Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы




НазваниеКритически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы
страница1/18
Дата публикации17.07.2013
Размер2.2 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Предмет, основной вопрос и социальные функции философии
Слово философия древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» - люблю и «софия» - мудрость, и означает «любовь к мудрости», введено Платоном.

Виды Любви:

-агапа - (дружеская)

-эрос - (сексуальная любовь)

-энтузиазм - (одержимость человека)

-филео (сверх чувственная, отстранённая от земных проблем)

Философия – обожение, воплощение божественного в человеке.
В начале ф-фия была нерасчлененная система знаний. Ф. учение не дифференцировалось на отдельные отрасли знания, включала в себя всю совокупность знаний о мире (математических, географических, исторических, медицинских и др.). Ф. являла собой натурфилософию – Ф. природы. По мере накопленbя знаний о мире происходил процесс их дифференциации, т.е.разделение целого на различные части, формы..

В процессе дифференциации наук сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.

^ Каков же предмет философии? Трактовки предмета философии. Ф. Шлегель дает следующую трактовку философии: «...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...» . Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе».
Предмет По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: или его место в мире, или способ освоения мира и т.п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как отношение «мир-человек» или как отношение человека к миру, или мира к чел-ку. Определяя предмет философии как «мир-человек». Т.о. возникает формы взаимодействия чел-ка с миром: 1) практическое 2) позновательное 3) духовно-практическое. Т.о., философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире и уяснение различных форм отношения человека к миру. Ф-фия - стремление думать рационально, критически о наиболее важных вопросах.
Ф. вопросы. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? В каком состоянии он находится? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Необходимость и свобода человека (что мир диктует чел-ку и что чел-к диктует себе сам?) Смысл жизни чел-ка. Жизнь и смерть.
^ Ф-фия выполняет 2 основных функции: мировоззренческую и методологическую. 1) мировоззр. ф-ция - ф-фия в качестве науки выступает как основа сознательного формирования мировоззрения. Она дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение - это система наиболее общих взглядов, представлений на мир, чел-ка, на его место в мире. Мир, место чел-ка в мире - предмет ф-фии. В процессе реализации мировоззренческой функции ф-фии у чел-ка складывается концепция бытия, человека, общества. 2) Методологическая ф-я показывает возможности ф-фии д/получения нового знания и достижения практических целей. Ф.разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности чел-ка. Также выделяются: 3) Аксиологическая функция связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов убеждений. 4) гносеологическая – познавательная 5) эвристическая – поиск нового знания 5) прагматическая – достижению, осуществлению «полезных» целей (душевная гармония, эффективность личности)
Основной вопрос ф-фии: это вопрос об отношении мышления к бытию; духа к природе; сознания к материи (т.е.материального и духовного). О.В.Ф. имеет две стороны: Первая (онтологическая) ставит вопрос, что является первичным - материя или сознание, дух или природа, материальное или духовное иначе говоря, каков мир в своей сущности. Существуют следующие ответы на вопрос о первичности (сущности мира) и соответственно им основные философские течения: 1)материализм: материя, природа- первичны; сознание, дух- вторичны, производны от материи, природы. Сущ-ют исторические формы материализма: а)наивный материализм древних греков (Демокрит, Эпикур); б)механистический, метафизический материализм (Бэкон, Ломоносов, Фейербах); в)материализм русских ревлюционеров-демократов (Герцен, Добролюбов, Белинский); г)Диалектический материализм (Маркс, Энгельс). 2)идеализм: а)объективный: первичен мировой дух, мировой разум, мировая идея; материя, природа- порождение духа (Платон, Аквинский, Гегель); б)субъективный: первично сознание субъекта (Фихте, Авенариус, Рассел, Ясперс, Сартр). 3)дуализм: материя и сознание, дух и природа – признает параллельное существование двух равноправных, не сводимых друг к другу начал. Мир в своей сущности противоречив, двойственен. Декарт. 4)пантеизм: материя и дух - равноправные, взаимопроникающие стороны единого бытия. Мир целостен, он есть духо-материя (материально- духовное явление). Вторая (гносеологическая) определяет, соответствует ли сознание бытию, природе, материи, способно ли оно верно отражать мир, т.е. познаваем ли мир? На вопрос о позноваемости мира сущ-ют ответы: 1)Мир в принципе познаваем - утверждают гносеологические оптимисты; 2)Мир в принципе непозноваем, т.е. отрицает возможность познания - говорят агностики (Кант); 3) сомнение в возможности познания мира высказывают скептики. Скептицизм выражает гносеологическое сомнение (Пиррон).
^ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ это вопрос об отношении материального и идеального. В разные эпохи, в различных философских учениях О.В.Ф. приобретал различные формулировки: об отношении души и тела, бога и мира, сознания и бытия, мышления и природы, мысли к предмету мысли, практики и теории, реальности и идеала, свободы и необ­ходимости, исторической закономерности и сознательной деятельности людей, общественного бытия и общественного сознания. Первым выделил его как основной Г.В.Ф. Гегель, но четкое определение было дано Ф. Эн­гельсом лишь в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» О.В.Ф. имеет две стороны: первая (онтологическая) ставит вопрос, что является первичным - материя или сознание, дух или природа, иначе го­воря, каков мир в своей сущности. Вторая (гносеологическая) определяет, соответствует ли сознание бытию, природе, материи, способно ли оно верно отражать мир, т.е. познаваем ли мир?Вопрос об отношении материального и идеального является ос­новным, потому что ответ на него определяет мировоззренческую позицию философа, его взгляд на мир и способы объяснения этого мира.

Существуют следующие ответы на вопрос о первичности (сущности мира) и соответственно им основные философские течения.

Материализм: материя первична, сознание вторично, производно от нее, т.е. мир в своей основе материален.

Идеализм (объективный и субъективный): духовное начало первично, материя вторична, т.е. мир идеален.

Дуализм: материя и сознание, дух и природа - равноправные, парал­лельно существующие не сводимые друг к другу начала. Мир в своей сущ­ности противоречив, двойственен.

Пантеизм: материя и дух — равноправные, взаимопроникающие сто­роны единого бытия. Мир целостен, он есть духо-материя (материально-духовное явление).

Выбор одного из этих ответов определяет и задает способ решения более узких проблем и задач. Например, проблема происхождения челове­ка будет по-разному решаться материалистами, которые ищут и находят доказательства естественных причин появления человека, и идеалистами, которые ищут доказательства сверхъестественного появления человека и его сознания.

На вопрос о познаваемости мира существуют следующие ответы:

1. Мир в принципе познаваем - утверждают гносеологические опти­мисты.

2. Мир в принципе непознаваем - говорят агностики.

3. Сомнение в возможности познания мира высказывают скептики. Агностицизм и скептицизм - это формы нигилистического отношения к проблеме познаваемости мира.

О.В.Ф. не исчерпываются все возможные философские течения, но выделяются основные, существующие практически с начала возникнове­ния философии.

Главный смысл О.В.Ф. состоит в конечном счете в признании проти­воречивости нашего мира, в утверждении двух видов реальности - мате­риальной и идеальной, находящихся в сложном диалектическом взаимо­действии.

ФИЛОСОФИЯ- форма духовной деятельности, направленная на выявление всеобщих сущностных характеристик бытия, связанная с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Ф. есть рационально-теоретическая форма ос­мысления предельных оснований мира и человека. Проблема конечного смысла (мира, вещей, человека) является ключевой для Ф. Все философ­ские размышления пронизаны этой проблемой: для чего, зачем я пришел в этот мир? Зачем существует мир? Поэтому Ф. выступает теоретическим ядром мировоззрения. Ф., интегрируя, перерабатывая и осмысливая суще­ствующие мировоззренческие идеи, переживания, ценности, выступает в качестве самосознания эпохи.

Все многообразные определения Ф. тяготеют к одному из двух полю­сов. ^ К первому относится понимание Ф. как науки, т.е. теоретического знания, существующего как система принципов, законов, категорий. Тако­ва западноевропейская традиция развития Ф. (свое высшее завершение она получила в философии Гегеля). Второй полюс - это отношение к Ф. как к практической мудрости, способу человеческого бытия. Например, для Со­крата суть Ф. в искусстве постижения самого себя. «Ф. есть и последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающий его целиком и постоянно» (М. Хайдеггер).

Ф. и частные науки: положению «Ф. — мать всех наук» противостояло положение «Ф. - дитя всех наук», но они оба односторонни. Ф., только опираясь на сумму уже накопленных наукой знаний, вырабатывает обоб­щения предельной степени общности. Но смысл, содержание и способ применения этих обобщений выходят за границы суммы этих конкретных знаний. Назначение Ф. раскрывается в первую очередь тогда, когда появ­ляется новое знание, не укладывающееся в прежние рамки, когда познава­тельная ситуация неясна и непонятно, с какой стороны начать, в каком на­правлении идти.

^ Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структу­ру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
3. ВОПР
Мифологическое мировоззрение.

(+ См. 1. Тематический словарь 2. Учебники)
Можно выделить 3 исторические формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое (от греч. «мифос» - предание, сказание и «логос» - слово, понятие, учение) мировоззрение базируется не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Явлениям приписываются состояния человека, поведение, мышление. Силы природы обожествляются, одновременно выступают в человеческих образах. М. описывают поведение героев, богов в неопределенной ситуации и в неопределенное время.
1) Черты мифов: 1) М. возникают на ранних этапах истории – общества и человека. Но – М. существуют и поныне, мы живем в мифологической реальности.

^ 2) М. - фантастич-ие представления людей о мире, природе, чел-ке. М. - символическое отражение мира, внутренних состояний и внешнего поведения..

3) критике не подвластны, не стремятся к правдоподобию. Устойчивые состояния психики (чувство страха, тревоги, радости) порождают устойч. образы, порождающие устойчивые виды реальности. Состояние зависимости, бессилия порождает образы всесильных богов.

^ 4) М. проецируют мир богов – для человека – в качестве реальности, которая противоречит естественн. з-нам. Миф проецирует реальность сверхъестественного.

^ 5) Мифы анонимны, это не литер. произвед-я.

Они порождаются архетипами (К. Юнг) - структурами родового опыта наших предков. Архетипы – отражают устойчивые связи в отношениях мужчины и женщины, в отн-нии чел-ка к Богу, учителя и ученика. Мифы отражают родовое, коллективное мышление.

6) М. – олицетворение, символизация в конкретных образах абстрактных идей, мотивации человека, типов соц. отношений. Эрос – символ сексуальностию Сатана, Арес, Марс – агрессии. Афродита – любви. Бог – добра. Гефест - кузнечное дело, меркурий- символ торговых и комерч.отн-й.

Иисус Христос – наряду с Осирисом, Дионисом - умирающий и воскресающий Бог. Зима символизирует смерть, весна - жизнь. Христос воскресает весной. Пасха («Христос воскрес …») символизирует и безусловность добра («любовь сильнее смерти»), и воскрешение природы.

^ 7) Миф – выражают идеологические установки. 1 из основных функций идеологии – достижение единства общности, защита интересов к-то класса, группы.

Мифы – защищают чьи-то интересы.

^ 8) отличие мифа от религии. А.Ф. Лосев: различие закл-ся в отсутствии идеи спасения в М.

Трактовки Спасения. 1) То, что осуществляется после смерти. 2) Гуманизм. То, что осущ-ся в кажд. момент, здесь и сейчас. «Спасение» – символ самоактолизации, развития личности. «Самоактолизатор» (по Маслоу) = «верующий», «святой». (Черты «самоактолизатора» - 1. принятие др. чел-ка, принятие самого себя (= «любовь»), 2. отсутствие различения между досугом и трудом («работа д/нас всегда праздник»), 3. естественность, спонтанность реакций, 4. не отождествляет себя с конкретной традицией, 4. трансцендирование – выход за границы данного (традиции, ситуации, состояния личности, прич-следственных отношений).

9) Демифологизация (Рудольф Бультман) религии - необходимо выявить за религ. символами психол-ое, лич-ное, мотивац-ое, ценностно, чел-кое содерж-е. Миф и религия - это символич. формы осознания чел-ком самого себя.

Примеры. 1. Грех - символ зла, несамоактуализированности л-сти. 2. Превращение Христом воды в вино: вода - символ несамоактулиз-сти личности, (серость повседневной жизни), вино – символ самоактулизации личности, жизнь воспринимается как чудо. 3. Блудный сын – душа после скитаний возвращающаяся к Богу (Отцу) и т. д.

10) М. – воспитывают. Задают модели поведения. (Колобок «учит» слушаться старших, избегать конфликтов. Золотая рыбка – довольствоваться тем, что есть; воспринимать сакральность существующего)

2) Миф и религия: 1. различны 2. взаимосвязаны, мифы распол-ся в структуре религии 3. тождество М. и Р.- одно и тоже, миф - древняя религия. Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение, разделение на посюсторонний и потусторонний. РМ продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ- система утвердившихся ритуалов и догматов. От мифологического оно отличается тем, что раздваивает действительность на 2 мира: сверхестественный и ест-ый.
3) Возникновение мифов - трактовки: 1) Натуралистич. концепция. М. Боги и герои - олицетворение прир. циклов (смена времени года), стихий. (См. выше) Умирающие и воскресающие боги. (Пасха имеет 3 уровня: а) египетская - воскрешение Озириса – символ наступления жизни весной; б) еврейская (иудейская) – исход евреев из египетского рабства; в) христианская (в частн. – правосл.) – 1. воскрешение жизни, добра, любви и 2. символ возрождения жизни весной. Смерть - иллюзия. Любовь сильнее смерти.;

2) Историческая трактовка: мифы фантастическое описание подвигов исторических персонажей, наших предков. История всегда мифологична. Реальным людям в реальной истории приписываются сверхъестественные способности. Озирис – исторический царь Северного царства Др. Египта. После смерти превратился в бога подземного мира; Николай II – после смерти канонизирован.

3) Психологическое объяснение: а) Фрейд: мифы - порождение подавл-ых либидозных влечений. Либидо – влечение, сексуальность, в высших проявлениях - творч-во. (2-й инстинкт - Танатос- влечение к смерти).

Миф - результат сублимации (трансформации) либидозной энергии. Меняется форма проявления, психич. энергия ост-ся. Демонич. образы порожд-ся устойчивыми сост-ями психики (тревоги, страха). Образы нимф – проецируют эротич. сост-я.

Б) К. Юнг: мифы опр-ся архетипами - древнейшими структурами восприятия. А. - стрктуры родового опыта наших предков. Каждый А. проявл-ся во множ-ве образов – мирских и сакральных (религиозных). 1. Анима - жен. начало в мужской психике. Порождает женские образы - русалки, Богоматерь, София, Церковь. 2. Анимус - м. в женской психике. Лгос, мужские боги, И. Христос как мужское начало. 3. Тень - результат вытеснения, подавления в душе асоциального, нехорошего, деструктивного. Проявляется в образе сатаны. 4. Самость – все божественные образы, мандала, крест, кристалл, И. Христос как Бог.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы iconПрививки в вопросах и ответах 1 Предисловие 2 Общие вопросы вакцинопрофилактики 2
К 73 Прививки в вопросах и ответах для думающих родителей. — Новосибирск, «Гомеопатическая книга», 2006. Isbn 5-903139-02-7

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы icon6М030100 юриспруденция 6М030400 таможенное дело 6М050600 экономика 6М050700 менеджмент
«Управление затратами» и др. Это позволяет приобрести компетенции в использовании методов принятия управленческих решений; в вопросах...

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы iconМетодология и характер проблемы социально-психологическая функция...
Робинзона Крузо, подобно человеку экономическому классической экономической теории. Напротив, одним из наиболее важных открытий Фрейда...

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы iconО. А. Троицкий, В. Г. Критский
...

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы iconЗагорцев Андрей Владимирович особая группа
Для выполнения особо важных задач из состава наиболее подготовленных офицеров формируются особые группы специального назначения

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы icon1. Теоретическая сущность управления кадрами
На сегодняшний день управление кадрами признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить...

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине...
В современных условиях одной из наиболее важных, сложных и до конца непознанных, остается система управления финансовыми отношениями...

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы iconСегодняшней статьи
В этой статье я обращаю внимания на основные понятия, определения и принципы. В последующих статьях мы поговорим о наиболее важных...

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы iconВозникновение и развитие банков
Для периода зарождения первых государств на Древнем Востоке, (третье тысячелетие до н э.) характерно использование в качестве денег,...

Критически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы iconКурса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов