Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова




Скачать 80.15 Kb.
НазваниеРекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова
Дата публикации21.07.2013
Размер80.15 Kb.
ТипСочинение
zadocs.ru > Философия > Сочинение
Карабут Галина Викторовна

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 2.1)
ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»
Разобьём высказывание Степанова на части.

«Словарь языка»- это лексика.

Лексика – это весь словарный запас языка, все слова, которые составляют наш язык.

«…о чём думают люди» - значит, нас спрашивают о функции слова в языке.

Слово выражает смысл, называя предметы, признаки, действия, явления окружающего мира. =» функция слова - называть всё, что мы видим.

«Грамматика» служит для связи слов в словосочетании и предложении.

«…как они думают» - то есть, как люди думают, так они и строят свою речь.
В чём смысл высказывания Степанова?

В своём высказывании лингвист Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка.
ПЛАН сочинения-рассуждения:

1. Вступление (тезис)

2. Основная часть (комментарий +примеры-аргументы)

3. Заключение (вывод)
Варианты вступления:

1. В своём высказывании лингвист Г Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка.

2. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Это действительно так, потому что по речи человека можно судить о нём самом.
Основная часть. Варианты комментария:
1. Известный лингвист считает, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», потому что лексика изучает слова, с помощью которых мы называем явления окружающего мира. А грамматика учит правильно изменять эти слова и связывать их в словосочетаниях и предложениях, чтобы построить высказывание или создать текст.(Примеры-аргументы 1 и 2)
2. Лексика составляет весь запас слов в языке и всё богатство их значений. Слова выражают смысл, называя предметы, явления, действия, поэтому Г.Степанов утверждает, что лексика «свидетельствует, о чём думают люди».(Пример-аргумент 1)

Грамматика изучает изменение слов в языке, то есть всё разнообразие их грамматических форм, а также богатство синтаксических связей слов в словосочетаниях, предложениях. Таким образом, грамматика свидетельствует о том, «как люди думают», то есть, как строят свою речь. (Пример-аргумент 2)
Примеры-аргументы.

Нужно назвать 1 лексическое и 1 грамматическое явление и верно указать их роль в тексте.



^ Примеры лексических явлений:

Примеры грамматических явлений


- однокоренные слова

- суффиксы (уменьшительно-ласкательные и др)
- синонимы

- антонимы

- переносное значение слов
- эмоционально-экспрессивная лексика

- профессионализмы

- диалектизмы

- жаргонизмы

- разговорная лексика

- просторечные слова

- книжная лексика

- термины
- эпитет

- метафора

- ирония

- гипербола

- олицетворение

- антитеза



^ ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:

  • способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

  • повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

  • восклицательные и невосклицательные предложения

  • простые предложения

  • двусоставные и односоставные предложения

  • типы односоставных предложений

  • неполные предложения

  • распространённые и нераспространённые предложения

  • обращения

  • однородные члены

  • обособленные члены

  • уточняющие и поясняющие члены

  • вставные конструкции

  • вводные слова и предложения

  • прямая речь

  • косвенная речь

  • диалог

  • сложносочинённые предложения

  • сложноподчинённые предложения

  • бессоюзные предложения

  

Некоторые синтаксические средства художественной изобразительности

  • риторические восклицания

  • риторический вопрос

  • риторическое обращение





Основная часть. Варианты примеров-аргументов.

Примеры-аргументы даны из текстов для изложений п/р Рыбченковой.
По тексту № 27 «Весенний остров».

1. В предложении №.. , описывая бессонную ночь на борту теплохода, В.Астафьев использует лексический повтор: «Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал». Таким образом автор подчёркивает взволнованное состояние героя, вернувшегося в родные места. Ведь он единственный из пассажиров не спит.

Радость возвращения на родину передаётся и с помощью восклицательных предложений №.. и ..: «Весна на острове, весна!», «Остров всё удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!»
2.^ В предложении №.. В.Астафьев использует приём олицетворения (или слова в переносном значении): «радовалась», «буйствовала». Автор передаёт торжество природы, её весеннее настроение. Однородные члены в этом предложении также подчёркивают неудержимое стремление природы к весне.


По тексту № 40 «Дорога домой».

1. ^ Описывая кота Мордана, А.Горбовский использует просторечное слово «шкодливый», подчёркивая этим хулиганистый характер кота, его нежелание подчиняться правилам.

В предложении №..(последнее) использование однородных членов «сколько границ, рек, гор и пустынь» указывает на то, что путь был далёким и трудным.
2. Описывая жизнь обитателей коммунальной квартиры, А.Горбовский использует приём иронии: «тренировка бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы». Этот приём делает текст занимательным, а также указывает на то, что автор симпатизирует ловкому коту, держащему жителей «в осадном положении».

^ Использование вводных слов, обозначающих чувства ( «на кошачью беду», «к сожалению» ), тоже помогает понять отношение автора к героям рассказа.

или

Использование вводных слов, обозначающих последовательность ( «с одной стороны», «с другой стороны» ), демонстрирует логику рассуждения.
Варианты заключения:

1. Г.Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
2. Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.
^

Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2.1)



АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 

  • помогают высказать мысль с большей точностью, 

  • делают речь яркой и убедительной.


СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения, 

  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 

  • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 

  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

  • позволяют тонко и красочно описывать явления,

  • способствуют точности и ясности высказывания,

  • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.


^ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

  • делают речь яркой и убедительной,

  • служат для передачи торжественности момента,

  • служат для воссоздания исторической обстановки,

  • служат средством речевой характеристики персонажа,

  • используются для создания комического эффекта, иронии;

  • помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,

  • подчёркивают достоверность сказанного,

  • служат названиями реалий прошлых лет.


 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.


^ СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • служат для обозначения предметов, признаков, действий.


СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • выступают как одно из средств выразительности речи.


^ СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • используется писателями как языковая основа произведения,

  • употребляется в любых условиях общения,

  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.


^ РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  • создаёт стилистическую окраску слова,

  •  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

  • используется для словесной характеристики героя.


ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  • помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

  • служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

  • служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

  • служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.


^ КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  • позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,

  • помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 

  • служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

  • служат речевой характеристикой персонажей.


ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;

  • придают художественную, поэтическую яркость речи;

  • обогащают содержание высказывания;

  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

  • создают живое представление о предмете;

  • оценивают предмет или явление;

  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

  

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

  • характеризуют все стороны жизни человека.


ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  • помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

  • средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

  • средство передачи монотонности и однообразия действий,

  • повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

  • средство выражения многократности или длительности действия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 1 (1) Напишите сочинение-рассуждение,...
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть…...

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова icon«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего...
Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию о языке

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова iconНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского...
Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а...

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова iconНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского...
Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а...

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова iconПамятка «Как писать сочинение -рассуждение?» Шаг Варианты речевого...
«Предложенный нашему вниманию текст – это рассуждение (повествование, описание), посвящённое…»

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова iconСочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова iconСочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»
Забарин А. В., Лелебин С. П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»: Учебно-методическое...

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова iconДиссертация это научное сочинение, рассуждение по проблемам той или...
Уман А. И. (1-21), Образцов П. И. (22-46), Николаев В. А.(47-53), Бурковская Т. В. (54-62)), Есипова Н. Д.(63-82)

Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 1) задание: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова icon1. 1 Тексты для анализа при подготовке к написанию сочинения (под редакцией И. П. Цыбулько) 50
Практическое приложение. («Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы) 27

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов