В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009




НазваниеВ. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009
страница1/32
Дата публикации12.07.2013
Размер2.91 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32



фило0софия

Часть 2



Уральский государственный экономический университет

федеральное агентство по образованию



Екатеринбург
2009


Федеральное агентство по образованиЮ

Уральский государственный экономический университет
ФИЛОСОФИЯ

Под общей редакцией В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой

Рекомендовано
Учебно-методическим советом
Уральского государственного экономического университета
в качестве курса лекций

Часть 2

Екатеринбург
2009

УДК 1
ББК 87

Ф 56

Рецензенты:

Кафедра философии и политологии
Уральской академии государственной службы

Доктор философских наук, профессор кафедры философии
Уральского института бизнеса им. И. А. Ильина
^ А. П. Ветошкин

Авторский коллектив:

Е. А. Атманских, В. В. Егоров, Л. В. Епина, В. Н. Епин,
Н. М. Лазарева, Т. В. Рыбченко, А. В. Сарапульцева,
А. М. Тихомирова, В. П. Червонный


Ф 56 Философия [Текст] : курс лекций : в 2 ч. / под общ. ред. В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой ; [авт. кол. Е. А. Атманских, В. В. Егоров, Л. В. Епина и др.] ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т, – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. Ч. 2. – 261 с.

Курс лекций подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Философия», содержанием рабочей программы и структурой курса философии, читаемого в Уральском государственном экономическом университете.

Предназначен для студентов, аспирантов и соискателей, а также для всех интересующихся философскими проблемами.

УДК 1
ББК 87

 Авторы, указанные на обороте
титула, 2009

 Уральский государственный
экономический университет, 2009

Лекция 6

Научное познание1


Научное и вненаучное знание.

Структура научного познания, его формы и методы.

Научные революции и общие закономерности развития науки.
^

6.1. Научное и вненаучное знание


Наука играет важную роль в жизни общества. Говоря о науке, следует иметь ввиду три формы ее бытия в обществе: 1) как особого способа познавательной деятельности; 2) как системы научных знаний; 3) как особого социального института в системе культуры, выполняющего важную роль в процессе духовного производства. Научное познание как особый способ духовно-практического освоения мира имеет свои особенности. В самом общем смысле научное познание понимается как процесс получения объективно-истинного знания. Исторически наука постепенно превращалась в важнейшую сферу духовного про­изводства, продуктом этого производства является достоверное знание как особым образом организованная информация. Главными задачами науки и по сей день являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Зарождение науки связывают с формированием особого типа рационального освоения действительности, позволявшего получать более достоверные знания, по сравнению с преднаучными формами познания мира. К. Ясперс считает это время «осевым» в развитии культуры.

В настоящее время широко обсуждается проблема «демаркации» научного знания, т.е. определение границы, отличающей науку от ненауки. Первый шаг к разделению знания на научное и вненаучное состоит в отделении научного знания от обыденного. Обыденное знание, опирающееся в основном на здравый смысл, несомненно, может служить руководством к действию и играет важную роль в жизни человека и в истории общества. Однако оно всегда включает в себя элементы стихийности и не отвечает нормам целостности в системном построении знаний, на которые ориентируется наука, в нем отсутствует необходимая четкость в определении понятий и далеко не всегда соблюдается логическая правильность в построении рассуждений. Обыденное знание не способно подняться до уровня теории высокой степени общности.

В многообразии форм вненаучного знания можно выделить следующие формы:

донаучное знание – к нему относится протонаука, возникающая в эпоху древних цивилизаций и включающая в себя элементы наблюдений и первичных обобщений. Это, прежде всего, магическое и алхимическое знание, выступающее исторической предпосылкой для возникновения науки. К донаучному знанию в настоящее время также относится «народная наука» (этнонаука); для которой, как и для протонауки, прежде всего, свойственен рецептурный характер;

ненаучное знание, представляющее собой некую совокупность разрозненных, не связанных между собой знаний, которые не соответствуют законам науки и противоречат им и основным представлениям, составляющим научную картину мира;

паранаучное знание (пара – от греч. - около, при), в котором не соблюдаются основные нормы и принципы научного знания, а само оно базируется на ненормативной интерпретации отдельных феноменов, объяснение которых не является убедительным с точки зрения существующих в настоящее время критериев научности. К ним относится парапсихология, дианетика, астрология, экстрасенсорика, уфология и др.;

лженаучное (или псевдонаучное) знание – это ошибочное знание, формирующееся в процессе сознательного искажения отдельных положений науки, либо вольного сочетания домыслов и предрассудков с положениями, вырванными из контекста научных теорий. Для авторов подобных лжетеорий характерно стремление к сенсациям, нетерпимость к критике, претензиозность и дилетантизм в трактовке реальных научных проблем. Часто псевдонаучное знание спекулирует на популярных теориях, например, о снежном человеке, чудовище озера Лох-Несс и др.;

квазинаучное знание (от лат quasi - «якобы», «мнимый») - это знания, в большей или меньшей степени осознанно выдаваемые за научные, например, в советской агробиологии к ним можно отнести конструкции в учении Т.Д. Лысенко, обосновывавшего возможность преобразования одного вида растения в другой посреством перевоспитания. Квазинаучное знание может существовать, опираясь на методы насилия и принуждения в условиях крайне иерархизированной науки в условиях жесткого идеологического режима, когда преследуется всякое инакомыслие и критика, кроме разрешенной и организованной сверху. В конце 40-х и 50-х гг. ХХ в. сторонники квазинауки подвергли огульной критике генетику и кибернетику.

антинаучное - крайне враждебное отношение к науке и просвещению; это - обскурантизм (лат. - затемняющий), означающий реакционность, мракобесие.

экстранаучное - (лат. extra – «сверх», «вне»), например, эзотерическое знание (от гр. esoterikos- внутренний) – тайное, скрытое знание, предназначенное лишь для посвященных. К нему можно отнести учения мистического плана, сочетающие ссылки на сокровенное тайное знание с логическими построениями, которые в настоящее время подаются как научное достоверное знание.
Находясь по ту сторону от науки, вненаучное знание отличается аморфностью, при этом границы между различными его разновидностями чрезвычайно размыты. Отделение научного знания от многочисленных форм вненаучного – весьма непростая проблема, связанная с определением критериев научности. Общими критериями, выступающими нормами и идеалами научности знания, признаны: достоверность и объективность (соответствие действительности), определенность и точность, теоретическая и эмпирическая обоснованность, логическая доказательность и непротиворечивость, эмпирическая проверяемость (верифицируемость), концептуальная связанность (системность), принципиальная возможность фальсифицируемости (допущение в теории рискованных, предположений для их последующей экспериментальной проверке) предсказательная сила (плодотворность гипотез), практическая применимость и эффективность.

Указанные требования выступают как определенная модель идеала научного знания. Однако проблема состоит в том, что данный «идеал научности» далеко не всегда и не в полной мере реализуем в действительном процессе научного познания различных сфер бытия.

В 60-70-х гг. ХХ в. проводились исследования норм рациональности науки. Оказалось, сама наука не отвечает полностью тем строгим стандартам, которые предписывались ей традиционной методологией. Анализ донаучных и преднаучных форм освоения мира показал их сходство с наукой в ряде черт. Так, обратили внимание, что астрология. которую рассматривали как псевдонауку, опирается на результаты рациональных наблюдений. Здравый смысл и практические рассуждения также носят объективный и рациональный характер. Паранаука порой изучает явления, которые еще не стали объектом исследования науки. Таким образом, анализ вненаучных форм знания способствовал установлению относительного характера научной рациональности, а также методов, критериев и стандартов науки в целом.

Означает ли все сказанное, что критерии научности знания «не работают» и не нужны? - Вовсе нет. Они не всегда и не полностью соблюдаются, но идеал научности ставит перед учеными цель, что позволяет им двигаться в определенном направлении, и это дает им возможность достигать большего успеха в приближении к истине. Идеал, будучи совершенной целью деятельности, выступает как ее организующее начало и служит важнейшим регулятивным средством любой деятельности человека.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconВ. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим...
В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой; [авт кол. Е. А. Атманских, В. В. Егоров, Л. В. Епина и др.; отв за вып. В. Е. Кучинская]; Федер агентство...

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика»
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Уральского финансово-юридического института

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconМетодические указания по оценке жилой недвижимости по дисциплине «Экономика недвижимости»
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин и рекомендовано к печати Учебно-методическим...

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconКурс лекций «информационные технологии в управлении» Учебное пособие
Рекомендовано Учебно-методическим советом ано впо «киу» в качестве учебного пособия для студентов высшего профессионального образования,...

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано учебно-методическим советом...
Мигранов Н. Г., проф., д-р физ мат наук кафедра «Общая и теоретическая физика» Башкирского государственного педагогического университета...

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconУголовное
Рекомендовано Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического пособия по...

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconФинансовое право
Допущено учебно-методическим советом по образованию в области юриспруденции Уральского федерального округа для студентов вузов, обучающихся...

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconТезисы лекций печатается по решению учебно-методического совета юридического...
Рекомендовано к публикации кафедрой теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconРекомендовано в качестве учебно-методического пособия Редакционно-издательским...
В. С. Баклин, В. В големгрейн., В. М. Игнатович, В. И. Попов; Национальный исследовательский Томский политехнический университет....

В. В. Егорова, Н. М. Лазаревой Рекомендовано Учебно-методическим советом Уральского государственного экономического университета в качестве курса лекций Часть 2 Екатеринбург 2009 iconКомплекс Екатеринбург 2008 Рекомендовано учебно-методическим советом...
Л. Ю. Кузнецов темы 7, 16; доцент Е. П. Пельвицкая тема 8; доцент Е. Ю. Гаевская тема 9; доцент А. И. Слобцова темы 10, 11, 12, 13,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов