Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления




Скачать 206.1 Kb.
НазваниеЦель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления
Дата публикации11.07.2013
Размер206.1 Kb.
ТипЗакон
zadocs.ru > Философия > Закон
Понятие « логика»

Цель человеческого познания – истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика – наука о законах правильного мышления, которые ведут к достижению истины.

МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ.

Мышление как известный процесс опосредованного отражения существующих признаков явлений, законы которого мы изучим, является предметом изучения психологии (рассуждения гения, бред больного, мыслительный процесс ребёнка, животного), т.е. изучает как осуществляется процесс. Логика изучает только мысль, которая может быть правильной, которая может привести к истине.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

( восприятия, мышление, память, эмоции, воля и сознание)

Познание начинается с живого созерцания: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – отражает отдельные свойства предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Чувствительность можно развивать (профессионал отличает 40 оттенков черного).

Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств(слагается из ощущений) Связано с опытом – жители африканской деревни воспринимают чтение газеты как средство для лечения глаз.

Представление - чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемый, но который ранее воспринимался в той или иной форме: 1) воспроизводящее (дом) 2)творческое (джунгли, инопланетяне) Чувственное восприятие, познание позволяет познавать явления но не сущность.

Сам предмет богаче, чем его образ. Так мы видим своего супруга – имеем о нем представление (костюм), он меняется в каждый момент времени, но мы продолжаем видеть в нем свое представление, общаемся с костюмом делаем некорректные выводы.

Мышление – психический процесс опосредованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира. ^ Память - психический процесс сопоставления поступившей информации с уже имеющейся.

Эмоция – психический процесс отражающий отношение к предметам, явлениям , окружающему миру и себе.

^ Воля – активность по выполнению принятых в процессе мышления решений (оконч. процесса) Подумал - сделай, не сделал – считай, что и не думал. Сознание-сводит все эти действия воедино.

^ Формы мышления

Сущность предметов познается абстрактным мышлением: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, доказательство, защита, опровержение.

^ Понятие- форма мышления, в которой отражены существующие признаки предметов и явлений.

Суждение- форма мышления в которой утверждается или отрицается существование предметов, наличие или отсутствие у них каких-либо свойств, отношений между предметами.

Умозаключение- форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение.

Гипотеза- предположение, которое считается истинным для того, чтобы вывести из него следствия согласные с действительными фактами или с другими проверенными положениями.

^ Теория – гипотеза, получившая достаточное основание.

Доказательство- выведение какого-либо суждения из других суждений, признанных истинными или очевидными. Доказательство основано на данных науки. Убеждения не всегда истины, так как могут быть основаны на предрассудках или невежестве. Таким образом можно доказать, но не убедить и наоборот. Доказательство можно выстраивать как силлогизм от аргумента к тезису), а можно как демонстрацию (от тезиса к аргументу) – для ораторского выступления лучше использовать демонстрацию.

^ Защита – форма доказательства, где заранее предполагается, что тезис будет оспариваем.

Опровержение- форма мышления, направленная на доказательство тезиса.

^ Задача логики - показать, каким правилам должно следовать умозаключение, чтобы быть верным. Истинность фактов или положений может быть «непосредственной», (« я голоден», «я ощущаю, что предмет движется») истинность их очевидна без доказательств (как правило, через чувственное восприятия «зеленый» или «черный») Посредственное познание- то, что происходит в наше отсутствие (ночью шел дождь). Доказательство заключается в том, чтобы неочевидные положения свести к непосредственным очевидным или вообще очевидным. В процессе сведения можно допустить ошибку. Таким образом, существуют правила, которые позволяют отличить правильные умозаключения от неправильных. Логика не открывает истину, она доказывает уже открытые; позволяет выявить ошибки и избежать их. Здравый смысл позволяет обозначить, что умозаключение ошибочно, но обозначить, почему умозаключение ошибочно, поможет логика.

^ Формы и содержание мысли. Форма – структура, которую можно выделить, отвлекшись от содержания. Все яблоки - кислые. Все S есть P . Все мужчины изменяют. Все S есть P . Все грузины хорошо поют. Все S есть P.

Эти суждения разные по смыслу, но едины по форме.

^ Материальная и формальная истинность. Материальная истинность соответствует действительности.

Формальная истинность- верный способ соединения мыслей, но заключение может быть не верным.

Все вулканы суть горы.

Все гейзеры суть вулкана.

Все гейзеры суть горы.

Все богачи тщеславны.

Некоторые люди не суть богачи.

Некоторые люди не суть тщеславны.
Последнее заключение истинно материально, но формально ложно, так как не вытекает из данных положений: все богачи тщеславны, но это не значит, что другие не могут быть тщеславнымиÞ можно быть не богатым, но тщеславным Þ то, что кто-то не богат, не значит, что он не может быть тщеславным Þзаключение не вытекает необходимо.

Формальная логика изучает формальные критерии истинности. Индуктивная логика – материальные критерии.
Истина – адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества, мышления. Истинность знания - соответствие его действительности. Критерием истинности является практика.
Д.С.Милль: «Когда я принимаю в соображение как проста теория умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного знания её принципов и правил и даже значительной опытности в их применении, я не нахожу никакого извинения для тех , кто, желая заниматься с успехом каким-либо умственным трудом, упускает это изучение. Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления, она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей остающихся преданными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, как логика».
Понятие.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов.

Понятие фиксируется с помощью термина. Нет слова - нет понятия. Признак – это то в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга, свойства или отношения, (золото – металл, драгоценность, имеющий определенный удельный вес).

^ Существенный признак – каждый из признаков, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны для того, чтобы отличить данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Человек, умеющий отделить существенные признаки от несущественных вовремя грозы не будет бояться грома, но будет остерегаться молнии.
^ Родовой признак- понятие класса, в который мы вводим другое рассматриваемое нами понятие (химия - наука) Видовое отличие - служит для выделения понятия из ряда ему подобных понятий. (часы (вид) - измерительный прибор (родовой признак), который показывает время (видовое отличие); Химия – наука, которая занимается изучением строения вещества; моряк – английский, французский, русский (видовое различие)). Примеры можно найти в кроссвордах.

Вид получается при присоединении видового отличия к родовому признаку. (здание-склад хлеба - амбар, т.е. родовой признак - видовое отличие - вид.) Вид может быть признаком, т.к. его можно приписать понятию «эта наука есть химия».

^ Собственный признак – такой признак, который присущ всем вещам данного класса, который не содержится в числе существенных признаков, но который может быть выведен из них. (Шкала отсчета времени для часов, треугольник – прямолинейная плоская фигура с тремя сторонами – основной признак, где сумма углов 180° - собственный признак ®выводимый, человек разумен (сущ. признак), он владеет речью (выводимый)).

^ Несобственный признак - признак, который не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем вещам данного класса (жёлтый корпус часов; чёрный цвет перьев ворона - неизвестно почему так, не выводимый).

Несобственные

1) неотделимые – присущи всем вещам класса (чёрные перья ворона, Толстой родился в Ясной поляне)

2) отделимые - присущи только некоторым вещам класса (чёрный цвет волос человека, Бальфур - первый министр Англии)

Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе; организация, группа людей дружная и сплоченная общими интересами (не пускать паразитов в семью трудящихся); группа высших животных, состоящая из самца и одной или нескольких самок.

^ Логические приемы для оформления понятий.

Анализ-расчленение предметов на составные; выделение признаков. Синтез- соединение в целое частей и признаков. Сравнение - установление сходства или различия по существенным или несущественным признакам. Абстрагирование-выделение одних признаков и отвлечение от других (например, существенных и несущественных) Обобщение - мысленное объединение однородных предметов в классы.

Содержание и объём понятия. Содержание - совокупность существенных признаков предмета.

Содержание может быть изменчивым в зависимости от принятой точки зрения и от размера знания и т.д. (сахар для химика и не для химика) Объём- совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Пример: животное: птица , рыба, насекомое, человек; элемент: кислород, водород, азот, углерод и т. д.

Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятий : чем шире объём, тем уже его содержание и наоборот. Пример: человек и негр
.^ Ограничение и обобщение Ограничение – процесс образования менее общих понятий из более общих. Логическая операция перехода от родового понятия к видовому (предел – единичное понятие).

Студент: студент – отличник – студент-отличник ОмГУ - студент отличник ОмГУ Петров.

А

Аа ограничение Аав обобщение

Аавс

Обобщение – процесс образования более общего понятия из менее общего. Логическая операция перехода от видового понятия к родовому (предел – философское общенаучное понятие категории.)

Пример: Математик - великий математик – великий русский математик – великий русский математик С. Ковалевская.

Опера Чайковского ²Е. Онегин² - опера Чайковского - опера русского композитора Чайковского – опера- произведение музыкального искусства – произведение искусства.

Обобщение и ограничение не есть отношение целого к части (лошадь - голова лошади; городская улица – город.)

Обобщение и ограничение позволяет всегда найти общее, например: Да ну их эти книги Литвака! Мы же люди! Лучше давайте о женщинах!

Категории

Категории – это понятия, которые служат для обозначения самых общих сходств между предметами.

Аристотель выделял 10 категорий: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, страдание, действие. В новейшей философии:

вещь- то, что обладает большим или меньшим постоянством формы (камень, дерево, жидкость);

свойство (качество, действие, состояние, тяжесть, твердость, способность накаляться, приходить в движение)

отношение (пространство, причина, время).

Т.о. всегда можно найти партнере то, что вас объединяет.
^ Виды понятий.

1) по объему:

а) Общие (число элементов больше 1)»государство»; «тетраэдр»; «положительное число».

В общих понятиях выделяются универсальные понятия (объем равен универсальному классу, т.е. классу в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знаний, например, арифметика - натуральные числа; ботаника-растения). б) единичные/индивидуальные (одноэлементный класс), например, ученый Павлов, математики Пифагор и Сократ. в) пустые (нулевой объём), например, «вечный двигатель», «человек, проживший 300 лет», «Снегурочка», «Дед Мороз». 2) по содержанию: 1. а) Конкретные- служат для обозначения класса вещей, предметов, фактов, событий (дом, сражение, любовь, квадрат, пламя, страх - нечто, состоящее из совокупности свойств парализовать умственную деятельность). Конкретные понятия - синтез абстрактных мыслимых качеств (тяжесть + шероховатость + твердость = камень.) Прилагательные всегда конкретны т.к. мыслятся с вещью (белый – в голове появляется образ какого-либо белого предмета).

б) Абстрактные - в таких понятиях мыслится не предмет в целом, а какой-либо из его признаков, взятый отдельно (чётность, несправедливость, честность, неравенство, подобие, сходство).

Например: обжора – конкретное, прожорливость – абстрактное. Абстрактное мышление позволяет нам определить что общего между Чайковским, Моисеевым и Меркюри.

Иными словами - абстрактное понятие обозначает свойства и качества, которые могут мыслиться без тех вещей, к которым они принадлежат.

Кроме того, это понятия, которые не могут восприниматься как известная определённая вещь (вселенная, тысячиугольник, человечество, звездная система).

Абстрактное понятие получается путем анализа из конкретного (белизна из мела).

Абстрактные понятия невозможно объяснить: «два»- два пальца, две палки, но догадаться, что между ними общего индивид должен самостоятельно. Компьютер лишен абстрактного мышления - искусственный интеллект пока далеко. 2.а) Относительные - понятия в которых мыслятся предметы, предполагающие существование других (дети – родители; друг - партнёр – компаньон; сходный - равный ).

б) Безотносительные (абсолютные) - понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно и не содержат никакого отношения к чему -либо (человек, многогранник, учебник.)

3. а) Положительные - понятия, характеризующие наличие качества или отношения (длинный, конечный, красивый, алчность), в том числе слова с отрицательной приставкой, которые без этой приставки не употребляется (неряха, ненастье, бесчинство, беспечность, безупречность, ненависть). б) Отрицательные – понятия, характеризующие отсутствием качества или отношения (безнравственный, вневременный, сверхчувственный, ненормальный, бессмысленный).

4. а) Собирательные - понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как целое. Лес=дерево+дерево+дерево

б) Разделительные/несобирательные - содержание понятия можно отнести к каждому предмету класса. Лес=лес+лес+лес

«Лес служит для сохранения влаги»- один из множества предметов (разделительное). Если «лес» одно целое, состоящее из однородных единиц, то это собирательное понятие (полк, толпа, библиотека, лес, парламент, созвездие, соцветие, класс).

То, что мы утверждаем относительно понятия собирательного, относится к целому, составленному из единичных предметов, но это утверждение может быть неприложимо к предметам, входящим в это целое и взятым в отдельности. Наоборот, то, что мы утверждаем относительно разделительного понятия приложимо к каждому предмету, к которому относится это понятие.

Например, «Парламент издал закон о всеобщей воинской повинности»- целое, составленное из известных единиц издало закона, но этого нельзя сказать относительно каждого члена парламента, т. к. отдельные члены парламента могут высказаться против (собирательный смысл).

«Сенаторы мужи достойные, сенат – хуже зверя».

«Парламенту принадлежит законодательная функция» -справедливо относительно всех парламентов (в разделительном смысле).

«Весь флот погиб во время бури»- в собирательном смысле (отдельные корабли могу не погибнуть, но флот как единое целое перестал существовать).

«Все рабочие утомились» - в разделительном смысле (каждый рабочий утомился).

«Студенты этой группы успешно сдали экзамен» - разделительный смысл (каждый сдал минимум на «3»).

«Студенты этой группы провели общее собрание»- собирательный смысл (возможно, присутствовали не все студенты до одного).
Усвоение этого правила делает человека демократичным!

«Все мужчины – изменяют» - собирательный смысл, наверняка есть один, который не изменяет, а мне больше не нужно.

«Он всегда лжет» - собирательный смысл, возможно, именно сейчас говорит правду.

Характеристика понятий:

Коллектив – общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное.

Недобросовестность – общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.

Любовь - ?

^ Отношения между понятиями.

Понятия могут быть сравнимые и не сравнимые.

Сравнимые делятся на совместимые понятия (объемы совпадают полностью или частично) и несовместимые (объёмы не совпадают).

Несравнимые - у понятий нет общего родового понятия, в объём которого они могли бы войти как координированные (душа, треугольник; нитка, корабль). Хотя это все вещи, они далеки друг от друга.
Отношение между понятиями позволяет нам понимать свое место системе. Если психолог, который полагает, что все болезни от неправильного воспитания, то я должен подчиниться человеку, который разработал систему образования и воспитания здоровых детей (Акбашев/Литвак). Если я психолог в компании музыкантов, то стоит сначала говорить о музыке, а потом они может быть послушают мою психологию.
Игрушка, кукла, пистолет, заводная игрушка, заводной автомобиль.

Стихийное бедствие, землетрясение, явление природы, наводнение, гроза.





















Определение понятия.

«Тот, кто хочет хорошо говорить, должен уметь дать определение тем понятиям, которыми пользуется. Это позволит ясно выражать свои мысли».

Определение – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина. Не все понятия могут быть определены. Сложные понятия с множеством признаков могут быть определены, но простые понятия не могут быть определены (пунцовый цвет, такой-то музыкальный тон, равенство, тяжесть, протяженность). Они могут быть осознаны только через непосредственное восприятие, как и индивидуальные понятия (этот бриллиант). Определение не дает перечисления всех признаков (т.к. было бы бесконечным), а только ближайшего родового признака и видового отличия).
^ Правила явного определения понятий: 1) Определение должно быть соразмерным.

( Dfd = Dfn) определяемое определяющее ошибки: а) Dfd
б) Dfd > Dfn (вершина – высшая точка холма, а горы?) в) Dfn и широкое, и узкое (бочка – сосуд для хранения жидкостей, а бидон и график, а огурцы и песок?).

2) Определение не должны содержать круга, например, Вращение – движение вокруг оси; Ось – то, вокруг чего происходит вращение (тавтология). Смешное это то, что вызывает смех.

3) Определение должно быть четким и ясным. (Лень-мать всех пороков)

4) Определение не должно быть отрицательным (Театр есть здание, не служащее для жилья; вы идете домой? Нет – а куда?. Не путайся с девочками – а с мальчиками?). Но: Чужестранец – человек, не принадлежащий к данной стране (приемлемо, т.к. чужестранец – отрицательное понятие.

«Человек - двуногое животное без перьев» Платон.

Дикобраз - животное с иглами на спине (ёж?).

Гравитация – взаимодействие двух материальных тел (драка?).

Такт - это разум сердца.

Жидкость есть то, что не твёрдое и не газообразное.

Свет есть то, чему присущ свет.

Любовь - это волшебство.

^ Неявные определения. 1)Контекстуальные. 2)Индуктивные (1 – натуральное число; если n –натуральное число, то n +1 тоже натуральное число)

3) Определения через аксиомы.

Приемы, заменяющие определения. а) указание (звук, цвет) б) описание (индивидуальные предметы или свойства вещей. Днепр у Гоголя.)

в) характеристика (через выдающиеся признаки предмета) воин – мужество, враг – гуманность)

г) сравнение (совесть - внутренний суд)

д) различие (энтузиазм- умеренность, вызванная благородными мотивами и фанатизм)

^ Деление понятий
Деление – логическая операция, посредством которой объём делимого понятия, распределяется на ряд подмножеств (члены деления) с помощью избранного основания деления.

Определение раскрывает содержание понятия, деление – его объём.
^ Правила деления

  1. Деление должно быть соразмерным (сумма объёмов видовых понятий равна объёму родового). Материки – Евразия; Африка; Австралия; северная Америка и Южная Америка; Антарктида; люди добродетельные и порочные (а средние).

Ошибка: а) неполное деление (можно избежать через «и др.») б) деление с лишними членами

  1. Деление должно производиться только по одному основанию.

Народы: магометане, христиане, французы, немцы.

Книги: французские, немецкий, словари.

  1. Члены деления должны исключаться друг другом.

Книги: полезные, понятные, интересные.

  1. Деление должно быть непрерывным

Члены предложения могут быть подлежащее, сказуемое и второстепенные.

Виды деления:

  1. по видообразующему признаку (см. выше)

  2. дихотомическое (двухчленное) деление: всегда соразмерно, всегда по одному основанию, члены исключают друг друга.

Этот прием оставляет неопределенной часть делимого понятия. Не всё можно поделить (понятие с размытым объёмом): науки – точные и неточные, книги – хорошие и нехорошие. Деление отличается от расчленения. В деление части целого являются видами рода: животные - млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы→ птицы есть животные). Расчленение: год – 12 месяцев; январь, февраль….. не → год есть январь). Те учащиеся, которые хотят учиться, будут учиться без поощрения. Те, которые не хотят, не будут, как не наказывай→ и наказание и поощрение бесполезно (неполное деление).

Люди часто видят только крайности и не видят срединного, компромиссного решения. Кроме того, по части нельзя судить о целом. Если в основании деления лежит существенный признак, то можно сделать много выводов, но если лежит в основании признак национальный или сословный (т.е. несущественный), то начинаются конфликты.
Классификация - один из видов деления.

Классификация – распределение вещей по классам согласно сходству между ними.

Задача классификации: распределить вещи по группам в таком порядке, который а) наиболее полезен для припоминания вещей,

б) для определения их свойств.

Виды классификации:

1) естественная (по существенному признаку). 2)вспомогательная (по несущественному признаку). ^ Требования классификации:

1)пункты сходства более важны в практическом отношении;

2)должна давать возможность сделать наибольшее количество утверждений.

Естественная классификация раскрывает истинные свойства вещей и основывается на сущ. признаках. Искусственная классификация в основе имеет производные признаки.

Номенклатура-собрание всех реальных родов, классов (химия: этил, бензол, ацетил и др.)

Терминология: совокупность названий или терминов, которые отличают те или иные свойства или части индивидуальных предметов (листья: округлые, овальные, эллиптические и др.)

Терминология должна выражать каждый оттенок в описании свойств.
^ Логические ошибки

Логические ошибки принято делить на две группы. Собственно ошибки логики, и ошибки выражения мысли.

Из ошибок выражения мысли мы разберём только одну, с говорящим названием гомонимия:

Homonymia

Допускающий эту ошибку употребляет одно и то же слово в различных значениях.


"Все российские бизнесмены – кровопийцы, так как ни одно состояние в России не было заработано честным путём. Следовательно, честный человек, живущий в России, не может заниматься бизнесом".

Гомонимия заключается в том, что слово "бизнесмен" употребляется в двух разных значениях:
1. Владелец крупного состояния.
2. Человек, занимающийся бизнесом.

Автор этого высказывания не учитывает, что можно заниматься бизнесом, не обладая сколько-нибудь крупным состоянием.

Ошибки дедукции

Ignoratio elenchi (Незнание выдвинутого)

Опровержение тезиса, который оппонент не выдвигал. Например, во время бесед про легализацию оружия я наблюдал примерно такой диалог:

Сторонник легализации: Оружие следует легализовать, так как каждый свободный человек должен иметь право владеть оружием.
Противник легализации: Вы ошибаетесь: я являюсь свободным человеком, но мне никакое оружие не нужно.

Сторонник выдвигает тезис: "Каждый свободный человек должен иметь право владеть оружием". Противник же опровергает другой тезис: "Каждый свободный человек должен стремиться владеть оружием".

Пётр: Я считаю, что люди, которые бьют ремнём своих детей – преступники.
Павел: Вы неправы. В уголовном кодексе нет статьи "за порку собственных детей".

Пётр, очевидно, употребляет слово "преступник" в смысле "наносящий вред обществу человек", а не в юридическом смысле. Павел допускает ошибку.

μετάβασιςείσ άλλο γένοζ (Метабасис эйс алло генос) (Переход в другой род)

Сменыа единиц измерения. Например:

"Альберт богат, так как ездит на BMW".

Ошибка в том, что богатство не измеряется автомобилями. Альберт может быть по уши в долгах, но ездить на BMW.

"Советские пенсионеры жили счастливо, так как у них была большая пенсия".

Ошибка в том, что счастье не измеряется деньгами.

"Выдача взятки инспектору ГАИ не является дурным поступком, так как все так делают".

Ошибка в том, что степень дурноты поступка не измеряется в количестве людей, которые совершают этот поступок. Вот ещё примеры той же ошибки:

"Эта компьютерная игрушка интереснее, так как в ней хорошая графика".
"Академик Сахаров – хороший политик, так как он кристально честен".
"Солженицын – талантливый писатель, так как он много лет провёл в лагерях".
"Иннокентий – большой души человек, потому что он и мухи не обидит".
Он хороший сотрудник, потому что много работает.


Qui nimium probat, nihil probat (Кто доказывает черезчур, тот ничего не доказывает)

Пример недостаточного доказательства:

Никто ни разу не заснял Геннадия Зюганова в сауне с проститутками, следовательно, Зюганов – примерный семьянин.

Ошибка в том, что возможно, Зюганов и плескался в бане с ночными феями, но в этот момент рядом не было оператора с видеокамерой.

Пример избыточного доказательства:

Нельзя свободно продавать героин, так как его смогут купить дети.

Ошибка в том, что из этого доказательства следовала бы и необходимость запретить ножи (их могут купить дети), клей момент (его могут купить дети), а также мыло с верёвкой и табуретки (их тоже могут купить дети).

В обоих примерах ошибка заключается в неподходящих размерах аргументов. В первом случае мы пытаемся натянуть презерватив на футбольный мяч, во втором случае мы пытаемся запереть крысу в слоновьем вольере.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления iconЛогика' наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих...
Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика...

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления iconЕе предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления,...
Субъективная логика – наука изучающая закономерности, структуры, развитие правильного мышления

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления iconВопросы к зачету
Логика как наука о формах и законах мышления. Понятие логической формы и логического закона

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления icon8. Основные характеристики мышления. Психологические теории мышления
Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Мышление это опосредованное и обобщенное познание...

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления iconТесты по логике Тема предмет и 3начение логики
Наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий мир, называется логика

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления iconОсобенности познавательной деятельности, её отличия от других видов...
Проблема бытия – существующей реальности (Онтология – раздел философии, изучающая фундаментальные принципы бытия)

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления iconКнига посвящена философии мышления. По мнению автора, ни логика,...
Шления, его виды-способности (ум, разум, рассудок), идея как мысль Разума, место идеи в творческом процессе, категориальный строй...

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления icon2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.•...

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления iconЖан Бодрийяр «Симулякры и симуляции»
Симулякр это вовсе не то, что скрывает собой истину, это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина

Цель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика наука о законах правильного мышления iconРеферат по психологии на тему: «Развитие мышления в дошкольном возрасте»
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов