Социология как наука об обществе




НазваниеСоциология как наука об обществе
страница1/3
Дата публикации17.07.2013
Размер0.73 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Социология как наука об обществе.

Как самостоятельная наука социология начала формироваться сравнительно недавно. Основы ее заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин «социология» (от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - слово, знание, учение) впервые был употреблен французским философом и социологом Контом и буквально означает «наука об обществе».

Для того чтобы понять особенности изучения общества, необходимо выделить собственную область социологического исследования, а также определить методы, которыми социология пользуется. Для этого следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Единого, строго установленного определения социологии и ее предмета не существует. Однако при всем многообразии взглядов на специфику социологического подхода все же можно утверждать, что социология рассматривает общество сквозь призму интересов людей как общественных существ и стремится обнаружить, смысл, контекст, порожденный общественной природой существования человека.

Следовательно, социология - это наука о законах и закономерностях развития общества как социальной системы, о функционировании этой системы через такие ее составные элементы, как личности, социальные общности, институты.

Исходя из определения предмета социологии как науки, можно отметить ее особенности:

1) Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

- непосредственно, когда общество изучается как система;

- в том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

- в том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты, общности («первокирпичики») независимо от сферы социальной жизни, тем самым, раскрывая человеческий контекст процессов, происходящих в этих сферах. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.
^ Предмет и объект социологии.

Объект социологического познания - вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым образом, объект социологического познания выступает как социальная система, как общество в целом и иначе выступать не может.

Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, присущие конкретной сфере общественной жизни явления. Для социологического познания характерно стремление постичь природу социальных связей между людьми, по поводу чего они бы ни возникали, законов взаимного приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, возникающих как спонтанно, так и преднамеренно.

Социальные связи с точки зрения социологии – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное – это сфера отношений между более или менее широкими общностями людей и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. Таким образом, носителями социального выступают личности, социальные группы, общности, организации, структуры, а предметом социологии является изучение закономерностей проявления социального во всех сферах общества.
^ Структура социологии.

Структура социологического знания представляет собой не просто совокупность информации об общественных явлениях и процессах, а определенным образом упорядоченную систему знаний об обществе как развивающейся социальной системе. В зависимости от уровня получаемого знания социология делится на теоретическую и эмпирическую. В то время как теоретическое социологическое исследование направлено на обобщение и анализ накопленного знания об обществе, в центре эмпирического исследования находится само накопление, сбор фактического материала о социальных явлениях и процессах и его первичная обработка. Кроме этого, существует деление социологии на фундаментальную и прикладную в зависимости от того, решает ли она собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель – построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если цель - выработка практической ориентации, то оно относится к прикладной социологии. Разделение социологии на теоретический и эмпирический уровни знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и микросоциологические теории. И та и другая группы теорий пытается дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень выступает в этих теориях как решающий и определяющий. Они изучают крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и др.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся такие теоретические концепции, как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм, теория конфликта и др.

Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теория обмена, анализ социальных сетей и др.) сосредоточены непосредственно на сфере социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, в сфере социального поведения и эгомотивации и т.д.)


^ Функции социологии.

Одной из важнейших функций социологии, как и любой науки, является познавательная. Она на всех уровнях обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о социальной жизни и закономерностях ее развития, теоретическое осмысление происходящих в обществе явлений и процессов, их потенциальных тенденций. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, состоящая в том, чтобы разработать практические рекомендации по управлению обществом на основе теоретического и эмпирического анализа социальных процессов и явлений. В рамках этой функции проявляется ряд ее других функций, как, например, функция социального контроля, прогностическая функция, функция социального планирования.Социология, несмотря на стремление ученых-социологов к объективности визучении общества, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Как уже отмечалось выше, социальная сфера – это сфера жизнедеятельности различных социальных групп, имеющих различные не только социальные, но и политические интересы, а значит, результаты исследований могут быть использованы соответствующими социальными группами и их представителями для реализации собственных целей. Кроме того, социолог сам является носителем интересов определенных социальных групп, что также не может не накладывать отпечаток на ход и результаты исследования. Однако социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию общественных отношений. В этом смысле говорят о гуманистической функции социологии.
Социология О.Конта и Г.Спенсера.

Позитивистская социология получила дальнейшее развитие в трудах англичанина ^ Герберта Спенсера , положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции природы и общества, функционирующего на базе законов биологии, и создавшего «органическую теорию общества». Спенсер уподоблял сословно-кастовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между организмами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, нежели биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем инструментов регуляции. Идея изменчивости и «плавного» эволюционизма в социологии Спенсера позволяла применить в ней естественно-научные методы, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к обществознанию. Спенсер считал, что общество имеет два полюса эволюции - военный и промышленный тип устройства. Причем эволюция идет от первого типа ко второму.

Условно временем оформления социологии в качестве самостоятельной науки, признанной ученым сообществом, считают опубликование О. Контом его труда «Курс позитивной философии» , где он впервые использовал термин «социология».О. Конт на базе сформулировал законы о трех последовательных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и позитивной. На первой стадии, теологической, человек объясняет все явления, исходя из религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от идеи божественного установления и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и философских туманностей. Критически переосмыслив представления первой стадии, человеческая мысль этого этапа подготавливает наступление третьей стадии - позитивной, на которой и создается собственно социальная теория общества.Т.о., использование социологией «позитивного метода» означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдения и эксперименте, данных проверенных, надежных, не вызывающих сомнения.В соответствии со своими теоретическими представлениями Конт делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает существующие структуры общества (государство, религию, семью и т.д.) с точки зрения их общественных функций в как бы застывшем состоянии. «Позитивистская» социология Конта делает упор в осмыслении путей развития общества не на радикальную революционность и низвержение существующих структур, а на их «позитивную» перестройку. Главную роль в осуществлении общественного прогресса играет, по Конту, духовное, умственное развитие человечества, возникающее на базе чувства солидарности и согласия между людьми, утвердить которое, преодолев отрицательные последствия действия закона разделения и кооперации труда, призвана социология. Т.о., Спенсер, и Конт, считал, что новая наука - социология - должна противопоставить радикальным теориям революции теорию, позволяющую проводить изменения в обществе эволюционным путем, учитывая все общественные факторы и интересы всех социальных групп.

^ Учение О.Конта о трех стадиях развития общества.

О. Конт сформулировал законы о трех последовательных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и позитивной. На первой стадии, теологической, человек объясняет все явления, исходя из религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от идеи божественного установления и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и философских туманностей. Критически переосмыслив представления первой стадии, человеческая мысль этого этапа подготавливает наступление третьей стадии - позитивной, на которой и создается собственно социальная теория общества.

^ Социологические взгляды К.Маркса.

Крупнейшим социологом XIX века является Карл Маркс , кот. разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которого заключается в нем самом, а не находится вовне.Согласно марксистской теории общества базисными в социальном развитии являются экономические отношения, которые определяются и регулируются отношениями собственности. При этом признается воздействие на ход истории и многих других факторов, таких как политические формы классовой борьбы и ее результаты: государственный строй, правовые, политические, философские теории, религиозные верования и т.д. Но главным образом развитие общества обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами, вместе с изменением которых меняется весь способ производства, его производственные отношения, а затем и вся надстройка.Социологическая теория К.Маркса сочетает в себе понимание общества как системы (понятие формации, способ производства как основа социальной структуры, принцип детерминизма) с диалектико-историческим пониманием развития (развитие как борьба противоположностей, классовая борьба как способ разрешения конфликтов и движущая сила общественного развития и др.).К. Маркс создал концепцию становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической.
^ Социология Э.Дюркгейма.

К классическому типу научной социологии относятся взгляды выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма . Согласно его убеждению в основе общества лежит некая «особая реальность», которая соединяет людей в нечто единое, устанавливает между ними солидарность особого рода и потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы - предмет чисто социологического изучения, ибо раскрывают суть и характер всех общественных явлений и носят объективный характер, что и является высшим критерием научности.Указанная особая социальная реальность (то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого) безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий» требований принципов морали и т.д. Вот это соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным (т.к. только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием), Дюркгейм назвал «социальным фактом». Социальный факт специфичен, он порожден объединенными действиями индивидов, но отличается от индивидуального сознания потому, что у него другое основание - коллективное сознание.По Дюркгейму, главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, т.е. профессиональная специализация. Дюркгейм выделяет механическую солидарность, которая доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность, с его точки зрения, характерна для современных обществ и основана на разделении труда.Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического учения Дюркгейма, предметом социологии, а сама социология, с его точки зрения, помогает проникнуть в эту «общую» реальность через обобщение частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Т.е. методы конкретных социологических исследований, статистические данные не просто рисуют картину некоторых процессов в обществе, но и поднимают исследователя на уровень новой реальности.
^ Социология М.Вебера и Г.Зиммеля.

Нетрадиционный, неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммеле и М. Вебером. В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, как пограничная наука, должна заимствовать у естествознания приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, а у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям. Г. Зиммель и М. Вебер в качестве предмета своей «понимающей социологии» отвергали такие понятия, как «общество», «народ», «коллективное». Они считали, что предметом социологии может быть только индивид и поэтому все общественные институты, структуры, формы поведения фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Другое название для этого понятия - рациональность, то есть соответствие социальных действий некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. Социология становится, по Веберу, наукой об идеальных типах. Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве эталона для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. Социология призвана в индивидуальных и групповых действиях видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам (образцам).Цель социологии, по Веберу, - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан.
^ Социологические концепции ХХ века.

Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. Доминирующее положение в социологии занимает концепция социального эволюционизма, рассматривающая процесс развития общества как часть общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли. Сущность социальной эволюции - постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машиной технологией и т.д. В соответствии с марксистской концепцией переход от одной общественно-экономической формации, понимаемой как ступень развития общества, к другой осуществляется в результате социальной резолюции. Социальная революция - это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое.

Так, у О. Конта критерием общественного прогресса выступает развитие знания, у Г. Спенсера - усложнение социальной организации общества, переход от однородности к неоднородности, дифференциация и интеграция. В марксизме критерием развития общества выступает рост производительных сил, требующий изменений производственных отношений. Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов развития общества. Она сформировалась в противовес линейной, европоцентристской модели развития общества, в соответствии с которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой цивилизации и представляет собой однонаправленный, однолинейный процесс перехода от низших ступеней к высшим


^ Структурный функционализм (Т.Парсонс).

Эта идея принадлежит Т. Парсонсу как идея системного строения общества. По Т. Парсонсу, общество – это социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Он доказывал, что все социальные системы для выживания должны обладать набором из четырех основных функций:

Адаптация - любая социальная система, чтобы выжить, должна приспосабливаться или адаптироваться как к внутренней ситуации, так и к изменениям внешней среды. Данной функции соответствует такая подсистема, как экономика, которая поставляет и распределяет материальные продукты, удовлетворяя определенные физиологические потребности всех членов общества.

Целедостижение - система определения основных целей и поддержание процесса их достижения. Эта функция обеспечивается такой подсистемой общества, как политика.

Интеграция - система связывания и увязывания всех своих компонентов, обеспечения устойчивости, внутреннего единства и солидарности. Данная функция осуществляется институтами социального контроля, например, государственным аппаратом.

^ Удержание образца - любая социальная система создает, сохраняет, совершенствует, обновляет мотивацию индивидов, образцы их поведения, культурные принципы. Эта функция обеспечивается такими солидаризирующими институтами, как семья, школа, армия, церковь и т.д., которые согласовывают структуру личных мотиваций с целями и ценностями данного общества.

В противовес функционалистским подходам, всемерно подчеркивающим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в современной западной социологии существует как бы противоположное направление, которое видит в обществе не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных интересов, а борьбу различных групп и идей, результирующая которой и формирует существующие социальные структуры и отношения.
^ Символический интеракционизм (Д.Мид).

Термин «символический» обозначает, что эта социологическая школа делает акцент на «смысле» («символе»), который вкладывают действующие в обществе лица («актеры»), когда они вступают во взаимодействие, то есть «интеракцию». Под социальным взаимодействием в данном случае понимается непосредственная межличностная коммуникация (обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению и, соответственно, интерпретировать и конструировать свои собственные действия. Отсюда следует, что развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. Таким образом, данная теория рассматривает общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты поведения, взаимодействия. Основатель символического интеракционизма Джордж Герберт Мид (1863-1931) считал, что общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей.
^ Конфликтология (Р.Дарендорф)

В своей «теории конфликта» исходил из того, что в каждом обществе существуют осевые линии соц. конфликтов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются «давлению» или господству противоположной им социальной силы. Причем конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он также неизбежен в обществе, как и интеграция социальных институтов. Задача общества, по мнению Р. Дарендорфа, заключается не в том, чтобы избежать или снять конфликты, а в том, чтобы направить их в определенное русло, не разрушающее всю систему и ведущее к ее плановой эволюции. Для этого надо сделать конфликты предметом открытых дискуссий, обсуждений в прессе и т.д. Само по себе наличие и демократическое разрешение конфликта является свидетельством жизнеспособности общества.

^ Соц.-политич. взгляды каз. просветителей и философов (А.Кунанбаев, Ч.Валиханов, И.Алтынсарин).

Ч.Валиханов – основополож. каз. просветит. демократич. идеологии, исследователь истории и культуры народов Ср. Азии, Каз-на, Зап. Китая, этнограф, фольклорист, путешественник. Он оставил массу блестящих работ по географии, философии, истории, социологии и другим направлениям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждение новых, справедливых начал общественной жизни. Он рассматривал человека и общество как продукт развития природы. Являясь частью природы, общество, как и природа в целом, развивается закономерно, т.е. на основе законов, которые носят объективный характер. Он представлял себе, что законы общества отличаются от законов природы прежде всего тем, что являются более сложными. В обществе они являются результатом взаимодействия различных сословий, умственные, нравственные и политические качества которых никогда не бывают одинаковыми и, как правило, вызывают противоречия и острую борьбу между ними. Именно в противоречии и борьбе сословий, полагал Ч. Валиханов, кроются многие причины и законы общественных явлений и событий.

^ И. Алтынсарин - видный представитель каз. просвещения, педагог, общ. деятель в области школьного образования, писатель, фольклорист, этнограф. Он стремился учить детей таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности. И. Алтынсарин выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, «следуя Магомету, будьте слугами белого царя». Алтынсарин считал, что казахи – народ, способный к прогрессу и восприятию самой высокой культуры. Вместе с тем, он полагал, что казахский народ еще далек от цивилизованности, что он находится в «переходном состоянии» от бескультурья и невежества к образованности и цивилизации. В такой период народ особенно нуждается в духовной пище.В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея «естественного развития», с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Последняя прикрывалась лицемерно идеологическими доводами о «пользе оседлости» и «цивилизаторской миссии» русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель. Мало того, что методы царизма непродуктивны по самой своей сути, они помимо этого отчуждают «инородцев» от русских.

А.Кунанбаев - великий поэт, писатель, композитор, общ. деятель, основоположник современ. Каз. письменной лит-ры и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русс. и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. Он высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против исламского догматизма, рабского положения женщины, против социального зла и невежества. Оценить социокультурные взгляды, богатство политической мысли Абая можно, познакомившись с идеями, высказанными в его главном философско-этическом труде «Слова назидания». Абай считает, что необходимо культивировать основные нравственные ценности - знание и веру, учась у других народов, перенимая у них все самое полезное. Для этого нужна сильная власть, которая будет ликвидировать разобщенность, содействовать пробуждению национального самосознания, устанавливать порядок в степи. Однако Абай предостерегает и от увлечения насильственными методами осуществления власти, от ее антигуманных действий.

^ Соц.-полит. взгляды каз. Либер. демократов (А.Байтур., А. Букейх., М.Дулатов). А. Букейх-каз. Общ. деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш». Относил себя к «западнич. направлению» общ. движения каз.интеллигенции, кот. «видит будущее киргизской степи в сознательном претворении зап.культуры — в самом широком смысле этого слова». Также он в рядах казахских просветителей принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремится более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы. Вооруженные знаниями родной, восточной, русской, европейской культур казахская интеллигенция сформировывала идеологию национально-освободительного движения начала ХХ века. Он считал, что именно через масонство ему удается достичь своих целей: вместе с Россией и под ее патронажем добиться автономии Казахстана, включающей в себя собственный парламент, самоуправление, т.е. право на управление финансами и наличие собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.

^ А. Байтур. – выдающийся казахский общественный деятель, просветитель-демократ, ученый, философ, поэт, публицист, литературовед, ученый-лингвист, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, один из основателей партии « Алаш» и правительства «Алаш Орды». Вся жизнь его была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, сохранении в веках самобытного народного творчества, самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги А. Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождем казахской интеллигенции». Он видел путь к свободе народа в приобщении к образованию, науке, культуре. Его статьи по вопросам просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию. А. Байтурсынов видел в образованности и культуре решающий фактор социального прогресса. Для того чтобы школьное образование было на должной высоте, считал он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение учащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка высококвалифицированных учителей.

^ М. Дулатов – известный казахский общественный деятель, ученый-историк, философ, писатель, поэт, публицист, переводчик, педагог, член правительства Алаш-Орды. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу родного народа.

Вся суть философии и социальной концепции М. Дулатова в конечном счете сводится не к абстрактоно-теоретическим рассуждениям, а к попытке обосновать некоторую сумму логических принципов для решения конкретных социально-политических задач. Главной из проблем своего времени он считал проблему отношения зависимого от России Казахстана с независимым и всесильным царским правительством. Критика несостоятельной, бездумной, реакционной политики царизма по отношению к зависимым народам была, по существу, кредом его политич. мышления. В процессе критич. анализа царской колониальной политики он ввел в оборот ряд новых категорий политич. и соц. мысли, кот. дали ему возможность предельно точно охарактеризовать закономерности экономич. и соц-политич. развития каз. общества на рубеже двух веков. Это такие понятия, как «сатрапия», «самосознание», «самодеятельность», «самоуправление», «представительство», «объективное», «активное» и т.д. Эти понятия и раньше встречались в казахской философской, соц и политич лит-ре, например, у каз просветителей ХIХ века.
^ Становление и развитие соц. мысли в Каз-не.

Зарождение соц. мысли на тер-рии Каз-на восходит к временам седой древности. История ее развития в полной мере еще не изучена, но некоторые политич.идеи мыслителей, общ. деятелей прошлого дошли до наших дней. Так, в работе Ю.Баласагуни«Кутадгу Билиг» («Благодат. знание»),, большое место отводится вопросам, способам и методам управления гос-вом, нормам и законам, с помощью кот. регулируются взаимоотношения м\у людьми. Идея многоступенчатой системы подчинения, где власть принадлежит хану, задача и цель кот. состоит в подчинении бедняков середнякам, последних - богатым, а также в управлении народом, нашла яркое отражение в труде Баласагуни. По мнению философа, главное внимание бека должно быть направлено на умение управлять и руководить разными ка­тегориями людей, учитывая их соц. и имущественное положение, а также интересы и потребности. М.Кашгари , кот.в своем труде «Дивану лугат аттатюрк» (Словарь тюркских наречий) дает не только описание языка, обычаев тюркских народов, но и рисует картину истории и политической жизни тюрков. Большое внимание он придает роли нравственного начала, таких его черт, как патриотизм, преданность родине, храбрость, которые должны способствовать укреплению государствен-ти. А.Иугинаки в своем дастане «Акикат сыйы» (Подарок истины) также уделяет большое внимание роли нравст-го начала в построении взаимоот-ий м\у людьми и гос-ми, считая, что совершенный человек является основой создания соврем. гос-ва. Дальнейшее развитие социально-политической мысли в Казахстане тесно связано с деятельностью крупных представителей Каз. ханства, таких как Касым-хан, Хак-Назар-хан, Тауекел-хан, Есим-хан, а также Тауке-хан. Т.о., соц.-политическая мысль на те-рии Каз-на в описываемый период была представлена в форме философских концепций, отражающих особенности становления и развития государственности и представляла собой своеобразную предысторию соц-полит концепций, получивших развитие в последующие эпохи.
^ Общество: понятие, основные элементы.

В качестве элементов общества выступают социальные институты, являющиеся исторически сложившимися, устойчивыми формами организации совместной деятельности людей. К ним относятся институт семьи, институт образования, институт здравоохранения, институт государства и т.д.Важным элементом общества выступают социальные нормы и ценности. Социальные ценности представляют собой разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, стоящих перед обществом, а также по поводу средств и путей их достижения.Социальные нормы могут быть правовыми и моральными. Правовые нормы проявляются в форме закона или иного государственного или административного нормативного акта. Их соблюдение обеспечивается соответствующими органами. Каждый элемент общества находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими элементами, занимает специальное место и играет определенную роль. То есть общество как система имеет упорядоченную структуру. Благодаря этому оно отличается от хаотичного, произвольного скопления людей устойчивостью и стабильностью.

Т.о., под обществом как соц. системой понимается большая упорядоченная совокуп соц. явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Важнейшими хар-ми общ-ва яв-ся устойчивость и целостность, самовоспроизводство и самодостаточность, саморегулируемость и саморазвитие.
^ Понятие общества в концепциях Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Маркса, Т.Парсонса.

Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер понимал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. У К. Маркса общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. С точки зрения Т. Парсонса и, первоосновой общества являются фундаментальные нормы и ценности, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.
^ Системный подход к анализу общества.

Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития.
^ Социальные ценности и социальные нормы.

Социальные ценности представляют собой разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, стоящих перед обществом, а также по поводу средств и путей их достижения. Социальные нормы могут быть правовыми и моральными. Правовые нормы проявляются в форме закона или иного государственного или административного нормативного акта. Их соблюдение обеспечивается соответствующими органами.
^ Социальные институты: понятие, виды.

В качестве элементов общества выступают также социальные институты , являющиеся исторически сложившимися, устойчивыми формами организации совместной деятельности людей. К ним относятся институт семьи, институт образования, институт здравоохранения, институт государства и другие социальные организации и учреждения, образованные людьми в процессе их жизнедеятельности. Соц институт представляет собой совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. В то время как социальная группа, социальный слой представляет собой совокупность людей, социальный институт – совокупность учреждений, предполагающий планирование, учет, контроль, управленческую иерархию и т.д. Если в социальных группах и общностях предметом социального взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для удовлетворения их самых разнообразных потребностей, то в социальных институтах - объединение людей для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности (либо достижения определенной цели) как личностного, так и общественного характера. Социальными институтами являются семья, государство, система образования и т.д. Для социальных институтов характерны устойчивые, регулярные, самообновляющиеся и упорядоченные социальные взаимодействия в противовес случайным хаотичным, поверхностным и неорганизованным связям, возникающим между людьми и их группами.
Виды и функции социальных институтов.

Функции: 1.Объединение людей для удовлетворения потребностей 2.Установить упорядоченные , устойчивые соц взаимоотношения внутри этого института 3.Не допускать поверхностные и неорганизованные связи, возникающие м\у людьми и их группами.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социология как наука об обществе icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

Социология как наука об обществе icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

Социология как наука об обществе iconСоциология как наука об обществе
Основы социологии заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин «социология» (от латинского «societas» общество...

Социология как наука об обществе iconОбъект, предмет социология
Социология – это наука об обществе. Термин «социология» впервые появился в 1839 г. В названии 6-го тома «Курса позитивной философии»...

Социология как наука об обществе iconТемы рефератов Социология как наука об обществе. Социология П. А. Сорокина

Социология как наука об обществе iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Социология как наука: предмет; объекты; место среди других наук. Уровни и структура социологического знания. Социология как прикладная...

Социология как наука об обществе iconЛекция № Социология как наука Предмет, объект, функции и методы социологии...
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение»....

Социология как наука об обществе iconОбъект, предмет, структура и функции социологии. Место и роль социологии...
Термин «социология» происходит от 2 слов: лат общество и греч наука, наука об обществе, наука о закономерностях развития об-ва

Социология как наука об обществе iconСоциология наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский...
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт, основоположник...

Социология как наука об обществе icon1. Социология как наука 1
Сегодня социология – это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов