Скачать 80.15 Kb.
|
Карабут Галина Викторовна учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1 Рекомендации к написанию сочинения на лингвистическую тему (С 2.1) ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» Разобьём высказывание Степанова на части. «Словарь языка»- это лексика. Лексика – это весь словарный запас языка, все слова, которые составляют наш язык. «…о чём думают люди» - значит, нас спрашивают о функции слова в языке. Слово выражает смысл, называя предметы, признаки, действия, явления окружающего мира. =» функция слова - называть всё, что мы видим. «Грамматика» служит для связи слов в словосочетании и предложении. «…как они думают» - то есть, как люди думают, так они и строят свою речь. В чём смысл высказывания Степанова? В своём высказывании лингвист Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка. ПЛАН сочинения-рассуждения: 1. Вступление (тезис) 2. Основная часть (комментарий +примеры-аргументы) 3. Заключение (вывод) Варианты вступления: 1. В своём высказывании лингвист Г Степанов говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка. 2. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Это действительно так, потому что по речи человека можно судить о нём самом. Основная часть. Варианты комментария: 1. Известный лингвист считает, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», потому что лексика изучает слова, с помощью которых мы называем явления окружающего мира. А грамматика учит правильно изменять эти слова и связывать их в словосочетаниях и предложениях, чтобы построить высказывание или создать текст.(Примеры-аргументы 1 и 2) 2. Лексика составляет весь запас слов в языке и всё богатство их значений. Слова выражают смысл, называя предметы, явления, действия, поэтому Г.Степанов утверждает, что лексика «свидетельствует, о чём думают люди».(Пример-аргумент 1) Грамматика изучает изменение слов в языке, то есть всё разнообразие их грамматических форм, а также богатство синтаксических связей слов в словосочетаниях, предложениях. Таким образом, грамматика свидетельствует о том, «как люди думают», то есть, как строят свою речь. (Пример-аргумент 2) Примеры-аргументы. Нужно назвать 1 лексическое и 1 грамматическое явление и верно указать их роль в тексте.
Основная часть. Варианты примеров-аргументов. Примеры-аргументы даны из текстов для изложений п/р Рыбченковой. По тексту № 27 «Весенний остров». 1. В предложении №.. , описывая бессонную ночь на борту теплохода, В.Астафьев использует лексический повтор: «Не спал лишь сам пароход, рулевой не спал, и я не спал». Таким образом автор подчёркивает взволнованное состояние героя, вернувшегося в родные места. Ведь он единственный из пассажиров не спит. Радость возвращения на родину передаётся и с помощью восклицательных предложений №.. и ..: «Весна на острове, весна!», «Остров всё удалялся, удалялся, а мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну!» 2.^ (или слова в переносном значении): «радовалась», «буйствовала». Автор передаёт торжество природы, её весеннее настроение. Однородные члены в этом предложении также подчёркивают неудержимое стремление природы к весне. По тексту № 40 «Дорога домой». 1. ^ В предложении №..(последнее) использование однородных членов «сколько границ, рек, гор и пустынь» указывает на то, что путь был далёким и трудным. 2. Описывая жизнь обитателей коммунальной квартиры, А.Горбовский использует приём иронии: «тренировка бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы». Этот приём делает текст занимательным, а также указывает на то, что автор симпатизирует ловкому коту, держащему жителей «в осадном положении». ^ или Использование вводных слов, обозначающих последовательность ( «с одной стороны», «с другой стороны» ), демонстрирует логику рассуждения. Варианты заключения: 1. Г.Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. 2. Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел. ^ АНТОНИМЫ:
СИНОНИМЫ:
^
ДИАЛЕКТИЗМЫ:
^
СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
^
^
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
^
ЭПИТЕТЫ:
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
|
![]() | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть…... | ![]() | Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию о языке |
![]() | Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а... | ![]() | Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а... |
![]() | «Предложенный нашему вниманию текст – это рассуждение (повествование, описание), посвящённое…» | ![]() | Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение |
![]() | Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение | ![]() | Забарин А. В., Лелебин С. П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»: Учебно-методическое... |
![]() | Уман А. И. (1-21), Образцов П. И. (22-46), Николаев В. А.(47-53), Бурковская Т. В. (54-62)), Есипова Н. Д.(63-82) | ![]() | Практическое приложение. («Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы) 27 |