Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год




НазваниеВопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год
страница1/22
Дата публикации26.06.2013
Размер3.19 Mb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > Философия > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Вопросы к экзамену по философии

(стандарт) 2011 год

1. Понятие мировоззрения, его структура и функции.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Философия как феномен культуры. Предмет философии.

4. Типы философского мировоззрения.

5. Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

6. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.

7. Философия софистов и Сократа. Классический этап древнегреческой философии (Платон, Аристотель).

8. Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры я разума. Реализм и номинализм. Фома Аквинский.

9. Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества.

10. Основные идеи философии XVII в. (Ф. Бэкон. Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк. Г. Лейбниц).

11. Основные идеи философии XVIII в. (французские материалисты. Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юм).

12. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейербах).

13. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Социальная философия марксизма.

14. Рационализм и иррационализм. Иррационализм XIX в. (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).

15. Основные направления русской философии ХIХ-ХХ в.в. Философия В. Соловьева. Н. Бердяева.

16. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.

17. Развитие философии как методологии научного исследования в западной философии XX в. (неопозитивизм, феноменология, философская герменевтика).

18. Гуманистически ориентированные направления западной философии XX в. (экзистенциализм, неотомизм, неопротестантизм).

19. Социокультурная ситуация современности и се репрезентация в философии. Постмодернизм.

20. Понятия бытия и субстанции. Основные формы бытия.

21. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.

22. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

23. Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени.

24. Проблема сознания в философии и основные традиции ее осмысления в классической и постклассической философии.

25. Основные характеристики сознания. Проблема генезиса сознания. Социокультурная природа сознания.

26. Структура сознания. Сознание и самосознание.

27. Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики.

28. Закон единства и борьбы противоположностей.

29. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

30. Закон отрицания.

31. Категории диалектики.

32. Проблема познаваемости мира.

33. Проблема субъекта и объекта познания.

34. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного" и рационального познания. Познание. Практика. Творчество.

35. Познание как постижение истины. Понятие истины. Основные концепции истины.

36. Понятие науки. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

37. Наука в системе социальных ценностей. Этос науки и социальная ответственность ученого.

38. Уровни, методы и формы научного познания.

39. Специфика социально-гуманитарного познания.

40. Общество как объект философского анализа. Исследовательские программы в обществоведении.

41. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.

42. Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.

43. Проблема источника общественного развития. Факторы общественного развития.

44. Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепции злит.

45. Экономическая сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Способ производства.

46. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.

47. Политическая сфера жизни общества. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества.

48. Духовная сфера жизни общества. Уровни и формы общественного сознания.

49. Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека.

50. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

51. Философские вопросы антропосоциогенеза.

52. Философская антропология: человек как предмет философского анализа в классической и постклассической философии.

53. Человек: индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии.

54. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

55. Природа как объект философского и научного познания.

56. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив. Место экологических ценностей в системе ценностей современной цивилизации.

57. Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса.

58. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Будущее человека и общества.
Вопрос № 1

Понятие мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов на мир, на человека и его место в этом мире. Оно носит общественно-исторический характер.
^ Структура мировоззрения:

Познавательный компонент:

а) мироощущение – это обобщение эмоционального опыта (исходя из своего опыта, кто-то ждет от жизни одних неприятностей и всегда насторожён, а кто-то – наоборот) - чувственная ступень познания.

б) миропонимание – это обобщение интеллектуального опыта, т.е. наши знания (обыденные и научные) - рациональная ступень познания.

Ценностный компонент (система ценностей).

Ценности – это сложные оценки, содержащие и познавательный и эмоциональный компоненты. Ценности существуют в форме убеждений, идеалов, смысла жизни и т.п. Бывают материальные и духовные ценности. Высшие ценности – нравственные ценности.

Ценности и знания являются основой для формулирования нами целей деятельности.

Деятельностный компонент. Человек – существо деятельностное. Труд сделал человека человеком. Без труда человек не может выжить. Деятельность человека (как социального существа) регулируется знаниями и ценностями (но как биологическое существо, мы что-то делаем и инстинктивно). Результаты деятельности позволяют обогатить наши знания и совершенствовать систему наших ценностей (сегодня нам важно, ценно одно, а завтра – другое).

Итак, все компоненты мировоззрения взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Функции мировоззрения:

- познавательная – дает картину мира;

- оценочная;

- методологическая;

- социокультурная (объединяет коллектив).

Вопрос № 2

Исторические типы мировоззрения.

1. Мифологический тип характеренен первобытному обществу. Абстрактное мышление и разум только развиваются, поэтому доминирует наглядно-образное отражение мира. Основные черты: анимизм (одушевление предметов и явлений), атропорморфизация (приписывание предметам человеческих свойств. Например: солнце всходит, ветер дует, океан волнуется), не различали материальное и идеальное, реальность и фантазию, при объяснении явлений не искали причин, объяснение происходит по аналогии (на этой основе возникает магия). И современный человек может создавать свои мифы.

2. Религиозный тип возникает с переходом к классовому обществу с формированием государства. Происходит удвоение мира на земной и потусторонний. В сознании вычленяются вера и разум. Вера ценится, признается выше разума. Характерен авторитаризм – объяснение происходит со ссылкой на авторитеты; догматизм, символизм, приписывание предметам и явлениям высших или каких-то иных смыслов (когда предмет превращается в символ).

3. Философский тип мировоззрения опирается на науку, философия критична, как тип мировоззрения дает целостную обобщенную картину мира. При этом пытается выявить предельные основания существующего. Найти некую первооснову, первопричину мира. Фалес (древний греческий философ) ввел понятие «субстанция» (суб-под), для обозначения первопричины мира.

У современного человека мировоззрение включает в себя элементы всех 3-х типов мировоззрения, но с доминированием какого-то одного.

Вопрос № 3

Философия как феномен культуры.

Философия давая целостную картину мира и будучи критичной заставляет нас выходить за рамки наличного (то что на лицо) бытия, т.е. побуждает к творчеству, к поискам самостоятельных выводов, способствует внутренней свободе личностей. Философия исследует вечные вопросы, на которые нет однозначного ответа, но она размышляет над ними, ищет аргументы, используя данные разных наук, дает целостную картину мира. Философия может рассматривать любое явление в контексте бытия.

^ Предмет философии:

История философии:

- Онтология (учение о бытие)

- Гносиология (познание)

- Социальная философия (учение о обществе)

- Философская антропология (о человеке)

- Аксиология (учение о ценностях)

Философия - это учение о наиболее общих законах развития в природе, общества и чел-го мышления. Философия не ставит своих экспериментов, пользуется выводами других наук.

^ Наиболее общие законы развития: Чтобы отражать общие черты, философия вырабатывает свои понятия-категории, вырабатывает свой язык. Материальная и идеальная, духовная, причины и следствия, единичные и общие, сознание, познание и т.д. все пользуются этими понятиями, но проясняет их содержание философия.
Вопрос № 4

Типы философского мировоззрения.

Типы философского мировоззрения раскроем через основной вопрос философии: вопрос об отношении материального и идеального (сознания). Он имеет две стороны:

1. Отвечает на вопрос «Что первично, т.е существует вечно, - материя или сознание (как идеальное)?

2. Отвечает на вопрос «Познаваем ли мир, т.е. как относится наше сознание к миру, способно ли оно давать нам правильные, верные знания о мире?»

^ Первая (онтологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос «Что первично, вечно существует – материя или сознание?

По ответу на этот вопрос все философы разделились на – материалистов, идеалистов и дуалистов.

1. Материалисты: считают, что первично, вечно существует природа, материальный мир, т.е. материя первична. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи (человека, как социального существа, наделенного мозгом) отражать мир. Будучи отражением мира сознание вторично, т.е. зависит от материального мира.

Исторические формы материализма:

А) наивный, стихийный материализм древней Греции. Фалес, Гераклит, Демокрит и др.

Рассматривали мир как космос (природа в широком смысле слова), но без деталей.

Б) метафизический, механистический материализм 17- н.19 вв. Развивается капитализм, производство и наука, прежде всего, механика. Считалось, что все подчиняется законам механики (природа, живая и неживая, общество, мышление). Это механистический подход. Далее, сам материальный мир не развивается, Бог привносит в него движение и то оно только внешнее, а в своей сущности мир неизменен (это нашло свое отражение в таких пословицах как: «ничто не ново под луной», «горбатого могила исправит» и т.п. «мудрость»). Это называется метафизическим подходом (отрицание развития и связей между предметами). Бэкон, Гоббс, Локк, Дидро, Гольбах, Фейербах и др.

Итак, во взглядах на природу, они метафизические, механистические материалисты, но во взглядах на общество оставались идеалистами, т.к. считали, что жизнь общество определяется сознанием выдающихся исторических личностей, т.е. в обществе первично сознание.

В) диалектический материализм (или марксизм).

Диалектический подход, в отличие от метафизического, утверждает, что все развивается и развитие не привнесено из вне, а мир саморазвивается, и все в мире прямо или косвенно взаимосвязано. Марксисты считали, что развивается и природа, и общество, и мышление. Общество, как и природа, - материальная система. Развитие общества зависит не от сознания, а от материального производства, развития орудий труда, от форм собственности (поэтому отличаются: первобытный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и, возможно, коммунистический). Наше сознание отражает объективную социальную реальность, осознает, пытается ее изменить, смотрит, что получилось и пытается изменить общество и природу дальше. Т.е. сознание вторично, хотя и активно. Учение об обществе называется исторический материализм.

2. Идеалисты: считают, что первично, вечно существует сознание, а материя вторична, т.к. сознание творит материальный мир.

Формы идеализма:

А) объективный идеализм: первично сверхъестественное сознание (Дух, Разум,Идея, Бог). Оно творит мир. Платон (Др.Греция): считал, что первичен потусторонний мир идей. Сначала были идеи человека, дома и т.п., а потом материальные человек, дом и т.п. как воплощение идей. Гегель (нем.филос. 19 в.): первична единая Абсолютная Идея, она диалектически развивается и творит природу и общество. Природа не развивается.

Б) субъективный идеализм: первично сознание субъекта (человека), точнее его ощущения. Ощущения даны нам от рождения, откуда они приходят, мы не знаем. Все, что мы знаем – нащи ощущения. Беркли (англ. 18 в.): «Мир – это комплекс моих ощущений». Д.Юм (англ.18 в.): я знаю свои ощущения, а есть ли что-либо за ними, я не знаю.
3. Дуалисты: первичны и сознание и материя и они не зависят друг от друга, не связаны…

Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир? Способно ли наше сознание, мышление дать нам правильныезнания о мире?»

По ответу на этот вопрос все философы разделились на тех, кто признает познаваемость мира, - это гносеологические оптимисты («гносис» - познание) и тех, кто отрицает возможность познания мира, - это агностики («а»- не, «гносис» - познание).

^ 1). Гносеологический оптимизм. Познаваемость мира признавали:

А). Материалисты. Они считают, что сознание – это свойство материи отражать мир. Т.е. сознание и материя связаны, а потому познание возможно.

Б). Объективные идеалисты. Считают, что сознание (Идея, Дух, Бог и т.п.) творит материальный ми и сознание человека и связывает их, т.к. Дух присутствует и в природе, и в сознании. Значит, познание возможно.

Познание – это всегда взаимодействие субъекта (чел., наделенный сознанием) и объекта (то, что вне субъекта): Субъект Объект.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения,...
Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconВопросы к экзамену по курсу «философия» /2011-2012 учебный год
Становление античной философии. Первые философские проблемы и их осмысление философами досократовского периода

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconПеречень вопросов к кандидатскому экзамену по философии и истории науки (2011-2012 уч год)

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconВопросы к тестам по курсу «Философии» для всех специальностей на 2010-2011 уч год
Какие основные школы древнеиндийской философии Вы знаете? Веданта, Будизм,Локаята, Вайшеники

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconВопросы к экзамену по философии (одо)
Всеобщее как предмет философии. Плюрализм в определении предмета философии. Философия и специальные науки

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «римское право» одо...

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год icon2010-2011 учебный год вопросы к экзамену по педагогике. 2 Курс
Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconВопросы к экзамену по философии
Особенности философского мировоззрения. Человек как центральная проблема философии

Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год iconВопросы к экзамену
Истоки, предмет, структура философии. Значение философии в жизни человека и общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов