Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» УТВЕРЖДАЮ
Декан ГФ
___________(В.И. Турнаев)
«___»_____________2011 г. ФИЛОСОФИЯ
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
Лекции
| 27
| часов (ауд.)
| Практические занятия
| 27
| часов (ауд.)
| ^
| 54
| часов
| САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
| 90
| часов
| ИТОГО
| 144
| часов
|
|
|
| ^ очная ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ экзамен в 5 семестре ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра философии
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ^
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Панькова Н.М.
2011 г.
Задание к семинару №1:
Смысл философии как вида деятельности и сознания.
Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрений вы знаете?
С чем связано становление философии?
Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гуманистическая, практическая и др.
Что такое религия? Каковы религиозные представления, чем они отличаются от мифологических и научных?
Что такое наука? Какова взаимосвязь философии и науки?
Что такое искусство? Философия и искусство: в чем состоит сходство и различие?
Тестовые задания:
Мировоззренческая функции философии состоит в следующем: Философия
а) дает картину мира в целом;
б) определяет способ достижения какой-либо цели;
в) проникнута вниманием к людям, человеческому достоинству;
г) забота о благе людей, моральность.
Методологическая функции философии состоит в следующем: Философия
а) дает картину мира в целом;
б) определяет способ достижения какой-либо цели;
в) проникнута вниманием к людям, человеческому достоинству;
г) забота о благе людей, моральность.
Гуманистическая функции философии состоит в следующем: Философия
а) дает картину мира в целом;
б) определяет способ достижения какой-либо цели;
в) проникнута вниманием к людям, человеческому достоинству;
г) забота о благе людей, моральность.
Практическая функции философии состоит в следующем: Философия
а) дает картину мира в целом;
б) определяет способ достижения какой-либо цели;
в) проникнута вниманием к людям, человеческому достоинству;
г) забота о благе людей, моральность.
Вопросы, которые требуют разрешения, называются:
а) гипотеза;
б) проблема;
в) теорема;
г) понятие.
Креационизм – это учение о:
а) сотворении мира из ничто;
б) сущности отдельной вещи;
в) целеполагании;
г) ценности.
Телеология – это учение о:
а) сотворении мира из ничто;
б) сущности отдельной вещи;
в) целеполагании;
г) ценности.
Гносеология – это учение о:
а) о человеке;
б) о бытии;
в) о методе;
г) о познании.
Онтология – это учение о:
а) о человеке;
б) о бытии;
в) о методе;
г) о познании.
Антропология – это учение о:
а) о человеке;
б) о бытии;
в) о методе;
г) о познании.
Теология – это учение о:
а) о человеке;
б) о ценностях;
в) о боге;
г) о познании.
Аксиология – это учение:
а) о человеке;
б) о ценностях;
в) о боге;
г) о познании.
Праксиология – это учение:
а) о человеке;
б) о ценностях;
в) о деятельности;
г) о познании.
Натурфилософия – это:
а) философия человека;
б) философия природы;
в) натура человека;
г) проблема природы. К семинару № 2
Античная философия
Натурфилософия античности. Проблема Единого и многого. Учение о первоосновах (Фалес Милетский, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл). Учение о числах Пифагора, учение Протагора, учение Парменида и Зенона, атомизм Левкиппа и Демокрита.
Философия Сократа (этика, диалектика).
Философия Платона (концепция идей, антропология, учение об обществе).
Философия Аристотеля (учение о форме и материи, динамизм и телеология, учение о перводвигателе, логика, этика, политология).
Эллинская философия:
школа киников (Антисфен, Диоген Синопский)
школа эпикурейцев (Эпикур)
школа стоиков (Зенон из Кития)
школа скептиков (Пиррон Элидский, Секст Эмпирик)
Тестовые задания:
Философия – это любовь к:
Мудрости
Глупости
Творчеству
Противоречиям
Первооснова всего сущего по Фалесу:
Вода
Земля
число
Бог
В качестве архэ этот философ предлагал воздух:
Фалес
Анаксимен
Анаксимандр
Гераклит
В качестве архэ этот философ предлагал апейрон
Фалес
Анаксимен
Анаксимандр
Гераклит
Первоосновой мира является огонь – считал:
Фалес
Анаксимен
Анаксимандр
Гераклит
С именами Левкиппа и Демокрита связано учение:
О душе
О вечности мира
О числах
Об атомах
«Всё – из воды» - говорил:
Фалес
Гераклит
Сократ
Протагор
«Человек есть мера всех вещей» - говорил:
Фалес
Гераклит
Сократ
Протагор
«Всё течет, всё изменяется» - говорил:
Фалес
Гераклит
Сократ
Протагор
«Познай самого себя» - говорил:
Фалес
Гераклит
Сократ
Протагор
Этот философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты:
Фалес
Гераклит
Демокрит
Зенон
Согласно Пифагору началом мира и всеобщей сущностью является:
бог
бесконечность
ноль
единица
Этого философа прославили придуманные им апории:
Зенон
Гераклит
Сократ
Платон
Натурфилософия – это:
философия человека;
философия природы;
натура человека;
проблема природы.
Оригинальный метод философствования, предложенный Сократом, называется:
дедукция;
индукция;
майевтика;
метафизика.
Сократ говорил: «Я знаю, что ничего…»
Не знаю
Не помню
Не могу
Не буду
На первое место Сократ ставит:
Физику
математику
этику
натурфилософию
Мировой принцип по Платону:
благо
добро
зло
логос
Этот философ был учеником Сократа:
Диоген
Евклид
Платон
Аристотель
В уме человека, по Платону, находятся:
мысли
чувства
идеи
образы
Центром философской концепции этого мыслителя было учение об идеях:
Диоген
Зенон
Платон
Аристотель
Этот философ сказал: «Платон мне друг, но истина – дороже!»:
Диоген
Зенон
Сократ
Аристотель
Аристотель утверждал: «Философия начинается с … »
удивления;
сопротивления;
возмущения;
отвращения.
Согласно этому философу реальный мир имеет двойственную природу,
разделен на «мир идей» и «мир вещей»:
Диоген
Зенон
Платон
Аристотель
Вопросы, которые требуют своего разрешения, называются:
гипотеза;
проблема;
теорема;
понятие.
Современному термину «демократия», по Аристотелю,
соответствует античный термин:
тирания
полития
олигархия
аристократия
Аристотель выделяет в предмете:
Душу и тело
Материю и форму
Субстанцию и форму
Материю и душу
Этот философ сформулировал основы Логики как науки:
Анаксимен
Сократ
Платон
Аристотель
В античной традиции под диалектикой понималось:
Искусство жизни
Способ мысли
Искусство спора
Стиль жизни
Дедукция предполагает движение мысли:
От частного к общему
От частного к частному
От общего к общему
От общего к частному
Знание, соответствующее своему предмету, верно отражающее реальность:
Правда
Ложь
Истина
Вероятность
При использовании индуктивного метода вывод получается:
Истинный
Ложный
Правильный
Вероятностный
Практическая мораль Сократа была развита:
скептиками;
киниками;
стоиками;
эпикурейцами.
«Мир чувств – главное содержание познания» считали:
скептики;
киники;
стоики;
эпикурейцы.
«Центр познания находится в согласии ощущений и логических выводов» считали:
скептики;
киники;
стоики;
эпикурейцы.
В опровержении догм всех философских школ видели свою цель:
скептики;
киники;
стоики;
эпикурейцы.
Киники были заняты поиском:
смысла жизни;
пропитания;
любви;
светлого будущего.
Задание к семинару № 3
Средневековая философия
Основные идеи патристики и ее представители (апологетика I-II вв.н.э. – Тертуллиан (ок.150-222 гг.), Климент Александрийский (ок. 150-215 гг.), Ориген (185-254 гг.), зрелая патристика IV-V вв.н.э. – Августин Блаженный (354-430 гг.) и догматика VI-VIII вв. н.э.).
Основные идеи схоластики и ее представители (ранняя IX-XIII вв. - Иоанн Скот Эриугена, классическая схоластика XIV-XV вв. - Альберт Великий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, поздняя XV-XVI вв. – Дунс Скот, Уильям Оккам). Спор об универсалиях. Номинализм и реализм.
Тестовые задания:
Конкретно-исторический тип мировоззрения, характерный для средневековой философии:
Политеизм
Теоцентризм
Скептицизм
Атеизм
Мир в средневековой философии представлен в виде:
беспорядка
живого природного существа
иерархии, на вершине – Бог
иерархии, на вершине – человек
Средневековая философия ориентирована на
этику
физику
религию
логику
Тезис Августина Блаженного «Верить, чтобы понимать» характерен для:
Патристики
Схоластики
номинализма
реализма
Тезис «Понимать, чтобы верить» характерен для:
Патристики
Схоластики
апологетика
догматика
Для доказательства присутствия бытия Бога в мире в схоластике применялось:
вера
разум
чувства
откровение
Августин Аврелий был представителем:
патристики
схоластики
номинализма
реализма
Автором трактата «О граде божьем» является:
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Августин Аврелий
Ансельм Кентерберийский
О природе универсалий писал в своих трудах:
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Августин Аврелий
Ансельм Кентерберийский
Пьер Абеляр в качестве критерия истины провозглашал:
веру
чувства
разум
откровение
Пять онтологических доказательств бытия Бога представил:
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Августин Аврелий
Ансельм Кентерберийский
Высшая власть в обществе, по мнению большинства средневековых философов (например, Фомы Аквинского), должна быть представлена в виде:
демократии
аристократии
монархии
тирании
В философии Возрождения происходит сдвиг познавательного интереса в сторону
Космоцентризма
Антропоцентризма
Теоцентризма
Моноцентризма
Философское учение, которое представляет человека как самоценную личность, называется:
Гуманизм
Теоцентризм
Атеизм
Скептицизм
Идея растворения Бога в природе, во всех ее вещах и процессах называется:
Гуманизм
Теоцентризм
Пантеизм
Антропоцентризм
Пьер Абеляр был представителем:
патристики
схоластики
апологетики
догматики
Диалектика в схоластике стала пониматься как:
Искусство спора
Теория познания
Формальная логика
Риторика
Фома Аквинский был представителем:
патристики
схоластики
апологетики
догматики
Дунс Скот был представителем:
Патристики
схоластики
апологетики
догматики
Учение о сотворении мира Богом из ничто называется:
Концептуализм
символизм
провиденциализм
Креационизм
Реализм и номинализм являются направлениями:
Патристики
схоластики
апологетики
догматики
Понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества называется:
Концептуализм
символизм
провиденциализм
Креационизм
Термин «теодицея» обозначает:
Оправдание Бога
Существование Бога
Доказательство бытия Бога
Отказ от Бога
Средневековая философия ориентирована на:
этику;
религию;
логику;
физику.
Для средневековой философии характерен:
политеизм;
монотеизм;
атеизм;
скептицизм.
Креационизм – это учение о:
сотворении мира из ничто;
сущности отдельной вещи;
целеполагании;
ценности.
Телеология – это учение о:
сотворении мира из ничто;
сущности отдельной вещи;
целеполагании;
ценности.
Аксиология – это учение о:
сотворении мира из ничто;
сущности отдельной вещи;
целеполагании;
ценности.
Для средневековой философии характерен:
политеизм;
теоцентризм;
атеизм;
скептицизм.
В философии Возрождения происходит сдвиг в сторону:
космоцентризма;
антропоцентризма;
теоцентризма;
моноцентризма.
|