исследования являются наиболее динамичным компонентом науки, который движет ее вперед. Вместе с тем они имеют в науке непреходящее значение. Появление новых методов, как правило, при­водит к изменению соотношения и роли старых и новых методов, но не к утрате старыми своих позиций. Каждый новый метод позволяет лишь глубже постичь реальность, увидеть ее с неожиданной6 ранее не замечаемой стороны.

Важное значение для понимания сути метода и его разработки имеет правильный учет соотношения в нем объективного и субъек­тивного. Идеализм всегда представлял метод и по сути, и по проис­хождению как сугубо субъективное средство, как творение познающе­го субъекта. Метод - действительно творение исследователя, и его роль нельзя принижать и игнорировать. Однако всякий метод позна­ния имеет и объективную основу. Это - независимая от субъекта познаваемая реальность; без учета ее характера не может быть вы­работана ни один правильный метод ее познания. Поэтому всякий ме­тод научного познания есть единство объективного и субъективного.

Объективные знания о реальности содержит научная теория. Она и является основой для выработки методов, направленных на даль­нейшее познание реальности. Однако теория - лишь основа для выра­ботки метода, но не сам метод, как иногда считают. Категории, за­коны, идеи той или иной теории отражают свойства и суть объекта и то, что теория позволяет предвидеть какие-то новые свойства и в этой связи поставить новую познавательную задачу, и является ос­новой для выработки метода познания. Тем самым обуславливается объективность метода.

Если научная теория как форма знания отражает объект, то ме­тод как средство познавательной деятельности направлен на позна­ние объекта.

Таким оборазом, между теорией и методом существует диалекти­ческая взаимосвязь, основанная на результатах предыдущих исследо­ваний. Теория является основой для выработки метода, метод же, основываясь на результатах предыдущих исследований, является средством получения нового знания, обогащающего и развивающего теорию.

До тех пор пока метод "работает" на подтверждение существую­щей теории, происходит ее (теории) постепенное углубление и со­вершенствование. Когда появляются такие факты, которые не уклады­ваются в старую систему знаний, а это чаще всего связано с приме­нением новых методов исследования, существующая система знаний рушится и на смену ей приходит новая система теоретического зна­ния, которая раскрывает в изучаемых явлениях действительности сущности более высокого порядка, чем прежняя теория.

^ Многообразие и сложность объективной реальности порождают множество методов ее познания.

Принято выделять несколько уровней научно-исследователь­ских методов.

  1. ^ Философские методы научного познания, раскрывающие общие пути и принципы познания реальности, являются всеобщими, характе­ризуют ход исследовательского процесса в целом и применимы при изучении всех проявлений действительности. Это- диалектико-мате­риалистический и метафизический методы.

  2. ^ Общенаучные методы познания. Они применяются во всех или многих науках и в отличие от общефилософских методов охватывают лишь определенные аспекты научно-познавательной деятельности, яв­ляются одним из средств решения исследовательских задач. Так, ин­дукция и дедукция выражают разные подходы к раскрытию сути изуча­емых явлений6 а анализ и синтез - это разные методы проникновения в эту суть. Описательные и количественные методы - это средства и формы выражения информации об исследуемых явлениях, а моделирова­ние - метод формализованного представления знаний, присущий более высоким ступеням научного познания.

  3. ^ Общефилософские и общенаучные методы представляют собой два уровня тесно взаимосвязанных методов научного познания.

  4. Специально-научные методы. Это методы, которые применяются в той или иной науке в целом. Их теоретическим базисом являются теории специально-научного уровня. Роль этих онтологически направленных теорий в формировании специально-научных методов состоит в том, что они определяют характер тех методологических принципов и нормативно-регулятивных требований, которые составля­ют теорию метода. Специфика этих принципов и требований определя­ется особенностями объекта познания соответствующей науки.

  5. ^ Конкретно-проблемные методы. Они направлены на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности6 составляющей объект познания соответствующей науки.

Кроме теорий, отражающих суть рассматриваемых явлений, конкретно-проблемные методы основываются на сопециально-науч­ных, общенаучных и философских методах.

Следовательно, при всем многообразии вся совокупность мето­дов познания окружающей действительности представляет собой ие­рархически упорядоченную и тесно взаимосвязанную систему, включа­ющую методы разных уровней.

^ Разнообразие существующих методов привело к оформлению специ­ального учения о методах научного познания, которое называется методологией.

Для философии характерен спор по вопросам методологии иссле­довательского процесса. Методология определяет не только методы исследования, но и общий подход к изучаемой реальности.

Долгое время господствовало представление о существовании "единой научной, диалектико-материалистической методологии как системе общих принципов подхода к изучению окружающего мира и как учения об общих методах познания, которая своеобразно, специфи­чески применяется и преломляется в каждой конкретной науке".

Однако постепенно данная точка зрения уступила иному понима­нию сущности методологии и ее роли в процессе познания.

Процесс осмысления объективной реальности лишь на основе строго ограниченного круга методов сравнивают с работой фотогра­фа, который освещает снимаемый объект с одной, попадающей в его поле зрения стороны. Так и исследователи, согласуясь с собствен­ным видением проблемы, вычленяют существенные стороны изучаемого, затушевывая, с их точки зрения, менее значимые.

Однако реальность весьма разнообразна в формах своего прояв­ления, а поэтому не возможно говорить о господстве единственного методологического принципа, подхода в изучении объективной реаль­ности. Для целостного, наиболее полного отражения действительнос­ти важно не замыкаться в рамках единственного методологического принципа, строящегося на ограниченном понимании природы объектив­ной реальности и допускающего применения строго ограниченных ме­тодов познания, а искать новые подходы к постижению мира. наибо­лее плодотворный путь на этом пути видится в привлечении различ­ных методологических систем и принципов.

О методологическом плюрализме писал Баткин: "Я низко кланяюсь позитивизму, марксизму, веберианству, неокантианству, структура­лизму, школе "Анналов", "кризису" школы Анналов, постмодерниз­му... В наших головах все эти методологии, эти культурные голоса ("смыслы"), не снимаются, никуда не исчезают. Пространство исто­рической рефлексии расширяется и становится все более артикулиро­ванным. Надо думать, это, собственно, и есть исторический син­тез..."

Одним из существенных завоеваний ХХ столетия стало понима­ние, что ни одна научная парадигма` не может считаться исчерпыва­ющей. Все чаще и на самых авторитетных уровнях констатируется факт формирования интегративных областей научного знания, вбираю­щих в себя результаты и методы исследования смежных дисциплин. Эти тенденции выступают показателем глобальных мировоззренческих перемен, соответствующих современному миропониманию, которая ха­рактеризуется как интеграционный процесс в сфере научного позна­ния.

Методологическая раскрепощенность повлекла за собой актуали­зацию в научном исследовании проблемы метода, который стал "субъ­ективен", как "важнейший показатель мировоззренческого выбора ученого".

Это вполне закономерно, ибо основной задачей всякого исследо­вания является выработка общей стратегии научного поиска. Поэтому история науки - это не только борьба теорий, отражающих знание о мире, но и теорий, направленных на выработку методов познания.

^ 2. Основные методы философии и их сущностные характеристики.
В ряду методов философии можно выделить ряд основных:

- диалектика;

- метафизика;

- догматика;

- эклектика;

- софистика;

- редукционизм;

- герменевтика.

К категории философских же методов относятся и такие как:

- материализм;

- идеализм;

- эмпиризм;

- рационализм и др.

Диалектика (греч. искусство вести беседу, спор) - метод фи­лософского исследования, при котором вещи, явления рассматривают­ся гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних про­тиворечий, изменений, развития.

Диалектика представляет собой не только метод познания и стиль мышления, но и часть теории философии. Вся система диалектики входит в теорию философии.

Диалектический метод предполагает восприятие и изучение объ­ективной реальности как взаимосвязанного и взаимообусловленного образовании, находящегося в состоянии постоянного изменения, раз­вития.

Термин "диалектика" был введен Сократом для обозначения ис­кусства ведения спора. В смысле близком к современному данный термин употреблял Гегель, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в окружающем мире и через них постигать реаль­ность.

Уже древние мыслители представляли бытие, "космос" как за­вершенное целое, пребывающее в покое, внутри которого вечно со­вершаются процессы изменения, движения, становления. Всеобщая из­менчивость бытия представлялась как превращение одного первонача­ла в другое - земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно.

Наиболее яркое проявление в античности получила диалектика у Гераклита.

Вершиной классической диалектики явилось учение Гегеля, ко­торый, по словам Ф.Энгельса "впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделала попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития".

У Гегеля диалектика охватывает вся область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя к природе и духу и заканчивая диалектикой общественного развития.

Метафизика - это метод познания, основанный на представлении о сверхчувственных принципах и началах бытия.

В материалистической философии определяется как метод, про­тивоположный диалектике.

В истории философии термин "метафизика" нередко употребляет­ся в качестве синонима философии.

Сам термин ввел в оборот систематизатор трудов Аристотеля Андронник Родосский, назвавший этим словом группу трактатов о бы­тии. Как самостоятельный метод исследования обнаруживается у Пла­тона (V-VI в. до н.э.). Платон говорил о существовании высшего типа знания , восходящего от эмпирической реальности к бестленным сущностям ("идеям") по иерархической лестнице.

В средневековой философии метафизика считалась высшей формой рационального познания бытия.

С расцветом научного знания метафизика уступила свои позиции.

Основные принципы метафизики как метода:

  1. истина воспринимается как нечто конечное, которое надо лишь раскрыть, а не как процесс, не дитя своего времени;

  2. все стороны познаваемого мира абсолютны;

  3. признается развитие, но отрицается идея саморазвития;

  4. объекты действительны рассматриваются вне связи друг с другом.

Догматизм – метод познания, согласно которому действитель­ность воспринимается через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный ха­рактер. Данный метод присущ средневековой теологической филосо­фии.

В основе догматизма лежит одностороннее представление об истине, признание в ней абсолютных моментов и полное игнорирование ее относительности.

Психологически догматизм покоится на слепой приверженности к однажды выработанным или усвоенным приемам и способам познания и деятельности.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигается поверхностность, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Для эклектики характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибок в определениях и классификациях и т.д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, некритически соединяя противоположные воззрения.

Этот метод распространен был в поздней греческой философии, как выражение ее упадка и интеллектуального бессилия. Наиболее активно использовался в период средневековья в ходе схоластических диспутов. опиравшихся на цитаты, произвольно подобранные.

Она применяется и в настоящее время в рекламе и пропаганде, в системе массовой коммуникации, находя основу в моде привычках, традициях, стремлении к унификации и ряд других свойств человеческой психики, позволяющих подменить логические основания сообразно с поставленной целью.

Однако иногда эклектика выступает в качестве методологического приема, когда осваивается новая проблематики и еще недостижим истинный синтез разрозненных фактов, представлений, гипотез в единую систему.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно подобранных как истинные суждений (посылок), новой посылки, логически правильной, но ложной по смыслу.

Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получение истины, а победу в споре, доказательства "чего угод­но кому угодно". Использовалась как прием ораторского искусства.

Софистика определяется как прием интеллекьтуального мошенничества.

Редукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад) – метод, предполагающий изучение сложных явлений действительности через подмену их сильно упрощенной, наглядно интерпретируемой мо­делью. Процедуру создания учеными таких моделей можно сравнить с работой фотографа, который освещает снимаемый объект с одной, попадающей в его поле зрения стороны. Так и исследователи, согласуясь с собственным видением проблемы, вычленяют существенные стороны изучаемого, затушевывая, с их точки зрения, менее значимые.

Таким образом, предметом научного анализа в рамках традици­онной научной практики становилась не реальность как таковая, а идеальная конструкция, созданная творческими усилиями. Ученые, принимая модель за объективную реальность, создают систему представлений об окружающем человека мире, пытаясь выявить закономерности его развития. Следствием преобладания в науке редукционистских подходов стало утверждение представления о принципиальной простоте всего сущего. Установилось мнение, что "реальность проста, а любая сложность – от лукавого...".

На базе редукционизма произошло оформление рационализма и позитивизма в качестве основополагающих способов познания и понимания мира. Господство редукционизма ознаменовало важнейший этап как в развитии науки, так и цивилизации в целом, именуемой эпохой "скульптурного человека". Это название как нельзя лучше подчерки­вает преобладание в научной и обыденной практике принципа структурного познания действительности без должного учета ее подвижности, динамизма и разнообразия форм проявления. Истоки данного принципа принято связывать с греческой античностью.

Именно редукционизму обязаны своими успехами естественные науки, базирующие систему знаний о мире на таких аксиомах, как: представление об универсальности времени, принципиальной не пересекаемости параллельных линий, постоянстве массы любого тела и др. В начале XIX в. принципы редукционизма из естествознания плавно перекочевали в обществоведение и были им прочно усвоены. Общественные науки в ходе анализа предмета своего познания стремились отвлечься от частных, второстепенных форм проявления действительности и установить жесткие законы и закономерности, которым подчиняется общество в своем развитии и функционировании. Примечательны слова одного из персонажей И.А.Гончарова - литератора Пенкина: "Нам нужна одна голая физиология общества...". Эта фраза представляется своеобразным символом общей мировоззренчес­кой установки эпохи.

Ограниченность редукционизма и созданных на его базе методологических систем стала осознаваться рядом исследователей практически параллельно с их утверждением. О существовании логических несоответствий между научными моделями и реальностью писал еще

И.Кант. Он акцентировал внимание на несовместимости рациональных моделей мира, составляемых наукой, с иррациональной природой самого человека, обусловленной его духовным началом, которое необъяснимо и невписываемо ни в одну из предлагаемых схем. Как человек свободен по отношению к этим плодам мыслительной деятельности, так, вероятно, и объективный мир с ними имеет мало общих точек соприкосновения. В данном контексте интересно замечание В. Одоевского, основателя московского "Общества любомудрия" (1823 г.). Он писал: "Хотя рационализм подвел нас к вратам Истины, но не ему будет суждено их открыть".

Уже на рубеже XIX-XX столетий научному знанию пришлось преодолевать сложный перелом в форме отказа от простоты в понимании мира. Однако даже самому глубокому мыслителю было не легко смириться с тем, что реальность устроена бесконечно сложнее и классические представления о мире – лишь частный случай того, что существует в реальности.

Одними из первых, кто нарушил "естественную простоту" в понимании устройства всего сущего, был Н.И.Лобачевский. Как известно, он доказал существование, помимо евклидовой геометрии, других, столь же непротиворечивых и логично построенных геометрий, в которых прямые линии могут бесконечно расходиться или пересекаться. Открытие Лобачевского было не столько научной революцией в области математики, сколько в целом в мышлении и миропонимании.

Так началось усложнение первоначальной системы взглядов на устройство мира, исчезало представление о его структурной "простоте", формировалось понимание, что многое, казавшееся вполне по­нятным и обыденным, на самом деле либо ошибочно, либо условно. Исследовательская практика показала, что изучение окружающей че­ловека действительности и самого человека, как ее части, через жесткие объяснительные модели, под которые подводится вся собираемая информация, не может претендовать на статус истинного познания. Главный изъян практикуемого метода виделся в том, что в про­цессе исследования допускается "срезание" не вписывающихся в ис­кусственно созданные модели "углов" анализируемой действительности, затрудняя ее целостное восприятие, когда сущность изучаемого как бы "уплывает". В представляется характерным замечание испанского философа Ортеги-и-Гассета, подчеркивавшего, что все существующее и данное нам – это, в сущности, только кусок, сколок, фрагмент, обрубок. Он считал, что в любой вещи нельзя не заметить, не почувствовать изъяна, не обнаружить глубокого следа из­лома, рубца онтологического увечья.

В XIX- начале XX века становилось очевидным, что наука, базирующаяся на редукционизме, расчленяет то, что в реальности существует в неразрывной целостности, тем самым порождая "разорванность", "фрагментарность" знаний о действительности. Замечается также, что мир в большей степени не логически обоснованная структура, а "хаотическое образование" в силу одновременности разно­направленных силовых давлений и взаимодействий, в котором все предметы и явления существуют "среди откликов, "перекличек", "прививок", "следов одного ... на другом".

Осознание ограниченности традиционного знания повлекло за собой вытеснение из науки "скульптурного человека" античности. Его место постепенно начал занимать "живой человек" современности как выражение стремления к свободному, гибкому научному знанию в целях сохранения целостности и онтологического контекста изучаемых явлений.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Герменевтикой определяется как искусство понимать смыслы и значения знаков.

В связи с изменившейся оценкой возможностей научного позна­ния наблюдается и эволюция требований, предъявляемых к характеру исследовательского поиска. Становится важным не только внешнее описание и объяснение тех или иных общественных явлений и процес­сов, что свойственно для изучения природной стихии, но и их пони­мание, т.е. постижение как бы изнутри. В этом отношении примеча­тельны наблюдения В.О.Ключевского. В 1903 году в своих дневнико­вых записях историк зафиксировал впечатления, произведенные на него идеями немецкого физика и физиолога Г.Гельмгольца о логической индукции, изложенные им в статье "Отношение естествознания к системе наук". Логическая индукция определялась ученым в качестве основополагающего принципа в изучении природы, основу которого составляли представления о всеобщности и однообразной повторяемости природных явлений. Логической индукции Ключевский противопоставил историческую индукцию как главный принцип в изучении общественных явлений. Он считал, что в отличие от логической индукции основа исторической базируется на представлении о неповтори­мости взаимоотношений между людьми, которые определяет "внушаемая природой нужда (их - О.С.) друг в друге". Поэтому центральным ме­тодом познания в рамках исторической индукции Ключевский считал "народно-психологическое чутье", иными словами - "понимание".

Возведение "понимания" в ранг самостоятельного методологического принципа относится к началу ХХ столетия, хотя отдельные моменты, касающиеся его разработки, относятся к XVIII веку. Наи­более целостная концепция понимания как теоретико-методологичес­кой проблемы была представлена Вильгельмом Дильтеем – немецким мыслителем рубежа XIX-XX столетий. Он, как и многие его современники, говорил о природе и обществе как онтологически чуждых друг другу сферах. Дильтей отмечал, что для изучения общества необходимы специфические методы познания, отличающиеся от методов естественных наук, поскольку общество - порождение людей, конституирующееся в процессе их духовного бытия. Выступая в качестве объекта наблюдения, общество должно постигаться изнутри, открываться как "конечная реальность" внутреннему чувству исследователя.

Дильтей писал: "Науки о духе отличаются от науки о природе тем, что последние делают своим предметом факты, данные сознанию изв­не, как феномены, дискретно. Напротив, первые имеют своим предме­том факты, выступающие в сознании в качестве внутренней реальности, первичной и живой взаимосвязью. Природу мы объясняем, душевную жизнь понимаем". Понимание он провозглашал в качестве самостоятельного исследовательского метода, основанного на интуитивном проникновении в жизнь, стремлении постичь ее из нее самой. Здесь вполне правомерным будет сравнение деятельности уче­ного с действиями актера, "входящего" в роль, когда стремясь воссоздать литературный персонаж, он представляет особенности его психики, мотивы его слов и поступков, как бы вживается в него, реконструируя духовную жизнь далекой эпохи.

Позиции Дильтея разделяли многие видные мыслители ХХ столе­тия, среди них: М. Вебер, Г. Зиммель, А. Фиркандт, П.А.С орокин и ряд других.

Неслучайным видится восклицание А. Эйншетйна: "Как много мы знаем, и как мало понимаем!"

На сегодняшний день в гуманитарной области знания за понима­нием как исследовательским методом закрепляются достаточно проч­ные позиции наряду с традиционными методами рационального объяс­нения. Как и столетие тому назад, наблюдается стремление перейти от внешнего описания исследуемой реальности на уровень понимания её внутренних источников. В последнее десятилетие в нашей стране указанная направленность гуманитарной мысли начала реализовывать­ся через интерес к личностному фактору. Однако это не просто "оживление" научных исследований, введение в их ткань имен и фамилий, но их одухотворение, поскольку стала очевидной невозмож­ность разобраться в структуре общественного развития без понима­ния мотивов, чувств, намерений, психологических и социокультурных основ жизни людей той или иной эпохи, того или иного государства. Неслучайно, гуманитарную область знания, в частности историю, на­чали трактовать как "синтетическую науку о человеке".
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconЛекция 1
Лекция категория бытия в философии. Понятие бытия. Проблема бытия. Основные формы бытия

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconК. ф н., доцент кафедры философии Иванчина Ольга Николаевна
Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconЛекция 1: Понятие философии
Введение в философию. Определение философии, задачи философии, специфика философского знания, онтология, гносеология, специфика русской...

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconВопросы к экзамену по философии
Особенности философского мировоззрения. Человек как центральная проблема философии

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconЭкзаменационные вопросы по философии
Проблема определения предмета философии. Характерные черты философского мышления

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconВопросы к экзамену по философии проблема генезиса философии

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconПроизошло от греческих слов фелео и сопио- что означает любовь к...
Понятие и сущность философии, ее место и роль философии в жизни человека и общества. Проблема происхождения философии

Лекция Тема: Проблема метода в философии iconТема «человек»
Если он не сможет отказаться от привычного диалектического метода, метода победы в споре, то непременно примет взгляды материалиста....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов